Русская псовая охота. «Псовая охота» Н. Некрасов. Смотреть что такое "Псовая охота" в других словарях

А. Кившенко. Соструненный волк

Русская усадебная охота, под которой подразумевается не добыча зверя для пропитания и не военные тренировки, какие устраивал, например, для своих воинов Чингисхан, а некое театрализованное действо для высшего класса, не только неотделима от русской усадьбы, но является одной из самых ярких составляющих усадебной жизни.

Она просуществовала всего полтора века, но за это время успел сложиться и определенный кодекс чести, и свои правила, и свой лексикон. С феерией русской усадебной охоты не могла сравниться никакая другая, даже английская парфорсная охота, хотя та тоже очень зрелищна. Суть ее такова: следуя за стаей гончих (фоксхаундов или других пород), охотники на лошадях в обязательных красных костюмах, преодолевая естественные препятствия (как правило, многочисленные в Англии изгороди), стремятся первым из всех остальных участников скачки вырвать у стаи гончих хвост лисицы. Тот, кому это удается, признается победителем. Для скромных английских масштабов это было зрелище, но русские просторы, которых не имелось в Европе, требовали иного размаха...


Русскую усадебную охоту можно разделить на два подвида: правильную или комплектную и подружейную. Но о каждой мы расскажем в свой черед.


А. Кившенко. Затравили

1. Охота как таковая на Руси существовала давно, о ловитве есть упоминание еще в Поучении Владимира Мономаха. Сохранились фрагменты с охотничьими сценами и на фресках Софийского Новгородского собора. Но это, в основном, охота с птицами. Еще в середине XVII века царь Алексей Михайлович, большой любитель и знаток охоты, пишет свой "Урядник или Новое уложение и устроение чина сокольничьи пути".

Именно тогда и возникла поговорка "Соколиная охота - царская, псовая - боярская, ружейная - псарская". И хотя рижский немец Христиан фон Лессин пишет тогда же свой "Ахотничей регул принадлежащей да псовой охоты", охотой с ружьем и собаками дворянство занимались мало. Собак было немного, в основном вывозные английские, занимались ими тоже иностранцы, а черному - огнестрельному оружию в охоте на красного зверя (волк, лисица) всегда предпочитали белое - рогатины и ножи.

Однако с того же XVII века соколиная охота стала постепенно сдавать позиции и к началу XVIII века почти исчезла, понемногу заменяясь псовой. Как ни странно, но настоящая псовая охота зарождается в России в костромских и ярославских краях.

Н. Кузнецов. В отпуску

После взятия Иваном Грозным Казани и покорения татарского ханства он расселял покоренную татарскую аристократию в северо-восточных краях, и туда же они приводят своих восточных и гончих. Но теплолюбивым южным собакам было трудно не то что охотиться среди лесов и небольших полян, но даже выжить. И потому естественным путем начали появляться новые породы охотничьих собак, впоследствии составивших всю красоту усадебной охоты. Это относилось как к борзым, так и к гончим.

Последние претерпели, конечно, гораздо меньшие изменения; может быть, оделись чуть побогаче и приноровились к пересеченной местности. И еще в XVII веке русская аристократия выезжала с гончими не для того, чтобы поймать зверя, но чтобы послушать удивительные хоры гончих, подбиравшихся по голосам.

Вот как впоследствии, когда подобных хоров уже не было, описывал это Некрасов:

Варом-варит закипевшая стая,
Внемлет помещик, восторженно тая,
В мощной груди занимается дух,
Дивной гармонией нежится слух!
Однопометников лай музыкальный
Душу уносит в тот мир идеальный,
Где ни уплат в Опекунский совет,
Ни беспокойных исправников нет!
Хор так певуч, мелодичен и ровен,
Что твой Россини! Что твой Бетховен!

Н. Сверчков. Охота с борзыми

Составление стаи по голосам считалось настоящим искусством, и за нужную собаку платили огромные деньги. Классификация голосов не изменилась и по сей день. Голоса у гончих делятся на башур - низкий бас, томный с гнусью - похожий на заунывный плач, фигурный - с фиоритурами и с заливом, когда собака лает на несколько голосов поочередно. Спустя двести лет, в 1892 году А. Сафоновым была даже написана научная работа "Стая как предмет музыкального изучения".

В ней он, в частности, пишет: "Есть голоса густые, бархатистые, сочные, мягкие; есть жидкие, резкие, пронзительные, крайне неприятные для слуха; есть, наконец, глухие, тупые, хриплые с гортанным или носовым оттенком, причем сила их тоже весьма различна... Судя по слуху, думаю, что предельные ноты собачьих голосов составляют: вниз - фа под первой линейкой басового ключа и вверх - фа сверх восьмой скрипичного ключа...

В их голосах можно наблюдать, во-первых, бесконечное разнообразие тембров, регистров, диапазонов и силы, затем - тональность и, наконец, обилие форм..." В качестве яркого примера он приводит описание выжлеца по кличке Будило: "Его чудный бархатистый бассоконтанте имел диапазон от си бемоль второй октавы, что производило впечатление целой арии... Мерными речитативами Будило рассуждал сам с собою, проверял свои мысли... голос принимал все более страстный характер, протяжные возгласы захватывали все большее количество тонов... наконец, он пронзительно вскрикивал и разражался истерическим рыданием в самом высоком регистре..." Каково? Есть и еще одна интересная работа на эту тему - книга музыканта Артынова "Собачий хор". Особенно славились голосами именно костромские гончие.

Но мы несколько удалились от темы. Итак, к концу XVII века сложились две породы русской псовой охоты: и русские гончие. Однако подлинное начало усадебной охоты относится к эпохе Петра III, когда его Манифестом о вольности дворянства от 1762 года, служилые люди были освобождены от обязательной государственной службы. Именно с этого времени началась настоящая история и усадеб с их специфической жизнью - и усадебной охоты как феномена этой культуры. Происхождение этого феномена зиждется, в общем-то, всего на трех удачно соединившихся условиях. Во-первых, у дворянства появилось свободное время, которое можно было потратить на усовершенствование и украшение жизни. Во-вторых, массовому распространению псовой охоты способствовали громадные помещичьи земли с обилием зверя на них и благородные цели - уничтожение волка, основного вредителя помещичьего и крестьянского хозяйства.

И в-третьих, не последнюю роль сыграли и русские национальные черты - лихость, смелость, азартность, граничащие с бесшабашностью, которые проявляются на этой охоте в полной мере. Видимо, каким-то образом псовая охота отвечала глубинным потребностям русского человека. И не зря Некрасов уже в 1846 году, на последнем излете русской псовой охоты, писал:

Нет нам запрета по чистому полю
Тешить степную и буйную волю.
Благо тому, кто предастся во власть
Ратной забаве: он ведает страсть,
И до седин молодые порывы
В нем сохранятся, прекрасны и живы,
Черная дума к нему не зайдет,
В праздном покое душа не заснет.
Кто же охоты собачьей не любит,
Тот в себе душу заспит и погубит.

П. Соколов. Сборы на охоту. У крыльца

Все это привело к тому, что псовую охоту, пусть даже не очень большую, имели на каждой дворянской усадьбе во всех центральных и приволжских губерниях. Более того, появились помещики, которые буквально всю свою жизнь положили на усовершенствование охоты и ее приемов, разведение собак и развития кодекса ее неписаных правил. Существовали энтузиасты, охотившиеся с 14-15 лет до глубокой старости и на охоте же (или сразу после нее) умиравшие. И даже сейчас каждый дельный (то есть настоящий охотник) помнит имена Мачаварианова, Ермолова, Жихарева, Барятинского.

Именно им русская охота обязана, например, правилом не брать волков-гнездарей, а только переярков (годовалых) - это была правильная и тонкая экологическая политика, позволявшая поддерживать равновесие в окружающее природе. Это они также ввели традицию именования собак по породам. Гончие и в наши дни часто именуются по голосам: Флейта, Рыдало, Фагот, а борзые - по коронной тактике: Хватай, Удав, Налетай, Терзай. И они же незаметно эстетизировали охоту, превратив ее из грубого развлечения в благородное зрелище. Русская охота всегда была явлением высокоморальным, удивительно соединяя в себе строгую науку и вольное искусство.

Охота неразрывно связана с усадьбой - и как золотой век усадеб приходится на первую половину XIX века, так переживала в это время свой зенит и усадебная охота. В эти годы создался даже своеобразный словарь - не менее 500 слов, которые тогда знали практически все усадебные обитатели, а нынче не знает и три четверти охотников. В качестве примера приведем хотя бы названия хвостов у разных зверей: у гончей он именовался гон, у борзой - правило, у - полено, у - прут или перо, у лисы - труба, у зайца - цветок или пых. Интересующихся отсылаем к прекрасной книге И.П. Мятлева "Слова и выражения, употребляемые при псовой охоте". Ее можно читать как увлекательный роман даже сейчас. Чего стоит хотя бы выражение "по брызгам", когда собака охотится в то время, как весь снег весной раскровеет, местами стает совсем, и на больших плешинах из-под собак летят брызги.

Р. Френц. Боярская охота времен царя Алексея Михайловича

Все помнят описание псовой охоты в "Войне и мире", в стихах того же Некрасова... Есть и еще замечательный и незаслуженно забытый русский писатель, отдавший свою душу и перо охоте, - я говорю о Дриянском и его удивительных по психологии "Записках мелкотравчатого". У небогатых помещиков, может быть, не было царского размаха, но всегда присутствовало не меньшее благородство.

Надо сказать, что содержание охоты (под этим термином до 1917 года подразумевался не сам процесс, а стая гончих, свора борзых, их обслуга и содержание) действительно стоило очень дорого. Для настоящей комплектной охоты надо было содержать не менее 20 смычков (2 собаки в каждом) гончих и 10 свор (3-4 собаки в каждой) борзых. Это уже было немало. Кроме того, собаки нуждались в псарнях. Правда, борзые, как правило, жили в доме, ели и спали с хозяевами, но это все-таки отдельные любимцы; основная часть содержалась отдельно.

И полностью на псарнях содержались гончие - как сказал один охотник-писатель, "самая несчастная из русских пород", поскольку именно гончие находят зверя и гонят его без устали, а когда до добычи остается всего чуть-чуть, их берут на смычок и триумф достается выпущенным борзым. А псарни были огромные, устроенные по последнему слову ветеринарии. Кроме того, после отмены крепостного права надо было содержать и псарей, состав которых был приблизительно следующим: с гончими - выжлятники во главе с доезжачим; с борзыми - борзятники во главе с заездным, а также - главный ловчий. А форма, а тренировка собак! Молодых гончих сначала надо было наганивать, борзых - сосваривать, то есть ходить на сворке. Помимо же натасканных собак, нужны были и особо выезженные лошади, и припасы, поскольку охота могла длиться от нескольких дней до месяца при благоприятной погоде.

Теперь, наверное, пришло время рассказать, как же происходила сама охота.

Р. Френц. Егерь с тремя борзыми

Она начиналась с разведки, то есть наблюдения за окрестными выводками и подвывания, когда специалист по имитации волчьего воя таким образом определял количество и возраст животных. Затем следовал выезд. Вот как пишет о его торжественности современник: "Захватывающе красива была картина, когда по очереди перед зрителями выстроились сначала стая багряных с доезжачими и выжлятниками, имея по обе стороны конных борзятников с борзыми темных окрасов на своре, а потом стая пегих гончих и борзятники с 18 сворами борзых пегих и светлых окрасов; как эхо отдаленных лучших времен в тихом воздухе прозвучал позыв звонких рогов; как вкопанные, стояли люди и лошади, около каждого в разных позах расположились любительски подобранные породные своры. Вся картина, освещенная лучами заходящего солнца на фоне деревенского пейзажа, дышала какой-то необычайной силой и прелестью, понятной одному охотнику.

Мы стояли приумолкши, и фантазия уносилась в осенние поля и леса, где заревет эта стая, и вихрем понесутся лихие своры. Тихо подошел к нам один из старейших псовых охотников. "Этого, господа, теперь больше нигде нельзя увидеть", - сказал он нам. "Да и было ли когда-нибудь что-либо подобное", - ответил один из нас".

В принципе выезд сохранил в себе много черт сбора княжеской дружины на Руси. Об этом говорит и архаичность самого обряда, и предшествуемые ему действия. Так, охотнику перед охотой надо было позаботиться о чистоте души и тела, и не раз неудачная охота приписывалась какому-нибудь горячему молодцу, не устоявшему провести ночь с женщиной. Празднование же трофеев, сопровождаемое роговыми сигналами и чарками под пенье "Выпьем, братцы, на крови", отсылает к старинной славянской тризне.

Но вот охота началась. Производится первоначальная расстановка сил охотников и наброс гончих под крики доезжачего "Улюлю!". Затем следует выход "на лазы" и "воззрение борзых", после отрыщенье гончих, то есть отзывание собак командой "Отрыщь!", подача команды борзым "Ату!", угонки их за зверем и, наконец, прием (убийство) или сострунивание (связывание) волка и взятие лисы или зайца. И весь этот процесс сопровождался эмоциями такой силы, что были сравнимы лишь с жаром настоящей битвы или угаром страсти.

В. Серов. Петр I на псовой охоте

Но к середине XIX века псовая охота стала все больше уступать охоте ружейной. Уже в 1860 году Хомяков в "Москвитянине" писал: "Была и у нас в старину охота, может быть, не такая усовершенствованная, как в Англии, но очень разнообразная и затейливая, может быть, выказывавшая еще более избыток смелости и силы народной. Но была... да быльем поросла, и говорить об ней теперь почти стыдно".

А 1861 год и вообще нанес по усадебной псовой охоте сокрушительный удар. Общее число комплектных охот сократилось более чем на три четверти. Подавляющее большинство помещиков, потеряв источник дохода, стремилось избавиться от охот. Известен печальный факт, что в шестидесятые годы сильно увеличился выпуск лайковой кожи... Откуда она бралась, пояснять, думаю, не надо.

Только после 1872 года после создания Императорского общества правильной охоты она стала возрождаться, но уже не в массовом порядке, а в основном у вельмож и великих князей. Так славилась Гатчинская императорская охота в Мариенбурге. Там была построена целая Егерская слобода: дома для егерей, двухэтажный дом главного егеря, здания конторы, пекарни, лавки, школа. Кстати, поторопитесь, остатки слободы еще можно увидеть. Собак же натаскивали уже за Гатчиной, возле Вероланиц. "Впереди седой старший егерь на лошади с большим медным рогом. За ним, образуя каре, остальные егеря, тоже с рогами и арапниками. В центре каре гончие, некоторые на сворках по пяти. Когда все выстраивались, старший снимал шапку, крестился и говорил: "С Богом!" - так описывает выезд на натаску очевидец.

Першинская охота под Тулой великого князя Николая Николаевича-младшего, состоявшая из 100-200 собак, стала не только крупным племенным центром (ее площадь занимала более 400 десятин), собаки которой до сих пор остаются эталоном, но и лебединой песней комплектной псовой охоты. После революции обе охоты продали на Запад, оставшихся собак истребило крестьянство, и блестящая часть русской культуры перестала существовать навсегда, как и усадьбы, ее породившие.

Усадебная охота прекратила свое существование навсегда.

Сейчас предпринимается немало попыток возродить ее, впрочем, как пытаются возродить и усадьбы. Но, увы, усадебная охота, как и усадьба, - это не единичное мероприятие, в отдельном месте и в отдельное время - она, как любое явление культуры, для своего развития требовала среды, которой теперь нет и быть не может...

И все-таки очень хочется, чтобы русская усадебная охота хотя бы в памяти осталась тем праздничным, прекрасным и благородным действом, каким она была и увлекала души - потому что это наша история, наш язык и наша литература.

Мария Барыкова

Отъeзжиe поля, звуки охотничьих рогов, грациозные своры борзых, стаи чепрачных, багряных, чёрнопегих гончих, парчёвые кафтаны, алые куртки - всё это было давно, бесконечно давно, и та охотничья жизнь наших предков, в том их первозданном виде, увы, никогда уже не вернётся. Они были удивительно красивы и порой угрюмы и молчаливы - все эти ловчие, доезжачие, стремянные, выжлятники, псари, кричане. Они относились к охоте и ко всему, что окружало её, с великой любовью.

Кох Йозеф Антон. Пейзаж после грозы. 1830

Старинная русская охота воплощала их мечту о воле и свободе. Красота их была в кровном родстве с природой: с хлеборобными полями, с перелесками, одетыми в золото осени, с тихими заводями, с закатными далями и плывущими в небесной выси облаками. Красота самого действа заключалась ещё и в том, что всё это была родная Русь...


А.С.Степанов. Охота. 1885. Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко, Кисловодск

П.И.Чайковский - Времена года - Охота (сентябрь) 2:44 мин, 1.88 Мб.

А.С.Пушкин

Граф Нулин (фрагмент)

Пора, пора! рога трубят;
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят,
Борзые прыгают на сворах.
Выходит барин на крыльцо,
Всё, подбочась, обозревает;
Его довольное лицо
Приятной важностью сияет.
Чекмень затянутый на нём,
Турецкой нож за кушаком,
За пазухой во фляжке ром,
И рог на бронзовой цепочке.
В ночном чепце, в одном платочке,
Глазами сонными жена
Сердито смотрит из окна
На сбор, на псарную тревогу...
Вот мужу подвели коня;
Он холку хвать и в стремя ногу,
Кричит жене: не жди меня!
И выезжает на дорогу.

В последних числах сентября
(Презренной прозой говоря)
В деревне скучно: грязь, ненастье,
Осенний ветер, мелкий снег
Да вой волков. Но то-то счастье
Охотнику! Не зная нег,
В отъезжем поле он гарцует,
Везде находит свой ночлег,
Бранится, мокнет и пирует
Опустошительный набег.

История русской псовой охоты, и в первую очередь с борзыми и гончими, - одна из важнейших страниц прошлого нашего Отечества, неотделимого от культуры, традиций, обычаев и нравов русского общества. В самом названии «русская псовая борзая» звучит широта и приволье российских просторов, звучит древность этой уникальной породы: «псовая» - псовина (устар.) шерсть; «борзая» - резвая, то есть быстробегущая. Псовая охота, с её многовековыми традициями, представляет собой целый пласт не только русской - мировой истории и культуры.
Благодаря художественным произведениям Пушкина, Толстого, Дриянского, Мачеварианова, научным трудам Губина, Розена, Сабанеева, Реута, Кишенского и других сохранились живописные и подробные картины старых национальных охот, написанные самобытным языком, живо передающим все страсти, которые кипели когда-то при травле зверя грациозными борзыми, стремительными гончими, лихими грейхаундами.

С.С.Ворошилов. Охота с гончими. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

Ещё в древнейших русских источниках мы встречаем слово «лов». В «Начальной летописи», датированной 1071 годом сказано, что князь Всеволод под Вышгородом в лесах «деял звериные ловы, заметал тенета». В поучении Владимира Мономаха говорится, что всю жизнь он трудился «ловы дея», «сам содержал ловчий наряд», т. е. охоту - конюшню ястребов и соколов. В летописях есть указания на то, что уже в ХII веке при Владимире Мономахе «зверей травили псами».

Н.К.Рерих. Княжья охота. Утро. 1910

Первыми европейцами, увидевшими диковинных русских охотничьих собак, стали французы, привёзшие в XI веке в Париж не только новую невесту своего короля Генриха I - Анну Ярославну, дочь киевского Великого князя, но и трёх псовых борзых.
Страстным псовым охотником был Василий III, ходивший с собаками на зайца. Когда охота складывалась не совсем удачно, он отводил душу садками (по подсадному зайцу). В таких садках принимало участие до 300 всадников. В 1509 году Василий III сформировал при дворе особый Ловчий приказ, в ведении которого состояли «всякие потешные собаки, борзые, гончие» и из которого в дар датскому королю Христиану II отправил несколько своих борзых.
Сын Василия III - Иван Грозный, как и его отец, любил псовую охоту и соблюдал ту же людность и пышность в её организации.

С.А.Виноградов. Охота с борзыми. 1907. Луганский областной художественный музей, Луганск

После окончания Смуты новый царь Михаил Фёдорович столкнулся с неожиданной проблемой - в его Ловчем приказе не оказалось ни одной собаки. Часть погибла во время оккупации Москвы поляками, другая была увезена отступающими шляхтичами. Пришлось в 1619 году посылать «двух охотников и трёх конных псарей» в земли под Новгородом и Вологдой. Через пару лет жизнь на псарнях Ловчего приказа закипела с новой силой.
Сменивший на русском престоле Михаила Фёдоровича Алексей Михайлович тоже увлекался охотой. Любивший во всём стройный порядок, гармонию и «чин», Тишайший самолично написал в 1656 году подробное наставление для своих сокольников - «Урядник или Новое Уложение и устроение чина Сокольничьи пути».

Н.Е.Сверчков. Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы. 1873. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

К периоду его царствования относится и появление на свет первой книги, посвящённой комплектной охоте - «Охотничий регул, принадлежащий до псовой охоты» (около 1635 года), написанной неким Христианом фон Лесиным.
Пётр Великий охотой не увлекался. Он вводил для дворянства иные, европейские забавы - ассамблеи с танцами и издал указ: «Около Москвы в ближних местах с людьми своими по полям и в них с псовой охотой чтоб не ездили».
Зато страстно болели и всецело посвящали себя псовой охоте Елизавета и Пётр II, уделяя ей немало времени и средств. При Петре II Императорская псарня состояла из 420 борзых, 200 гончих, а при собаках имелось 70 человек прислуги.
Отдавая дань моде, охота в России всё больше и больше становилась основным развлечением дворян и помещиков. К концу XVIII века появляются огромные псарни, в которых насчитывалось тысячи собак. Л. П. Сабанеев об этом пишет: «В те времена почти каждый самостоятельный помещик, подмосковных губерний в особенности, вменял себе в обязанность держать борзых и гончих, иногда в значительном количестве - сотнями».
В екатерининские времена известны и знатны были владельцы больших псарен, такие как князь Г. Ф. Барятинский - хозяин знаменитого тогда густопсового кобеля «Зверя», который в одиночку, без своры, брал матёрого волка, граф Алексей Орлов-Чесменский - обладатель борзых всех пород. Орлову-Чесменскому, тому самому, который вывел орловскую породу лошадей, принадлежал и почин устройства в Москве садок (на волка, зайца), на которые заблаговременно рассылались приглашения по всей России.
Значимость охот тогда была велика и с политической точки зрения. Во время них решались многие важные государственные и межгосударственные дела. С этой целью на звук охотничьего рога нередко приглашались иностранные послы, крупные дипломаты. От удачной охоты порой зависела судьба целого государства.
Весь ХVIII век шёл обмен кровными борзыми с польскими и курляндскими дворянами. А в ХIХ столетии наших борзых начинают покупать аристократы из Западной Европы. Тогда же создаются и первые клубы любителей русских борзых в Англии и Германии. Со второй половины XIX века русские борзые уже широко распространились во всей Европе и Америке...

Крюгер Франц. Выезд на охоту

«Золотой век» отечественных псовых охот заканчивается с отменой в России крепостного права в 1861 году. Владельцы крупных псарен лишились крепостных псарей и количество псарен резко сократилось. Сохранились они в то время лишь у истинных любителей русской псовой охоты...

Рейсдаль Якоб Исаак. Охота. 1670

Позднее в 1873 году было создано «Императорское общество размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты», которое начало организовывать выставки, показывать работы собак на резвость и злобу с вручением призов и поощрений...
Во второй половине XIX века в селе Першино Тульской губернии была создана Першинская псовая охота Его Императорского Высочества Великого князя Н. Н. Романова. Современники отмечали, что Першинская охота - единственная в то время псовая охота в России в таком крупном масштабе, с такими породистыми собаками, с такими знающими охотниками и с таким устройством ведения собак.
Першинская охота состояла из 365 собак, в числе которых 125 русских псовых борзых, 15 английских борзых - грейхаундов и две стаи гончих по 45 собак в каждой: одна стая окрасом багряной русской крови, другая - солово-пегая (белая с отметинами)...
Эта охота была известна не только в России, но и далеко за её пределами. Сюда, приобрести элитных охотничьих собак Першинского типа, поучаствовать в охоте приезжали из Германии, Бельгии, Швейцарии, Франции, Англии, США…

Тип русской псовой борзой - это спокойная уравновешенная собака, истинный характер которой просыпается только при виде поднимающегося перед ней зверя.

А.С.Степанов. Охота с борзыми. Этюд. Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева, Иркутск

Першинские борзые отличались особым благородством облика, мощными ладами, изысканной формы головами, уборной псовиной и обладали исключительной резвостью. Были среди них и так называемые злобачи, яростно работавшие по волку.
Настоящая старинная псовая охота всегда была «комплектной»: состояла из комплекта, включавшего в себя 5-12 свор борзых (20-36 собак), стаю гончих (18-40 собак), а также целый штат обслуживавший охоту и состоявший из старшего в охоте - ловчего, борзятников (с борзыми), выжлятников (с гончими), заездного (старшего над борзятниками), доезжачего (старшего над выжлятниками), стремянного (отвечающего за борзых своры хозяина охоты), нескольких чернорабочих-псарей, специального обоза для «отъезжих полей», т. е. для выездов на охоту вдали от дома, верховых и упряжных лошадей.

Карл Мария фон Вебер - Хор охотников из оперы Волшебный стрелок 2:42 мин, 1.87 Мб.

Гончие

В «комплект» Першинской охоты, кроме борзых, входила славившаяся на всю Россию багряная стая гончих. По экстерьеру это были очень рослые, мощные, с прекрасным костяком гончие, достаточно сухие, очень хорошо одетые, с густым подшерстком. Собаки этой стаи отличались злобой и прекрасно работали по волкам. Многие из них обладали голосами с заливом. Здесь же работала стая солово-пегих гончих фоксхаудов - преимущественно лисогонных собак...
В Першине старых собак не уничтожали. Они находились на содержании до смерти. А когда собака пала, ей полагалась отдельная могила и чугунная плита с указанием: когда родилась, когда пала, кто её родители. Велись строгий племенной учёт, родословные книги. Кроме местных крестьян, здесь работали 78 бывших солдат лейб-гвардии императорского гусарского полка, шефом которого был Великий князь Н. Н. Романов.
В окрестностях усадьбы были устроены волчатник площадью 10 гектаров, с тремя прудами, зайчатник площадью около 30 гектаров и фазанник, расположенный на площади более 50 гектаров...

Ф.Лист - Трансцендентный этюд № 8 - Дикая охота 4:28 мин, 1.8 Мб.

А какие охоты описывал сам Вальцов! Сердце замирает, когда читаешь: «…желтоватый цвет его шерсти и высоко поднятая голова доказывали, что ко мне жалует матёрик. Зная за собою близко опушку, я боялся очень напустить зверя и, двинувшись к нему навстречу, указал его собакам. У меня были три кобеля Собственной своры и в числе их красавец Армавир. Заметив спеющих собак, волк отвернул влево, и им пришлось доставать его в хорошую меру по очень глубокому снегу. Дружно поспевали к нему все три кобеля вместе и где догнали, тут и положили, но я не успел подъехать, волк сорвался и только бросился к опушке, как его накрыли три собаки Головина, спешившего мне на помощь; шесть собак втиснули волка в снег, образуя звезду, я уже был в трёх шагах от них, как непонятным для меня образом волк снизу вывернулся из-под кучи собак и, пока они справились и бросились за ним, отдалел шагов на 30 и во все ноги заложился к опушке.
Я много раз видел травли злобнейшими собаками кровей назимовских и новиковских, и всегда в таких условиях матёрые волки уходили; сорвавшись после двух приёмов при недалёкой опушке, матёрик уже не давал себя доставать, особенно по тяжелому полю, и тут моё сердце дрогнуло: «Уйдёт!». Но резвость першинских собак опять выручила: красная сука из своры Головина вылетела из кучи собак, страшным броском достала волка и повисла у него на загривке, кобели накрыли и подняли его на воздух в ногах у Головина, соскочившего с саней…»

П.П.Соколов. Охота на волка. 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Первая мировая война, революция и последовавшая за ними гражданская война стали печальной вехой в истории отечественной псовой охоты и развитии охотничьих пород собак.

Вос Пауль де. Охота на косуль

Но всё в мире, когда-то возвращается «на кругия своя». Ныне проводятся активные разработки проекта воссоздания Першинской псовой охоты.
Закончить этот рассказ хочется словами охотника, талантливого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева:
«Ограничусь теперь желанием, чтобы охота, эта забава, которая сближает нас с природой, приучает нас к терпению, а иногда и к хладнокровию перед опасностью, придает телу нашему здоровье и силу, духу бодрость и свежесть... - долго бы ещё процветала в нашей Родине!»

Курбе Гюстав. Добыча (псовая охота)

АФАНАСИЙ ФЕТ

Псовая охота

Последний сноп свезен с нагих полей,
По стоптанным гуляет жнивьям стадо,
И тянется станица журавлей
Над липником замолкнувшего сада.

Вчера зарей впервые у крыльца
Вечерний дождь звездами начал стынуть.
Пора седлать проворного донца
И звонкий рог за плечи перекинуть!

В поля! В поля! Там с зелени бугров
Охотников внимательные взоры
Натешатся на острова лесов
И пестрые лесные косогоры.

Уже давно, осыпавшись с вершин,
Осинников редеет глубь густая
Над гулкими извивами долин
И ждет рогов да заливного лая.

Семьи волков притон вчера открыт,
Удастся ли сегодня травля наша?
Но вот русак сверкнул из-под копыт,

Отъeзжиe поля, звуки охотничьих рогов, грациозные своры борзых, стаи чепрачных, багряных, чёрнопегих гончих, парчёвые кафтаны, алые куртки – всё это было давно, бесконечно давно, и та охотничья жизнь наших предков, в том их первозданном виде, увы, никогда уже не вернётся. Они были удивительно красивы и порой угрюмы и молчаливы – все эти ловчие, доезжачие, стремянные, выжлятники, псари, кричане. Они относились к охоте и ко всему, что окружало её, с великой любовью. Старинная русская охота воплощала их мечту о воле и свободе. Красота их была в кровном родстве с природой: с хлеборобными полями, с перелесками, одетыми в золото осени, с тихими заводями, с закатными далями и плывущими в небесной выси облаками. Красота самого действа заключалась ещё и в том, что всё это была родная Русь...

Пора, пора! Рога трубят;
Псари в охотничьих уборах
Чём свет уж на конях сидят,
Борзые прыгают на сворах...

А. С. Пушкин

История русской псовой охоты, и в первую очередь с борзыми и гончими, – одна из важнейших страниц прошлого нашего Отечества, неотделимого от культуры, традиций, обычаев и нравов русского общества. В самом названии «русская псовая борзая» звучит широта и приволье российских просторов, звучит древность этой уникальной породы: «псовая» – псовина (устар.) шерсть; «борзая» – резвая, то есть быстробегущая. Псовая охота, с её многовековыми традициями, представляет собой целый пласт не только русской – мировой истории и культуры.

Н.К.Рерих. Княжья охота. Утро. 1910


Благодаря художественным произведениям Пушкина, Толстого, Дриянского, Мачеварианова, научным трудам Губина, Розена, Сабанеева, Реута, Кишенского и других сохранились живописные и подробные картины старых национальных охот, написанные самобытным языком, живо передающим все страсти, которые кипели когда-то при травле зверя грациозными борзыми, стремительными гончими, лихими грейхаундами.


С.С.Ворошилов. Охота с гончими. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

Ещё в древнейших русских источниках мы встречаем слово «лов». В «Начальной летописи», датированной 1071 годом сказано, что князь Всеволод под Вышгородом в лесах «деял звериные ловы, заметал тенета». В поучении Владимира Мономаха говорится, что всю жизнь он трудился «ловы дея», «сам содержал ловчий наряд», т. е. охоту – конюшню ястребов и соколов. В летописях есть указания на то, что уже в ХII веке при Владимире Мономахе «зверей травили псами».

Первыми европейцами, увидевшими диковинных русских охотничьих собак, стали французы, привёзшие в XI веке в Париж не только новую невесту своего короля Генриха I – Анну Ярославну, дочь киевского Великого князя, но и трёх псовых борзых.

Александр Горбиков Русская охота 2006 г.

Страстным псовым охотником был Василий III, ходивший с собаками на зайца. Когда охота складывалась не совсем удачно, он отводил душу садками (по подсадному зайцу). В таких садках принимало участие до 300 всадников. В 1509 году Василий III сформировал при дворе особый Ловчий приказ, в ведении которого состояли «всякие потешные собаки, борзые, гончие» и из которого в дар датскому королю Христиану II отправил несколько своих борзых.

Сын Василия III – Иван Грозный, как и его отец, любил псовую охоту и соблюдал ту же людность и пышность в её организации.

Н.Е.Сверчков. Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы. 1873. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

После окончания Смуты новый царь Михаил Фёдорович столкнулся с неожиданной проблемой – в его Ловчем приказе не оказалось ни одной собаки. Часть погибла во время оккупации Москвы поляками, другая была увезена отступающими шляхтичами. Пришлось в 1619 году посылать «двух охотников и трёх конных псарей» в земли под Новгородом и Вологдой. Через пару лет жизнь на псарнях Ловчего приказа закипела с новой силой.

Сменивший на русском престоле Михаила Фёдоровича Алексей Михайлович тоже увлекался охотой. Любивший во всём стройный порядок, гармонию и «чин», Тишайший самолично написал в 1656 году подробное наставление для своих сокольников – «Урядник или Новое Уложение и устроение чина Сокольничьи пути». К периоду его царствования относится и появление на свет первой книги, посвящённой комплектной охоте – «Охотничий регул, принадлежащий до псовой охоты» (около 1635 года), написанной неким Христианом фон Лесиным.

Н.Е.Сверчков. Охота с борзыми. 1889. Частное собрание

Пётр Великий охотой не увлекался. Он вводил для дворянства иные, европейские забавы – ассамблеи с танцами и издал указ: «Около Москвы в ближних местах с людьми своими по полям и в них с псовой охотой чтоб не ездили».

Зато страстно болели и всецело посвящали себя псовой охоте Елизавета и Пётр II, уделяя ей немало времени и средств. При Петре II Императорская псарня состояла из 420 борзых, 200 гончих, а при собаках имелось 70 человек прислуги.

Охота в Ропше. 1857. Ульяновский художественный музей, Ульяновск

Отдавая дань моде, охота в России всё больше и больше становилась основным развлечением дворян и помещиков. К концу XVIII века появляются огромные псарни, в которых насчитывалось тысячи собак. Л. П. Сабанеев об этом пишет: «В те времена почти каждый самостоятельный помещик, подмосковных губерний в особенности, вменял себе в обязанность держать борзых и гончих, иногда в значительном количестве – сотнями».

В екатерининские времена известны и знатны были владельцы больших псарен, такие как князь Г. Ф. Барятинский – хозяин знаменитого тогда густопсового кобеля «Зверя», который в одиночку, без своры, брал матёрого волка, граф Алексей Орлов-Чесменский – обладатель борзых всех пород. Орлову-Чесменскому, тому самому, который вывел орловскую породу лошадей, принадлежал и почин устройства в Москве садок (на волка, зайца), на которые заблаговременно рассылались приглашения по всей России.

Сергей Потапов Псовая охота 2006 г.

Значимость охот тогда была велика и с политической точки зрения. Во время них решались многие важные государственные и межгосударственные дела. С этой целью на звук охотничьего рога нередко приглашались иностранные послы, крупные дипломаты. От удачной охоты порой зависела судьба целого государства.

Весь ХVIII век шёл обмен кровными борзыми с польскими и курляндскими дворянами. А в ХIХ столетии наших борзых начинают покупать аристократы из Западной Европы. Тогда же создаются и первые клубы любителей русских борзых в Англии и Германии. Со второй половины XIX века русские борзые уже широко распространились во всей Европе и Америке. Появились многочисленные питомники, специализирующиеся на разведении этой породы. Благодаря своей утончённо-аристократической внешности и покладистому характеру, борзая быстро завоевала симпатии иноземных собаководов, увидевших в ней уже не охотничью собаку, а собаку выставочную и собаку-компаньона.

«Золотой век» отечественных псовых охот заканчивается с отменой в России крепостного права в 1861 году. Владельцы крупных псарен лишились крепостных псарей и количество псарен резко сократилось. Сохранились они в то время лишь у истинных любителей русской псовой охоты.

Михаил Дианов Выезд на охоту 2007 г.

Многовековая традиция охоты с собаками прочно вошла в менталитет русского общества дореволюционной России. Псовым охотам посвящались научные труды, выпускались специализированные журналы, где любители спорили об экстерьерах собак, о порядке проведения охот, делились рассказами о своём досуге в полях. В 1873 году было создано «Императорское общество размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты», которое начало организовывать выставки, показывать работы собак на резвость и злобу с вручением призов и поощрений.


Николай Комаров Царская охота

История русской псовой охоты хранит память о выдающихся знатoках-умельцах, артистах своего дела. Это Феопен Иванович из «Записок мелкотравчатого» Е. Э. Дриянского, Данило из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», Акимка из повести Ф. А. Свечина «Две души», Леонтий из рассказа И. А. Бунина «Ловчий», известный на всю Россию царский ловчий В. Р. Диц, знаменитые доезжачие Першинской охоты Его Императорского Высочества Великого князя Николая Николаевича Романова – Ефим Алексанов и Михаил Мамкин, это таинственный маг и волшебник «Б» из рассказа Н. Н. Карамзина «Псовая охота», дельные гончатники из охоты К. В. Сумарокова, М. И. Алексеева и Н. П. Пахомова – Красов, Павлов, Милованов и Никитин и многие другие…

Во второй половине XIX века в селе Першино Тульской губернии была создана Першинская псовая охота Его Императорского Высочества Великого князя Н. Н. Романова. Современники отмечали, что Першинская охота – единственная в то время псовая охота в России в таком крупном масштабе, с такими породистыми собаками, с такими знающими охотниками и с таким устройством ведения собак.


Алексей Шалаев Русская псовая охота (эскиз) 2007 г.

Першинская охота состояла из 365 собак, в числе которых 125 русских псовых борзых, 15 английских борзых – грейхаундов и две стаи гончих по 45 собак в каждой: одна стая окрасом багряной русской крови, другая – солово-пегая (белая с отметинами). Першинские «крови» поддерживались молодняком – постоянно в охоте было около 100 щенков, преимущественно борзых и гончих.

Эта охота была известна не только в России, но и далеко за её пределами. Сюда, приобрести элитных охотничьих собак Першинского типа, поучаствовать в охоте приезжали из Германии, Бельгии, Швейцарии, Франции, Англии, США…

Александр Сычев Охота на волка 2004 г.

«В 30-ти верстах от города Тулы на запад, верстах в 4-х от большой старо-калужской грунтовой дороги, на возвышенном берегу реки Упы широко раскинулась красивая усадьба Першинского Его Императорского Высочества Великого князя Николая Николаевича имения», – так начинает своё повествование о Першинской императорской охоте в монографии, вышедшей в 1913 году генерал Д. П. Вальцов, управляющий этой охоты.

Усадьба в Першине была построена ещё во времена императрицы Екатерины II знаменитым российским банкиром Лазаревым. Само древнерусское слово «усадьба» происходит от глагола «сажать»: царь тогда «сажал» служилых людей на землю и давал им возможность обустроить жизнь по-своему. Когда-то Россия была украшена усадьбами, как луг цветами. О русской усадьбе поэт Фет писал: «Это дом и сад, устроенные на лоне природы, когда человеческое едино с природным в глубочайшем, органическом расцвете и обновлении, когда поэзия родной природы развивает душу рука об руку с красотой изящных искусств, а под крышей усадебного дома возникает особая музыка домашнего быта, живущего в смене деятельности труда и праздного веселья, радостной любви и чистого созерцания».

Александр Сычев Охотничьи ожидания 2003 г.

При Лазареве был возведён великолепный двухэтажный дворец, приведён в порядок построенный здесь ещё в 1696 году храм во имя Казанской Божией Матери. В дальнейшем имение несколько раз меняло своих хозяев. В 1887 году Першино под охотничью резиденцию приобрёл Великий князь Николай Николаевич Романов. Усадьба была перестроена, появилось много новых сооружений, в числе которых – конюшни для породистых лошадей, каретный и скотный дворы, псарни.

Дворец красовался на тёмном фоне изумительного парка с вековыми липовыми аллеями, а перед ним на широкой площадке были разбиты цветники с круговой дорожкой, высыпанной порошком из толчёного кирпича. По дорожке для гостей посворно выводили охотничьих собак. Зрители любовались такими выводками с нижней террасы.

Внутренний интерьер императорского охотничьего дворца был оформлен соответственно назначению этой резиденции. Стены вестибюля увешаны охотничьими картинами и портретами породистых собак из Першинской охоты. На площадке лестницы стояли чучела волков. В большой столовой на втором этаже стены украшали медальоны голов зубра, медведей, волков, рысей, кабанов, лосей, оленей, козлов, глухарей. По углам стояли чучела огромных медведей, державших в поднятых лапах лампы, а у двери балкона – чучело матёрого волка, оскалившего свои мощные клыки.

Много интересных охотничьих историй слышали стены этой столовой от гостей хозяина усадьбы. Но ещё более горячие разговоры и споры велись в помещении на первом этаже, называемом «клубом». Здесь проходил осмотр борзых, заключались сделки по продаже щенков, обсуждались охоты. На стенах «клуба» висели портреты лучших производителей Першинской охоты кисти художника и страстного охотника Г. К. фон Мейера.

Владимир Доронин Свалка из-за матёрого

Уже с 1898 года борзые Великого князя начинают своё победное шествие по выставочным рингам России и за рубежом. При этом в полях с ними тогда тоже мало кто мог посоперничать.

Тип русской псовой борзой – это спокойная уравновешенная собака, истинный характер которой просыпается только при виде поднимающегося перед ней зверя. Першинские борзые отличались особым благородством облика, мощными ладами, изысканной формы головами, уборной псовиной и обладали исключительной резвостью. Были среди них и так называемые злобачи, яростно работавшие по волку.

Настоящая старинная псовая охота всегда была «комплектной»: состояла из комплекта, включавшего в себя 5-12 свор борзых (20-36 собак), стаю гончих (18-40 собак), а также целый штат обслуживавший охоту и состоявший из старшего в охоте – ловчего, борзятников (с борзыми), выжлятников (с гончими), заездного (старшего над борзятниками), доезжачего (старшего над выжлятниками), стремянного (отвечающего за борзых своры хозяина охоты), нескольких чернорабочих-псарей, специального обоза для «отъезжих полей», т. е. для выездов на охоту вдали от дома, верховых и упряжных лошадей.

В «комплект» Першинской охоты, кроме борзых, входила славившаяся на всю Россию багряная стая гончих. По экстерьеру это были очень рослые, мощные, с прекрасным костяком гончие, достаточно сухие, очень хорошо одетые, с густым подшерстком. Собаки этой стаи отличались злобой и прекрасно работали по волкам. Многие из них обладали голосами с заливом. Здесь же работала стая солово-пегих гончих фоксхаудов – преимущественно лисогонных собак.

Наталья Баронецкая Королевская охота 2007 г.

Н. П. Кашкаров, неоднократно в те годы судивший отечественных гончих на рингах России, писал: «Между русскими охотниками распространены гончие разных пород, в огромном большинстве – пород мешанных; гончие же пород чистых теперь почти не встречаются... Между современными гончими блестящим исключением является багряная стая «першинских» гончих...»

Першинскую охоту обслуживал целый комплекс животноводства и птицеводства: кровные стада коров швицкой породы, английские овцы, табуны кабардинских и арденских лошадей, свиньи «тамьер», руанские утки, французские куры т. д. – всё это содержалось в образцовом порядке и под личным оком Великого князя Николая Николаевича. К тому же имелось девять каменных домов для борзых собак с комнатами и кухнями, выгулами, псарные дворы для гончих, больница для собак и лошадей, пансион для «пенсионеров» – отработавших по возрасту или увечьям собак.

Сергей Потапов Соколинная охота 2006 г.

В Першине старых собак не уничтожали. Они находились на содержании до смерти. А когда собака пала, ей полагалась отдельная могила и чугунная плита с указанием: когда родилась, когда пала, кто её родители. Велись строгий племенной учёт, родословные книги. Кроме местных крестьян, здесь работали 78 бывших солдат лейб-гвардии императорского гусарского полка, шефом которого был Великий князь Н. Н. Романов.

В окрестностях усадьбы были устроены волчатник площадью 10 гектаров, с тремя прудами, зайчатник площадью около 30 гектаров и фазанник, расположенный на площади более 50 гектаров. В волчатник привозили волков, затравленных осенью борзыми собаками по окрестным лесам. Там было устроено раздельное их содержание: отделение для переярков (прошлогодних волков) и прибылых (рожденных в этом году). На прибылых волках учили молодых борзых и гончих собак, с ними охотились на садках. В зайчатнике содержалось около 3 тысяч зайцев, регулярно завозимых сюда из Сибири. В фазаннике постоянно поддерживалось не менее 2 тысяч фазанов.

В монографии Д. П. Вальцова мы находим сведения о том, что для перевозки людей, лошадей, собак, палаток, кухонь, экипажей и многого другого к месту охоты использовался специальный поезд, состоявший из 42 товарных вагонов, включая два пассажирских первого и второго классов. Сам Великий князь и его гости прибывали отдельным поездом.


Наталья Баронецкая Охота 2006 г.

В охоте принимало участие более 100 борзых, столько же фоксхаундов и егерей. Лошадей для охоты подбирали специально, как и своры борзых и фоксхаундов. Когда вся группа прибывала на место, где по предварительным данным имелись волки, строились планы, делались приготовления и начиналась охота.

Загонщики в сопровождении своры фоксхаундов выгоняли зверя, обычно волка, из леса в открытое поле, где на почтительном расстоянии их поджидали верховые охотники, каждый с тройкой борзых на привязи – одной сукой и двумя кобелями. Когда показывался зверь, охотник спускал собак с привязи. Борзые гнали волка, а вслед им скакали охотники. После захватывающей погони, если волку не удавалось убежать, борзые должны были схватить его и держать до прихода охотников, которые во весь опор спешили к месту схватки, чтобы согласно принятому обычаю тут же ввязаться в борьбу, заткнуть волку пасть и связать его. После этого волка часто отпускали и, конечно, в следующий раз он вёл себя умнее и гораздо осторожнее. Увлекательный рассказ о такой охоте можно прочитать у Льва Толстого в романе «Война и мир».

А какие охоты описывал сам Вальцов! Сердце замирает, когда читаешь: «…желтоватый цвет его шерсти и высоко поднятая голова доказывали, что ко мне жалует матёрик. Зная за собою близко опушку, я боялся очень напустить зверя и, двинувшись к нему навстречу, указал его собакам. У меня были три кобеля Собственной своры и в числе их красавец Армавир. Заметив спеющих собак, волк отвернул влево, и им пришлось доставать его в хорошую меру по очень глубокому снегу. Дружно поспевали к нему все три кобеля вместе и где догнали, тут и положили, но я не успел подъехать, волк сорвался и только бросился к опушке, как его накрыли три собаки Головина, спешившего мне на помощь; шесть собак втиснули волка в снег, образуя звезду, я уже был в трёх шагах от них, как непонятным для меня образом волк снизу вывернулся из-под кучи собак и, пока они справились и бросились за ним, отдалел шагов на 30 и во все ноги заложился к опушке.

А.С.Степанов. Охота. 1885. Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко, Кисловодск

Я много раз видел травли злобнейшими собаками кровей назимовских и новиковских, и всегда в таких условиях матёрые волки уходили; сорвавшись после двух приёмов при недалёкой опушке, матёрик уже не давал себя доставать, особенно по тяжелому полю, и тут моё сердце дрогнуло: «Уйдёт!». Но резвость першинских собак опять выручила: красная сука из своры Головина вылетела из кучи собак, страшным броском достала волка и повисла у него на загривке, кобели накрыли и подняли его на воздух в ногах у Головина, соскочившего с саней…»

Первая мировая война, революция и последовавшая за ними гражданская война стали печальной вехой в истории отечественной псовой охоты и развитии охотничьих пород собак. Держать, к примеру, борзых в то время в России стало практически не возможно. Основной элитный их состав вывезли за границу, а оставшиеся на родине были объявлены «господскими» и подлежали массовому истреблению.

Н.Е.Сверчков. Лошади и борзые

С началом войны началось сокращение и Першинской охоты, а закончила своё существование «Всемирная охотничья академия», как её называли когда-то многочисленные зарубежные гости, в 1919 году. Большая часть борзых была вывезена в Чехословакию, гончие и оставшиеся борзые разошлись по рукам местного населения.

Такое искоренение «буржуазных пережитков» продолжалось более 15 лет. В результате российскому поголовью борзых и гончих был нанесён огромный ущерб. Многим тогда казалось, что всё пошло прахом и отечественное собаководство уже не возродить.

Октябрьский переворот стал катастрофой для псовой охоты и собаководства. До собак ли было, когда взрывали храмы и жгли усадьбы. За несколько лет порода отечественных борзых практически погибла. И дело не в том, что убивали из ненависти к атрибуту классового врага. Население, охотники-промысловики разбирали собак по дворам без всякого понятия о бонитировке и селекционной работе с ними. А ведь в чистокровной собаке главное – «чистая кровь».

Можно восстановить по чертежам памятник архитектуры, а линию племенных животных, хоть раз запустив в неё чуждую кровь, уже не вернёшь к чистоте много поколений. Растворились кровные борзые в то время среди шариков и тузиков. Были борзые, да остались «выборзки». Спасение и восстановление замечательной породы, а вместе с ней и воссоздание русской псовой охоты – это долгая, драматическая повесть.

Несколько удачнее сложилась судьба русских гончих. И только потому, что они были более приспособлены к российскому климату и не выглядели так аристократично, как борзые.

Что же касается русских борзых, то только после окончания Великой Отечественной войны в советскую Россию вернулись первые кровные представители этой породы, найденные в питомниках оккупированной Германии. Тогда и началось постепенное возвращение русской псовой борзой к себе на родину.

В 1962 году в Швейцарии на имя Урсулы Веры Труэб был зарегистрирован питомник «De Norois». находясь за сотни километров от России, заводчица питомника тогда, и затем в последующие более чем 40 лет, посвятила себя сохранению и разведению классического типа русской борзой. А прежде, чем начать разведение псовых борзых, эта удивительная женщина изучила историю и культуру России, побывала в Першино. Нельзя воссоздать породу, не познакомившись с её истоками, корнями, так считала Урсула. Сегодня общеизвестно положительное влияние питомника «Де Норуа» на восстанавливаемое и сохраняемое поголовье борзых в нашей стране, которых насчитывается уже несколько тысяч.

Ещё более трудной задачей оказалось возрождение знаменитого когда-то на весь мир Першинского типа борзых… Москва, питомник «Русич», заводчик Ирина Коршунова: около двадцати лет назад Ирина вывезла из Германии борзую, корни которой выходили на собак Першинской охоты. Эта собака и по типу была першинской. Сегодня в питомнике удалось восстановить и закрепить этот тип русских борзых.

Столичный питомник «Лунная Радуга», заводчик Елена Балакирева, в наши дни специализируется на разведении густопсовых русских борзых Першинского типа и обладает самой титулованной сворой России.

Питомник «Борзой Романовс» (Москва), заводчик Инна Эстрина, работающий в тесном контакте с питомником из Швеции «Де Норуа». Именно из этого питомника Инна привезла когда-то Урагана. Это была собака, настоящий охотник, полный достоинства и какой-то мужской силы. Ураган вызывал уважение к себе не грозным видом и рыком, ставящим всех по своим местам, а было в его больших, выразительных тёмных глазах что-то особенное, что говорило о нём, как о личности.

А спустя некоторое время в этом питомнике, от родителей кровей питомника «Де Норуа» появился на свет жгучепородистый аристократ, черноподпалый кобель Першинского типа Бурш…. Так в России воссоздавался в прошлом теперь уже веке этот тип русских псовых борзых…

Kirill Datsouk "Hubertus w Kostomlotach" 90x200sm 2008
Кирилл Дацук название:
"Охота на лиса в Костомлотах в праздник покровителя охотников Св. Хуберта"


На календаре начало 80-х минувшего столетия… В те годы частым гостем нашей семьи был Василий Терентьевич Урвачёв, почётный охотник областного общества охотников, уроженец села Першино. Жили мы рядышком и многое нас тогда объединяло. Урвачёв помогал мне в подготовке книги по истории края, консультировал в создании музейных экспозиций, где я работал в то время директором, нередко вместе ходили на охоту. Сколько тогда посчастливилось услышать охотничьих историй из уст этого удивительного человека и талантливого охотника. О том, например, как он охотился в здешних лесах с академиком Борисом Стечкиным, главным разработчиком в Советском Союзе ракетных двигателей для космических кораблей. Но это уже, как и многие другие, отдельная история…

Н.Е.Сверчков. Охота. 1881. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Родился Урвачёв в 1902 году и с детства был свидетелем, а затем и участником царских охот, которые весной и осенью наезжали в его родные места. Отец его, Терентий Елисеевич, служил в Охоте Его Императорского Высочества и рано начал приучать сына к охотничьим премудростям, уходу за охотничьими собаками.

Надолго останутся в памяти слова Урвачёва о том, что псовая охота, в отличие от ружейной, – это не истребление животных. Это, в первую очередь, спорт, адреналин и красивое зрелище. Это соревнование двух зверей – дикого и выведенного, выращенного человеком. В псовой охоте не бывает подранков. Проводится охота в строго ограниченные сроки, когда уже нет молодых зайчат и беременных зайчих. Сама охотничья борзая практически не трогает зайчат, ведь она умеет только травить и догонять. Если зверь ушёл – хорошо. Значит сильный зверь. Перезимует и даст здоровое потомство. Не раз высказывал сожаление старый охотник, что после революции, вместе с породистыми охотничьими собаками канула в лету и национальная псовая охота, а сегодняшние борзые – это преимущественно городские «диванные» собаки…

Н.Е.Сверчков. Охотник. Привал на охоте. Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород

Прошло ещё два десятилетия со времени тех встреч с известным на Тульщине охотником. И мне довелось стать во главе разработки проекта воссоздания Першинской псовой охоты, принять участие в начале возвращения на исконную родину Першинского типа борзых. Увы, далеко всё это не так просто в нашем сегодняшнем, с его преимущественно технократическим менталитетом, мире…

И хотя о начавшихся работах в своё время писали центральные и местные издания, шли репортажи на телевидении, состоялись первые псовые охоты с борзыми, пока так и не удалось переломить сознание многих в том, что Першино должно встать в России, на Тульской земле в один ряд с Ясной Поляной, Поленовым, Куликовым полем.

Н.Е.Сверчков. Охота на волка. 1873. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

А с возрождением здесь национальной псовой охоты, возможно, даже и ярче, значимее…

Но всё в мире, когда-то возвращается «на кругия своя». Именно поэтому хочу закончить этот очерк словами страстного охотника, талантливого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева:

«Ограничусь теперь желанием, чтобы охота, эта забава, которая сближает нас с природой, приучает нас к терпению, а иногда и к хладнокровию перед опасностью, придает телу нашему здоровье и силу, духу бодрость и свежесть... – долго бы ещё процветала в нашей Родине!»

369 0

Провидению было угодно создать человека
так, что ему нужны внезапные
потрясения, восторг, порыв и хотя
мгновенное забвенье от житейских забот;
иначе, в уединении, грубеет нрав и
вселяются разные пороки.
Реутт. Псовая охота.

Сторож вкруг дома господского ходит,
Злобно зевает и в доску колотит.

Мраком задернуты небо и даль,
Ветер осенний наводит печаль;

По небу тучи угрюмые гонит,
По полю листья — и жалобно стонет…

Барин проснулся, с постели вскочил,
В туфли обулся и в рог затрубил.

Вздрогнули сонные Ваньки и Гришки,
Вздрогнули все — до грудного мальчишки.

Вот, при дрожащем огне фонарей,
Движутся длинные тени псарей.

Крик, суматоха!.. ключи зазвенели,
Ржавые петли уныло запели;

С громом выводят, поят лошадей,
Время не терпит — седлай поскорей!

В синих венгерках на заячьих лапках,
В остроконечных, неслыханных шапках

Слуги толпой подъезжают к крыльцу.
Любо глядеть — молодец к молодцу!

Хоть и худеньки у многих подошвы —
Да в сюртуках зато желтые прошвы,

Хоть с толокна животы подвело —
Да в позументах под каждым седло,

Конь — загляденье, собачек две своры,
Пояс черкесский, арапник и шпоры.

Вот и помещик. Долой картузы!
Молча он крутит седые усы,

Грозен осанкой и пышен нарядом,
Молча поводит властительным взглядом.

Слушает важно обычный доклад:
«Змейка издохла, в забойке Набат,

Сокол сбесился, Хандра захромала».
Гладит, нагнувшись, любимца Нахала,

И, сладострастно волнуясь, Нахал
На спину лег и хвостом завилял.

В строгом порядке, ускоренным шагом
Едут псари по холмам и оврагам.

Стало светать; проезжают селом —
Дым поднимается к небу столбом,

Гонится стадо, с мучительным стоном
Очеп скрипит (запрещенный законом);

Бабы из окон пугливо глядят,
«Глянь-ко, собаки!» — ребята кричат…

Вот поднимаются медленно в гору.
Чудная даль открывается взору:

Речка внизу под горою бежит,
Инеем зелень долины блестит,

А за долиной, слегка беловатой,
Лес, освещенный зарей полосатой.

Но равнодушно встречают псари
Яркую ленту огнистой зари,

И пробужденной природы картиной
Не насладился из них не единый.

«В Банники ,- крикнул помещик,- набрось !»
Борзовщики разъезжаются врозь,

А предводитель команды собачьей,
В острове скрылся крикун-доезжачий .

Горло завидное дал ему бог:
То затрубит оглушительно в рог,

То закричит: «Добирайся, собачки!»
Да не давай ему, вору, потачки!»

То заорет: «Го-го-го!- ту!-ту!!-ту!!!»
Вот и нашли — залились на следу.

Варом-варит закипевшая стая,
Внемлет помещик, восторженно тая,

В мощной груди занимается дух,
Дивной гармонией нежится слух!

Однопомётников лай музыкальный
Душу уносит в тот мир идеальный,

Где ни уплат в Опекунский совет,
Ни беспокойных исправников нет!

Хор так певуч, мелодичен и ровен,
Что твой Россини! что твой Бетховен!

Ближе и лай, и порсканье, и крик —
Вылетел бойкий русак-материк!

Гикнул помещик и ринулся в поле…
То-то раздолье помещичьей воле!

Через ручьи, буераки и рвы
Бешено мчится: не жаль головы!

В бурных движеньях — величие власти,
Голос проникнут могуществом страсти,

Очи горят благородным огнем —
Чудное что-то свершилося в нем!

Здесь он не струсит, здесь не уступит,
Здесь его Крез за мильоны не купит!

Буйная удаль не знает преград,
Смерть иль победа — ни шагу назад!

Смерть иль победа! (Но где ж, как не в буре,
И развернуться славянской натуре?)

Зверь отседает ,- и в смертной тоске
Плачет помещик, припавший к луке.

Зверя поймали — он дико кричит,
Мигом отпазончил , сам торочит,

Гордый удачей любимой потехи,
В заячий хвост отирает доспехи

И замирает, главу преклоня
К шее покрытого пеной коня.

Много травили, много скакали,
Гончих из острова в остров бросали,

Вдруг неудача: Свиреп и Терзай
Кинулись в стадо, за ними Ругай,

Следом за ними Угар и Замашка —
И растерзали в минуту барашка!

Барин велел возмутителей сечь,
Сам же держал к ним суровую речь.

Прыгали псы, огрызались и выли
И разбежались, когда их пустили.

Рёвма-ревет злополучный пастух,
За лесом кто-то ругается вслух.

Барин кричит: «Замолчи, животина!»
Не унимается бойкий детина.

Барин озлился и скачет на крик,
Струсил — и валится в ноги мужик.

Барин отъехал — мужик встрепенулся,
Снова ругается; барин вернулся,

Барин арапником злобно махнул —
Гаркнул буян: «Караул, караул!»

Долго преследовал парень побитый
Барина бранью своей ядовитой:

«Мы-ста тебя взбутетеним дубьем,
Вместе с горластым твоим холуем!»

Но уже барин сердитый не слушал,
К стогу подсевши, он рябчика кушал,

Кости Нахалу кидал, а псарям
Передал фляжку, отведавши сам.

Пили псари — и угрюмо молчали,
Лошади сено из стога жевали,

И в обагренные кровью усы
Зайцев лизали голодные псы.

Так отдохнув, продолжают охоту,
Скачут, порскают и травят без счету.

Время меж тем незаметно идет,
Пес изменяет, и конь устает.

Падает сизый туман на долину,
Красное солнце зашло вполовину,

И показался с другой стороны
Очерк безжизненно-белой луны.

Слезли с коней; поджидают у стога,
Гончих сбивают, сзывают в три рога,

И повторяются эхом лесов
Дикие звуки нестройных рогов.

Скоро стемнеет. Ускоренным шагом
Едут домой по холмам и оврагам.

«Охота… сближает нас с природой, приучает нас к терпению, а иногда и к холоднокровию перед опасностью…» И. В. Тургенев

Все мы неоднократно пересматривали, ставший народным, фильм «Особенности национальной охоты», где суровая российская действительность переплетается с мечтами. Верховые, борзятники, собаки, женщины в амазонках и дамских сёдлах, французский язык и стремянные чарки…


Конная охота с борзыми – исконно русская забава, великолепно отражающая размах русской души. И потому особенно приятно отметить, что в последние годы этот вид досуга возрождается и набирает обороты в современной России.

Все больше конных клубов берется за организацию настоящей псовой охоты на зайца и лису, позволяя участникам хотя бы на один день погрузиться в прошлое, насладившись духом царского времени. И хотя зверя на таких охотах добывают редко, активное душевное времяпрепровождение полностью заменяет удовольствие от поимки добычи.

Вот и 24-25 января в подмосковном Можайске прошла реконструкция конной охоты, устроителями которой является конная база «Аванпост» под предводительством Евгения Матузова – человека с неиссякаемой энергией и невероятными организаторскими способностями.

Стоить отметить что одновременно с конной охотой проходил мастер-класс замечательного фотографа Светланы Петровой.

Вехи истории

Конная охота с борзыми собаками долгие годы была излюбленным занятием высших сословий России. Уже с середины XVIII века многие помещики начали обзаводиться своими псарнями, где держали до тысячи борзых и гончих собак.

Постепенно псовая охота стала вытеснять распространенную ранее травлю с ловчими птицами. Всадники (к слову сказать, среди них были как мужчины, так и женщины) стали участвовать в конных охотах с борзыми, год за годом набиравших популярность. Подобные охоты были важны и с точки зрения политики. К участию часто приглашали иностранных послов и дипломатов – так во время охоты решались важные государственные дела.

В 1887 г. великий князь Николай Николаевич Романов приобрел в Алексинском уезде Тульской губернии имение Першино, что послужило началом создания знаменитой Першинской великокняжеской охоты (Першинская псовая охота Его Императорского Высочества Великого князя Н.Н. Романова). Эта охота стала самой крупной псовой охотой в России, объединив в себе более 300 борзых (преимущественно русских) и гончих собак. В Першинской охоте участвовали лучшие охотники, лучшие борзятники и лучшие всадники. Специально для этого в конюшнях имения содержалось более 80 голов лошадей.

Эта охота славилась не только в нашей стране, но и за границей. Люди приезжали из Швейцарии, Франции, Англии, Бельгии и даже из США, чтобы поучаствовать в ней или приобрести лучших щенков першинского типа. Все охотничьи выезды были отлично организованы и отличались особой помпезностью. В штате Першинской охоты даже был свой собственный духовой оркестр. Все участники одевались в специально пошитые костюмы. А главным распорядителем охоты выступал сам Великий князь.

Время популярности русских борзых стали называть «золотым веком» отечественных псовых охот. Но после отмены крепостного права в России псарни с борзыми стали постепенно исчезать, поддержанием характеристик породы перестали заниматься. После революции 1917 года множество борзых перешло в собственность сельских охотников, которые ничего не понимали в разведении собак.

Наши дни

На дворе XXI век, и конная охота с борзыми в России стала возрождаться в своем традиционном виде. Люди, которые в повседневной жизни далеки от природы, обитая в быстром мире новых технологий, вдруг стали ощущать потребность вырваться на волю, поймать ветер в бескрайнем поле, почувствовать азарт погони и, надев красивый исторический костюм, на день-два окунуться в прошлое.

На фото - Алла Михеева, делавшая «острый репортаж» для Вечернего Урганта.

Современная охота предусматривает ряд требований к участникам, самое основное из которых – отличные навыки верховой езды. Всадник должен не только крепко сидеть в седле на любом аллюре, но и уверенно управлять лошадью, держать общий темп и следовать командам. Действие охоты чаще всего разворачивается в полях, где и лошади, и борзые в ходе погони могут внезапно менять траекторию своего движения. Задача всадника – быть готовым к любому маневру в любой момент. Каждый потенциальный участник охоты должен объективно оценивать свои физические возможности и опыт.

Еще одно немаловажное требование – исторический костюм. Чтобы полностью воссоздать охоту прошлых столетий, нужно постараться во всем соответствовать духу того времени. Потому охотничий костюм в качестве немаловажного атрибута псовой охоты на лошадях должен быть продуман до мельчайших деталей.

И третье требование – желание охотиться. Участники должны понимать, что они собираются участвовать именно в охоте, а не в бесцельных скачках по пересеченной местности.

Кроме того, в правилах есть еще множество важных подпунктов, которые необходимо учитывать каждому участнику.

Вот некоторые из них:
Употребление спиртных напитков до и во время охоты запрещено. Исключение составляют стремянные (чарка водки, 25 грамм. Предлагается каждому участнику конной охоты и является одним из традиционных ритуалов подобных мероприятий).

Во время охоты нужно четко следовать командам распределителя охоты и не заниматься вольной ездой. Удачная охота возможна лишь при слаженных действиях коллектива. Вольная скачка может спугнуть зверя.

Не следует подъезжать к борзым и зверю ближе, чем на 30 метров. Свора и добыча ведут себя непредсказуемо, и по невнимательности всадника могут угодить под копыта лошадей.

Как все происходит?

Во время охоты всадники и борзятники выстраиваются в одну линию и идут ровняшкой по полю, чтобы поднять притаившегося в траве зверя. Как только он покажется, борзятники спускают собак, а всадники начинают погоню. Роль конного охотника очень важна по нескольким причинам. Первое – обученная борзая по команде может запрыгнуть на лошадь и продолжать движение вместе со всадником.

Это актуально, если на поле густая трава и с высоты своего роста собака не видит добычу.

Второе – часть всадников всегда движется по краю поля, чтобы не дать зверю уйти от погони в лес, где борзая теряет свое преимущество – скорость. И третье – конный охотник может вовремя отозвать собак в случае поимки добычи. Иначе неопытные борзые могут попросту растерзать зверя, оставив охотника без трофея.

Что надеть на охоту?

Эксперт – Елена Потапова, мастер исторического костюма:

Исторический костюм – это красиво и необычно. Правильно подобранная одежда позволяет участникам как бы перенестись в прошлое, почувствовать себя героем того времени. Надевая платье или мундир, мы замечаем, как невольно меняется наша осанка и манеры.

Практически на всех охотах предусмотрен одинаковый дресс-код – это исторические костюмы XVIII-XIX веков. На усмотрение организаторов может быть выбран один определенный период, к примеру, начало XIX века. Это ставит участников в довольно жесткие рамки, но то, что все одеты в едином стиле, оставляет незабываемые впечатления.

Основной одеждой охотника являются шаровары, короткий полушубок, сапоги и иногда плащ.

Очень часто мужчины предпочитают надевать гусарские мундиры, состоящие из чакчиров, доломана и ментика, надеваемых один поверх другого.
В качестве верхней одежды в зависимости от сезона используются короткие жакеты (спенсеры) и полушубки. Головные уборы также отличаются разнообразием. В эпоху ампир популярностью пользовались шляпки с маленькими полями и береты. Для романтического периода характерны цилиндры. В середине XVIII века к цилиндрам добавились и шляпы, а несколько позже – треуголки. К концу XIX века появились уже и котелки.

Что касается женщин, то предпочтение в основном отдается амазонкам – платьям и широким юбкам, красиво ложащимся на круп лошади и не сковывающим движения всадницы. Амазонки бывают разными, в зависимости от периода, к которому они относятся. К примеру, в 1812-1817 годы в моде были платья-амазонки в стиле ампир, а уже в 1830-1835 годы стали популярными амазонки в стиле романтизма.

Всех их отличает крой: разная высота талии и разные рукава. Амазонки всегда были темных немарких тонов: синий, зеленый, черный, коричневый, красный. До середины XIX века красители в основном были натуральными, ткани имели «природные» цвета. Были и модницы, носившие светлые костюмы, требовавшие основательной чистки после каждой охоты.

Особое внимание женщины уделяют и укладке волос. Прическа для костюмированной охоты не должна мешать во время езды. «Волосы желательно убрать и тщательно заколоть, иначе при скачке они могут попасть в глаза, да и путаются они сильно. Самая простая прическа – пучок, можно накрутить височную часть и заколоть концы, это позволит прическе не растрепаться и сохраниться до конца мероприятия. Свисающие локоны по бокам делать не рекомендуется, так как за время охоты они попросту разовьются», – делится опытом Елена Потапова.

Идеальный образ для дамы

Спокойный наряд из натуральных материалов (шерсти или сукна) неярких цветов. Волосы аккуратно убраны или уложены в прическу. На голове шляпка, цилиндр или любой другой подходящий головной убор. Обувь – элегантная и максимально приближенная к исторической, допускаются классические сапоги для верховой езды. Хорошим штрихом станут перчатки из светлой кожи или под цвет костюма. Злоупотребление косметикой не приветствуется.

Устали вместе - кони, люди…

На бивуаке участникам конной охоты предлагают не только «стремянные», но и всевозможные традиционные угощения!

Лошадям охота по снегу даётся тяжелее чем людям…

На сегодняшний день очень многие конные хозяйства России заинтересованы в развитии и продвижении конной охоты с борзыми. Этот процесс позволяет не только окунуться в прошлое, но и прочувствовать все прелести развлечения, столь популярного на протяжении нескольких столетий. Для кого-то такая охота – выброс адреналина. Кто-то получает удовольствие от активной верховой езды на открытой местности. Другие же видят в конной охоте модную тенденцию и хотят попробовать себя гусарами, графами и благородными дамами, одеваясь в исторические наряды и перенимая изысканные манеры прошлого. Параллельно с этим идет и активное возрождение русской псовой борзой, которая является неотъемлемой спутницей практически любой подобной охоты.

Фотографии - Заноска Валерия.
Организатор - Конная База «Аванпост» г.Можайск
Мастер-класс Светланы Петровой, 2015 год.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: