Влияние занятий физической культуры на эндокринную систему. Значение физических упражнений для здоровья школьника. Краткая характеристика отдельных гормонов

Влияние физических упражнений на организм человека

Введение

1. Роль и функции кожи, диафрагмы, системы пищеварения и желез внутренней секреции. Методика воздействия физическими упражнениями

Заключение

Список литературы

Введение

Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. Регулярные занятия физической культурой и выполнение оптимального комплекса упражнений принесут вам удовольствие и сохранят здоровье.

Формирование человека на всех этапах его эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной физической деятельностью. Организм человека развивается в постоянном движении. Сама природа распорядилась так, что человеку необходимо развивать свои физические способности. Ребенок еще не родился, а его будущее физическое и психическое развитие уже взаимосвязано с двигательной активностью. Потребность в движении, физической активности является характерной особенностью растущего организма. К сожалению, взрослый человек ощущает значительно меньшую потребность в движениях, чем ребенок. Но движение необходимо, как пища и сон. Недостаток пищи и сна улавливается организмом, вызывая целый комплекс тягостных ощущений. Двигательная же недостаточность проходит совершенно незамеченной, а нередко сопровождается даже чувством комфорта. При дефиците физической активности снижается устойчивость организма к простуде и действию болезнетворных микроорганизмов. Лица, которые ведут малоподвижный образ жизни, не занимаются физической культурой, чаще страдают заболеваниями органов дыхания и кровообращения. Влияние физических упражнений на организм человека чрезвычайно велико. Все физические упражнения классифицируются по трем типам: циклические физические упражнения аэробной направленности, способствующие развитию общей выносливости; циклические физические упражнения смешанной аэробно-анаэробной направленности, развивающие общую и скоростную выносливость; ациклические физические упражнения, повышающие силовую выносливость. Не так давно специалисты определили, сколько времени нужно отводить на физические упражнения и занятия физической культурой, чтобы достичь защитного эффекта. Эти требования были выработаны в результате многолетней исследовательской работы. Оказывается, времени на физические упражнения нужно не так уж много.

1. Роль и функции кожи, диафрагмы, системы пищеварения и желез внутренней секреции. методика воздействия физическими упражнениями

Кожа - самый большой орган человеческого тела. Ее площадь составляет 1.5-2 кв.м. Уход за кожей требует ничуть не меньшего, а даже, возможно, большего внимания, чем забота о других частях тела. Обеспечение правильного ухода является во многом залогом нормального функционирования организма в целом. Для ухода за кожей рынок косметической продукции предлагает широчайший выбор лечебно-профилактической косметики как отечественного, так и зарубежного производства. Чтобы грамотно выбрать нужные именно вам средства ухода за кожей, необходимо знать строение и функции кожи.

Среди основных функций кожи надо отметить следующие:

Защитная - Кожа защищает подлежащие ткани от физических, химических, и биологических воздействий. Терморегуляторная - Подкожная жировая клетчатка и потовые железы обеспечивают регуляцию температуры организма.

Выделительная - Сальные и потовые железы обеспечивают вывод продуктов жизнедеятельности на поверхность кожи

Дыхательная и газообменная - Кожа проницаема для газов и летучих жидкостей. Рецепторная - В коже находятся чувствительные нервные окончания, посредством которых мы ощущаем холод, боль, давление и т. д.

Основная задача кожи - защита. То, как осуществляется эта функция, определяет выполнение всех других. Исходя из этого, цель ухода за кожей можно определить как создание внешних и внутренних условий, которые позволяют коже наилучшим образом выполнять все свои функции, и, прежде всего, защитную. Выбор подходов к уходу за этим важнейшим органом человеческого тела определяется особенностями строения кожи.

Кожа состоит из 3 основных слоев: эпидермиса, подлежащей под ним дермы или собственно кожи и гиподермы - подкожной жировой клетчатки, состоящей из жировых долек с прослойками соединительной ткани.

Диафрагма (от греч. διάφραγμα - перегородка) - устройство объектива фотокамеры, позволяющее регулировать относительное отверстие, то есть изменять светосилу объектива - соотношение яркости оптического изображения фотографируемого объекта к яркости самого объекта, а также устанавливать необходимую глубину резкости.

Диафрагма ограничивает грудную полость снизу. Она состоит из сухожильного центра и мышечных волокон, отходящих от этого центра во всех направлениях и прикрепляющихся к нижней апертуре грудной клетки. В норме диафрагма имеет форму купола, выдающегося в грудную полость. Во время выдоха она прилегает к внутренней стенке грудной клетки на протяжении приблизительно трех ребер.

Во время вдоха диафрагма уплощается в результате сокращения ее мышечных волокон. При этом она отходит от внутренней поверхности грудной клетки, и открываются реберно-диафрагмальные синусы. Участки легких, расположенные в области этих синусов, особенно хорошо вентилируются.

Вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма человека, поступают в него вместе с пищей. При этом только минеральные соли, вода и витамины усваиваются человеком в том виде, в котором они находятся в пище. Белки, жиры и углеводы попадают в организм в виде сложных органических соединений, и их усвоение представляет собой сложный физико-химический процесс, в ходе которого компоненты пищи должны утратить свою видовую специфичность, чтобы система иммунитета не восприняла их как чужеродные вещества. Именно для этих целей и служит система пищеварения.

Пищеварительная система – совокупность органов пищеварения и связанных с ними пищеварительных желез, отдельных элементов кровеносной и нервной систем, участвующих в процессе механической и химической переработки пищи, а также в усвоении питательных веществ и выделении из организма продуктов обмена. Другими словами, система пищеварения – это все органы, от рта до заднего прохода, которые принимают участие в процессе пищеварения. Часть пищеварительной системы, включающую желудок и кишечник, называют желудочно-кишечным трактом. Такие органы, как зубы, язык, слюнные железы, поджелудочная железа, печень, желчный пузырь и червеобразный отросток слепой кишки (аппендикс) являются вспомогательными.

Железы внутренней секреции, как уже было указано выше, являются филогенетически одним из самых первых элементов объединения всего организма в замкнутую целостную систему. Они являются анализаторами химической энергии, воздействующей на организм извне, и с этой стороны могут быть поставлены в параллель с внешними органами чувств; точно так же, как глаз, ухо производят для дальнейшего использования организмом, сообразно имеющимся у него механизмам, анализ, главным образом, физи­ческих раздражений среды, так эндокринные железы производят анализ химических раздражений: они являются, так оказать, органом внутреннего химического чувства.

Но эндокринные железы являются не только анализаторами, но и трансформаторами и регуляторами химического обмена, они не только реагируют на внешнее раздражение, но и сырой материал, поступающий в организм извне, перерабатывается под их контролем, превращая организм в одно целое биохимическое единство. Все подлежащие усвоению через кишечник вещества подлежат контролирующему анализу органов внутренней секреции, био­химическая работа отдельных органов тормозится или ускоряется гормонами внутренней секреции.

Все развитие организма тесно связано с деятельностью эндокринной системы, которая сама претерпевает целый ряд специ­фических превращений в течение хода этого развития. Первое детство характеризуется преимущественным влиянием зобной железы и эпифиза; к 6-ти годам эти железы претерпевают инво­люцию и главное место занимает гипофиз, щитовидная железа и частью половые железы; с началом третьего десятилетия роль гипофиза и щитовидной железы отходит на задний план и прева­лирующая роль переходит к половым железам; к 50-ти годам и здесь начинается инволюция.

В своей регулирующей деятельности эндокринная система находится в самой тесной связи с вегетативной нервной системой и стволовыми нервными центрами. Регулируя интенсивность и особенности ассимиляции и диссимиляции потребных для поддержания жизни веществ, эндокринная система тем самым оказывает влияние и на тонус нервной системы, прежде всего на особен­ности эмоциональной и аффективной жизни.

Каждый человек обладает своими генотипическими особенностями строения желез внутренней секреции, своими особенностями равновесия эндокринной системы, и эти особенности составляют один из важнейших моментов, определяющих тип глубинной личности. Ланьель-Лавастин предлагал даже сообразно с эндокринными особенностями выделять типы темпераментов: гиперпитуитарный, гипертиреоидальный и т. д. темпераменты. Фишер говорит, что «психопатическое предрасположение принимает известное направление в зависимости от внутрисекреторных особенностей».

Другими словами, физическая активность помогает себя лучше чувствовать и получать от жизни больше.

Некоторые люди считают физическую активность «работой», так как они связывают это понятие с тяжелыми физическими упражнениями, как бег на длинные дистанции или «тяжелые» гимнастические упражнения. Но движения должны и могут приносить радость. Некоторые люди любят сочетать физическую активность с повседневными делами, например, играть на улице с детьми или внуками, ходить на работу пешком или заниматься садом или огородом. Другие предпочитают более конструктивные виды физической активности, такие как плавание, танцы или занятия игровыми видами спорта. Главное – попытаться вести активную жизнь постоянно и заниматься тем видом физической деятельности, которая доставляет вам радость.
2. Ловкость (координационные способности) и методика ее воспитания

Ловкость - (определение, данное Н. А. Берштейном) - способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность справиться с любою возникшею двигательною задачей

Правильно (то есть адекватно и точно),

Быстро (то есть скоро и споро),

Рационально (то есть целесообразно и экономично) и

Находчиво (то есть изворотливо и инициативно).

Ловкость - это способность быстро координировать движения в соответствии с меняющейся игровой ситуацией. Это самое общее определение, поскольку ловкость - комплексное качество, в котором сочетаются проявление быстроты, координации, чувства равновесия, пластичности, гибкости, а также овладение игровыми приемами. Если же попытаться дать более узкое, специальное определение, то можно сказать, что ловкость - это умение быстро и точно выполнять сложные по координации движения. Различают прыжковую ловкость, акробатическую, скоростную и др. Развивать ловкость следует с 6-8 лет и работать над этим качеством постоянно, вводя в тренировочный процесс все новые, более сложные упражнения. Центровым и всем высоким игрокам, не наделенным от природы непринужденностью движений, быстротой и координированностью, необходимо овладеть этими приемами и постоянно их совершенствовать. Хотя сама игра во многом способствует развитию координации и ловкости, тем не менее без специальных упражнений обойтись трудно.

Существует правило воспитания равновесия, которое заключается в том, что хорошее равновесие не у того, кто его никогда не теряет, а у того, кто его быстро восстанавливает. В мотокроссе обычно не теряет равновесия тот, кто идет с заниженной скоростью. Основываясь на этом правиле, воспитание специальной ловкости должно идти по пути расширения способности спортсмена именно восстанавливать равновесие системы «гонщик-мотоцикл» из все более критических положений. Они возникают при прохождении незнакомой трассы и в условиях плохой видимости (закрытые повороты, спуски, а также пыль, снег). Максимальное использование реакций грунта – вождение на повороте на границе сцепления с грунтом, торможение с «околоюзовым» усилием – также временами вызывает нарушение равновесия и критические положения, и поэтому является эффективным методическим приемом для воспитания специальной ловкости.

3. Комплексное применение средств восстановления работоспособности после физических нагрузок

Существует большой арсенал медико-биологических средств, помогающих решению задачи ускорения восстановительных процессов. К ним относят воздействие физических и гидротерапевтических процедур, различные виды массажа, прием витаминов и других фармакологических препаратов, использование лечебных мазей, гелей, спортивных кремов и растирок, компрессов и многое другое. Имеется множество рекомендаций по применению в тренировочном процессе указанных средств восстановления работоспособности. Физические воздействия, изменяя реактивность организма и повышая его сопротивляемость стрессогенным факторам внешней среды, являются средствами закаливания. Наиболее активными и физиологичными из доступных средств являются ультрафиолетовое излучение, аэроионизация, холодовые и тепловые процедуры. Воздействие их осуществляется через кожу. Физическое раздражение рецепторов кожи оказывает рефлекторное воздействие и на деятельность мышечной системы, внутренних органов и ЦНС.

Использование доступных восстановительных средств должно носить комплексный, системный характер, быть связано с физиологической направленностью работы и методикой тренировки, исходить из понимания единства тренировки и восстановления. При подборе средств восстановления очень важное значение имеет рациональное сочетание средств общего и локального действия. Средства общего воздействия обладают широким диапазоном неспецифического общеукрепляющего влияния на организм. Адаптация к ним развивается более медленно, чем к локальным средствам.

Локальные средства главным образом направлены на устранение утомления определенных мышечных групп путем улучшения их кровоснабжения и усиления клеточного метаболизма или на отдельные звенья функциональных систем организма. В комплексе восстановительных мероприятий локальные средства всегда применяются после средств общего воздействия.

Для предотвращения привыкания к применяемым восстановителям, необходимо постоянно комбинировать ими. В каждом конкретном случае варианты применения средств ускорения восстановительных процессов зависят от характера предшествующей и предполагаемой нагрузки. В связи с этим, возможны два основных тактических приема использования комплексов восстановления работоспособности:

1. Устранение утомления мышечных групп и функциональных систем после выполненной нагрузки.

2. Ускорение восстановления лишь тех мышечных групп и звеньев функциональных систем, к которым будут предъявлены повышенные нагрузки в последующем занятии.

Поэтому планирование восстановительных мероприятий должно осуществляться с учетом направленности их воздействия. Использование комплекса восстановительных средств позволяет увеличить объем нагрузок в последующих занятиях на 15-30 % при одновременном улучшении качества работы. Ниже, в таблице 67, приводятся наиболее распространённые и простые комплексы восстановительных процедур, рекомендуемые после физических нагрузок различной направленности.

Заключение

Физические упражнения общей направленности оказывают положительное влияние на ваше здоровье, физическое состояние и фигуру.

Физические упражнения на растягивание очень важны для развития и поддержания на должном уровне качества гибкости. Гибкость связок и суставов обыкновенному человеку нужна не менее, чем спортсмену или балетному танцору. Все мы рождаемся гибкими. Однако по мере того, как годы идут, данная от природы гибкость неуклонно теряется, а мы сами этот процесс стимулируем, ведя сидячий образ жизни. Чем больше времени мы «просиживаем», тем быстрее наши мышцы и суставы теряют прежний размах движений, заставляя нас и чувствовать себя, и выглядеть старше, чем мы есть. Вам следует включать большое количество упражнений на растягивание в режим ежедневной тренировки, особенно это касается «заминки», которая сопровождает каждое упражнение . Представьте себе, что стречинг (растягивание) - это своеобразная форма дыхания для мышц и соединительных тканей.

Физические упражнения не должны быть неприятной процедурой, которую вам постоянно хочется отложить на завтра или послезавтра. Им следует стать неотъемлемой, доступной и доставляющей удовольствие частью вашей жизни. Самое лучшее время для занятий - это то, которое вас устраивает. Чем удобнее для вас расписание спортивных занятий, тем более вероятность, что вы не станете их пропускать. Очень хороша идея сделать занятия каждый день в одно и то же время, тогда они войдут в привычку, ежедневную потребность, которая доставляет вам радость, удовлетворение и поднимает ваш жизненный тонус.

Список литературы

Визитей Н.Н. Физическая культура личности . - Кишинев, Штиинца, 1989.-108 с.

Виленский М.Я. , Литвинов Е.Н. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки // Физ. культ. в школе, 1990, №12, с. 2-7.

Временный Государственный образовательный стандарт . Общее среднее образование. Физическая культура // Физ. культ. в школе, 1993, №6, с. 4-9.

Комплексная программа физического воспитания учащихся I-ХI классов общеобразовательной школы // Физ. культ. в школе, 1987, № 6,7,8.

Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека .- М.: ГЦИФК, 1992.- 120 с.

Лях В.И. с сотр. Возможные направления работы. Концепция перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Физ. культ. в школе, 1991, №6, с. 3-8.

Матвеев А.П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка , 1997. -120 с.

Программа по предмету «физическая культура» для общеобразовательных учреждений / Казань, 1996. - 55 с.

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Гормоны играют крайне важную роль в работе человеческого организма. Эти вещества стимулируют работу определенных клеток и систем организма. Гормоны производятся эндокринными железами и определенными тканями. Из широкого спектра гормонов особую важность имеют анаболические и катаболические гормоны.

Катаболизм и анаболизм

Катаболизм – это процесс метаболического распада клеток и тканей, а также разложения сложных структур с выделением энергии в виде тепла или в виде аденозинтрифосфата. Катаболическим процессом является ферментация больших молекул сахаридов, жиров, протеинов и фосфорных макроэргов. Катаболические процессы обеспечивают высвобождение большого количества энергии.

Анаболические процессы противоположны катаболическим. Под анаболическими процессами подразумевают процессы создания клеток и тканей, а также веществ, необходимых для работы организма. Анаболические процессы, в отличие от катаболических, осуществляются только с использованием аденозинтрифосфата.

Течение регенеративных процессов и анаболизм мышечной ткани во многом зависят от уровня гормона роста, инсулина и тестостерона в плазме крови. Эти гормоны обеспечивают анаболические процессы, активируемые прогормонами.

Влияние физической нагрузки на уровень гормонов

Физическая активность как таковая существенно повышает концентрацию множества гормонов в плазме крови и не только непосредственно в момент нагрузки. С начала выполнения упражнения (напр. околомаксимальной мощности), за первые 4-10 минут концентрация различных гормонов и продуктов метаболизма меняется самопроизвольно. Этот период производства провоцирует определенный дисбаланс регулирующих факторов.

Однако определенные особенности этих изменений всё же прослеживаются. Так с началом упражнения растет концентрация молочной кислоты в крови. А концентрация глюкозы начинает меняться обратнопропорционально концентрации молочной кислоты. При увеличении времени нагрузки в крови растет уровень соматропина. Другие исследования продемонстрировали, что у людей преклонного возраста (65-75 лет) после занятий на велотренажере уровень тестостерона увеличивался на 40%, и на 20% возрастал уровень транспортного глобулина, защищающего производимый тестостерон от деструкции. Специалисты геронтологии полагают, что именно сохранение нормальной концентрации тестостерона обеспечивает бодрое, энергичное состояние в преклонные годы и, вероятно, увеличивает продолжительность жизни. Секрецию гормонов и их попадание в кровь при физических упражнениях можно представить в виде каскада реакций.

Физическое напряжение как стресс провоцирует выделение в структурах мозга либеринов, которые, в свою очередь, запускают производство тропинов гипофизом . Через кровь тропины проникают в эндокринные железы, где и осуществляется секреция гормонов.

Кортизол

Катаболизм обусловлен наличием в крови множества факторов, участвующих в высвобождении энергии. Один из этих факторов – кортизол . Этот гормон помогает при стрессах . Однако слишком высокий уровень кортизола нежелателен: начинается расщепление клеток мышц, нарушается доставка в них аминокислот. Совершенно ясно, что в таких условиях при попадании в организм протеинов они не смогут принять участие в анаболизме, а будут либо интенсивно выбрасываться с мочой, либо превращаться печенью в глюкозу. Еще одна отрицательная роль кортизола проявляется в его воздействии на сахаридный метаболизм в период отдыха после упражнения, когда спортсмен желает скорее восстановить силы. Кортизол ингибирует скопление гликогена в мышечной ткани. Увы, кортизол производится в человеческом организме во время тяжелых тренировок. Интенсивные тренировки, высокая физическая нагрузка – это всё стресс. Кортизол выполняет одну из главных ролей при стрессах.

Устранить катаболический эффект кортизола можно с применением анаболических стероидов . Но этот метод – крайне вреден для здоровья. Побочные явления столь опасны, что спортсмену следует найти другие эффективные анаболики, легальные и не вызывающие побочных эффектов. Получение организмом большого количества сахаридов в результате анаболической активности инсулина также благоприятствует быстрому восстановлению. Выяснилось, что и в данном случае эффект достигается ингибированием активности кортизола. Концентрация инсулина обратнопропорциональна концентрации кортизола в крови.

Инсулин

Инсулин является полипептидным гормоном и необходим в объединении путей энергоснабжения. Анаболизм инсулина затрагивает мышечную, жировую ткань и печень. Инсулин стимулирует образование гликогена, алифатических кислот и протеинов. Также инсулин ускоряет гликолиз. Сам механизм анаболизма инсулина состоит в ускорении попадания глюкозы и свободных аминокислот в клетки. Однако процессы образования гликогена, активируемые инсулином, провоцируют уменьшение концентрации глюкозы в крови (основной симптом гипогликемии). Инсулин замедляет катаболизм в организме, в т.ч. разложение гликогена и нейтрального жира.

Соматомедин С

Ускорение анаболизма в организме, то, чего хотят большинство культуристов, возможно и без применения допинг-средств типа анаболических стероидов. Одним из важнейших агентов, активирующих производство протеина, является прогормон – соматомедин С. Специалисты утверждают, что образование этого вещества стимулируется соматотропином и осуществляется в печени и мышечной ткани. Производство соматомедина С в определенной степени зависит от объёма аминокислот, получаемых организмом.

Гормоны и восстановление мышц после физических нагрузок

Гормоны с анаболическим эффектом после физических упражнений выполняют еще одну задачу. В результате исследований было выяснено, что при физических нагрузках волокна мышц повреждаются. Под микроскопом на специально подготовленных образцах мышечной ткани можно увидеть частые надрывы и полные разрывы волокон мышц. Факторов столь деструктивного эффекта нагрузки несколько. Первые гипотезы специалистов были связаны с деструктивным эффектом катаболических гормонов. Позже также было обосновано деструктивное воздействие свободных окислителей.

Эндокринная система управляет всеми видами метаболизма и, в зависимости от ситуации, может активировать резервные силы организма. Она же контролирует восстановление после тяжелых физических упражнений. Причем реакции гормональных систем сильно отличаются в соответствии со степенью нагрузки (большой или умеренной мощности). При нагрузке умеренной мощности и долгой тренировке увеличивается уровень гормона роста и кортизола, падает уровень инсулина и увеличивается уровень трииодтиронина. Нагрузке большой мощности сопутствует увеличение концентрации гормона роста, кортизола, инсулина и Т3. Гормон роста и кортизол обуславливают развитие специальной работоспособности, и поэтому увеличение их концентрации во время разных тренировочных циклов сопровождается улучшением спортивных показателей спортсмена.

В результате многих исследований Л.В. Костина и других специалистов было выяснено, что у профессиональных бегунов на сверхдальние дистанции в спокойном состоянии обнаруживается низкая или нормальная концентрация гормона роста. Однако при марафоновском забеге уровень гормона роста в крови сильно увеличивается, что обеспечивает высокую работоспособность на продолжительный срок.

Гормон роста (соматотропин) – гормон (средний уровень в крови – 0-6 нг/мл), отвечающий за анаболизм в организме (рост, развитие, увеличение веса тела и различных органов). В организме взрослого человека воздействие гормона роста на функции роста в большей степени теряется, а на анаболические функции (образование протеина, сахаридный и жировой обмены) остается. Это и является причиной запрета соматотропного гормона как допинга.

Другим немаловажным гормоном адаптации служит кортизол, который отвечает за сахаридный и протеиновый метаболизм. Кортизол контролирует работоспособность путем катаболического процесса, при котором печень снабжается гликогеном и кетогенными аминокислотами. Вместе с катаболическим процессом (остановка производства протеина в лимфоидной и соединительной тканях) осуществляется сохранение концентрации глюкозы в плазме крови спортсмена на достаточном уровне. Данный гормон также запрещен в качестве допинга.

Инсулин управляет концентрацией глюкозы и ее перемещением через мембраны мышечных и других клеток. Уровень инсулина в норме – 5-20 мкед/мл. Нехватка инсулина снижает работоспособность вследствие уменьшения количества глюкозы, доставляемой в клетки.

Выделение инсулина стимулируется при упражнениях большой мощности, что обеспечивает высокую проницаемость клеточных мембран для глюкозы (стимулируется гликолиз). Работоспособность достигается благодаря сахаридному обмену.

При умеренной мощности упражнений уровень инсулина падает, что приводит к переходу с сахаридного метаболизма на липидный, что столь востребовано при продолжительной физической активности, когда резервы гликогена частично израсходованы.

Тиреоидные гормоны тироксин и трииодтиронин управляют основным метаболизмом, расходом кислорода и окислительным фосфорилированием. Основной контроль метаболизма (ок. 75%) приходится на трииодтиронин. Изменение уровня тиреоидных гормонов определяет предел работоспособности и выносливости человека (возникает дисбаланс между получением кислорода и фосфорилированием, замедляется окислительное фосфорилирование в митохондриях мышечных клеток, замедляется ресинтез аденозинтрифосфата).

Обследования бегунов на сверхдальние дистанции продемонстрировали связь между работоспособностью и соотношением гормона роста и кортизола. Обследование эндокринной системы определенного спортсмена позволяет определить его возможности и готовность выдержать физическую нагрузку с лучшими показателями.

Другим существенным аспектом предсказания специальной работоспособности служит выявление способностей коры надпочечников производить кортизол в ответ на раздражение адренокортикотропным гормоном. Повышенное производство кортизола говорит о способности спортсмена работать в оптимальном режиме.

Спортивная работоспособность разных полов существенно зависит от тестостерона. Этот гормон обуславливает агрессию, темперамент и целеустремленность при исполнении задания.

Допинг

Гормональные средства (тестостерон и его вариации, анаболические стероиды, гормон роста, кортикотропин, гонадотропный гормон, эритропоэтин) искусственно увеличивают работоспособность человека, и поэтому считаются допингом и запрещены к употреблению в соревнованиях и на тренировках. Зачастую употребление препаратов гормонов идет вразрез со здоровым образом жизни и в конечном счете может привести к тяжелым патологиям.

Выступление на ШМО учителей физической культуры, изобразительного искусства, обслуживающего труда

«Значение физических упражнений

для здоровья школьника».

п. Власиха

Введение.

Значение физических упражнений для здоровья школьника.

1) Влияние занятий физическими упражнениями на опорно-двигательный аппарат.

3) Влияние занятий физическими упражнениями на сердечно-сосудистую систему.

5) Влияние физических упражнений на органы выделения и пищеварения.

6) Влияние физических упражнений на железы внутренней секреции.

Воздействие игровых упражнений на двигательные способности школьника.

2) Действие некоторых игр на двигательные способности школьника

Введение.

Для того чтобы стать сильным, ловким и выносливым, необходимо регулярно заниматься физическим трудом, физкультурой и спортом. Способность мышц выполнять физическую работу зависит от её предшествующей тренировки. Мышцы взрослого человека, постоянно занимающегося физической работой, обладают высокой работоспособностью и выносливостью.

В первую очередь тренировка повышает мышечную силу. Под её воздействием утолщаются мышечные волокна. Длительная бездеятельность мышц ведёт к их атрофии и потери ими работоспособности. Тренировка способствует к улучшению координации и автоматизации мышечных движений; повышает работоспособность. Тренированный человек, утомлённый проделанной работой, способен быстро восстановить свои силы.

Тренировка действует благоприятно на состояние скелета, особенно развивает те участки кости, куда прикрепляются крупные, хорошо развитые мышцы. Занятие физическими упражнениями благоприятно сказываются и на развитии всего организма. Усиленная мышечная работа значительно

увеличивает потребление кислорода, то есть способствует тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой систем, развитию сердечной мышцы и мышц грудной клетки. Мышечная работа способствует улучшению настроения, создаёт ощущение бодрости.

Русский учёный создал теорию физического воспитания, в основе которой заложена мысль о единстве физического и умственного развития, о том, что физическое развитие способствует умственному совершенствованию.

Научно-техническая революция привела нас к малоподвижному образу жизни. Это неблагоприятно отражается на здоровье человека. У людей развивается слабость скелетных мышц, затем возникают слабость сердечной мышцы и нарушения в работе сердечно-сосудистой системы. Одновременно происходит перестройка костей, накапливание в организме жира, развитие атеросклероза , падение работоспособленности, снижается устойчивость к инфекциям, ускоряется процесс старения организма. Чтобы избежать всего ниже перечисленного необходимо заниматься физкультурой.

Влияние занятий физическими упражнениями на опорно-двигательный аппарат.

Регулярные занятия спортом оказывают большое и положительное влияние на скелет и мышечную систему человека. Люди, постоянно занимаются спортом, пропорционально развиты, у них хорошо выражена мускулатура, красивая осанка, движения их ловки, непринуждённы. Всё это является результатом хорошего развития мышечной и кострой системы.

Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом кости скелета человека приобретают большую прочность, связки становятся крепкими, увеличивается амплитуда движений в суставах. Также сильно развивается и мышечная система человека. Следует помнить, что у взрослых людей мышцы составляют 40-45% общего веса тела и что мышечная деятельность любого организма, в том числе и человека, является одним из главных факторов его существования. Это прекрасно сформулировал отец русской физиологии: «Смеётся ли ребёнок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создаёт ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактором является мышечное движение».

Физические упражнения способствуют увеличению объёма мышц, их силы, скорости их сокращения, повышению эластичности, растяжимости. У человека занимающегося спортом, постепенно движения становятся плавными, красивыми, рациональными, исчезают напряжённость, лишние ненужные движения. Со временем человек становиться ловким, сильным, у него улучшается ориентировка в пространстве, более тонко проявляется чувство равновесия, улучшается координация, увеличивается скорость движений, появляется так называемое «мышечное чувство».

В чём причина этих изменений? Работающая мышца требует усиленной доставки питательных веществ, приносимых им кровью, что осуществляется ускорением тока крови, а так же раскрытием в мышцах дополнительных мельчайших сосудов – капилляров. Обычно в состоянии покоя в мышце большая часть капилляров находится в бездействии, а во время усиленной мышечной работы количество действующих капилляров значительно увеличивается (в 10 и более раз).

Помимо этого увеличивается в два раза диаметр капилляров, что так же способствует усилению количества циркулирующей крови.

Усиленное кровоснабжение работающей мышцы приводит к увеличению объёма мышцы. Рост мышцы взрослого человека, вызванный физической работой,

происходит, не за счёт увеличения их длинны, а только за счёт утолщения мышечных волокон. В физиологии существует положение, говорящее о том, что сила мышц пропорциональна их поперечному сечению. Значит, чем толще мышца, тем больше её сила.

В процессе тренировки улучшается растяжимость мышц, что увеличивает амплитуду движений. Тренированная мышца может значительно дольше работать, чем не тренированная. В процессе работы совершенствуется влияние на мышцы центральной нервной системы, а также совершенствуется нервные механизмы, заложенные в самой мышце.

При малой работе мышц ухудшается их питание, уменьшается объём и сила, снижается растяжимость и упругость, мышцы становятся слабыми и дряблыми.

2) Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему.

Нервная система, и в первую очередь центральная нервная система, принимает «участие» в каждом производимом физическом упражнении.

Благодаря нервной системе все органы работают, согласовано, и человеческий организм представляет собой единое целое. Нервная система управляет сложной и многообразной деятельностью организма человека, работой всех органов и систем, регулирует все процессы, происходящие в организме.

Влияние физических упражнений на нервную систему весьма разнообразно. Самое главное в физическом воспитании – это «воспитание» нервной системы. С помощью физических упражнений мы добиваемся совершенствования нервной системы. Это совершенствование, по существу, безгранично, ибо центральная нервная система обладает высокой степенью приспособляемости к новым требованиям, к новым условиям – она необычайно пластична.

Нервная система осуществляет свою работу путём рефлексов. В результате действия рефлексов органы приспосабливаются к различным условиям деятельности организма и окружающей среде. Например, рефлекторно смыкаются веки, когда пылинка; отдёргивается рука при уколе об иголку пальца; выделяется слюна при, попадании пищи в рот.

Множество рефлексов наблюдаются в нашем организме, и все они осуществляются только при участии нервной системы.

Условные рефлексы в отличие от безусловных – не врождённые. Условные рефлексы имеют большое значение для человека. Они очень важны и жизненно необходимы. Например, если сердце в результате уже

установившегося рефлекса начинает усиленно работать, ещё до того, как начался бег, то заблаговременно повышается кровоснабжение мышц, благодаря чему они уже с самого начала бега получают больше кислорода и питательных веществ. Если же сердце начинает усиленно работать только во время бега спортсмена, это может создать затруднение в работе его организма. Значит, условный рефлекс, который выработался в процессе тренировки, содействует улучшению работы организма. Каждая тренировка добавляет что-то новое к уже имеющемуся. В процессе тренировки от мышц и разных органов в мозг идут сигналы, происходят новые совпадения во времени этих сигналов, новые их сочетания, что постепенно способствует образованию новых условных рефлексов.

При обучении человека какому-нибудь движению можно наблюдать, что вначале это движение получается у него неуклюжим, неловким, но с каждой новой тренировкой оно становится более рациональным, более ловким. В головном мозгу возникают новые связи между нервными клетками, которые управляют работой мышц участвующих в новом движении. В начале движения этих мышц не согласованы друг с другом, потому что ещё не установились новые временные условные связи. Постепенно по мере выработки этих связей движение становятся более согласованными.

Спортсмену уже не надо так напрягать внимание, чтобы

правильно выполнить упражнение: вследствие закрепившихся условных рефлексов оно совершается непринуждённо, легко.

Возникающие в головном мозгу новые связи способствуют не только лучшей согласованности движений. При выполнении упражнений возникают новые связи между деятельностью мышц и деятельностью органов дыхания, кровообращения и других органов. Благодаря этому начинают работать более согласованно все органы и системы организма, которые взаимно влияют друг на друга. В результате регулирующей роли центральной нервной системы их работа происходит более согласовано, чем достигается слаженная деятельность организма, его разностороннее развитие.

Правильное разностороннее развитие наступает лишь в том случае, если мы упражняем, разные группы мышц, производим разнообразные движения. Разные виды труда, спортивных упражнений, сочетание физической и умственной деятельности – вот залог того, что развитие будет не односторонним, а гармоничным и действительно всесторонним.

Регулярные занятия физическими упражнениями благотворно влияют на деятельность всех отделов нервной системы, на психику, на выработку моральных и волевых качеств. Ощущение удовлетворения, возникающее после занятий спортом, положительным образом действует на нервную систему, что, в свою очередь, оказывает влияние на улучшение деятельности всех органов человека. В силу взаимных связей более совершенная работа внутренних органов, которая воздействует на нервную систему, достигается благодаря занятиям спортом.

Спортивные соревнования вызывают огромное напряжение воли и физических сил человека. Спортивная борьба всегда связана с нервным напряжением, с переживаниями. Возникающее во время соревнований у спортсмена нервное напряжение способствует проявлению высокой работоспособности организма. В результате усиливается деятельность мышц и внутренних органов. При этом спортсмен может совершить больше усилия и выдержать такое напряжение, которое было бы ему не под силу в обычном состоянии. Опыт неоднократного участия в соревнованиях снижает предстартовое волнение. Иногда предстартовое волнение проявляется настолько сильно, что порой спортсмен не может с ним справиться и показывает результат ниже присущего ему результата.

Наиболее выгодно для спортсмена состояние умеренного возбуждения на старте.

Регулярные занятия физкультурой и спортом благотворно влияют на деятельность нервной системы, на выработку морально-волевых качеств.

3)Влияние занятий физическими упражнениями на сердечно-сосудистую систему.

В спортивной медицине большое количество научных исследований посвящено влиянию занятий физическими упражнениями на сердечно-сосудистую систему.

Под влиянием регулярных занятий спортом, сердце спортсмена становится сильным, выносливым, оно несколько увеличивается в размере. Мышцы сердца в процессе тренировки постепенно становятся толще, однако развитие сердца сказывается не только в толщине сердечной мышцы, но и в увеличении количества крови, выбрасываемой сердцем с каждым сокращением. Сердце нетренированного человека в покое выбрасывает в аорту при единичном сокращении примерно 50-60 куб. см. крови, а при напряжённой физической деятельности до 100-120 куб. см. крови. Сердце тренированного спортсмена в покое в одно сокращение выбрасывает в аорту примерно 80-90 куб. см. крови, а при усиленной работе до 200 куб. см. крови.

Такая способность тренированного сердца даёт возможность легче справиться с предъявляемыми нагрузками.

Другим не менее важным показателем деятельности сердца является частота сердечных сокращений, которая у взрослого мужчины в покое примерно равна 70 уд. в мин., мин., у женщин на несколько чаще 75-80 уд. в мин. Частота сердечных сокращений можно определять по биению пульса. У тренированных спортсменов сердце в покое бьётся значительно реже 50-60 уд. в мин. Отмечено много случаев, когда сердцебиения у спортсменов была меньше и доходила до 40 уд. в мин. Однако сердце спортсмена, которое сокращается реже, обладает большой сократительной способностью - выбрасывает значительно большее количество крови, чем сердце нетренированного человека.

Предъявляемая к сердцу напряжённая физическая нагрузка вызывает у нетренированных людей усиление сокращения сердца до 180-200 уд. в мин., т. е. увеличивается частота по сравнению с покоем в два-два с половиной раза. У спортсменов количество сердечных сокращений при интенсивной физической нагрузке доходит до 240-250 уд. в мин., что примерно в пять раз больше, чем в покое.

При большой физической нагрузке усиленная работа сердца и сосудов направлена в первую очередь на обеспечение большего подвоза кислорода и питательных веществ к напряжённо работающим мышцам. Попытаемся представить, какую работу выполняет сердце спортсмена в процессе усиленной физической деятельности. Зная количество крови, которое выбрасывает сердце в аорту и лёгочную артерию спортсмена в процессе усиленной работы (около 400 куб. см.) и частоту сердечных сокращений (примерно 220 уд. в мин.) мы можем определить, сколько крови выбрасывает сердце в минуту. Для этого 400 куб. см. умножаем на 220 и получаем 88 литров крови. Эта громадная цифра на первый взгляд кажется невероятной, но она вполне реальна и многократно научно доказана. Вычисляя дальше, мы можем определить, сколько сердце спортсмена

может перекачать крови в один час. То есть, помножаем 88 л. на 60 мин. и получаем цифру, равную 5280 л.! Если на основе этих данных мы попытаемся ориентировочно установить, сколько же перекачивается крови сердцем марафонца, который пробегает дистанцию за 3 часа, то получим свыше 15 тонн крови. Из анатомии известно, что сердце по своим размерам очень мало весит около 300 грамм - и по объёму равно, приблизительно, кулаку исследуемого. Ясно, какую нагрузку выполняет этот маленький непрерывно работающий орган. Вышеизложенные данные показывают, что тренированное сердце спортсмена способно к громадным напряжениям и большим скоростям работы, которые не доступны нетренированному сердцу. Для того чтобы развить резервные возможности сердца, необходимо регулярно тренироваться при соблюдении строгого врачебного контроля.

В литературе описаны врачебные наблюдения над спортсменами-лыжниками участниками 100-километровой лыжной гонки . Дистанцию они прошли примерно за 8,5-9 часов. Сердце за это время перекачало около 30 тонн крови, что равно 1 железнодорожной цистерне. Поистине громадные количества крови перекачало неутомимое и исключительно сильное сердце спортсмена. Следует добавить. Что сердце спортсмена от больших, но правильно проводимых физических нагрузок не слабеет, не изнашивается, а становиться ещё более крепким, сильным, способным выдерживать громадные напряжения. Вместе с тем, сердце очень тонко реагирует на все воздействия внешней и внутренней среды. Душевные переживания, печаль, радость, изменения положения тела, принятие пищи и так далее – всё это сказывается на работе сердца. Вся деятельность человека находит отражение в работе сердца.

У людей, приспособленных к выполнению большой физической работы, сердце реагирует на повышение нагрузки увеличением силы сокращений и ударного объёма сердца и в меньшей степени – увеличением частоты сердечных сокращений. По окончании работы количество сокращений быстро приходит к норме.

У нетренированных лиц увеличение физической нагрузки вызывает учащение сокращений сердца. Однако сердце не в состоянии работать учащённо длительный период времени, оно быстро устаёт. У нетренированных людей по окончании работы сердце продолжает часто сокращаться и долго не приходит к исходному состоянию.

У тренированных людей при выполнении физических упражнений прохождение крови по сосудам значительно облегчается вследствие совершенствования механизмов, регулирующих артериальное, венозное и капиллярное кровообращение. Важно знать, что на характер изменения работы сердца влияет ни сколько вид спорта, сколько методы и содержание тренировки. При правильных занятиях сердце становиться сильным и выносливым.

Врачи, наблюдающие спортсменов, отмечают случаи увеличение не только левого, но и правого отделов сердца. Такое сердце встречается у тех спортсменов, которые занимаются спортом методически неправильно (например, задерживают дыхание, чем вызывают застой в малом кругу кровообращения), систематически перенапрягаются и не полностью восстанавливают свои силы. Такие изменения сердца опасно для здоровья.

4) Влияние занятий физическими упражнениями на дыхательный аппарат.

Деятельность органов дыхания, так же как и работа сердца, совершается непрерывно в течение всей жизни человека. В зависимости от потребности организма дыхание может усиливаться или ослабляться. В одну минуту в состоянии покоя человек производит 16-20 дыханий (вдох, выдох).

Каждый вдох примерно равен пол - литру воздуха, следовательно, при 18 выдохах человек выдыхает 9 литров воздуха. У спортсменов количество дыханий в минуту несколько меньше, оно равно 12-14 дыханий в минуту или 6-7 литров выдыхаемого воздуха. Однако усвоение кислорода значительно выше.

При физической нагрузке увеличивается потребление кислорода работающими мышцами, в связи, с чем усиливается деятельность органов дыхания, кровообращения, обмена веществ и др. Усиление работы органов дыхания выражается в увеличении частоты и глубины дыхания, что значительно повышает лёгочную вентиляцию (увеличивается количество вдыхаемого и выдыхаемого воздуха). Повышение вентиляции лёгких создаёт условия для усиления газообмена в лёгких, а следовательно, повышается объём потребляемого кислорода и выделяемого углекислого газа. При выполнении спортсмена спортивных нагрузок (бег, ходьба на лыжах, плавание, езда на велосипеде) лёгочная вентиляция равна 120-130 литров и более, в минуту. Это увеличение объёма лёгочной вентиляции достигается за счёт дыхания и увеличения глубины дыхания. Интересно заметить, что частота увеличивается в 3-4 раза, каждый вдох равняется 2,5-3 литра.

В результате систематических занятий спортом процесс дыхания становится более совершенным, что положительно влияет на остальные органы и системы организма человека.

5) Влияние занятий физическими упражнениями на органы выделения и пищеварения.

В процессе занятий спортом в организме усиливается обмен веществ. Это вызывает необходимость потребление продуктов питания, в результате чего активизируется деятельность органов пищеварения, улучшается усвоение питательных веществ.

Деятельность пищеварительных желёз во время физических упражнений понижается и усиливается лишь через 30-60 минут после их окончания. Во время занятий спортом происходит перераспределение крови, которая из внутренних органов, в том числе и из органов пищеварения, протекает к работающим мышцам. Вследствие уменьшения крови в органах пищеварения их деятельность уменьшается. Физические упражнения, выполняемые вскоре после приёма пищи, затрудняют её переваривание, угнетают функцию пищеварительных желёз.

В целом занятие спортом улучшают регуляцию работы органов пищеварения, повышают аппетит, стимулируют деятельность пищеварительных желёз и активизируют перистальтику кишечника. Всё это способствует улучшению деятельности органов пищеварения и предупреждает развитие желудочно-кишечных заболеваний.

К органам выделения относятся почки, лёгкие, кишечник, кожа, которые избавляют организм от образовавшихся ненужных и вредных веществ и играют важную роль в жизнедеятельности организма.

Занятия спортом оказывают положительное влияние на органы выделения. Мышечная работа активизирует их деятельность. Как было указано выше, занятие спортом усиливают обмен веществ, что вызывает увеличение количества конечных продуктов обмена, так называемых шлаков – мочевины, мочевой кислоты, углекислого газа, которые удаляются из организма. Шлаки выделяются различными путями: через почки – с мочой, через потовые железы кожи – потом, через лёгкие – с выдыханием воздуха.

Занятия спортом вносят положительные изменения во взаимную работу органов выделения. В условиях большой физической работы потовые железы усиленно функционируют, в связи, с чем снижается нагрузка на почки.

6) Влияние занятий физическими упражнениями на железы внутренней секреции.

Железы внутренней секреции (щитовидная, околощитовидная, зобная, половые железы и др.) очень малы по своим размерам, но играют большую роль в нормальной деятельности организма человека. При нарушении деятельности какой-либо железы происходят значительные изменения в организме, в результате которых возникают тяжёлые заболевания. Деятельность желёз внутренней секреции влияют на рост и развитие человека, обмен веществ, физическое развитие, половое созревание, работу сердца, кишечника и на многие другие функции организма. Все железы внутренней секреции в своей работе связаны друг с другом, изменения в одних приводят к изменениям в других.

Вся эта сложная работа желёз внутренней секреции, как и всего организма, направляется и регулируется центральной нервной системой.

Занятие физическими упражнениями стимулируют деятельность желёз внутренней секреции, делают их работу более сложенной.

Занятия физическими упражнениями при правильной методике их проведения оказывают положительное действие на весь организм, активизируют и улучшают жизненные процессы всех органов и систем.

Регулярные занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье, физически развивают человека, повышают сопротивляемость организма вредным влияниям внешней среды (в том числе инфекциям), улучшают трудовую деятельность, что в итоге ведёт к продлению активной, творческой жизни человека.

Воздействие игровых упражнений на двигательные способности человека.

1) Спортивные игры как средство физического воспитания.

В определении игр, основных на двигательной деятельности, заложена основная идея: игры - это двигательная деятельность, проявляющаяся в форме творческого соревнования в постоянно изменяющихся условиях, ограниченных установленными правилами.

Игры возникли в глубокой древности, их эволюцией постоянно интересовались учёные различных стран.

На ранней стадии развития общества в играх воспроизводились элементы охоты и боя. В дальнейшем, с совершенствованием труда и развитием сознания, подражательные игры приняли символический характер. В играх стали применяться мячи из шкур, палки вместо копья и т. п. Символические игры затем перешли в состязательные.

Старинные памятники культуры и литературные источники позволяют утверждать, что игры в мяч, похожие на современные спортивные игры, применялись в Древней Греции, Риме, позднее в Германии, во Франции и других странах.

В Древней Руси в 11-15 вв. молодёжь играла в «городки», «бабки», «прятки» и др. В 15-18 вв. появились «лапта», «горелки» и другие игры с мячом и шарами.

Современные виды спортивных игр начали складываться в конце 19 и начале 20 веков. Они представляют собой высшую ступень развитие народных игр.

Круг игр используемых в целях физического развития, в настоящее время весьма велик и разнообразен. Их можно разделить на две большие группы:

1. подвижные

2. спортивные.

К подвижным играм относятся простые игры с элементарными правилами и несложными взаимодействиями.

Спортивные игры отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование, инвентарь, что позволяет проводить соревнования различного масштаба, соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

Спортивные игры получили признание во всех странах мира. Многие спортивные игры (баскетбол , волейбол, гандбол , хоккей на траве , футбол) входят в программу олимпийских игр. В России культивируются большинство спортивных игр, за исключением бейсбола и гольфа. Однако, в 1993 – 1995гг. этим играм стали также уделять серьёзное внимание. Появились первые поля для организации этих игр, проведены новые турниры.

Общая характеристика игровых действий является важной основой при определении влияния спортивных игр на организм занимающихся, а следовательно, и на определение значения их в системе физического воспитания.

В спортивных играх применяются разнообразные движения и их действия: ходьба, бег, прыжки, различные метания и удары по мячу (шайбе).

Играющие стремятся, целесообразно применяя игровые приёмы, совместно со своими партнёрами добиться преимущества над соперником, который оказывает активное сопротивление.

Противодействие противника приводит к постоянному изменению условий при осуществлении задуманных действий отдельного игрока и команды в целом, быстрой смене игровых ситуаций. Перед играющим возникают самые разнообразные задачи, требующие своевременного разрешения. Для этого необходимо в кратчайшие промежутки времени увидеть создавшуюся обстановку (расположение партнёров и противника, положение мяча или шайбы), оценить её, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Всё это можно осуществить, если играющие имеют определённые знания, навыки, умения, двигательные и волевые качества.

Двигательные навыки у занимающихся спортивными играми отличаются большой подвижностью и динамичностью. Играющие должны уметь выполнять точные передачи, удары по воротам, броски мяча в корзину разными способами и в самых разнообразных условиях.

Важная особенность спортивных игр – сложные коллективные тактические действия. Большинство видов спортивных игр являются командными, и успех в соревнованиях во многом зависит от слаженности действий всех участников.

Рамки игровой деятельности определяются соответствующими правилами, нарушение которых влечёт за собой различные наказания. Играющие вынуждены не только определять, какой технический приём и тактическое действие нужно использовать в данный момента, но и помнить о правилах игры.

Таким образом, спортивные игры способствуют воспитанию положительных навыков и черт характера. С помощью спортивных игр воспитывается умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь , уважение своих партнёров и соперников, сознательная дисциплина, активность, чувство ответственности, патриотизм.

Участники спортивных игр выполняют работу переменной интенсивности, в основном скоростно-силового характера. Относительная мощность выполняемой работы в различных видах игр различна.

В последнее время заметно возросли скорость передвижения и быстрота действий, повысилась интенсивность игровой деятельности во всех видах спортивных игр, что значительно увеличило нагрузку на организм занимающихся.

В ходе каждой игры возможна работа различной мощности. Поэтому тренировка должна быть направлена на достижение у спортсменов высокого уровня аэробной и анаэробной производительности.

Довольно большие энергетические затраты (футбол – 1500ккал., баскетбол – 900ккал.), высокая частота пульса (180 – 190 и больше ударов в минуту), потеря веса (до 2 – 3кг) говорят о повышенных требованиях к организму спортсменов в ходе игры.

Разнообразные движения и действия, выполняемые участниками спортивных игр в большинстве случаев на свежем воздухе, т. е. в благоприятных условиях, имеют большое оздоровительное значение. Они способствуют укреплению двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма и являются средством активного отдыха для многих категорий трудящихся, особенно для лиц занятых напряжённой умственной деятельностью.

Заметное влияние оказывают спортивные игры на центральную нервную систему. Большая быстрота выполнения движений и частая их смена, постоянное варьирование интенсивности мышечной деятельности способствуют увеличению силы, подвижности и лабильности нервной системы.

Занятия спортивными играми положительно сказывается на развитии зрительного, вестибулярного, мышечного и других анализаторов. У занимающихся спортивными играми наблюдается увеличение поля зрения, развивается глубинное зрение, что не только важно в игровой деятельности, но необходимо для трудовой деятельности.

Такие спортивные игры, как баскетбол, футбол, гандбол, в последнее время широко используется в тренировочных занятиях представителями многих видов спортом.

Отличаясь общим воздействием на организм занимающихся, спортивные игры не могут, однако, решить весь комплекс задач разностороннего физического развития. Отсюда необходимость целесообразного сочетания в тренировочных занятиях по играм средств из других видов спорта.

2) Действие некоторых игр на двигательные способности школьника.

Игра в футбол проводится между двумя командами, каждая из которых стремиться овладеть мячом и с помощью атакующих действий забить максимальное число голов в ворота противника, а после потери мяча защитить свои. Две команды по 11 человек играют на поле, длина которого равна 90-110 метров, ширина 45-75 метров. Основное время игры длится 90 минут (две половины по 45 минут с перерывом между ними 10 минут).

Двигательная деятельность футболиста разнообразна и сложна. Так, например, в ходе игры футболист выполняет 224-310 пробежек, 48-78 рывков, 42-62 ускорения, на которые затрачивает 35-50минут. Кроме того, ему приходится от 14 до 42 раз вступать в борьбу с противником за мяч и выполнять до 15 прыжков для игры головой. Частота сердечных сокращений у футболиста во время игры находится в пределах от 130 до 200 ударов в минуту. Разнообразие и сложность действий в футболе предъявляют высокие требования к развитию и совершенствованию выносливости, быстроты, силы, ловкости, повышают значение органов чувств (органов зрения, двигательной чувствительности и вестибулярного аппарата) и требуют выдержки, решительности и смелости.

БАСКЕТБОЛ

Баскетбол – спортивная игра, завоевавшая признание в большинстве стран мира. Суть её состоит в том, что игроки двух команд (по 5 человек) стремятся овладеть мячом и забросить его в корзину соперника, размер площадки для игры – 26 на 14 метров, кольцо корзины установлено на высоте 3м.5см. от уровня площадки.

Организуя атаку, партнёры передвигаются по площадке, передовая мяч между собой руками. Защищая корзину, оказывают сопротивление нападающим, стараясь перехватить мяч. Победа присуждается команде, набравшей большое количество очков за попадание мяча в корзину в установленное время игры. Физическая нагрузка в игре отличается переменной интенсивностью. Неоднократное ускорение и прыжки чередуются с внезапными остановками, действиями в замедленном темпе и кратковременными паузами для отдыха.

Баскетболисту необходимы разносторонняя физическая подготовка и высокий уровень специальной быстроты и ловкости, прыгучести, выносливости и силы.

Наряду с атлетизмом для игры характерны многогранность и универсализм технического мастерства. Каждый игрок должен хорошо владеть всеми существующими приёмами нападения и защиты и быть виртуозом в исполнении тех, которые наиболее важны для его функций в команде.

Необходимо обладать высокоразвитыми моральными и волевыми качествами, чтобы в жёсткой спортивной борьбе при непосредственном контакте с противником, сохранять самообладание, выдержку и уважение к нему, заставлять себя преодолевать усталость, подчинить свои желания интересам коллектива, брать на себя выполнение решающих функций в критические моменты игры.

ВОЛЕЙБОЛ

Современный волейбол стал игрой сильных, быстрых и выносливых. Для овладения всем арсеналом техники и тактики игры волейболистам требуется сила, быстрота, выносливость, скоростная реакция, прыгучесть и ловкость.

Длительность встреч в командах высокого класса составляет 1,5-2 часа, а в отдельных случаях доходит до 2,5-3 часа. За каждую встречу, волейболист выполняет от 100 до 200 игровых приёмов. Средняя продолжительность игровой фазы равняется 7 секунд. Игрокам приходиться переходить от блокирования к доигрыванию отскочившего от блока мяча, после нападающего удара переключаться вновь на защитные действия.

Такая мгновенная смена ситуаций обусловливается правилами игры, не позволяющими производить более 3 касаний мяча игроками одной команды. В результате большой двигательной активности частота сердечных сокращений у игроков доходит до 180 ударов в минуту. За одну игру волейболист высокого класса теряет около 2 кг. веса, что свидетельствует о большой затрате энергии.

Являясь командной игрой, волейбол имеет ярко выраженную коллективность тактических действий. Обязанности игроков определены в соответствии с личными способностями и интересами команды. На площадку выходят игроки с заранее определёнными и наигранными функциями, причём все игроки должны хорошо действовать как в нападении, так и в защите.

Суть игры в теннис заключается в перебивании через сетку резинового мяча диаметром 6,35-6,65 см. и весом 56,7-58,5 грамм, обтянутого белым или жёлтым сукном.

Мяч перебивают с помощью ракетки, вес и баланс который подбираются индивидуально. Играют в теннис на ровной площадке со специальным покрытием. Играть могут двое (одиночная игра) или четверо (парная игра).

Игрок выигрывает очко, если после его удара мяч попал в площадку противника и не был им отбит за пределы поля. Выигрыш 4 очков (с преимуществом в два) означает победу в «игре» («гейм»). Для победы в «партии» необходимо выиграть минимум 6 «геймов».

Теннис требует мощной атлетической подготовки спортсменов, развитие выносливости, силы, ловкости. Скорость перемещения теннисиста по корту в отдельных случаях бывает 10 м. в мин.; путь, пройденным им за игру, может доходить до 40 км. Игрок реагирует на мяч, летящий со скоростью 150 км в час, нанося удары по мячу силой 50 кг.

Игра в теннис полезна и доступна людям всех возрастов, так как нагрузка здесь легко дозируется за счёт темпа игры и силы ударов. Это качество и высокая эмоциональность делают теннис средством активного отдыха людей многих профессий, средством массового оздоровления населения.

РУЧНОЙ МЯЧ

Ручной мяч (гандбол) – популярная спортивная игра. В ручной мяч играют 7 на 7 человек. Соревнования проходят как в зале, так и на улице, на корте. Площадка равна 20 см. на 40см.

Участвующие в игре команды стремятся овладеть мячом и забросить его в ворота противника. Все действия с мячом выполняются только руками. Борьба за мяч протекает строго в рамках правил, предусматривающих наказание за грубость и неспортивное поведение.

Для игры в ручной мяч характерны высокий темп, быстрота изменения игровой обстановки и разнообразие действий играющих. Такая смена ситуаций обусловливается правилами игры, ограничивающих время владения мячом. В итоге большой двигательной активности частота сердечных сокращений у игроков доходит до 160 ударов в минуту.

Сложность и многообразие игровых действий предопределяют разностороннее влияние ручного мяча на организм занимающихся.

В своём развитии ручной мяч претерпел значительные изменения. Непрерывное совершенствование его техники и тактики обострило

борьбу на площадке и увеличило зрелищность соревнований. Высокая скорость и активность играющих вытеснили медлительность и пассивность, основанную на выжидании ошибки противника. В результате появилась более рациональная техника и тактика игры. Тактический рисунок приблизился к схеме «защита – контратака – атака – защита».

Список литературы:

1. – «Спутник физкультурного работника» – Москва: Физкультура и спорт, 1972г.

2. Галицкий А. и Лифишу Л. – «Физкультура и спорт» – Москва: Знание, 1982г.

3. – «Гигиена физкультурника» - Москва: Физкультура и спорт,1960г.

4. Большая энциклопедия, 1991г.

5. Спортивный журнал – «Физкультура и спорт», 1994 – 1996г. г.

6. – Спортивные игры. Учебник для институтов физкультуры. 1975г.

Спорт и эндокринная система

Двигательная активность подвергает механизмы поддерживания гомеостаза серьезной нагрузке. При остром ответе на физическую нагрузку можно наблюдать усиление обменных процессов в 10 раз и более.

Во время обычных тренировочных занятий от организма требуется периодически развивать значительное мышечное усилие и функционировать на пределе физиологических возможностей. Нагрузки, которым подвергается организм спортсмена во время соревнований, не менее значительны, чем марафонский бег продолжительностью 2 ч 10 мин или выступление спортсмена-тяжелоатлета, поднимающего штангу весом в четыре раза больше массы его собственного тела. Механизмы, позволяющие организму переносить подобные нагрузки и приспосабливаться к ним, непосредственно связаны с гормональной регуляцией физиологических систем в сочетании с острыми и хроническими адаптационными изменениями.

В течение последних 50 лет и более физиология спорта и двигательной активности продолжала расширять исследования гормональных механизмов, опосредующих индуцированные физической нагрузкой адаптации. Например, в силовой тренировке основное значение для острого ответа при выполнении физических упражнений и последующего ремоделирования тканей имеют многие компоненты эндокринной системы (Kraemer, Ratamess, 2003). Повышение уровня гормонов в ответ на выполнение силовых упражнений происходит в уникальных физиологических условиях. Резкое повышение содержания гормонов в системе кровообращения (причинами которого могут быть возросший уровень секреции, ослабление очистки крови в печени, уменьшение объема плазмы, снижение скорости распада), которое наблюдается как во время, так и сразу после занятия силовыми упражнениями, увеличивает вероятность взаимодействия с мембранными рецепторами клеток тканей-мишеней (т. е. с белками) либо с ядерными/цитоплазматическими рецепторами клеток тканей-мишеней (т.е. со стероидными рецепторами) (Кraemer, 2000). Наряду с изменениями концентрации гормонов в крови возрастает количество доступных для связывания рецепторов, а также происходят другие изменения на клеточном уровне. Взаимодействие гормона с рецептором включает множество процессов, кульминацией которых являются специфические варианты, например увеличение синтеза белка в мышцах. Таким образом, начиная от роли анаболических гормонов (гормона роста, тестостерона, ИФР) в синтезе белка в ответ на занятия силовыми упражнениями и заканчивая значением инсулина в метаболизме гликогена при тренировке выносливости, механизмы гормональной регуляции начинают занимать все более заметное место в науке о двигательной активности и спорте. Вследствие вездесущего характера гормонов ни одна физиологическая система не может адекватно функционировать и адаптироваться к различным формам двигательной активности без их участия. Результатом такого повсеместного влияния гормонов стал рост интереса к эндокринологии у специалистов, занимающихся исследованиями двигательной активности и спорта.

Двигательная активность и спорт создают уникальные физиологические условия, на которые просто невозможно экстраполировать наши представления о физиологии поддержания гомеостаза (или эндокринологии) в состоянии покоя. Занятия физическими упражнениями создают крайне специфический по своей сущности стимул. Сегодня мы знаем, что в отличие от общей схемы реакции организма на стресс, описанной Селье (1950) более 50 лет назад, стресс является крайне специфическим по своим характеристикам и опосредующим его воздействие на организм механизмом, поэтому величина гормонального ответа, равно как и его локализация в организме, может быть разной. Так, в результате выполнения силовых упражнений, в которых нагрузке подвергаются только мышцы руки, можно не обнаружить никаких изменений в содержании анаболических гормонов в крови, однако концентрация факторов роста (таких, как ИФР-1) может существенно возрастать, особенно в тканях, подвергавшихся тренировочной нагрузке. Различия в гормональном ответе могут быть обусловлены уровнем интенсивности двигательной активности - низкая интенсивность занятий сопровождается менее заметными колебаниями содержания гормонов в крови по сравнению с более высокой. Таким образом, влияние выполняемой работы, интенсивности, объема и кратности тренировочных занятий, - все это позволяет создать тренировочный стимул, который оказывает сильное воздействие после одного занятия или периодическое при регулярной двигательной активности.

Понимание роли различных гормонов в рамках отдельной физиологической системы или в случае обмена информацией между различными физиологическими системами организма представляет проблему, поскольку практически нельзя найти гормон, который бы действовал независимо. Более того, учитывая значение многоуровневого обмена информацией для оптимальной регуляции гомеостаза, для ответа на разнообразные энергетические потребности организма при воздействии физической нагрузки необходима комплексная интеграция гормональных сигналов.

И наконец, изучение роли гормонов для двигательной активности и спорта позволяет лучше понять механизм возникновения стрессовых реакций организма в период соревнований, при перетренировке и выделить ключевые факторы в программировании занятий по двигательной активности (таких, как интенсивность, кратность и продолжительность), которые могут быть оптимизированы с целью создания более совершенных тренировочных программ, и в результате - повышения спортивных показателей. Сегодня нет никаких сомнений в том, что данные, полученные в области эндокринологии, позволяют дать ответы на вопрос о физиологических основах любой стрессовой реакции, связанной с занятиями спортом или двигательной активностью .

Эндокринную систему в организме человека представляют железы внутренней секреции -- эндокринные железы.

Эндокринные железы называются так потому, что не имеют выводного потока, они выделяют продукт своей деятельности -- гормон прямо в кровь, а не через трубочку или проток, как делают экзокринные железы. Гормоны эндокринных желез передвигаются с кровью к клеткам организма. Гормоны обеспечивают гуморальную регуляцию физиологических процессов в организме. Часть гормонов продуцируется только в определенный возрастной период, большинство же -- на протяжении всей жизни человека. Они могут тормозить или ускорять рост организма, половое созревание, физическое и психическое развитие, регулировать обмен веществ и энергии, деятельность внутренних органов и т.д.

Рассмотрим основные гормоны, выделяемые эндокринной системой.

Гипофиз выделяет более 20 гормонов; например, гормон роста регулирует рост тела; пролактин отвечает за выделение молока; окситоцин стимулирует родовую деятельность; антидиуретический гормон поддерживает уровень содержания воды в организме.

Щитовидная железа -- гормон тироксин, содействующий активности всех систем организма.

Паращитовидные железы -- паратгормон, контролирующий уровень кальция в крови.

Поджелудочная железа -- гормон инсулин, поддерживающий уровень содержания сахара в крови.

Надпочечники -- адреналин, побуждающий организм к действию, кортизон, помогающий управлять уровнями стресса, альдостерон, контролирующий уровень содержания соли в организме и др.

Половые железы -- яичники у женщин -- гормоны эстроген и прогестерон, регулирующие менструации и сохраняющие беременность; яички у мужчин -- гормон тестостерон, контролирующий мужские половые качества.

По химическому составу гормоны можно разделить на две основные группы: протеины и производные протеинов и гормоны, имеющие кольцевую структуру, стероиды.

Инсулин -- гормон поджелудочной железы -- это протеин, а гормоны щитовидной железы образуются на протеиновой основе и являются производными протеина. Половыe гормоны и гормоны, вырабатываемые корой надпочечников, являются стероидными гормонами.

Некоторые из перечисленных желез вырабатывают кроме гормонов еще секреторные вещества (например, поджелудочная железа участвует в процессе пищеварения, выделяя ферментативные секреты в двенадцатиперстную кишку).

Характеристика работы гормонов. Все гормоны действуют в очень маленьких дозах. В некоторых случаях выполнения какой-либо задачи бывает достаточно одной миллионной грамма гормона.

Гормон, достигая клетки, может начать действовать только в том случае, если окажется на определенном участке ее оболочки -- в клеточном рецепторе, где он начинает стимулировать образование вещества, называемого циклической аденозинмонофосфатной кислотой. Считается, что она активизирует несколько ферментных систем внутри клетки, вызывая тем самым специфические реакции, в ходе которых вырабатываются необходимые вещества.

Реакция каждой отдельной клетки зависит от ее собственной биохимии. Так, аденозинмонофосфат, образующийся в присутствии гормона инсулина, инициирует клетки на использование глюкозы, в то время как гормон глюкогон, также вырабатываемый поджелудочной железой, заставляет клетки высвобождать глюкозу, которая накапливается в крови и, сгорая, дает энергию для физической активности.

Сделав свою работу, гормоны теряют активность под влиянием самих клеток или уносятся в печень для дезактивирования, затем разрушаются и либо выбрасываются из организма, либо используются для создания новых гормонных молекул.

Гормоны как вещества высокой биологической активности способны вызывать значительные изменения в состоянии организма, в частности в осуществлении обмена веществ и энергии. Они обладают дистанционным действием, характеризуются специфичностью, которая выражается в двух формах: одни гормоны (например, половые) влияют только на функцию некоторых органов и тканей, другие (гипофиз, щитовидная и поджелудочная железа) управляют изменениями в цепи обменных процессов всего организма.

Расстройства в деятельности желез внутренней секреции вызывают понижение общей работоспособности человека. Функция эндокринных желез регулируется центральной нервной системой. Нервное и гуморальное (через кровь и другие жидкие среды) воздействие на различные органы, ткани и их функции представляет собой проявление единой системы нейрогуморальной регуляции функций организма.

При занятиях физической культурой для достижения функциональной активности организма человека необходимо учитывать высокую степень биологической активности гормонов. Функциональная активность организма человека характеризуется способностью к выполнению различных двигательных процессов и возможностью поддерживать высокий уровень функций при выполнении напряженной интеллектуальной (умственной) и физической деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: