Тактическая подготовка спортсменов. Спортивная тактика. Тактическая подготовка спортсмена и её особенности в различных видах спорта Тактическая подготовка спортсмена

Тактическая подготовка
В структуре тактической подготовленности
следует выделять такие понятия, как
тактические знания, умения, навыки.
Тактические знания представляют собой
совокупность представлений о средствах,
видах и формах спортивной тактики и
особенностях
их
применения
в
тренировочной
и
соревновательной
деятельности.
Тактические умения - форма проявления
сознания спортсмена, отражающая его
действия на основе тактических знаний.
Могут быть выделены умения разгадывать
замыслы соперника,
предвидеть
ход
развития
соревновательной
борьбы,
видоизменять собственную тактику и т. п.

Тактические
навыки
-
это
заученные тактические действия,
комбинации
индивидуальных
и
коллективных действий.
Тактическое мышление - это
мышление спортсмена в процессе
спортивной деятельности в условиях
дефицита времени и психического
напряжения,
непосредственно
направленное
на
решение
конкретных тактических задач

Виды тактики:
- наступательная;
- оборонительная;
-контратакующая
Формы тактики:
- индивидуальная;
- групповая;
- командная
Д/З. Раскрыть
тактики в ИВС
виды
и
формы

Основу тактической подготовленности отдельных спортсменов и команд составляют:

владение современными средствами, формами
и видами тактики данного вида спорта;
соответствие
тактики
уровню
развития
конкретного вида спорта с оптимальной для него
структурой соревновательной деятельности;
соответствие тактического плана особенностям
конкретного соревнования (соперники, состояние
мест
соревнований,
характер
судейства,
поведение болельщиков и др.);
обеспечение взаимосвязи тактики с уровнем
совершенства других сторон подготовленности -
технической, психологической, физической.

Изучение сущности и основных
теоретико-методических положений
спортивной тактики
Важной задачей тактической подготовки
спортсменов является изучение общих
положений
тактики
спорта,
тактики
избранного вида спорта, правил судейства
и положения о соревнованиях в избранном
виде спорта, особенностей тактики в
родственных видах спорта, тактического
опыта сильнейших спортсменов, способов
разработки тактической концепции и др.

Значение теоретико-методических положений
спортивной тактики помогает точно оценить
соревновательную ситуацию, адекватно подбирать
средства
и
методы
соревновательной
деятельности
с
учетом
индивидуальных
особенностей,
квалификации,
уровня
подготовленности соперника и партнеров.
Тактические знания приобретаются на протяжении всей профессиональной жизни спортсмена.
Источниками знаний являются специальная
литература,
лекции,
беседы,
объяснения,
просмотр соревнований, кинофильмов и видеозаписей, их разбор и анализ и др.
Тем не менее следует помнить, что просто накопленные знания по тактике, не подкрепленные
личным двигательным опытом спортсмена, сами
по себе не могут положительно повлиять на спортивные результаты.

Овладение
тактическими
действиями.
Средства
и
методы
овладения тактическими действиями, весь
процесс тактической подготовки в значительной
мере
обусловливаются
спецификой вида спорта. Например, в
большинстве циклических видов спорта
основная задача тактической подготовки
связана с подготовкой к реализации
разработанной
схемы
прохождения
соревновательной дистанции.

Задачи тактического совершенствования в
спортивных играх и единоборствах значительно
сложнее. Здесь и освоение подготовительных,
наступательных и оборонительных действий, и
совершенствование
навыков
выполнения
тактических
действий
в
преднамеренных,
экспромтных
и
преднамеренно-экспромтных
ситуациях, и освоение сущности многообразных
тактических ситуаций, характерных для сложной

Овладение тактическими действиями связано
с расширением количества используемых средств
и способов, развитием умений применять один
прием для решения различных тактических задач
и разных приемов - для решения одной
тактической задачи.

10.

Тактическую
сущность
действий
осваивают одновременно с овладением
техникой приемов. Именно в процессе
практического
овладения
приемами
спортсмены уясняют для себя, что каждое
техническое
действие
должно
быть
связано с реализацией тактического
варианта. Знание тактической сущности
действий, их возможной эффективности в
определенных ситуациях позволяет выбрать оптимальное действие и успешно
решить тактическую задачу.

11.

Для
овладения
тактикой
действий может использоваться
вся
совокупность
словесных,
наглядных
и
практических
средств и методов подготовки.
Однако наиболее полно и широко
в
тактической
подготовке
представлены
практические
средства и методы.

12.

Так, основными средствами овладения и
совершенствования тактических действий
в циклических видах спорта является
многократное выполнение специальноподготовительных и соревновательных
упражнений в строгом соответствии с
разработанной схемой и при постоянном
контроле
за
эффективностью
двигательных
действий.
При
этом
учитываются скорость и время прохождения отрезков и дистанций; темп
движений, расстояние, преодолеваемое в
результате одного цикла движений;
характер и величина развиваемых усилий
и др.

13.

В основе практических методов
тактической
подготовки
лежит
принцип моделирования деятельности
спортсмена
в
соревнованиях.
Например,
в
единоборствах
и
спортивных
играх
разработаны
специальные методы, которые с
различной
степенью
сходства
моделируют
специфическую
деятельность
спортсмена.
К
ним
относятся: тренировка без соперника;
тренировка с условным соперником;
тренировка с партнером; тренировка с
соперником.

14.

Метод тренировки без соперника
применяется
для
овладения
основами
техники
действия,
обучения
активному
и
сознательному
их
анализу.
Специфическими
средствами
тренировки
являются
основные
положения и движения, передвижения, имитационные упражнения,
различные их сочетания.

15.

Метод тренировки с условным соперником
предполагает использование вспомогательных
снарядов
и
приспособлений:
мишени,
манекены,
различные
тренажерные
устройства, модели условного соперника с
программным управлением и т. п. Упражнения
с использованием перечисленных снарядов и
приспособлений
позволяют
отрабатывать
дистанционные,
временные,
ритмические
характеристики
действий,
развивать
и
совершенствовать зрительно-двигательные и
кинестетические ощущения. Метод может
успешно
использоваться
для
развития
специфических качеств в условиях моделирования соревновательной деятельности.

16.

Метод
тренировки
с
партнером
является
основным
для
овладения
тактикой действий. Партнер в данном
методе служит активным помощником и
способствует правильному овладению
техникой и тактикой действий. Основные
средства тренировки - парные и
групповые упражнения, отличающиеся
большим разнообразием и носящие
преимущественно
технико-тактическую
направленность.

17.

Метод тренировки с соперником применяется
для детальной отработки тактики действий; тактического
совершенствования
с
учетом
индивидуальных
особенностей
спортсменов;
совершенствования волевых качеств; воспитания
умения использовать свои возможности в
различных тактических ситуациях, создаваемых
соперником.
Он позволяет совершенствовать тактику
действий в условиях информационного и
временного дефицита для решения тактических
задач,
пространственно-временной
неопределенности,
быстро
изменяющихся
ситуаций. Все это создает определенный
эмоциональный фон и высокую напряженность,
сходную с деятельностью в условиях соревнований.

18.

Совершенствованию тактического
мастерства на различных этапах
многолетней
подготовки
и
в
различных периодах тренировочного
макроцикла уделяется неодинаковое
внимание.
Наиболее
целеустремленная работа, направленная
на
повышение
тактической
подготовленности,
проводится
на
этапе
максимальной
реализации
индивидуальных возможностей, когда
спортсмен
готовится
к
высшим
достижениям.

19.

На
этапе
специализированной
базовой
подготовки
совершенствуются
в
основном
узловые компоненты тактического
мастерства.
На первом и втором этапах
многолетней подготовки тактическое
совершенствование является второстепенной задачей, так как здесь
решаются лишь наиболее общие
вопросы тактической подготовки,
относящиеся к теоретической и
практической
части

20.

Наибольший объем средств и методов тактической подготовки в макроцикле приходится на
конец подготовительного и соревновательный
период. На первом этапе подготовительного
периода совершенствуются лишь отдельные
компоненты тактики.
Важное место тактическая подготовка занимает на этапе непосредственной подготовки
к
основным
соревнованиям.
Уровень
технического
мастерства,
физической
и
психологической
подготовленности,
сформировавшийся к этому этапу, позволяет
перейти к отработке тактики в ее наибольшем
приближении
к
условиям
предстоящей
соревновательной деятельности.

21.

Система упражнений и методических
подходов
становления
спортивной
тактики:
* создание облегчающих условий при
освоении рациональных вариантов
распределения сил на дистанции
(лидирование, корректирующая информация о скорости передвижения,
темпе движений);
* создание условий, усложняющих
реализацию оптимального тактического
плана при закреплении тактических
навыков (выполнение заданий в
непривычных условиях, введение
дополнительных помех);

22.

* выдерживание тактической схемы при
существенной
вариативности
пространственно-временных
и
динамических характеристик движений
или, наоборот, неожиданное изменение
тактики по дополнительному сигналу
либо в связи с резко изменившейся
ситуацией;
*
необходимость
реализации
оптимальной тактической схемы при
работе в условиях значительного и
постоянно прогрессирующего утомления.

23.

При совершенствовании тактического мастерства очень важно применять рациональную методику. В процессе формирования тактического
мастерства,
выделяются
три
этапа
-
ориентировочный,
контрольный.
исполнительный
и
Ориентировочный этап предусматривает ознакомление спортсмена с заданием; исполнительный - многократное выполнение упражнений,
поиск
оптимальных
технико-тактических
решений, отработка путей их реализации в
сложных
условиях
тренировочной
и
соревновательной деятельности; контрольный -
выявление
эффективности
тактических
решений,
фиксирование
ошибок и
возможностей их устранения.

24.

Совершенствование
мышления
тактического
В процессе подготовки к соревнованиям
все возможные ситуации состязательной
борьбы
предусмотреть
практически
нереально. Одной из основных задач
тактической подготовки является совершенствование
тактического
мышления
спортсмена. При этом необходимо развивать
следующие способности:
* быстро воспринимать, адекватно
осознавать и анализировать
соревновательные ситуации;
* быстро и точно оценивать ситуацию и
принимать решение в соответствии с
создавшейся обстановкой и уровнем своей

25.

* предвидеть действия
соперника (партнера по
команде);
* рефлексивно отображать свои
действия в соответствии с
целями соревнований и
задачей конкретной
состязательной ситуации.

26.

Наглядно-образный характер мышления
проявляется в том, что в процессе
соревновательной
и
тренировочной
деятельности
решение
двигательных
задач совершается на основе наглядночувственных образов и связано с
восприятием действий соперников и
партнеров, и всей ситуации спортивного
поединка. Большую роль здесь играют
память и творческое воображение.
Ситуативный
характер
мышления
проявляется
в
том,
что
оно
осуществляется на фоне быстротечности,
необратимости и изменчивости ситуаций
соревновательной борьбы.

27.

Изучение информации, необходимой
для
практической
реализации
тактической подготовленности. Задачами
данного направления тактической подготовки
спортсменов является сбор и обработка
информации о вероятных противниках и
партнерах по команде, о среде и условиях проведения предстоящих соревнований.
Наиболее
важной
информацией
о
соперниках и партнерах являются сведения о
физической подготовленности спортсменов,
технико-тактической манере ведения ими
соревновательной
борьбы,
особенностях
поведения в различных (благоприятных и
неблагоприятных)
условиях
соревнований,
личностных
характеристиках,
моральноволевых и психологических качествах.

28.

Практическая
реализация
тактической
подготовленности,
являясь синтезирующим направлением
процесса тактической подготовки, предполагает решение следующих задач:
* создание целостного представления о
поединке;
* формирование индивидуального стиля
ведения соревновательной борьбы;
* решительное и своевременное
воплощение принятых решений благодаря
рациональным приемам и действиям с
учетом особенностей соперника, среды,
судейства, соревновательной ситуации и
др.

29.

Практическая
реализация
тактической
подготовленности
предполагает формирование индиви-
дуального стиля ведения поединков.
Стиль (манера) ведения тактической
борьбы должен включать и общие
тенденции тактики в конкретном виде
спорта, учитывать наиболее сильные
индивидуальные
особенности
спортсмена, а также его характерные
недостатки.

Тактическая подготовка - педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности.

Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнова­ниях; моделирование необходимых условий в тренировке и конт­рольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями. Ее результатом является обеспечение определенного уровня тактической подготовленности спортсмена или команды. Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей так­тики и ее формами (индивидуальной, групповой или командной).

Практическая реализация тактической подготовленности пред­полагает решение следующих задач:

Создание целостного пред­ставления о поединке;

Формирование индивидуального стиля ве­дения соревновательной борьбы;

Решительное и своевременное воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам и действиям с учетом особенностей противника, условий внеш­ней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.

Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хо­рошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства со­ставляют тактические знания, умения, навыки и качество такти­ческого мышления.

Под тактическими знаниями спортсмена подразумеваются све­дения о принципах и рациональных формах тактики, вырабо­танных в избранном виде спорта. Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков. В единстве с формированием тактических знаний, умений и на­выков развивается тактическое мышление. Оно характеризуется способностью спортсмена быстро воспринимать, оценивать, выделять и перерабатывать информацию, существенную для ре­шения тактических задач в состязании, предвидеть действия соперника и исход соревновательных ситуаций, а главное - крат­чайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью вело бы к успеху.

Различают два вида тактической подготовки: общую и специ­альную.

Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта.

Специаль­ная тактическая подготовка - на овладение знаниями и такти­ческими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.

Специфическими средствами и методами тактической подго­товки служат тактические формы выполнения специально подго­товительных и соревновательных упражнений, так называемые тактические упражнения. От других тренировочных упражнений их отличает то, что:

Установка при выполнении данных упражнений ориентиро­вана в первую очередь на решение тактических задач;

В упражнениях практически моделируются отдельные такти­ческие приемы и ситуации спортивной борьбы;

В необходимых случаях моделируются и внешние условия соревнований.

В зависимости от этапов подготовки тактические упражне­ния используются в облегченных условиях; в усложненных ус­ловиях; в условиях, максимально приближенных к соревнова­тельным.

Облегчить условия выполнения тактических упражнений в тренировке обычно бывает необходимо при формировании новых сложных умений и навыков или преобразовании сформированных ранее. Это достигается путем упрощения разучиваемых форм тактики, если расчленить их на менее сложные операции (с выде­лением, например, действий атакующей, оборонительной, конт­ратакующей тактики в спортивных играх и единоборствах, пози­ционной борьбы на дистанции и т.д.).

Цель использования тактических упражнений повышенной труд­ности - обеспечение надежности разученных форм тактики и сти­мулирование развития тактических способностей. К числу отно­сительно общих методических подходов, воплощаемых в таких упражнениях, относятся:

а) подходы, связанные с введением дополнительных тактичес­ких противодействий со стороны противника. Спортсмен (коман­да) при этом оказывается перед необходимостью, решая такти­ческие задачи, преодолевать более значительное противодействие, чем в условиях соревнований. Например: реализовать намеченный тактический замысел в тренировочной схватке с несколькими соперниками (поочередно меняющимися по ходу схватки), в иг­ровых упражнениях и тренировочных играх «Один против двух», «Трое против пяти» и т.д.; преодолеть заданными технико-такти­ческими приемами сопротивление соперника, которому разре­шено пользоваться более широким арсеналом приемов;

б) подходы, связанные с ограничением пространственных и временных условий действий;

в) подходы, связанные с обязательным расширением исполь­зуемых тактических вариантов;

г) подходы, связанные с ограничением числа попыток, предо­ставленных для достижения соревновательной цели.

В процессе совершенствования тактического мышления спорт­смену необходимо развивать следующие способности: быстро вос­принимать, адекватно осознавать, анализировать, оценивать со­ревновательную ситуацию и принимать решение в соответствии с создавшейся обстановкой и уровнем своей подготовленности и своего оперативного состояния; предвидеть действия противника; строить свои действия в соответствии с целями соревнований и задачей конкретной состязательной ситуации.

Основным специфическим методом совершенствования так­тического мышления является метод тренировки как с реальным, так и с условным противником.

Наряду с обучением и совершенствованием основ спортивной тактики необходимы:

Постоянное пополнение и углубление знаний о закономер­ностях спортивной тактики, ее эффективных формах;

Систематическая «разведка» (сбор информации) о спортив­ных соперниках, разработка тактических замыслов;

Обновление и углубление спортивно-тактических умений и навыков, схем и т.д.;

Воспитание тактического мышления.

В качестве практического раздела содержания спортивной трени­ровки тактическая подготовка наиболее полно представлена на этапах, непосредственно предшествующих основным состязани­ям, и на этапах между основными соревнованиями.

На этапе непосредственной подготовки к ответственному соревнованию методика тактической подготовки призванна обеспе­чивать в первую очередь возможно более полное моделирование тех целостных форм тактики, какие будут использоваться в дан­ном состязании. Цель моделирования при этом - апробировать выработанный тактический замысел и план в условиях, как мож­но больше совпадающих с условиями предстоящего состязания.

Целенаправленные способы использования технических приемов в соревновательной деятельности для решения соревновательных задач с учетом правил соревнований, положительных и отрицательных характеристик подготовленности, а также условий среды - называют спортивной тактикой.

Каждый вид спорта накладывает определенный отпечаток на тактику ведения соревновательной борьбы, поэтому трактовка и определения этого понятия в различных видах спорта могут в определенной мере отличаться друг от друга. Так например, в игровых видах спорта тактику определяют как организацию индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение победы над противником.

В целом, смысл тактики состоит в том, чтобы так использовать приемы соревновательной деятельности, чтобы они позволили спортсмену с наибольшей эффективностью реализовать свои возможности (физические, технические, психические) с наименьшими издержками преодолеть сопротивление соперника. В основе спортивной тактики должно лежать соответствие тактического плана и поведения спортсмена во время состязания уровню развития его физических и психических качеств, технической подготовленности и теоретических знаний. Помимо выбора способов, технических приемов и действий, она включает рациональное распределение сил в процессе выполнения соревновательных упражнений; применение приемов психологического воздействия на противника и маскировки намерений.

Тактика может относиться к соревновательным, стартовым (бой, поединок, схватка, старт и др.) и ситуационным целям. Особенностью тактики является ее индивидуальный, групповой или командный характер, определяемый видом спорта, спортивной дисциплиной и особенностями соревнований.

Различные варианты тактики соревновательной деятельности могут решаться при разном составе участников:

Отдельными спортсменами в индивидуальных видах спорта, имеющими свои индивидуальные задачи и не связанными с другими членами команды (единоборства, циклические виды, сложно-координационные и скоростно-силовые дисциплины). Такая тактика относится к индивидуальной;

Группой спортсменов, имеющих общие задачи и выполняющих одинаковые функции и одинаковую работу в ходе соревновательной деятельности (групповые упражнения в художественной гимнастике, синхронном плавании, гребле в экипажах, эстафетном беге, командной гонке в велоспорте) - такая тактика относится к групповой;

Командой спортсменов, имеющих общие задачи, но выполняющих различные функции в соревновательной деятельности (игре) -вратарь, линия защиты, средняя линия и нападение. Такая тактика относится к командной.

В зависимости от специфики вида спорта, квалификации спортсмена, ситуации, возникшей в соревнованиях, можно выделить: алгоритмический, вероятностный и эвристический характер тактики .


Алгоритмистическая тактика предусматривает выполнение действий в строго запланированной последовательности по заранее составленному плану. Это характерно для видов спорта с минимальной вариативностью тактических решений (метания, тяжелая атлетика, гребля, конькобежный спорт и др.).

Вероятностная тактика ведения соревновательной борьбы предполагает "преднамеренно-экспромтные" действия, в которых планируется лишь определенное начало; варианты продолжения действий зависят от конкретных реакций противника и партнеров, ситуации, складывающейся в соревнованиях.

Эвристическая тактика строится на экспромтном реагировании спортсменов в зависимости от создавшейся ситуации в ходе соревновательного поединка.

Успешность соревновательной деятельности связана со многими факторами, в том числе и с уровнем подготовленности партнеров и соперников и их морфометрическими данными.

В целом ряде видов спорта, особенно в спортивных играх, боксе на профессиональном уровне существует даже специально организованная "разведка", заключающаяся в регулярном наблюдении и видеозаписи выступлений предполагаемых соперников, оценке уровня их подготовленности и выработке рекомендаций по построению тактики соревновательной деятельности.

Важное значение в выработке модели будущей соревновательной деятельности имеют росто-весовые данные соперников в сочетании с техникой выполнения упражнений. Все это особенно ярко влияет на ход поединка в единоборствах и спортивных играх. Например, в боксе - левосторонняя или правосторонняя стойка, длина рук, рост, в гандболе и баскетболе - наличие высокорослых игроков и т.д.

Спортивно-тактическая подготовка - педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями. Ее результатом является обеспечение определенного Уровня тактической подготовленности спортсмена или команды. Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей тактики и ее формами (индивидуальной, групповой или командной).

Практическая реализация тактической подготовленности предполагает решение следующих задач: создание целостного представления о поединке; формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы; решительное и своевременное воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам; и действиям с учетом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.

Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на xoрошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления.

Под тактическими знаниями спортсмена подразумеваются сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном виде спорта. Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков. В единстве с формированием тактических знаний, умений и навыков развивается тактическое мышление. Оно характеризуется способностью спортсмена быстро воспринимать, оценивать, выделять и перерабатывать информацию, существенную для решения тактических задач в состязании, предвидеть действия соперника и исход соревновательных ситуаций, а главное - кратчайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью вело бы успеху.

Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную. Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха спортивных соревнованиях в избранном виде спорта; специальная тактическая подготовка - на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.

Вопросы для контроля усвоенного материала.

1 Что называют спортивной тактикой?

2 Дать характеристику особенностям тактики: индивидуальный,

групповой командный характер, определяемый видом спорта.

3 Дать характеристику «алгоритмическая тактика»,

4 Дать характеристику «вероятностная тактика»

5 Дать характеристику «эвристическая тактика».

6 Что такое спортивно-тактическая подготовка 7Перечислить задачи тактической подготовленности.

8 Общая и специальная тактическая подготовка

Систематические занятия физическими упражнениями с целью достижения индивидуального максимального результата в этих упражнениях связаны с понятием «спорт» и «спортивная тренировка».

Многие студенты занимаются определенным видом спорта и достигают высоких результатов. Высокий спортивный результат - эго всегда огромный труд, наличие сильной воли у человека, разумная организация образа жизни.

Кроме того, спортсмен должен хорошо представлять все те сложные процессы, которые возникают в организме под влиянием тренировочных нагрузок и других факторов окружающей действительности. Основными формами подготовки служат: тренировочный урок (тренировка), соревнования, дополнительные занятия (зарядка, самостоятельная тренировка, восстановительные мероприятия и др.).

  • ? физической подготовки;
  • ? технической подготовки;
  • ? тактической подготовки;
  • ? психологической подготовки;
  • ? теоретической (интегральной) подготовки.

Каждый раздел имеет свои задачи, используются определенные средства, методы, которые определяются видом спорта, уровнем подготовленности спортсмена, возрастом, календарем спортивных соревнований, условиями. В то же время содержание спортивной тренировки (разделов) имеет и ряд общих положений, справедливых для всех видов спорта и любого контингента. Кратко рассмотрим эти положения.

Техническая подготовка

Главной задачей технической подготовки является овладение двигательными умениями и навыками в избранной специализации, доведение их до высокой степени стабильности и рациональной вариативности. Что такое техника выполнения того или иного упражнения? Это самый рациональный способ достижения наилучшего результата. Техническое выполнение упражнения - это самое экономное, эстетичное и результативное движение.

В технике любого двигательного действия можно выделить: основу техники, главное звено (или звенья) в основе и детали техники. Например, прыжок в длину с разбега способом «ножницы». Техника данного прыжка состоит из разбега, отталкивания, фазы полета и приземления - это основа техники. Главное звено - отталкивание, детали техники - это индивидуальные особенности выполнения основы. Один спортсмен вырабатывает свой ритм разбега, другой имеет отличие в фазе полета и т.и.

В технической подготовке также различают общую техническую подготовку - овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, обобщающими двигательный арсенал, способствующий развитию координации, и специальную техническую подготовку - все двигательные действия, составляющие избранный вид спорта, овладение этими навыками, совершенствование их с учетом индивидуальных особенностей каждого спортсмена. Чем сложнее по координации вид спорта, тем больший удельный вес приобретает техническая подготовка на всех этапах тренировочного процесса.

Тактическая подготовка

В содержание спортивной тренировки входит такой раздел, как тактика (способ ведения спортивной борьбы). В тактической подготовке различают теоретическую и практическую части. Изучая способы достижения побед или причины поражения не только своих выступлений, но и ведущих спортсменов, своих соперников, мы вырабатываем так называемое «тактическое мышление». Высокий уровень тактического мышления позволяет спортсмену своевременно учесть два вида факторов:

  • ? условия конкретных состязаний;
  • ? сильные и слабые стороны своего соперника и свои собственные.

На основе полученных теоретических выводов разрабатывается

тактический план на конкретное соревнование. Таким образом, в тактической подготовке условно можно выделить общую тактическую подготовку (чаще всего теоретическую) и специальную тактическую подготовку - план выступления на каждое конкретное соревнование и даже в одном соревновании, план борьбы с конкретным соперником.

  • 1) совершенствование в распределении сил в ходе соревнований (равномерное, неравномерное, стартовое ускорение, финишное ускорение и т.д.);
  • 2) совершенствование в гибком использовании технических приемов: иметь в запасе неожиданный для соперника прием, «коронный» элемент или номер;
  • 3) совершенствование во взаимодействиях с партнерами но команде (игровые виды спорта), наигрывание определенных для конкретных игроков технических приемов, связок, комбинаций, неожиданная замена игроков и т.д.;
  • 4) совершенствование в целесообразных переключениях, чаще всего связанное с умением навязывать сопернику свою тактику, неожиданно переходя от защитных действий к нападению или активной обороне.

По характеру тактическая борьба бывает направлена, как указано выше, на организацию защиты, нападения или активной обороны. Различают также индивидуальную, групповую и командную тактическую борьбу.

Роль тактической подготовки в различных видах спорта неодинакова. Ведущую роль тактическая подготовка имеет в игровых, командных соревнованиях. Чем теснее контакт с соперником, тем сложнее и важнее тактическая подготовка, и ей подчинены все остальные разделы подготовки.

Психологическая подготовка

При прочих равных условиях в современном спорте выигрывает тот, кто сильнее характером, умеет настраиваться на борьбу, не поддается горечи неудач или, наоборот, способен не заболеть «звездной болезнью». Все эти особенности связаны с психологической подготовкой спортсмена.

Для успешного выступления в соревнованиях необходимо уметь достигать оптимального боевого состояния. Оно складывается из трех компонентов:

  • 1) физического состояния (физическая подготовленность), что в основном достигается разминкой;
  • 2) эмоционального состояния (психологическая готовность к соревнованиям, достижение готовности выйти на старт, начать приемы и т.д.);
  • 3) мысленного (результат идеомоторной тренировки).

Для достижения оптимального боевого состояния (ОБС) рекомендуются три формулы настройки (но А.В. Алексееву):

  • 1. «Любые трудности, помехи меня мобилизуют».
  • 2. «Уметь прибавлять в конце - финишировать». (При максимальных усилиях используется примерно 70% физических резервов и лишь 5% психических.)
  • 3. «Соревнования для меня праздник».

Умение предельно мобилизоваться и предельно расслабиться (саморегуляция) - залог успешного выступления в любых состязаниях.

Психологическая подготовка тесно связана с интеллектуальной (теоретической) подготовкой. О взаимосвязи физического и умственного состояния упоминалось выше. Следует лишь особо подчеркнуть огромное значение самовоспитания в подготовке спортсмена.

Самовоспитание - это деятельность объекта, направленная на совершенствование своей личности в трех сферах: интеллектуальной, эмоциональной и физической.

Один из путей самовоспитания - это оценка личностью своих возможностей, качеств, места среди других людей (самооценка).

Самооценка - регулятор поведения личности, она связана с уровнем притязаний, г.е. степенью трудностей целей, которые ставит перед собой личность. Расхождение между притязанием и реальными возможностями человека ведет к неадекватности поведения, отсюда эмоциональные срывы, появление повышенной тревожности и неуверенности.

Кроме самооценки используются такие приемы, как самообяза- тельство, самоотчет, самоконтроль, осмысление собственной деятельности и поведения.

Самовоспитание и самообразование - необходимые компоненты творческой личности. Высокий спортивный результат - это всегда поиск, всегда творчество, всегда упорный, многолетний труд.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. В чем заключается оздоровительное значение общей физической подготовки?
  • 2. Почему общая физическая подготовка является базовой для занятий спортом?
  • 3. Какие виды подготовки включает процесс спортивной тренировки?
  • 4. Раскройте понятие самооценки как регулятора поведения физкультурника и спортсмена.

Спортивный календарь и индивидуальная соревновательная практика.

Единый спортивный календарь – систематизированный перечень соревнований, планируемых и официально утверждаемых спортивными организациями в хронологической последовательности с указанием дат, места проведения и типа соревнований.

Требования к календарю:

1) регулярность (которая позволяла бы спортсменам стартовать многократно на протяжении крупных циклов тренировочно-соревновательного процесса);

2) последовательность в распределении соревнований разного ранга (соревнования менее высокого ранга предшествуют соревнованиям более высокого ранга);

3) соразмерность интервалов между престижными соревнованиями и временем достижения спортивной формы;

4) стабильность календаря (выражающуюся в твёрдой гарантированности того, что его утвержденные основные пункты не будут подвергаться пересмотру без крайней необходимости, а также в традиционной воспроизводимости из года в год того в нём, что оправдывается делом и не противоречит тенденциям развития спорта).

Индивидуальная система состязаний. В отличие от общего спортивного календаря в индивидуальном плане соревновательных выступлений спортсмена надо отобразить не только определенные пункты унифицированного календаря, но и особенности адекватной спортсмену системы состязаний. А её всегда необходимо строить индивидуализировано. А именно – применительно к уровню подготовленности спортсмена, его целевым установкам, возможностям реализации их, избирательному варианту системы построения тренировки, индивидуальным особенностям реагирования но тренировочные и соревновательные нагрузки, особенностям режима жизнедеятельности, другим индивидуально различающимся обстоятельствам.

При построении индивидуализированной системы спортивных состязаний, как и при оптимизации всего тренировочно-соревновательного процесса в рамках годичных или иных больших его циклов, необходимо основываться в конечном счёте на закономерностях управления развитием спортивной формы (как состояния оптимальной готовности спортсмена к достижениям) в их индивидуально обусловленных вариантах проявления с учётом конкретных условий спортивной деятельности.



Следует принимать лишь такие решения, которые способствовали бы:

В первом периоде цикла (подготовительном) – становлению спортивной формы,

Во втором периоде (периоде основных соревнований) – её сохранению и реализации в спортивных достижениях,

В третьем периоде (переходном) – созданию благоприятных предпосылок к началу нового цикла развития спортивной формы.

В подготовительном периоде большого тренировочно-соревновательного цикла, особенно когда здесь обеспечивается фундаментальная всесторонняя подготовка спортсмена, состязаниям придаётся в основном подготовительный характер. Содержание, формы, число и частоту состязаний здесь необходимо регламентировать так, чтобы содействовать становлению спортивной формы. В начале подготовительного периода часто стремятся соревноваться не в самих соревнованиях, а в видоизмененных соревновательных упражнениях (бегуны – в беге на укороченных дистанциях), в иных специально-подготовительных и обще-подготовительных упражнениях. В сложносоставных видах соревновательной деятельности вводят измененные (против стандартных) условия состязания. Ближе к концу периода во многих видах спорта у достаточно тренированных спортсменов бывает целесообразным серийное использование подготовительно-тренирующих состязаний, чередуемых в уплотненном режиме с восстановительными интервалами. Такой режим способен чрезвычайно мощно стимулировать повышение уровня тренированности, развитие соревновательной работоспособности и реализацию достиженческих возможностей спортсмена.

В период основных соревнований система всей деятельности спортсмена ориентируется на обеспечение результативного выступления в официальных соревнованиях, совершенствование и сохранение спортивной формы, необходимой для этого. В принципе, этот период должен быть наиболее насыщен соревнованиями. Когда он весьма длительный (продолжается несколько месяцев – 4-5, иногда и более), включает основные соревнования в обеих своих половинах, причем наиболее ответственное из них предстоит в конце.

В переходном периоде официальные соревнования в большинстве случаев отсутствуют. Неофициальные, преимущественно рекреативные или показательные тут нередко бывают.

Спортивная тактика. Тактическая подготовка спортсмена и её особенности в различных видах спорта.

Целенаправленные способы использования технических приемов в соревновательной деятельности для решения соревновательных задач с учетом правил соревнований, положительных и отрицательных характеристик подготовленности, а также условий среды - называют спортивной тактикой.

Каждый вид спорта накладывает определенный отпечаток на тактику ведения соревновательной борьбы, поэтому трактовка и определения этого понятия в различных видах спорта могут в определенной мере отличаться друг от друга. Так, например, в игровых видах спорта тактику определяют как организацию индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение победы над противником.

В целом, смысл тактики состоит в том, чтобы так использовать приемы соревновательной деятельности, чтобы они позволили спортсмену с наибольшей эффективностью реализовать свои возможности (физические, технические, психические) с наименьшими издержками преодолеть сопротивление соперника. В основе спортивной тактики должно лежать соответствие тактического плана и поведения спортсмена во время состязания уровню развития его физических и психических качеств, технической подготовленности и теоретических знаний. Помимо выбора способов, технических приемов и действий, она включает рациональное распределение сил в процессе выполнения соревновательных упражнений; применение приемов психологического воздействия на противника и маскировки намерений.

Тактика может относиться к соревновательным, стартовым (бой, поединок, схватка, старт и др.) и ситуационным целям.

Различные варианты тактики соревновательной деятельности могут решаться при разном составе участников:

Отдельными спортсменами в индивидуальных видах спорта, имеющими свои индивидуальные задачи и не связанными с другими членами команды (единоборства, циклические виды, сложно-координационные и скоростно-силовые дисциплины). Такая тактика относится к индивидуальной;

Группой спортсменов, имеющих общие задачи и выполняющих одинаковые функции и одинаковую работу в ходе соревновательной деятельности (групповые упражнения в художественной гимнастике, синхронном плавании, гребле в экипажах, эстафетном беге, командной гонке в велоспорте) - такая тактика относится к групповой;

Командой спортсменов, имеющих общие задачи, но выполняющих различные функции в соревновательной деятельности (игре) -вратарь, линия защиты, средняя линия и нападение. Такая тактика относится к командной.

В зависимости от специфики вида спорта, квалификации спортсмена, ситуации, возникшей в соревнованиях, можно выделить: алгоритмический, вероятностный и эвристический характер тактики.

Алгоритмистическая тактика предусматривает выполнение действий в строго запланированной последовательности по заранее составленному плану. Это характерно для видов спорта с минимальной вариативностью тактических решений (метания, тяжелая атлетика, гребля, конькобежный спорт и др.).

Вероятностная тактика ведения соревновательной борьбы предполагает "преднамеренно-экспромтные" действия, в которых планируется лишь определенное начало; варианты продолжения действий зависят от конкретных реакций противника и партнеров, ситуации, складывающейся в соревнованиях.

Эвристическая тактика строится на экспромтном реагировании спортсменов в зависимости от создавшейся ситуации в ходе соревновательного поединка.

Успешность соревновательной деятельности связана со многими факторами, в том числе и с уровнем подготовленности партнеров и соперников и их морфометрическими данными.

В целом ряде видов спорта, особенно в спортивных играх, боксе на профессиональном уровне существует даже специально организованная "разведка", заключающаяся в регулярном наблюдении и видеозаписи выступлений предполагаемых соперников, оценке уровня их подготовленности и выработке рекомендаций по построению тактики соревновательной деятельности.

Спортивно-тактическая подготовка - педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение oбщих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями. Ее результатом является обеспечение определенного Уровня тактической подготовленности спортсмена или команды. Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей тактики и ее формами (индивидуальной, групповой или командной).

Практическая реализация тактической подготовленности предполагает решение следующих задач: создание целостного представления о поединке; формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы; решительное и своевременное воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам; и действиям с учетом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.

Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на xoрошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления.

Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную. Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха спортивных соревнованиях в избранном виде спорта; специальная тактическая подготовка - на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: