В структуре тактической подготовленности
следует выделять такие понятия, как
тактические знания, умения, навыки.
Тактические знания представляют собой
совокупность представлений о средствах,
видах и формах спортивной тактики и
особенностях
их
применения
в
тренировочной
и
соревновательной
деятельности.
Тактические умения - форма проявления
сознания спортсмена, отражающая его
действия на основе тактических знаний.
Могут быть выделены умения разгадывать
замыслы соперника,
предвидеть
ход
развития
соревновательной
борьбы,
видоизменять собственную тактику и т. п.Тактические
навыки
-
это
заученные тактические действия,
комбинации
индивидуальных
и
коллективных действий.
Тактическое мышление - это
мышление спортсмена в процессе
спортивной деятельности в условиях
дефицита времени и психического
напряжения,
непосредственно
направленное
на
решение
конкретных тактических задачВиды тактики:
- наступательная;
- оборонительная;
-контратакующая
Формы тактики:
- индивидуальная;
- групповая;
- командная
Д/З. Раскрыть
тактики в ИВС
виды
и
формы
Основу тактической подготовленности отдельных спортсменов и команд составляют:
владение современными средствами, формамии видами тактики данного вида спорта;
соответствие
тактики
уровню
развития
конкретного вида спорта с оптимальной для него
структурой соревновательной деятельности;
соответствие тактического плана особенностям
конкретного соревнования (соперники, состояние
мест
соревнований,
характер
судейства,
поведение болельщиков и др.);
обеспечение взаимосвязи тактики с уровнем
совершенства других сторон подготовленности -
технической, психологической, физической.Изучение сущности и основных
теоретико-методических положений
спортивной тактики
Важной задачей тактической подготовки
спортсменов является изучение общих
положений
тактики
спорта,
тактики
избранного вида спорта, правил судейства
и положения о соревнованиях в избранном
виде спорта, особенностей тактики в
родственных видах спорта, тактического
опыта сильнейших спортсменов, способов
разработки тактической концепции и др.Значение теоретико-методических положений
спортивной тактики помогает точно оценить
соревновательную ситуацию, адекватно подбирать
средства
и
методы
соревновательной
деятельности
с
учетом
индивидуальных
особенностей,
квалификации,
уровня
подготовленности соперника и партнеров.
Тактические знания приобретаются на протяжении всей профессиональной жизни спортсмена.
Источниками знаний являются специальная
литература,
лекции,
беседы,
объяснения,
просмотр соревнований, кинофильмов и видеозаписей, их разбор и анализ и др.
Тем не менее следует помнить, что просто накопленные знания по тактике, не подкрепленные
личным двигательным опытом спортсмена, сами
по себе не могут положительно повлиять на спортивные результаты.Овладение
тактическими
действиями.
Средства
и
методы
овладения тактическими действиями, весь
процесс тактической подготовки в значительной
мере
обусловливаются
спецификой вида спорта. Например, в
большинстве циклических видов спорта
основная задача тактической подготовки
связана с подготовкой к реализации
разработанной
схемы
прохождения
соревновательной дистанции.Задачи тактического совершенствования в
спортивных играх и единоборствах значительно
сложнее. Здесь и освоение подготовительных,
наступательных и оборонительных действий, и
совершенствование
навыков
выполнения
тактических
действий
в
преднамеренных,
экспромтных
и
преднамеренно-экспромтных
ситуациях, и освоение сущности многообразных
тактических ситуаций, характерных для сложной
Овладение тактическими действиями связано
с расширением количества используемых средств
и способов, развитием умений применять один
прием для решения различных тактических задач
и разных приемов - для решения одной
тактической задачи.
10.
Тактическуюсущность
действий
осваивают одновременно с овладением
техникой приемов. Именно в процессе
практического
овладения
приемами
спортсмены уясняют для себя, что каждое
техническое
действие
должно
быть
связано с реализацией тактического
варианта. Знание тактической сущности
действий, их возможной эффективности в
определенных ситуациях позволяет выбрать оптимальное действие и успешно
решить тактическую задачу.
11.
Дляовладения
тактикой
действий может использоваться
вся
совокупность
словесных,
наглядных
и
практических
средств и методов подготовки.
Однако наиболее полно и широко
в
тактической
подготовке
представлены
практические
средства и методы.
12.
Так, основными средствами овладения исовершенствования тактических действий
в циклических видах спорта является
многократное выполнение специальноподготовительных и соревновательных
упражнений в строгом соответствии с
разработанной схемой и при постоянном
контроле
за
эффективностью
двигательных
действий.
При
этом
учитываются скорость и время прохождения отрезков и дистанций; темп
движений, расстояние, преодолеваемое в
результате одного цикла движений;
характер и величина развиваемых усилий
и др.
13.
В основе практических методовтактической
подготовки
лежит
принцип моделирования деятельности
спортсмена
в
соревнованиях.
Например,
в
единоборствах
и
спортивных
играх
разработаны
специальные методы, которые с
различной
степенью
сходства
моделируют
специфическую
деятельность
спортсмена.
К
ним
относятся: тренировка без соперника;
тренировка с условным соперником;
тренировка с партнером; тренировка с
соперником.
14.
Метод тренировки без соперникаприменяется
для
овладения
основами
техники
действия,
обучения
активному
и
сознательному
их
анализу.
Специфическими
средствами
тренировки
являются
основные
положения и движения, передвижения, имитационные упражнения,
различные их сочетания.
15.
Метод тренировки с условным соперникомпредполагает использование вспомогательных
снарядов
и
приспособлений:
мишени,
манекены,
различные
тренажерные
устройства, модели условного соперника с
программным управлением и т. п. Упражнения
с использованием перечисленных снарядов и
приспособлений
позволяют
отрабатывать
дистанционные,
временные,
ритмические
характеристики
действий,
развивать
и
совершенствовать зрительно-двигательные и
кинестетические ощущения. Метод может
успешно
использоваться
для
развития
специфических качеств в условиях моделирования соревновательной деятельности.
16.
Методтренировки
с
партнером
является
основным
для
овладения
тактикой действий. Партнер в данном
методе служит активным помощником и
способствует правильному овладению
техникой и тактикой действий. Основные
средства тренировки - парные и
групповые упражнения, отличающиеся
большим разнообразием и носящие
преимущественно
технико-тактическую
направленность.
17.
Метод тренировки с соперником применяетсядля детальной отработки тактики действий; тактического
совершенствования
с
учетом
индивидуальных
особенностей
спортсменов;
совершенствования волевых качеств; воспитания
умения использовать свои возможности в
различных тактических ситуациях, создаваемых
соперником.
Он позволяет совершенствовать тактику
действий в условиях информационного и
временного дефицита для решения тактических
задач,
пространственно-временной
неопределенности,
быстро
изменяющихся
ситуаций. Все это создает определенный
эмоциональный фон и высокую напряженность,
сходную с деятельностью в условиях соревнований.
18.
Совершенствованию тактическогомастерства на различных этапах
многолетней
подготовки
и
в
различных периодах тренировочного
макроцикла уделяется неодинаковое
внимание.
Наиболее
целеустремленная работа, направленная
на
повышение
тактической
подготовленности,
проводится
на
этапе
максимальной
реализации
индивидуальных возможностей, когда
спортсмен
готовится
к
высшим
достижениям.
19.
Наэтапе
специализированной
базовой
подготовки
совершенствуются
в
основном
узловые компоненты тактического
мастерства.
На первом и втором этапах
многолетней подготовки тактическое
совершенствование является второстепенной задачей, так как здесь
решаются лишь наиболее общие
вопросы тактической подготовки,
относящиеся к теоретической и
практической
части
20.
Наибольший объем средств и методов тактической подготовки в макроцикле приходится наконец подготовительного и соревновательный
период. На первом этапе подготовительного
периода совершенствуются лишь отдельные
компоненты тактики.
Важное место тактическая подготовка занимает на этапе непосредственной подготовки
к
основным
соревнованиям.
Уровень
технического
мастерства,
физической
и
психологической
подготовленности,
сформировавшийся к этому этапу, позволяет
перейти к отработке тактики в ее наибольшем
приближении
к
условиям
предстоящей
соревновательной деятельности.
21.
Система упражнений и методическихподходов
становления
спортивной
тактики:
* создание облегчающих условий при
освоении рациональных вариантов
распределения сил на дистанции
(лидирование, корректирующая информация о скорости передвижения,
темпе движений);
* создание условий, усложняющих
реализацию оптимального тактического
плана при закреплении тактических
навыков (выполнение заданий в
непривычных условиях, введение
дополнительных помех);
22.
* выдерживание тактической схемы присущественной
вариативности
пространственно-временных
и
динамических характеристик движений
или, наоборот, неожиданное изменение
тактики по дополнительному сигналу
либо в связи с резко изменившейся
ситуацией;
*
необходимость
реализации
оптимальной тактической схемы при
работе в условиях значительного и
постоянно прогрессирующего утомления.
23.
При совершенствовании тактического мастерства очень важно применять рациональную методику. В процессе формирования тактическогомастерства,
выделяются
три
этапа
-
ориентировочный,
контрольный.
исполнительный
и
Ориентировочный этап предусматривает ознакомление спортсмена с заданием; исполнительный - многократное выполнение упражнений,
поиск
оптимальных
технико-тактических
решений, отработка путей их реализации в
сложных
условиях
тренировочной
и
соревновательной деятельности; контрольный -
выявление
эффективности
тактических
решений,
фиксирование
ошибок и
возможностей их устранения.
24.
Совершенствованиемышления
тактического
В процессе подготовки к соревнованиям
все возможные ситуации состязательной
борьбы
предусмотреть
практически
нереально. Одной из основных задач
тактической подготовки является совершенствование
тактического
мышления
спортсмена. При этом необходимо развивать
следующие способности:
* быстро воспринимать, адекватно
осознавать и анализировать
соревновательные ситуации;
* быстро и точно оценивать ситуацию и
принимать решение в соответствии с
создавшейся обстановкой и уровнем своей
25.
* предвидеть действиясоперника (партнера по
команде);
* рефлексивно отображать свои
действия в соответствии с
целями соревнований и
задачей конкретной
состязательной ситуации.
26.
Наглядно-образный характер мышленияпроявляется в том, что в процессе
соревновательной
и
тренировочной
деятельности
решение
двигательных
задач совершается на основе наглядночувственных образов и связано с
восприятием действий соперников и
партнеров, и всей ситуации спортивного
поединка. Большую роль здесь играют
память и творческое воображение.
Ситуативный
характер
мышления
проявляется
в
том,
что
оно
осуществляется на фоне быстротечности,
необратимости и изменчивости ситуаций
соревновательной борьбы.
27.
Изучение информации, необходимойдля
практической
реализации
тактической подготовленности. Задачами
данного направления тактической подготовки
спортсменов является сбор и обработка
информации о вероятных противниках и
партнерах по команде, о среде и условиях проведения предстоящих соревнований.
Наиболее
важной
информацией
о
соперниках и партнерах являются сведения о
физической подготовленности спортсменов,
технико-тактической манере ведения ими
соревновательной
борьбы,
особенностях
поведения в различных (благоприятных и
неблагоприятных)
условиях
соревнований,
личностных
характеристиках,
моральноволевых и психологических качествах.
28.
Практическаяреализация
тактической
подготовленности,
являясь синтезирующим направлением
процесса тактической подготовки, предполагает решение следующих задач:
* создание целостного представления о
поединке;
* формирование индивидуального стиля
ведения соревновательной борьбы;
* решительное и своевременное
воплощение принятых решений благодаря
рациональным приемам и действиям с
учетом особенностей соперника, среды,
судейства, соревновательной ситуации и
др.
29.
Практическаяреализация
тактической
подготовленности
предполагает формирование индиви-
дуального стиля ведения поединков.
Стиль (манера) ведения тактической
борьбы должен включать и общие
тенденции тактики в конкретном виде
спорта, учитывать наиболее сильные
индивидуальные
особенности
спортсмена, а также его характерные
недостатки.
Тактическая подготовка - педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности.
Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями. Ее результатом является обеспечение определенного уровня тактической подготовленности спортсмена или команды. Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей тактики и ее формами (индивидуальной, групповой или командной).
Практическая реализация тактической подготовленности предполагает решение следующих задач:
Создание целостного представления о поединке;
Формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы;
Решительное и своевременное воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам и действиям с учетом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.
Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хорошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления.
Под тактическими знаниями спортсмена подразумеваются сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном виде спорта. Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков. В единстве с формированием тактических знаний, умений и навыков развивается тактическое мышление. Оно характеризуется способностью спортсмена быстро воспринимать, оценивать, выделять и перерабатывать информацию, существенную для решения тактических задач в состязании, предвидеть действия соперника и исход соревновательных ситуаций, а главное - кратчайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью вело бы к успеху.
Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную.
Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта.
Специальная тактическая подготовка - на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.
Специфическими средствами и методами тактической подготовки служат тактические формы выполнения специально подготовительных и соревновательных упражнений, так называемые тактические упражнения. От других тренировочных упражнений их отличает то, что:
Установка при выполнении данных упражнений ориентирована в первую очередь на решение тактических задач;
В упражнениях практически моделируются отдельные тактические приемы и ситуации спортивной борьбы;
В необходимых случаях моделируются и внешние условия соревнований.
В зависимости от этапов подготовки тактические упражнения используются в облегченных условиях; в усложненных условиях; в условиях, максимально приближенных к соревновательным.
Облегчить условия выполнения тактических упражнений в тренировке обычно бывает необходимо при формировании новых сложных умений и навыков или преобразовании сформированных ранее. Это достигается путем упрощения разучиваемых форм тактики, если расчленить их на менее сложные операции (с выделением, например, действий атакующей, оборонительной, контратакующей тактики в спортивных играх и единоборствах, позиционной борьбы на дистанции и т.д.).
Цель использования тактических упражнений повышенной трудности - обеспечение надежности разученных форм тактики и стимулирование развития тактических способностей. К числу относительно общих методических подходов, воплощаемых в таких упражнениях, относятся:
а) подходы, связанные с введением дополнительных тактических противодействий со стороны противника. Спортсмен (команда) при этом оказывается перед необходимостью, решая тактические задачи, преодолевать более значительное противодействие, чем в условиях соревнований. Например: реализовать намеченный тактический замысел в тренировочной схватке с несколькими соперниками (поочередно меняющимися по ходу схватки), в игровых упражнениях и тренировочных играх «Один против двух», «Трое против пяти» и т.д.; преодолеть заданными технико-тактическими приемами сопротивление соперника, которому разрешено пользоваться более широким арсеналом приемов;
б) подходы, связанные с ограничением пространственных и временных условий действий;
в) подходы, связанные с обязательным расширением используемых тактических вариантов;
г) подходы, связанные с ограничением числа попыток, предоставленных для достижения соревновательной цели.
В процессе совершенствования тактического мышления спортсмену необходимо развивать следующие способности: быстро воспринимать, адекватно осознавать, анализировать, оценивать соревновательную ситуацию и принимать решение в соответствии с создавшейся обстановкой и уровнем своей подготовленности и своего оперативного состояния; предвидеть действия противника; строить свои действия в соответствии с целями соревнований и задачей конкретной состязательной ситуации.
Основным специфическим методом совершенствования тактического мышления является метод тренировки как с реальным, так и с условным противником.
Наряду с обучением и совершенствованием основ спортивной тактики необходимы:
Постоянное пополнение и углубление знаний о закономерностях спортивной тактики, ее эффективных формах;
Систематическая «разведка» (сбор информации) о спортивных соперниках, разработка тактических замыслов;
Обновление и углубление спортивно-тактических умений и навыков, схем и т.д.;
Воспитание тактического мышления.
В качестве практического раздела содержания спортивной тренировки тактическая подготовка наиболее полно представлена на этапах, непосредственно предшествующих основным состязаниям, и на этапах между основными соревнованиями.
На этапе непосредственной подготовки к ответственному соревнованию методика тактической подготовки призванна обеспечивать в первую очередь возможно более полное моделирование тех целостных форм тактики, какие будут использоваться в данном состязании. Цель моделирования при этом - апробировать выработанный тактический замысел и план в условиях, как можно больше совпадающих с условиями предстоящего состязания.
Целенаправленные способы использования технических приемов в соревновательной деятельности для решения соревновательных задач с учетом правил соревнований, положительных и отрицательных характеристик подготовленности, а также условий среды - называют спортивной тактикой.
Каждый вид спорта накладывает определенный отпечаток на тактику ведения соревновательной борьбы, поэтому трактовка и определения этого понятия в различных видах спорта могут в определенной мере отличаться друг от друга. Так например, в игровых видах спорта тактику определяют как организацию индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение победы над противником.
В целом, смысл тактики состоит в том, чтобы так использовать приемы соревновательной деятельности, чтобы они позволили спортсмену с наибольшей эффективностью реализовать свои возможности (физические, технические, психические) с наименьшими издержками преодолеть сопротивление соперника. В основе спортивной тактики должно лежать соответствие тактического плана и поведения спортсмена во время состязания уровню развития его физических и психических качеств, технической подготовленности и теоретических знаний. Помимо выбора способов, технических приемов и действий, она включает рациональное распределение сил в процессе выполнения соревновательных упражнений; применение приемов психологического воздействия на противника и маскировки намерений.
Тактика может относиться к соревновательным, стартовым (бой, поединок, схватка, старт и др.) и ситуационным целям. Особенностью тактики является ее индивидуальный, групповой или командный характер, определяемый видом спорта, спортивной дисциплиной и особенностями соревнований.
Различные варианты тактики соревновательной деятельности могут решаться при разном составе участников:
Отдельными спортсменами в индивидуальных видах спорта, имеющими свои индивидуальные задачи и не связанными с другими членами команды (единоборства, циклические виды, сложно-координационные и скоростно-силовые дисциплины). Такая тактика относится к индивидуальной;
Группой спортсменов, имеющих общие задачи и выполняющих одинаковые функции и одинаковую работу в ходе соревновательной деятельности (групповые упражнения в художественной гимнастике, синхронном плавании, гребле в экипажах, эстафетном беге, командной гонке в велоспорте) - такая тактика относится к групповой;
Командой спортсменов, имеющих общие задачи, но выполняющих различные функции в соревновательной деятельности (игре) -вратарь, линия защиты, средняя линия и нападение. Такая тактика относится к командной.
В зависимости от специфики вида спорта, квалификации спортсмена, ситуации, возникшей в соревнованиях, можно выделить: алгоритмический, вероятностный и эвристический характер тактики .
Алгоритмистическая тактика предусматривает выполнение действий в строго запланированной последовательности по заранее составленному плану. Это характерно для видов спорта с минимальной вариативностью тактических решений (метания, тяжелая атлетика, гребля, конькобежный спорт и др.).
Вероятностная тактика ведения соревновательной борьбы предполагает "преднамеренно-экспромтные" действия, в которых планируется лишь определенное начало; варианты продолжения действий зависят от конкретных реакций противника и партнеров, ситуации, складывающейся в соревнованиях.
Эвристическая тактика строится на экспромтном реагировании спортсменов в зависимости от создавшейся ситуации в ходе соревновательного поединка.
Успешность соревновательной деятельности связана со многими факторами, в том числе и с уровнем подготовленности партнеров и соперников и их морфометрическими данными.
В целом ряде видов спорта, особенно в спортивных играх, боксе на профессиональном уровне существует даже специально организованная "разведка", заключающаяся в регулярном наблюдении и видеозаписи выступлений предполагаемых соперников, оценке уровня их подготовленности и выработке рекомендаций по построению тактики соревновательной деятельности.
Важное значение в выработке модели будущей соревновательной деятельности имеют росто-весовые данные соперников в сочетании с техникой выполнения упражнений. Все это особенно ярко влияет на ход поединка в единоборствах и спортивных играх. Например, в боксе - левосторонняя или правосторонняя стойка, длина рук, рост, в гандболе и баскетболе - наличие высокорослых игроков и т.д.
Спортивно-тактическая подготовка - педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями. Ее результатом является обеспечение определенного Уровня тактической подготовленности спортсмена или команды. Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей тактики и ее формами (индивидуальной, групповой или командной).
Практическая реализация тактической подготовленности предполагает решение следующих задач: создание целостного представления о поединке; формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы; решительное и своевременное воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам; и действиям с учетом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.
Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на xoрошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления.
Под тактическими знаниями спортсмена подразумеваются сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном виде спорта. Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков. В единстве с формированием тактических знаний, умений и навыков развивается тактическое мышление. Оно характеризуется способностью спортсмена быстро воспринимать, оценивать, выделять и перерабатывать информацию, существенную для решения тактических задач в состязании, предвидеть действия соперника и исход соревновательных ситуаций, а главное - кратчайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью вело бы успеху.
Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную. Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха спортивных соревнованиях в избранном виде спорта; специальная тактическая подготовка - на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.
Вопросы для контроля усвоенного материала.
1 Что называют спортивной тактикой?
2 Дать характеристику особенностям тактики: индивидуальный,
групповой командный характер, определяемый видом спорта.
3 Дать характеристику «алгоритмическая тактика»,
4 Дать характеристику «вероятностная тактика»
5 Дать характеристику «эвристическая тактика».
6 Что такое спортивно-тактическая подготовка 7Перечислить задачи тактической подготовленности.
8 Общая и специальная тактическая подготовка
Систематические занятия физическими упражнениями с целью достижения индивидуального максимального результата в этих упражнениях связаны с понятием «спорт» и «спортивная тренировка».
Многие студенты занимаются определенным видом спорта и достигают высоких результатов. Высокий спортивный результат - эго всегда огромный труд, наличие сильной воли у человека, разумная организация образа жизни.
Кроме того, спортсмен должен хорошо представлять все те сложные процессы, которые возникают в организме под влиянием тренировочных нагрузок и других факторов окружающей действительности. Основными формами подготовки служат: тренировочный урок (тренировка), соревнования, дополнительные занятия (зарядка, самостоятельная тренировка, восстановительные мероприятия и др.).
- ? физической подготовки;
- ? технической подготовки;
- ? тактической подготовки;
- ? психологической подготовки;
- ? теоретической (интегральной) подготовки.
Каждый раздел имеет свои задачи, используются определенные средства, методы, которые определяются видом спорта, уровнем подготовленности спортсмена, возрастом, календарем спортивных соревнований, условиями. В то же время содержание спортивной тренировки (разделов) имеет и ряд общих положений, справедливых для всех видов спорта и любого контингента. Кратко рассмотрим эти положения.
Техническая подготовка
Главной задачей технической подготовки является овладение двигательными умениями и навыками в избранной специализации, доведение их до высокой степени стабильности и рациональной вариативности. Что такое техника выполнения того или иного упражнения? Это самый рациональный способ достижения наилучшего результата. Техническое выполнение упражнения - это самое экономное, эстетичное и результативное движение.
В технике любого двигательного действия можно выделить: основу техники, главное звено (или звенья) в основе и детали техники. Например, прыжок в длину с разбега способом «ножницы». Техника данного прыжка состоит из разбега, отталкивания, фазы полета и приземления - это основа техники. Главное звено - отталкивание, детали техники - это индивидуальные особенности выполнения основы. Один спортсмен вырабатывает свой ритм разбега, другой имеет отличие в фазе полета и т.и.
В технической подготовке также различают общую техническую подготовку - овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, обобщающими двигательный арсенал, способствующий развитию координации, и специальную техническую подготовку - все двигательные действия, составляющие избранный вид спорта, овладение этими навыками, совершенствование их с учетом индивидуальных особенностей каждого спортсмена. Чем сложнее по координации вид спорта, тем больший удельный вес приобретает техническая подготовка на всех этапах тренировочного процесса.
Тактическая подготовка
В содержание спортивной тренировки входит такой раздел, как тактика (способ ведения спортивной борьбы). В тактической подготовке различают теоретическую и практическую части. Изучая способы достижения побед или причины поражения не только своих выступлений, но и ведущих спортсменов, своих соперников, мы вырабатываем так называемое «тактическое мышление». Высокий уровень тактического мышления позволяет спортсмену своевременно учесть два вида факторов:
- ? условия конкретных состязаний;
- ? сильные и слабые стороны своего соперника и свои собственные.
На основе полученных теоретических выводов разрабатывается
тактический план на конкретное соревнование. Таким образом, в тактической подготовке условно можно выделить общую тактическую подготовку (чаще всего теоретическую) и специальную тактическую подготовку - план выступления на каждое конкретное соревнование и даже в одном соревновании, план борьбы с конкретным соперником.
- 1) совершенствование в распределении сил в ходе соревнований (равномерное, неравномерное, стартовое ускорение, финишное ускорение и т.д.);
- 2) совершенствование в гибком использовании технических приемов: иметь в запасе неожиданный для соперника прием, «коронный» элемент или номер;
- 3) совершенствование во взаимодействиях с партнерами но команде (игровые виды спорта), наигрывание определенных для конкретных игроков технических приемов, связок, комбинаций, неожиданная замена игроков и т.д.;
- 4) совершенствование в целесообразных переключениях, чаще всего связанное с умением навязывать сопернику свою тактику, неожиданно переходя от защитных действий к нападению или активной обороне.
По характеру тактическая борьба бывает направлена, как указано выше, на организацию защиты, нападения или активной обороны. Различают также индивидуальную, групповую и командную тактическую борьбу.
Роль тактической подготовки в различных видах спорта неодинакова. Ведущую роль тактическая подготовка имеет в игровых, командных соревнованиях. Чем теснее контакт с соперником, тем сложнее и важнее тактическая подготовка, и ей подчинены все остальные разделы подготовки.
Психологическая подготовка
При прочих равных условиях в современном спорте выигрывает тот, кто сильнее характером, умеет настраиваться на борьбу, не поддается горечи неудач или, наоборот, способен не заболеть «звездной болезнью». Все эти особенности связаны с психологической подготовкой спортсмена.
Для успешного выступления в соревнованиях необходимо уметь достигать оптимального боевого состояния. Оно складывается из трех компонентов:
- 1) физического состояния (физическая подготовленность), что в основном достигается разминкой;
- 2) эмоционального состояния (психологическая готовность к соревнованиям, достижение готовности выйти на старт, начать приемы и т.д.);
- 3) мысленного (результат идеомоторной тренировки).
Для достижения оптимального боевого состояния (ОБС) рекомендуются три формулы настройки (но А.В. Алексееву):
- 1. «Любые трудности, помехи меня мобилизуют».
- 2. «Уметь прибавлять в конце - финишировать». (При максимальных усилиях используется примерно 70% физических резервов и лишь 5% психических.)
- 3. «Соревнования для меня праздник».
Умение предельно мобилизоваться и предельно расслабиться (саморегуляция) - залог успешного выступления в любых состязаниях.
Психологическая подготовка тесно связана с интеллектуальной (теоретической) подготовкой. О взаимосвязи физического и умственного состояния упоминалось выше. Следует лишь особо подчеркнуть огромное значение самовоспитания в подготовке спортсмена.
Самовоспитание - это деятельность объекта, направленная на совершенствование своей личности в трех сферах: интеллектуальной, эмоциональной и физической.
Один из путей самовоспитания - это оценка личностью своих возможностей, качеств, места среди других людей (самооценка).
Самооценка - регулятор поведения личности, она связана с уровнем притязаний, г.е. степенью трудностей целей, которые ставит перед собой личность. Расхождение между притязанием и реальными возможностями человека ведет к неадекватности поведения, отсюда эмоциональные срывы, появление повышенной тревожности и неуверенности.
Кроме самооценки используются такие приемы, как самообяза- тельство, самоотчет, самоконтроль, осмысление собственной деятельности и поведения.
Самовоспитание и самообразование - необходимые компоненты творческой личности. Высокий спортивный результат - это всегда поиск, всегда творчество, всегда упорный, многолетний труд.
Вопросы и задания для самоконтроля
- 1. В чем заключается оздоровительное значение общей физической подготовки?
- 2. Почему общая физическая подготовка является базовой для занятий спортом?
- 3. Какие виды подготовки включает процесс спортивной тренировки?
- 4. Раскройте понятие самооценки как регулятора поведения физкультурника и спортсмена.
Спортивный календарь и индивидуальная соревновательная практика.
Единый спортивный календарь – систематизированный перечень соревнований, планируемых и официально утверждаемых спортивными организациями в хронологической последовательности с указанием дат, места проведения и типа соревнований.
Требования к календарю:
1) регулярность (которая позволяла бы спортсменам стартовать многократно на протяжении крупных циклов тренировочно-соревновательного процесса);
2) последовательность в распределении соревнований разного ранга (соревнования менее высокого ранга предшествуют соревнованиям более высокого ранга);
3) соразмерность интервалов между престижными соревнованиями и временем достижения спортивной формы;
4) стабильность календаря (выражающуюся в твёрдой гарантированности того, что его утвержденные основные пункты не будут подвергаться пересмотру без крайней необходимости, а также в традиционной воспроизводимости из года в год того в нём, что оправдывается делом и не противоречит тенденциям развития спорта).
Индивидуальная система состязаний. В отличие от общего спортивного календаря в индивидуальном плане соревновательных выступлений спортсмена надо отобразить не только определенные пункты унифицированного календаря, но и особенности адекватной спортсмену системы состязаний. А её всегда необходимо строить индивидуализировано. А именно – применительно к уровню подготовленности спортсмена, его целевым установкам, возможностям реализации их, избирательному варианту системы построения тренировки, индивидуальным особенностям реагирования но тренировочные и соревновательные нагрузки, особенностям режима жизнедеятельности, другим индивидуально различающимся обстоятельствам.
При построении индивидуализированной системы спортивных состязаний, как и при оптимизации всего тренировочно-соревновательного процесса в рамках годичных или иных больших его циклов, необходимо основываться в конечном счёте на закономерностях управления развитием спортивной формы (как состояния оптимальной готовности спортсмена к достижениям) в их индивидуально обусловленных вариантах проявления с учётом конкретных условий спортивной деятельности.
Следует принимать лишь такие решения, которые способствовали бы:
В первом периоде цикла (подготовительном) – становлению спортивной формы,
Во втором периоде (периоде основных соревнований) – её сохранению и реализации в спортивных достижениях,
В третьем периоде (переходном) – созданию благоприятных предпосылок к началу нового цикла развития спортивной формы.
В подготовительном периоде большого тренировочно-соревновательного цикла, особенно когда здесь обеспечивается фундаментальная всесторонняя подготовка спортсмена, состязаниям придаётся в основном подготовительный характер. Содержание, формы, число и частоту состязаний здесь необходимо регламентировать так, чтобы содействовать становлению спортивной формы. В начале подготовительного периода часто стремятся соревноваться не в самих соревнованиях, а в видоизмененных соревновательных упражнениях (бегуны – в беге на укороченных дистанциях), в иных специально-подготовительных и обще-подготовительных упражнениях. В сложносоставных видах соревновательной деятельности вводят измененные (против стандартных) условия состязания. Ближе к концу периода во многих видах спорта у достаточно тренированных спортсменов бывает целесообразным серийное использование подготовительно-тренирующих состязаний, чередуемых в уплотненном режиме с восстановительными интервалами. Такой режим способен чрезвычайно мощно стимулировать повышение уровня тренированности, развитие соревновательной работоспособности и реализацию достиженческих возможностей спортсмена.
В период основных соревнований система всей деятельности спортсмена ориентируется на обеспечение результативного выступления в официальных соревнованиях, совершенствование и сохранение спортивной формы, необходимой для этого. В принципе, этот период должен быть наиболее насыщен соревнованиями. Когда он весьма длительный (продолжается несколько месяцев – 4-5, иногда и более), включает основные соревнования в обеих своих половинах, причем наиболее ответственное из них предстоит в конце.
В переходном периоде официальные соревнования в большинстве случаев отсутствуют. Неофициальные, преимущественно рекреативные или показательные тут нередко бывают.
Спортивная тактика. Тактическая подготовка спортсмена и её особенности в различных видах спорта.
Целенаправленные способы использования технических приемов в соревновательной деятельности для решения соревновательных задач с учетом правил соревнований, положительных и отрицательных характеристик подготовленности, а также условий среды - называют спортивной тактикой.
Каждый вид спорта накладывает определенный отпечаток на тактику ведения соревновательной борьбы, поэтому трактовка и определения этого понятия в различных видах спорта могут в определенной мере отличаться друг от друга. Так, например, в игровых видах спорта тактику определяют как организацию индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение победы над противником.
В целом, смысл тактики состоит в том, чтобы так использовать приемы соревновательной деятельности, чтобы они позволили спортсмену с наибольшей эффективностью реализовать свои возможности (физические, технические, психические) с наименьшими издержками преодолеть сопротивление соперника. В основе спортивной тактики должно лежать соответствие тактического плана и поведения спортсмена во время состязания уровню развития его физических и психических качеств, технической подготовленности и теоретических знаний. Помимо выбора способов, технических приемов и действий, она включает рациональное распределение сил в процессе выполнения соревновательных упражнений; применение приемов психологического воздействия на противника и маскировки намерений.
Тактика может относиться к соревновательным, стартовым (бой, поединок, схватка, старт и др.) и ситуационным целям.
Различные варианты тактики соревновательной деятельности могут решаться при разном составе участников:
Отдельными спортсменами в индивидуальных видах спорта, имеющими свои индивидуальные задачи и не связанными с другими членами команды (единоборства, циклические виды, сложно-координационные и скоростно-силовые дисциплины). Такая тактика относится к индивидуальной;
Группой спортсменов, имеющих общие задачи и выполняющих одинаковые функции и одинаковую работу в ходе соревновательной деятельности (групповые упражнения в художественной гимнастике, синхронном плавании, гребле в экипажах, эстафетном беге, командной гонке в велоспорте) - такая тактика относится к групповой;
Командой спортсменов, имеющих общие задачи, но выполняющих различные функции в соревновательной деятельности (игре) -вратарь, линия защиты, средняя линия и нападение. Такая тактика относится к командной.
В зависимости от специфики вида спорта, квалификации спортсмена, ситуации, возникшей в соревнованиях, можно выделить: алгоритмический, вероятностный и эвристический характер тактики.
Алгоритмистическая тактика предусматривает выполнение действий в строго запланированной последовательности по заранее составленному плану. Это характерно для видов спорта с минимальной вариативностью тактических решений (метания, тяжелая атлетика, гребля, конькобежный спорт и др.).
Вероятностная тактика ведения соревновательной борьбы предполагает "преднамеренно-экспромтные" действия, в которых планируется лишь определенное начало; варианты продолжения действий зависят от конкретных реакций противника и партнеров, ситуации, складывающейся в соревнованиях.
Эвристическая тактика строится на экспромтном реагировании спортсменов в зависимости от создавшейся ситуации в ходе соревновательного поединка.
Успешность соревновательной деятельности связана со многими факторами, в том числе и с уровнем подготовленности партнеров и соперников и их морфометрическими данными.
В целом ряде видов спорта, особенно в спортивных играх, боксе на профессиональном уровне существует даже специально организованная "разведка", заключающаяся в регулярном наблюдении и видеозаписи выступлений предполагаемых соперников, оценке уровня их подготовленности и выработке рекомендаций по построению тактики соревновательной деятельности.
Спортивно-тактическая подготовка - педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение oбщих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями. Ее результатом является обеспечение определенного Уровня тактической подготовленности спортсмена или команды. Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей тактики и ее формами (индивидуальной, групповой или командной).
Практическая реализация тактической подготовленности предполагает решение следующих задач: создание целостного представления о поединке; формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы; решительное и своевременное воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам; и действиям с учетом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.
Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на xoрошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления.
Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную. Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха спортивных соревнованиях в избранном виде спорта; специальная тактическая подготовка - на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.