Специфические средства и методы подготовки спортсмена. Основные средства спортивной тренировки. Рациональное построение процесса тренировки предполагает его строгую направленность на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности, обеспе

Основными средствами спортивной тренировки являются физические упражнения, оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы. Физические упражнения – это двигательные действия, при выполнении которых решаются задачи спортивной тренировки. Оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы (солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды и пр.) служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека. Физические упражнения в сочетании с естественными факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

«В спортивной тренировке под термином «метод» следует понимать «способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера». (Матвеев Л.П., 2003)

В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов: общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы, и практические, включающие методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.

I. Метод строго регламентированного упражнения

В методах этого типа деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит:

    твердо предписанной программы движений (заранее обусловленный состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);

    точном дозировании нагрузки, управление ее динамикой по ходу упражнения, а также в возможно четком нормировании интервалов отдыха и строго установленном порядке чередования их с фазами нагрузки.

    создания или использования внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся (построение и распределение группы на местах занятий, использование вспомогательных снарядов, тренажеров и других технических устройств, способствующих выполнению учебных заданий, дозирование нагрузки, контролю за ее воздействием).

Смысл такой регламентации заключается в том, чтобы обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или гарантировать точно направленное воздействие на развитие качеств и способностей.

Методы строго регламентированного упражнения имеют множество конкретных вариантов, применение которых зависит в первую очередь от содержания занятий и этапов, последовательно сменяющихся в процессе подготовки. В спортивной практике выделяется ряд разновидностей методов строго регламентированного упражнения. К ним относятся, прежде всего, две основные группы: методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, и методы, преимущественно направленные на воспитание двигательных качеств.

Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, следует выделять методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлененно-конструктивные). Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако, при освоении целостного движения, внимание занимающихся последовательно акцентируют на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.

«При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения». (Масалова О.Ю., 2011)

При применении этих двух методов освоения движений большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям.

Методы, направленные преимущественно на совершенствование двигательных качеств. Структура практических методов тренировки определяется тем, имеет ли упражнение в процессе однократного использования данного метода непрерывный характер или дается с интервалами для отдыха, выполняется в равномерном (стандартном) или переменном (варьирующем) режиме.

В процессе спортивной тренировки упражнения используются в рамках двух основных групп методов – непрерывных и интервальных. Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений, как с регламентированными паузами, так и произвольными паузами отдыха.

При использовании обоих методов упражнения могут выполняться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном) режиме. В зависимости от подбора упражнений и особенностей их применения тренировка может носить комплексный (интегральный) и избирательный (преимущественный) характер. При комплексном воздействии осуществляется параллельное совершенствование различных качеств, обусловливающих уровень подготовленности спортсмена, а при избирательном – преимущественное развитие отдельных качеств. При равномерном режиме использования любого из методов интенсивность работы является постоянной, при переменном – варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант).

Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности.

«Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжительности частей упражнений, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных частей, можно добиться преимущественного воздействия на организм спортсмена в направлении повышения скоростных возможностей, развития различных компонентов выносливости, совершенствования частных способностей, определяющих уровень спортивных достижений в различных видах спорта». (Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л., Палтиевич Р.Л., 2011)

В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью.

Интервальные методы тренировки (в том числе повторные и комбинированные) широко применяются в практике спортивной тренировки. Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными произвольными паузам и является типичным для данных методов. В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты.

Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в одну (например, 10x800 м. – в беге, 6x5 км. в лыжном спорте и т.п.) или несколько серий 6х (4х50 м.) в плавании и т.п.

В режимах непрерывной и интервальной работы в спортивной тренировке используется и круговой метод, направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.

II. Игровой метод

Значение игры как многообразного общественного явления выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Однако одна из главнейших функций игры – педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.

Игровой метод в спортивной тренировке характеризуют в целом следующие черты (Спенсер Г., 2011):

    «Сюжетная» организация. Деятельность играющих организуется в соответствии с образным или условным «сюжетом», в котором предусматривается достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуаций. Игровой сюжет либо непосредственно заимствуется, либо специально создается, исходя из потребностей тренировки, как условная схема взаимодействия играющих, что характерно для современных спортивных игр.

    Разнообразие способов достижения цели и, как правило, комплексный характер деятельности:

    широкая самостоятельность действий, высокие требования к инициативе, находчивости, ловкости;

    моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений, повышенная эмоциональность;

    вероятное программирование действий и ограниченные возможности точного дозирования нагрузки. Игровой метод не позволяет вполне строго предусмотреть заранее как состав, так и степень их влияния на занимающихся.

Возможность достижения игровой цели обычно не связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда существуют различные пути выигрыша. «Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе спортивных тренировок не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях». (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2002)

III. Соревновательный метод.

Соревновательный метод в процессе спортивных тренировок используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. Основная определяющая черта соревновательного метода – сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.

Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологический «фон», который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному появлению функциональных возможностей организма. Во время состязаний, особенно значимых в личном и в общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов.

Соревновательный метод характеризуется также унификацией предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения.

IV. Словесные и сенсорные методы – методы использования слова и чувственной информации. В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть использовано и выражено в форме:

    рассказа, беседы, обсуждения;

    инструктажа (разъяснения задания);

    сопроводительного пояснения (комментарии по ходу выполнения);

    указаний и команд (в повелительном наклонении);

    оценки (текущая коррекция выполнения);

    словесного отчета и взаимопояснения;

    самопроговаривания стержневых установок выполнения (например, «сильнее», «держать» и др.

Посредством сенсорных методов обеспечивается наглядность: в физическом воспитании, наряду с визуальным восприятием, включает слуховые и мышечные ощущения, что позволяет создание более полной картины выполнения движений, действий, деятельности в целом.

Формы реализации сенсорных методов: показ упражнения; демонстрация наглядных пособий; использование моделей и макетов; кино- и видео – демонстрации; избирательно-сенсорная демонстрация отдельных параметров движений с использованием аппаратурных устройств и методик.

В состав сенсорных методов входят:

    метод направленного «прочувствования» движения (с акцентом на основе или каких-либо деталей техники);

    метод ориентирования (введение в задание дополнительных ориентиров);

    методы лидирования и текущего программирования (видео-, звуко-лидеры и пр.).

Все эти методы применяют в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности.

Основными специфическими средствами спортивной подготовки являются физические упражнения - соревновательные, специально подготовительные и общеподготовительные.

Соревновательные упражнения - это целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством соревновательной борьбы в избранном виде спорта и выполняются по возможности в соответствии с правилами соревнований по избранному виду спорта. Например, в тяжелой атлетике - отдельные упражнения двоеборья штангиста (рывок, толчок); в спортивном плавании - плавание определенных дистанций спортивными стилями (кроль на груди, баттерфляй, брасс, кроль на спине). Понятие «соревновательное упражнение» тождественно виду спорта.

Специально подготовительные упражнения - это упражнения, имеющие сходство с соревновательными упражнениями по структуре движения, ритмическим, временным и другим характеристикам. Например, для легкоатлета-бегуна это будет бег отрезков избранной дистанции; для игровиков - игровые действия и комбинации. Другим примером могут служить упражнения, приближенные по форме к соревновательному действию: у лыжников гонщиков - упражнения на лыжероллерах; у гимнастов - упражнения на батуте и т. д.

В зависимости от направленности тренировочных занятий, специально подготовительные упражнения подразделяются на подводящие (для освоения формы, техники движений) и развивающие (для развития силы, выносливости, гибкости и других физических качеств) упражнения. К числу специально подготовительных упражнений относятся и имитационные упражнения, которые максимально соответствует по координационной структуре характеру выполнения соревновательного упражнения.

Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. С этой целью могут использоваться самые разнообразные общефизические упражнения, упражнения из смежных видов спорта.

Кроме тренировочных упражнений в спортивной тренировке широко используются естественно-оздоровительные средства: водные и воздушные процедуры, тренировочные занятия в различных погодных условиях, в условиях среднегорья и высокогорья. Они используются для повышения устойчивости организма к влиянию охлаждения, согревания, недостатку кислорода, т. е. для закаливания и укрепления здоровья спортсмена.

1.4. Организация и структура отдельного тренировочного занятия

Исходным целостным звеном, объединяющим в определенном порядке элементы спортивной тренировки, является структура отдельного тренировочного занятия (урочного и неурочного характера). Отдельное тренировочное занятие имеет типичные части: подготовительную (получившую в спортивной практике название «разминки»), основную и заключительную. Содержание отдельного тренировочного занятия определяется направленностью решаемых двигательных задач. Для спортивной практики не типично множество основных задач, намеченных на отдельное занятие. Повышенная сложность требований спортивного совершенствования обязывает контролировать усилия в каждом отдельном занятии на относительно небольшом круге заданий. Нередко основное содержание тренировочного занятия может составлять всего один вид двигательной деятельности, например кроссовый бег. Подготовительная и заключительная части занятия в данном случае также строятся в значительной мере на содержании бега. При более разнообразном содержании занятий его структура усложняется, прежде всего, в основной части, где более сложным становится порядок сочетания различных упражнений, чередование нагрузок и отдыха. Тем не менее, структура тренировочного занятия в спорте, как правило, более монолитна, чем в других формах физического воспитания.

Подготовительная часть учебно-тренировочного занятия или разминка. Любая физическая тренировка должна начинаться с разминки. Это жесткое и необходимое условие методики проведения занятий, и оно вполне объяснимо. Физиологической предпосылкой, способствующей совершенствованию мышечной деятельности во время занятий физическими упражнениями, должна быть определенная степень возбудимости ЦНС, соматической и вегетативной нервных систем. Это состояние организма может быть достигнуто в первую очередь подготовительными, разминочными упражнениями.

Физиологический эффект разминки объясняется тем, что вегетативные органы и системы человека обладают определенной инертностью и не сразу начинают действовать на том функциональном уровне, который требуется для качественного обеспечения двигательной деятельности.

Сущность разминки заключается в повышении подвижности вегетативных органов и систем человека и возбудимости нервных процессов. Предварительная мышечная работа способствует ускорению физико-хими­ческих процессов обмена веществ, а именно в самой скелетной мускулатуре, что отражается на повышении внутренней температуры, облегчающей химические реакции.

В процессе разминки работоспособность повыша­ется постепенно, примерно до уровня, необходимого в период основной работы. Другими словами, разминка решает задачу усиления деятельности организма и его отдельных систем для обеспечения вывода на необходимый уровень работоспособности. Она вызывает новую установку в работе внутренних органов, усиливает деятельность дыхательной системы, выражающуюся в изменении частоты и глубины дыхания, что, в свою очередь, ведет к увеличению легочной вентиляции и газообмена, повышает деятельность системы кровообращения, усиливает обмен веществ в мышцах опорно-двигательного аппарата. Все эти изменения ведут к плавному переходу организма от состояния покоя к готовности перенести определенную физическую нагрузку.

Кроме того, грамотно проведенная разминка дает еще один положительный результат: снижается риск травматизма во время выполнения основной физической нагрузки. Разминка сопровождается повышением температуры кожи и тела, а при этом уменьшается вязкость мышц, т. е. их внутреннее трение, повышается эластичность связок и сухожилий, что и является положительным фактором для предотвращения травм. Помимо этого во время разминки достигается оптимальный уровень возбудимости именно тех центральных и периферических систем и звеньев двигательного аппарата, которые необходимы для выполнения предстоящего упражнения.

Возникает закономерный вопрос: как правильно построить вводную часть тренировочного занятия или предстартовую разминку к соревнованиям?

Большинство исследований по вопросам разминки и практический опыт тренеров говорят о том, что разминка должна состоять из двух взаимосвязанных частей - общей и специальной.

Задача первой части разминки - повысить функциональные возможности организма в целом на более высокий уровень работоспособности. При этом происходит своего рода «разогревание» организма. Поэтому она может быть почти схожей во всех видах спорта и состоять из ходьбы, медленного бега, комплекса общеразвивающих упражнений. Оптимальное время циклической части разминки 10–15 мин. Гимнастические движения должны быть составлены в виде комплекса последовательно выполняемых упражнений разной направленности.

Физиологически обоснованной является последовательность всевозможных движений, начиная с верхних частей тела и заканчивая нижними:

1. Наклоны, повороты, круговые движения головы.

2. Сгибание и разгибание, круговые движения, последовательно выполняемые кистями рук, локтевыми и плечевыми суставами.

3. Наклоны, повороты, круговые движения туловища.

4. Маховые движения ногами, приседания, выпады.

Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений с постепенным ее увеличением. После такого, либо подобного комплекса, можно приступать к специальной части разминки.

Специальная часть разминки должна быть тесно связана со специализацией избранного вида спорта. Ее задача сводится к установлению наиболее оптимальных взаимоотношений между структурой предстоящего движения и деятельностью ЦНС. Здесь происходит основная «настройка» организма на предстоящую работу. Упражнения, используемые в специальной части разминки, по своему содержанию должны быть максимально приближены к основным тренировочным или соревновательным.

Основная часть учебно-тренировочного занятия обеспечивает решение задач по обучению техники двигательных действий и воспитанию физических и личностных качеств.

Учебно-тренировочные занятия, направленные на повышение уровня физической подготовленности строятся на основе использования разнообразных физических упражнений - общеразвивающих, спортивных, отражающих специфику избранного вида спорта, упражнений из других видов спорта. Используются различные методы тренировки: равномерный, повторный, интервальный, круговой, соревновательный и игровой. Объем и интенсивность применяемых общеразвивающих, специально-подготовительных, соревновательных упражнений; количество повторений, серий, характер и продолжительность отдыха подбираются с учетом пола, возраста, состояния здоровья, уровня подготовленности, психофизического состояния, условий мест занятий.

Учебно-тренировочные занятия, направленные на техническую подготовленность , отличаются не высокой моторной (двигательной) плотностью занятий. Содержанием таких занятий является отработка основ, деталей техники, разучивание новых движений, совершенствование техники ранее разученных двигательных действий.

В спортивной тренировке наиболее распространены смешанные (комплексные) учебно-тренировочные занятия, направленные на решение задач обучения технике, воспитания физических и личностных качеств, контроль за уровнем физической подготовленности.

Заключительная часть учебно-тренировочного занятия предназначена для постепенного снижения нагрузки и, соответственно, восстановления организма. В этих целях используют малоинтенсивный бег, ходьба, дыхательные упражнения и упражнения на растягивание и расслабление. Хорошо заканчивать тренировку водными процедурами.

Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в той или иной мере специализируется применительно к особенностям спортивной дисциплины, избранной в качестве предмета спортивного совершенствования.

Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на две группы упражнений:

Соревновательные,

Вспомогательные (специально-подготовительные, общеподготовительные).

Соревновательные упражнения - это целостные двига­тельные действия (либо совокупность двигательных действий), кото­рые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранно­му виду спорта. Они делятся на 2 группы:

1-собственно-соревновательные упражнения

2-тренировочные формы соревновательных упражнений.

Ряд собственно-соревновательных упражнений носит характер относительно узконаправленных и ограниченных по двигательному составу дейст­вий. Это циклические дисциплины (легкоатлетический бег; ходьба; лыжные, велосипедные гонки; бег на коньках; плавание; гребля и др.); ациклические (тяжелая атлетика, стрельба, единоборства и др.) и сме­шанные упражнения (легкоатлетические прыжки, метания и др.) По характеру воздействия на основные физические качества эти упраж­нения можно подразделить на скоростно-силовые и требующие пре­имущественного проявления выносливости , а также комплексные -воздействующие на широкий круг физических способностей, к кото­рым относятся спортивные игры и спортивные единоборства (борьба, бокс, фехтование). В этих видах соревновательных упражнений ком­плексное проявление основных физических качеств происходит в ус­ловиях постоянной и внезапной смены ситуации и форм движений.

Существуют также комплексы относительно самостоятельных со­ревновательных упражнений, представляющие особые виды спорта -двоеборья и многоборья. Они могут включать как соревновательно однородные упражнения (конькобежный спорт), так и совершенно разнородные (современное пятиборье, легкоатлетические многоборья, лыжное двоеборье и др.). В то же время существует большая группа соревновательных упражнений многоборного характера с постоянно изменяющимся содержанием (гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др.).

Наряду с вышеперечисленными комплексами соревновательных упражнений в процессе спортивной тренировки используются и их тренировочные формы, которые по отдельным особенностям режима выполнения могут отличаться от собственно-соревновательных, т.к.направлены на решение тренировочных задач и могут представлять собой более утяжеленные или облегченные формы этих упражнений. Удельный вес соревновательных упражнений в боль­шинстве видов спорта за исключением спортивных игр невелик, т.к. они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.


К вспомогательным упражнениям относят специально-подготовительные и общеподготовительные.

Специально-подготовительные упражнения (СПУ) включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру про­являемых способностей.

Так, к числу специально-подготовительных упражнений бегуна относится, например, бег по от­резкам избранной дистанции; у гимнастов аналогичную роль играет выполнение элементов и связок соревновательных комбинаций; у игро­виков - игровых действий и комбинаций (сюда может относиться вы­полнение отдельных ударов, элементов игровых комбинаций и т.д.). Специально-подготовительные упражнения не тождественны избранному соревновательному упражнению. Они создаются и подбираются с та­ким расчетом, чтобы обеспечить более направленное и дифференци­рованное воздействие на совершенствование физических способно­стей и формирование навыков, необходимых спортсмену.

В зависимости от преимущественной направленности специально-подготовительные упражнения подразделяют на:

1. подводящие, способст­вующие освоению формы, техники движений;

2. развивающие, на­правленные на воспитание физических качеств (силы, быстроты, вы­носливости и т.д.). Такое деление, конечно, условно, поскольку форма и содержание двигательных действий часто тесно взаимосвязаны.

Обшеподготовительные упражнения (ОПУ) являются преимущест­венно средствами общей подготовки спортсмена. В качестве таковых могут использоваться самые разнообразные упражнения - как при­ближенные по особенностям своего воздействия к специально-подготовительным, так и существенно отличные от них (в том числе и противоположно направленные). Круг этих средств теоретически без­граничен. Практически же он ограничивается временем, местом заня­тий и другими обстоятельствами.

При выборе общеподготовительных упражнений обычно соблю­дают следующие требования: общая физическая подготовка спорт­смена должна включать на ранних этапах спортивного пути средства, позволяющие эффективно решать задачи всестороннего физического развития, а на этапах углубленной специализации и спортивного со­вершенствования являться фундаментом для совершенствования со­ревновательных навыков и определяющих спортивный результат фи­зических способностей:

- при воспитании неспецифической, т.е. общей выносливости -длительный бег умеренной интенсивности, лыжные кроссы, плавание;

- при воспитании собственно-силовых способностей - упражнения со штангой, заимствованные из тяжелой атлетики, а также упражне­ния спортивно-вспомогательной гимнастики с различного рода отя­гощениями и сопротивлением;

- при воспитании быстроты движений и двигательной реакции -спринтерские упражнения, тренировочные разновидности спортивных игр и подвижные игры;

- при воспитании координационных способностей - элементы спортивной гимнастики, акробатики, игры с высокими требованиями к координации движений.

Однако тренеру всегда следует помнить, что ОПУ должны вместе с тем выражать особенности спортивной специализации. Между раз­личными физическими упражнениями возможны как положительные, так и отрицательные взаимодействия, обусловленные закономерно­стями положительного и отрицательного "переноса" различных фи­зических качеств и двигательных навыков.

Включение общеподготовительных упражнений в тренировочный процесс обычно способствует его общей эффективности особенно у детей. Детский и подростковый организм находится в постоянном разви­тии. Его костно-связочный аппарат относительно непрочен и уязвим для крайне односторонних нагрузок. Юные спортсмены, которые вы­полняют большие объемы специализированных нагрузок, более под­вержены травмам, чем тренирующиеся с достаточными объемами об­щеподготовительных средств.

В процессе спортивной тренировки следует учитывать, что грани­цы между представленными группами тренировочных средств в ка­кой-то мере условны. Всегда имеются упражнения, которые занимают как бы промежуточное положение, объединяя в себе признаки всех трех групп.

Средство – это предмет, приспособление (или совокупность их), необходимое для осуществления какой-либо деятельности. Все средства спортивной тренировки делят на основные (УПРАЖНЕНИЯ) и дополнительные.

К специфическим средствам спортивной подготовки относятся средства, специально предназначенные для направленного изменения состояния спортсмена.

Для большинства видов спорта основным специфическим средством подготовки (тренировки) является физическое упражнение.

Под физическими упражнениями понимается двигательная дея­тельность человека, специально организуемая для решения задач физического воспитания.

основные группы средств спортивной трениров­ки : общеподготовительные, специальноподготовительные, соревновательные упражнения.

Общеподготовительные упражнения являются средством общей («разносторонней», «вспомогательной») подготовки спортсмена.

По своему двигательному составу они могут иметь мало общего с соревновательными упражнениями, поэтому эффект их использования мало влияет на уровень соревновательного потенциала.

Специально-подготовительные упражнения имеют частичное сходство с соревновательными упражнениями

По структуре движения или его отдельных фаз (циклов),

По зоне мощности работы,

По преимущественно нагружаемым группам мышц,

По продолжительности и т.д.

Соревновательные упражнения

Соревновательные упражнения полностью соответствуют правилам вида спорта. Поэтому они являются не только средством подготовки, но и могут быть предметом соревнования.

Виды соревновательных упражнений:

  • Собственно соревновательные упражнения представляют собой полные аналоги соревновательной деятельности или действия непосредственно в официальных соревнованиях.
  • Тренировочные формы соревновательных упражнений отличаются продолжительностью выполнения, допустимыми вариантами действий, характером соперничества и т.д.

Примеры тренировочных форм соревновательных упражнений:

Прохождение соревновательной дистанции на время,

Многократное разыгрывание стандартных положений в футболе,

Многократное выполнение "быстрого прорыва" в баскетболе,

Выполнение серии подач.

К неспецифическим средствам спортивной подготовки относятся средства обучения и воспитания, используемые не только в спорте, но и в различных смежных сферах деятельности.

Дополнительные неспецифические средства спортивной тренировки:

естественные факторы, факторы внешней среды (поверхность беговых дорожек, высота над уровнем моря, температура воздуха или воды, солнечная радиация, разнообразные природные явления).

Средства восстановления (питание, витаминизация, электростимуляторы, биомеханические стимуляторы, массаж и др.)


Тренажерные устройства и специальное оборудование

Средства информационного обеспечения (измерительная аппаратура, программно-аппаратные средства моделирования спортивной техники и др.).

Средства спортивной тренировки разделяются также по направленности воздействия. Можно вы­делить средства, преимущественно связанные с со­вершенствованием различных сторон подготовлен­ности - технической, тактической и др., а также направленные на развитие различных двигатель­ных качеств, повышение функциональных возмож­ностей отдельных органов и систем организма.

9. Раскрыть содержание общепедагогических методов в спортивной тренировке

Под методами спортивной подготовки, следует по­нимать способы работы тренера и спортсмена, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества, формируется мировоззрение.В практи­ческих целях все методы условно делят на две группы: неспецифические методы (словесные, наглядные) испецифические методы (регламентиро­ванного упражнения (практических упражнений).

Общепедагогические методы включают в себя: 1) словесные методы; 2) методы наглядного воздействия.

Словесные методы В спортивной тренировке применяются следующие словесные методы.

1. Дидактический рассказ . Представляет собой изложение учеб­ного материала в повествовательной форме. Его назначение - обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятель­ности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста. В на­чальной школе, особенно в I-II классах, занятия физическими упражнениями проходят интересно (эмоционально), если они проводятся в форме «двигательных, дидактических рассказов»: отдельные действия-эпизоды последовательно развертываются по рассказу преподавателя. Эти действия объединяются каким-либо общим сюжетным рассказом, который дети сопровождают дей­ствиями, доступными их воображению и двигательному опыту. Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа приме­няются описание, объяснение учебного материала и лекция. 2. Описание . Это способ создания у занимающихся представле­ния о действии. Описание предусматривает четкое, выразитель­ное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их ве­личины, расположения в пространстве, форм, сообщение о ха­рактере протекания явлений, событий. При помощи описания занимающимся сообщается главным образом фактический мате­риал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Оно применяется в основном при создании первона­чального представления или при изучении относительно простых действий, когда занимающиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт. 3. Объяснение . Метод представляет собой последовательное, стро­гое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил и т.д. Практичес­ки объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логичес­кой последовательностью изложения фактов и обобщений. В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко ис­пользуется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.). Применение терминов делает объяснение более кратким. Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью.

4. Беседа. Вопросно-ответная форма взаимного обмена инфор­мацией между преподавателем и учащимися.

5. Разбор - форма беседы, проводимая преподавателем с зани­мающимися после выполнения какого-либо двигательного зада­ния, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результа­та и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.

6. Лекция представляет собой системное, всестороннее, после­довательное освещение определенной темы (проблемы).

7. Инструктирование - точное, конкретное изложение препо­давателем предлагаемого занимающимся задания.

8. Комментарии и замечания . Преподаватель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные ошибки. Замеча­ния могут относится ко всем занимающимся, к одной из групп или к одному ученику.

9. Распоряжения, команды, указания - основные средства опе­ративного управления деятельностью занимающихся на занятиях.Под распоряжением понимается словесное указание препода­вателя на занятии, которое не имеет определенной формы (стан­дартных словосочетаний, неизменных по подбору фраз). Распоря­жения дают для выполнения какого-либо действия («повернитесь лицом к окнам», «постройтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря для уборки спортзала и т.д. Распоряжения применяются преимущественно в начальной школе.

Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Командный язык - это особая фор­ма словесного воздействия на занимающихся с целью побужде­ния их к немедленному безусловному выполнению или прекра­щению тех или иных действий.

Указание представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выпол­нении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и т.п.). Указания чаще всего применяют в начальной школе.

В зависимости от того, как преподаватель подает команды, как он дает указания и распоряжения, можно почти безошибочно сделать заключение о его профессиональной подготовленности.

1. Методы строго регламентированного упражнения. Эта группа методов отличается тем, что позволяет точно нормировать и регулировать нагрузки. Она очень разнообразна, в нее входят:

Методы расчленено-конструктивного упражнения (когда действие разучивают первоначально в расчлененном виде, а затем сводят части в целое) и методы целостного упражнения (когда действие разучивают сразу в целом, с незначительными упрощениями и детали совершенствуют на фоне целого).

Методы избирательно-направленного упражнения (воздействие которых может быть сосредоточено на отдельных функциях, например, функциях аэробного и анаэробного обмена) и методы генерализованного упражнения (с общим воздействием на комплекс тех или иных способностей, например, на выносливость или силу).

Методы частичного моделирования и методы целостно-приближенного моделирования соревновательного упражнения.

По признакам стандартизации, либо варьирования тренировочных воздействий, различают методы стандартно-повторного и методы вариативного (переменного) упражнения.

Методы интервального упражнения (нагрузка прерывиста, чередуется с нормированными интервалами отдыха) и методы непрерывного упражнения (нагрузка не прерывается интервалами отдыха).

2. Методы круговой тренировки. Для проведения тренировки с использованием этого метода необходимо подготовить "станции" (места для выполнения упражнений) с необходимым оборудованием, которые желательно расположить "по кpyгy". Спортсмены распределяются по "станциям" и выполняют нагрузку. Смена "станций" происходит по команде тренера. Возможны три варианта круговой тренировки:

· На каждой "станции" упражнения выполняются дозировано (например, 1/2 от индивидуального максимума).

· На каждой "станции" лимитируется время работы, за которое спортсмен должен выполнить максимальное число повторений упражнения. Например, в течение 1 минуты. Отдых происходит во время смены "станций".

· Как и в первом варианте ограничивается число повторений упражнения, но спортсмены должны пройти весь круг с максимальной скоростью.

Круговая тренировка успешно используется в альпинизме и в скалолазании. В качестве "станций" в спортивном зале могут использоваться не гимнастические снаряды, а скальные стенды. Спортсмену дается задание, в котором оговаривается скорость прохождения каждого стенда, время отдыха между стендами и последовательность прохождения маршрутов. Может также ограничиваться время, за которое спортсмен должен пройти максимальное количество маршрутов в определенной последовательности. И другие варианты организации круговой тренировки в зале.

В альпинизме принцип круговой тренировки используется во время проведения занятий на различных видах рельефа. Так, например, старший тренер во время практических занятий оговаривает место занятий каждого отделения, время работы на этом месте и примерный объем нагрузки. По команде происходит смена мест занятий ("станций").

Методы моделирования соревновательной нагрузки. Спортсмен может соревноваться не только с соперником, но и с самим собой, выполняя соревновательные нагрузки при меньшей степени риска, чем во время соревнований.

Соревновательный метод. Календарь соревнований, а в альпинизме календарь восхождений, выполняет важнейшую роль в подготовке спортсмена. Одни соревнования (восхождения), являются подводящими, другие - основными. Во время восходительского сезона в альпинизме этот метод тренировки является ведущим.

Игровой метод. Тренировки, организованные с использованием этого метода, отличаются высокой эмоциональностью, требуют от спортсмена умения управлять своими эмоциями, самообладания, гибкости мышления и других качеств, представляя тем самым большие возможности для их развития.

Использование общепедагогических средств и методов в спортивной тренировке. К ним относятся:

Средства и методы словесного, наглядного и сенсокоррекционного воздействия. Тренер использует в своей работе методы: просьбы, убеждения, внушения, требования, приказа, поощрения, наказания, наглядной демонстрации, личного примера и др.

физическая подготовка альпинист турист

Идеомоторные и аутогенные методы. К ним относятся: аутогенная тренировка (эмоциональная самонастройка спортсмена, самоприказы) и идеомоторная тренировка (мысленное выполнение упражнения, мысленное прохождение маршрута).

Общая физическая подготовка спортсмена направлена на разностороннее развитие физических качеств. Этот вид подготовки особенно важен на первых этапах спортивного совершенствования, так как позволяет значительно повысить общий уровень функциональных возможностей организма.

Специальная физическая подготовка спортсмена направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована на максимально возможную степень развития способностей.

В специальной литературе по альпинизму и скалолазанию физической подготовке уделяется неоправданно мало внимания. На самом же деле, нередко именно она определяет успешность деятельности, например в высотном альпинизме.

Физическая подготовка направлена на развитие физических качеств спортсмена: силы, выносливости, гибкости, скорости и ловкости. Без развития этих качеств невозможно решить задачи технической и тактической подготовки.

Под силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Мышечную силу определяют три процесса: сокращение мышц, их изометрическое напряжение и расслабление. В зависимости от того в каком режиме работают мышцы формируются и их силовые качества.

В альпинизме и скалолазании спортсмен очень часто проявляет силу без изменения длины мышц, например, при удержании статической позы, или удержании веса. Такой режим работы называется статическим или изометрическим. Этот режим является самым неблагоприятным для организма, так как напряженные мышцы, сдавливая сосуды, препятствуют нормальному кровоснабжению. Это ощущается по появлению чувства онемения в мышцах при длительной статической нагрузке. При динамической же работе, мышцы выполняют роль "насоса", дополнительно подкачивающего движение крови по сосудам.

Силовые способности достаточно емкое понятие. Различные типы силовых способностей нередко мало связаны или даже отрицательно влияют друг на друга. В структуре силовых качеств спортсмена можно выделить: собственно силовые способности, скоростно-силовые способности и силовую выносливость. В разных видах спорта необходим различный уровень развития этих качеств. Например, в высотном альпинизме очень важна силовая выносливость, а в скалолазании (в парных гонках) - необходимо развитие скоростно-силовых способностей. Силовые качества необходимо развивать в соответствии с избранной специализацией.

Различают общую силовую и специальную силовую подготовку. Общая силовая подготовка играет важнейшую роль в обеспечении всестороннего развития мышечных групп, как единой системы. Специальная силовая подготовка спортсмена направляет развитие силовых способностей в рамках спортивной специализации.

Основным средством воспитания силовых способностей служат силовые упражнения. Повышенное мышечное напряжение создается в силовых упражнениях чаще всего внешним отягощением.

Методика развития собственно-силовых способностей включает два направления:

Первое направление. "Экстенсивные" методы - использование непредельных отягощений с предельным числом повторений. Эти методы используются тогда, когда необходимо: увеличить физиологический поперечник мышц; функционально подготовить организм спортсмена к последующим силовым нагрузкам повышенной интенсивности; обеспечить развитие силовой выносливости, Рекомендуемые нагрузки: 5-15 повторений в одной серии, при отягощении 60-80% по отношению к максимальному для данного спортсмена.

Второе направление. "Интенсивные" методы - использование предельных и околопредельных отягощений. Однократное выполнение упражнения с отягощением 80-100% по отношению к максимальному для данного спортсмена.

Выносливость отражает общий уровень работоспособности человека. Она проявляется в способности спортсмена выполнять работу заданной мощности в течение заданного времени.

Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость определяет способность спортсмена противостоять утомлению в различных видах деятельности. Специальная выносливость определяет способность спортсмена противостоять утомлению в условиях специфических нагрузок.

Ведущими видами упражнений при развитии выносливости являются общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Дополнительными средствами развития выносливости в горных видах спорта являются условия высокогорья.

При развитии общей выносливости используется широкий диапазон методов и незначительная их специализированность. Не исключается использование методов избирательной направленности. Широко используются методы, направленные на увеличение аэробных возможностей организма. К их числу относятся методы длительного непрерывного упражнения с равномерной и переменной нагрузкой (в практике их часто называют сокращенно: "метод равномерной тренировки" и "метод переменной тренировки"). Для совершенствования аэробных и анаэробных механизмов выносливости, также используется метод интервальной тренировки (методы интервального упражнения с дозированными фазами нагрузки и отдыха). При развитии общей выносливости в ациклических видах спорта, к которым относятся альпинизм и скалолазание, широко используются методы круговой тренировки. Благодаря разнообразию методов, круговая тренировка может быть представлена практически на всех этапах годичного и полугодичного тренировочного цикла. На первых этапах годичного цикла она имеет преимущественно общеподготовительный характер, на последующих приобретает более выраженную специально-подготовительную направленность.

Методический подход при развитии специальной выносливости носит избирательный характер. К методам избирательного воздействия можно отнести:

· интервальную тренировку в аэробном режиме;

· интервальную тренировку в анаэробном режиме:

· методы, направленные на увеличение "силового компонента" специальной выносливости.

Также, для развития специальной выносливости используются методы, частично моделирующие соревновательные нагрузки. В этой группе методов можно выделить два методических подхода:

· Использование эффекта суммации отдельных нагрузок, каждая из которых меньше соревновательной (восходительской), но в своей сумме, общая нагрузка превышает соревновательную (восходительскую).

· Выполнение нагрузок более продолжительных, чем соревновательные (восходительские).

Сами соревнования и восхождения являются важнейшим методом развития выносливости. Никакое моделирование соревновательной (восходительской) нагрузки не заменит сами соревнования и восхождения, их количество, сложность, продолжительность, интервалы между ними и т.п. Все это является специфической нагрузкой для развития выносливости.

Гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах может существенно ограничивать проявление качеств силы, выносливости, скорости и ловкости.

Основным средством формирования гибкости являются общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения на растягивание. Все их можно разделить на активные, пассивные и комбинированные. Большинство упражнений на растягивание выполняется в динамическом режиме в виде относительно плавных движений или махов в сочетании с рывками - это метод многократного растягивания. Второй, наиболее распространенный метод развития гибкости - метод статического растягивания. Также для развития гибкости используются дополнительные отягощения.

Упражнения на растягивание можно включать во все части тренировочного занятия. Однако при разминке амплитуда их должна быть укороченной и увеличиваться только по мере разогрева мышц и связок. Упражнения на растягивание дают наибольший эффект, когда выполняются ежедневно и в течение дня неоднократно.

Развитие скоростных способностей имеет особое значение в скалолазании, в частности в скоростном лазании. Но не меньшее значение эти способности имеют для альпиниста: при прохождении камнеопасных и лавиноопасных участков, при работе на страховке, при принятии решений в аварийных ситуациях.

Основным средством развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной или околопредельной скоростью. Для этого используется ряд методических подходов:

· Облегчение внешних условий выполнения упражнения. Например, в скалолазании для этого можно использовать в тренировке упрощенный рельеф, помощь веревкой для скоростного прохождения маршрута.

· Эффект "ускоряющего последствия". Замечено, что после выполнения действия с отягощением, то же самое действие без отягощения выполняется с повышенной скоростью. Но этот эффект наблюдается не всегда.

· Лидирование. Создание наглядного ориентира на маршруте позволяет существенно увеличивать скорость движения спортсмена. Этот эффект используется к примеру в парных гонках, в гонках за лидером. Соревновательный принцип вообще используется гораздо чаще в развитии скоростных качеств, чем во всех других видах подготовки.

· Эффект "разгона". Для этого используется предстартовый разгон или бег с предельной скоростью с "ходу", бег под уклон.

Ловкость довольно общее понятие, которое в спортивной практике нередко именуется как "координационные способности".

Развитие координационных способностей связано с наличием у спортсмена запаса сформированных двигательных навыков. Для расширения этого запаса, в тренировках применяется широкий круг двигательных действий из различных видов спорта: акробатики, гимнастики, легкой атлетики, лыжного и горнолыжного спорта, спортивных игр. Для совершенствования координации и точности движений в тренировки включаются все усложняющиеся задания, требующие строгого соблюдения заданных пространственных и временных параметров движения. Также, усложняются условия выполнения упражнений за счет: уменьшения площади, увеличения высоты и подвижности опоры; исключения движений руками, облегчающих выполнение упражнений; увеличения темпа выполнения упражнения.

Различный уровень развития физических качеств у представителей одного и того же вида спорта, приводит к различию в стиле исполнения упражнений и к технической индивидуальности каждого спортсмена. Многолетняя специализация накладывает значительный отпечаток на спортсмена. Как правило, даже по походке и внешнему виду спортсмена, можно определить его специализацию и даже особенности его техники.

Помимо упомянутых физических качеств каждый спортсмен развивает особое комплексное качество, которое можно назвать "компенсаторные" способности. Недостаток развития какого-либо одного качества спортсмен может компенсировать за счет развития другого качества. Так, например, недостаток силы он может компенсировать развитием выносливости, а недостаток скорости - координацией движений,

Естественно, что компенсация касается не только отдельных физических качеств, но и в целом различных видов подготовки (физической, технической, психологической). Так, недостаток физической подготовки опытный спортсмен компенсирует за счет тактического мастерства, а техническую неподготовленность молодой спортсмен может компенсировать за счет усиленной физической подготовки и волевых качеств (упорства, терпения). И так далее.

Выводы по I главе

Основу содержания спортивной тренировки составляет физическая подготовка спортсмена. Она неразрывно связана с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием. В процессе правильно организованных занятий физическими упражнениями воспитываются такие моральные и волевые качества, как организованность, сознательная дисциплина, инициативность, находчивость. При выполнении физических упражнений занимающиеся преодолевают большие или меньшие трудности, сознательно и умело создаваемые инструктором, ведущим занятие, что способствует воспитанию решительности, смелости, настойчивости, мужества. Решение этих задач и создает основу для достижения высокого спортивного мастерства.

К основным средствам относятся упражнения: обще-подготовительные, специально-подготовительные и соревновательные. Наиболее разнообразна группа общеподготовительных упражнений. В нее входят упражнения как совпадающие с избранным видом спорта, так и не совпадающие. Общеподготовительные упражнения способствуют всестороннему развитию спортсмена. Специально-подготовительные упражнения, в основном, совпадают по направленности с избранным видом спорта. Соревновательные упражнения являются основой для создания специфических условий избранного вида спорта.

Методы спортивной тренировки - это специальные способы организации тренировочных занятий, позволяющие развивать у спортсмена требуемые качества. К методам спортивной тренировки относятся: методы строго регламентированного упражнения, методы круговой тренировки, методы интервальной тренировки, игровой метод, общепедагогические методы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: