Методические рекомендации по проведению занятий по физической культуре. Рекомендации по физической культуре для родителей Практические рекомендации по физической культуре

Главная > Документ

7. 1. Рекомендации по физической культуре Физкультура - один из важнейших факторов здоровья. С другой стороны, она может нанести здоровью вред. В 1990 гг. ведущие специалисты в области физкультуры ввели в обиход выражение «физкультура, способствующая здоровью», или «оздоровительная физкультура», желая научным образом отделить те виды физкультуры, которые способствуют оздоровлению, от тех, которые не дают подобного эффекта. Четкую границу провести все-таки тяжело: например, классический бокс по понятным причинам далеко не способствует здоровью, тогда как оздоровительный бокс влияет на здоровье положительно, подобно прочим оздоровительным видам спорта. Содействие оздоровлению сердечнососудистой системы в России и Финляндии - одна из насущных проблем современности, поскольку эти болезни дают очень высокую смертность в этих странах. Также упражнения для развития опорно-двигательного аппарата должны стать ежедневной практикой для каждого человека. Кроме того, физкультура должна быть увлекательной, чтобы люди с удовольствием могли заниматься ей каждый день. Особенно мотивация постоянного движения школьников - важная задача для педагогов. Основная цель школьных уроков физкультуры - заставить школьников двигаться за пределами уроков. Дети в плохой физической форме, двигающиеся мало - большая и сложная проблема для учителей физкультуры. Вдохновить таких учеников на движение - значит принести обществу большую оздоровительную и хозяйственную помощь. Задача общества - построить такие спортивные сооружения, которые бы мотивировали всех двигаться. Первые физкультурные рекомендации для детей раннего возраста дали в начале 1990-х годов на конгрессе врачей и практиков лечебной физкультуры в Канаде. Тогда рекомендовали заниматься физкультурой один час в день, до первого пота и учащения дыхания. Позднее, на конгрессе специалистов, уточнили рекомендации, но только в 2005-2006 гг. появились первые рекомендации специалистов для детей и подростков. Международные рекомендации весьма напоминают представленные далее рекомендации Министерства образования Финляндии. В Финляндии рекомендации даются все-таки более подробно. Институт Урхо Калеви Кекконена также разработал рекомендации, в которых физкультура более-менее задействована. И все-таки в этих рекомендациях не учитываются дети и подростки, так же, как и в рекомендациях, одобренным министерством образования. Эти рекомендации можно адресовать школьным педагогам и персоналу. Рекомендации физкультуры здоровья Этот способствующий здоровью «физкультурный пирог», разработанный Институтом физкультуры Финляндии (UKK) - новый способ пропаганды физкультуры здоровья. Его цель - достижение гармоничной физической формы. Модель, разработанная Институтом физкультуры, основывается на понятии хорошей физической формы, появившемся в начале 1990-х годов. Традиционно показателем здоровья являлась способность заниматься спортом и физкультурой, однако хорошая физическая форма включает также другие физические показатели, помимо простой способности. Области, сопутствующие хорошей физической форме, - состояние систем дыхания и кровообращения или выносливость; уверенность движений и равновесие (контроль движений); мышечная сила, подвижность суставов и крепость костей (состояние опорно-двигательной системы), контроль над весом.

«Конкретная» физкультура 2-3 часа в неделю, через день
Развитие выносливости Мышечная сила, контроль движения
2-5 раз в неделю 1-3 раза в неделю
20-60 минут за раз 20-60 минут за раз
Плавание танцы
Гребля тренажерный зал
Бег горные лыжи
Лыжи игры с мячом
Велоспорт зарядка
Быстрая ходьба упражнения для тонуса
Будничная, практичная физкультура и физкультура по дороге на работу
30 минут в день как минимум
10 минут за раз
5-7 дней в неделю
Ремонт ходьба (по делам)

Работы в лесу генеральная уборка

Работы во дворе игры
. Общие, распространенные во всем мире, рекомендации для поддержания хорошей физической формы: для здоровья взрослым рекомендуется двигаться с умеренной нагрузкой 30-60 минут в течение нескольких дней в неделю, лучше в течение светового дня. Людям средних лет и пожилым достаточно бодрой прогулки для выполнения этого требования. 6-11-летним рекомендуется каждый день заниматься физическими упражнениями в течение часа, что способствует поддержанию хорошего состояния сердца и кровеносной системы, а также опорно-двигательного аппарата. Интенсивными и умеренными упражнениями можно заниматься коллективно или в одиночку. 30-90 минут ежедневной физической активности можно разбить на отрезки по 10-20 минут. Основная задача рекомендаций для поддержания хорошей физической формы - снизить порог увеличения физической нагрузки. Особенно это касается тех, кого не интересует традиционная физкультура или тех, для кого она по медицинским показаниям слишком утомительна. Обрисованная таким образом задача проблематична тем, что люди начинают истолковывать любое движение как достаточное для поддержания формы. В идеале, конечно, следует двигаться больше, чем обозначено в задачах. Основная активность и «конкретная» физкультура Физкультурный пирог разделен на две равные части, в которых приняты во внимание рекомендации по поддержанию физической формы и другие известные промежуточные куски-взаимосвязи физкультуры и здоровья, а также физкультуры и физической формы. Нижняя часть пирога символизирует основную активность, когда физкультура является неотъемлемой частью будней, например, походы в магазин, дорога на работу и домой. Основная активность положительно влияет на общее состояние здоровья и контроль веса. Ежедневная физическая активность полезна всем, также людям, увлекающимся физкультурой для поддержания формы. Физкультурные рекомендации верхней части «пирога» развивают конкретную область физкультуры для поддержания формы, например, упражнения для укрепления кровеносной системы или опорно-двигательного аппарата, отсюда название: «конкретная физкультура». К такому виду относятся, в частности, бег, езда на велосипеде, лыжи, плавание, занятия в тренажерном зале. В свете новых рекомендаций риски для здоровья, вызванные физической пассивностью, можно предотвратить, если заниматься обычной физкультурой 3-4 часа в неделю или «конкретной» физкультурой 2-3 часа в неделю. Обычной физкультурой следует заниматься ежедневно, а «конкретной» - по меньшей мере через день. В идеале занятия должны охватывать оба слоя пирога. Задачи «конкретной» физкультуры можно варьировать в зависимости от наклонностей и возраста человека. Мужчине средних лет важно улучшить по помощи физкультуры аэробное состояние, чтобы способствовать здоровью сердца и кровеносной системы. Пожилой женщине важней развивать контроль над движениями и улучшить состояние опорно-двигательного аппарата. Детям и молодежи, с точки зрения физического здоровья, весь «пирог» можно считать основной рекомендацией.
Рекомендации финских специалистов по физической активности школьников Физкультура во многом способствует поддержанию здоровья и хорошего самочувствия школьников. Рекомендации по физической активности школьников разработаны с учетом определенной позиции по количеству, качеству и осуществлению занятий физкультурой, а также по поводу неподвижности и сидения на месте. Исследований в области физкультуры и ее влияние на здоровье детей и молодежи проводится гораздо меньше, чем для взрослых. Влияние физкультуры весьма многообразно, а необходимое количество физических занятий колеблется в зависимости от того, какие именно области здоровья и хорошего самочувствия исследуются. Эти общие рекомендации базируются как на мнении специалистов, так и на научных исследованиях о влиянии физкультуры на здоровье и хорошее самочувствие школьников. Рекомендации по физической активности школьников являются общими, подготовленными с точки зрения оздоровительной физкультуры для всех категорий школьников от 7 до 18 лет - как активно занимающихся спортом, так и нуждающихся в специальной поддержке. Рисунок: Рекомендованные ежедневные упражнения для школьников различных возрастов. Часов в день возраст (красный = слишком мало физкультуры, зеленый = рекомендуемое количество, возраст / часов в день) Основные рекомендации по физической активности для детей школьного возраста: Все дети в возрасте 7–18 лет должны двигаться разнообразно и соответственно своему возрасту по меньшей мере 1–2 часа в день. Следует избегать неподвижного сидения в течение более двух часов. Сидение у экрана или монитора допускается не более двух часов в день. Количество физической активности Рекомендуется как минимум два часа физической активности для 7-летних и как минимум час для 18-летних, посредством чего можно уменьшить риски для здоровья, вызванные неподвижностью. Для достижения оптимальной пользы хорошо двигаться еще больше. Верхняя граница физической активности здесь не определяется, но и она существует для детей и подростков, если упражнения однотипные и слишком энергоемкие. Каждый день Ежедневная физкультура - залог здорового роста, развития и хорошего самочувствия школьника. Школьнику необходима физическая активность каждый день. Влияние физической активности нельзя суммировать. Если в какой-либо день не удалось позаниматься физкультурой, это не страшно, но длительных периодов без движения следует избегать. В возрасте 7– 12-лет 1½ - 2 часа в день В детстве минимальная физическая активность составляет два часа в день. Рекомендуется все-таки двигаться более двух часов в день. Дети обучаются методом проб ошибок, поэтому им нужно много времени и возможностей, чтобы научиться двигаться и обучаться посредством физкультуры. Не стоит вообще ограничивать физическую активность и естественное движение: здоровый ребенок остановится и сделает паузу, если естественная нагрузка будет чрезмерной. И все-таки чрезмерная физическая нагрузка может принести вред здоровью ребенка, если физкультура будет однообразной или содержать длительные периоды напряженной физической нагрузки без перерыва. Ребенку нужно также достаточно времени, чтобы успокоиться и поспать. Ребенок легко выполнит кратковременные, даже интенсивные упражнения, однако стоит избегать длительных изнуряющих тренировок. В возрасте 13–18 лет 1 - 1½ часа в день. В молодом возрасте минимальная физическая нагрузка несколько меньше, чем в детстве. И все же подростку также рекомендуется двигаться несколько часов в день. Подростки старше 13 лет могут усидеть на месте дольше, чем маленькие дети. Взрослые могут вообразить, что ежедневную потребность подростков в движении можно удовлетворить небольшой физической нагрузкой. На самом деле 13-18-летние переживают бурный период роста и развития, так что их потребность в движении не сильно отличается от потребностей детского возраста. У подростков часто возникает впечатление, что они и без того много двигаются. Знакомство с различными видами спорта и развитие основных умений помогают подростку найти подходящий способ заниматься физкультурой. Занимаясь самостоятельно или под руководством, подросток может развить свое физическое состояние и хорошее самочувствие. Ежедневные занятия физкультурой должны содержать несколько коротких, по крайней мере, десятиминутных периодов интенсивной нагрузки. Ежедневная физическая нагрузка должна содержать периоды интенсивного движения, во время которого удары сердца и дыхание должны несколько учащаться. Бодрая ходьба, езда на велосипеде или кресле на колесиках - хорошие примеры такой физической активности. У ребенка совокупная физическая активность состоит из относительно коротких активных промежутков в течение всего периода бодрствования, большинство которых происходит с низкой интенсивностью. Наибольшая польза достигается, когда, по крайней мере, половина всей физической активности в течение дня состоит из 10-минутных интенсивных физкультурных периодов. В течение такого единовременного периода ребенок должен больше двигаться, чем сидеть на месте. Перемены в этом смысле хороший пример: ребенок может активно двигаться в течение 10 минут и 5 минут сидеть на месте. Ежедневная физкультура должна содержать также интенсивные, напряженные занятия, в течение которых дыхание и сердечный ритм заметно учащаются. Интенсивная физкультура вызывает более глубокие изменения и благотворнее влияет на органы, больше развивает выносливость и оказывает положительное влияние на сердце, чем легкие бодрые движения. Периоды интенсивной физкультуры у детей осуществляются обычно в виде интервалов (от нескольких секунд до нескольких минут), в течение которых чередуются периоды движения и отдыха. Не стоит требовать от детей длительных интенсивных упражнений. У подростков интенсивная физкультура часто соединяется с занятиями спортом самостоятельно или в секциях. Будни подростков редко содержат ситуации, когда учащается сердечный ритм. Поэтому важно, чтобы хотя бы в подростковом возрасте каждый выбрал бы для себя вид спорта, в котором получил бы достаточно интенсивные нагрузки. Таблица: Распределение физкультурных занятий детей и подростков по длительности и интенсивности физической нагрузки Интенсивность Кратковременные Долговременные Бодрые упражнения Умеренная нагрузка: дворовые игры, напр. «классики» массовые игры (лапта, вратарь в футболе) некоторые домашние хлопоты и работы по двору бодрая прогулка в школу (более 15 мин.) езда на велосипеде, плавание, лыжи прогулки на природе (более 15 мин.) _______________________________________________________________________ Интенсивная физкультура, Высокая интенсивность Подвижные игры Игры с мячом Интенсивный бег по кругу скоростные лыжные гонки или бег Разнообразие соответственно возрасту Радость и переживания от физкультуры Физкультура - естественная составляющая жизни детей и подростков. Физкультура должна быть забавной, доставлять детям и подросткам радость и переживания. Это возможно, когда физкультура осуществляется под углом зрения детей и подростков и отчасти также на их условиях. С точки зрения социального и этического развития можно рекомендовать обучающие и тренировочные методики, основанные на коллективных действиях, но развивают также самостоятельность. Не стоит переоценивать значение состязательности. Физкультура для детей и подростков должна быть разнообразной и соответствовать возрасту Основная моторика и специфические умения требуют для своего развития многообразной физкультурной практики и повторов. Для детей физкультурное многообразие - условие обучению основным умениям. Физический рост младших школьников происходит постоянно, но относительно ровно, поэтому в процессе занятий физкультурой они развиваются быстро и легко овладевают новыми умениями. Развивающийся организм ребенка требует ежедневной, многообразной физкультуры для того, чтобы стимулировать развитие. Младшим школьникам требуется много двигаться ежедневно, чтобы удовлетворить свои потребности в движении. Обучение основным навыкам движения самостоятельно - основное право каждого ребенка. Хорошие двигательные навыки - лучшее обеспечение безопасности ребенка в его буднях. Развитие основной моторики требует множество разнообразных упражнений в движении и множество повторов. Разнообразная физкультура поддерживает нервно-психическое развитие и укрепляет предпосылки ребенка к познанию нового, в том числе, научных фактов. Автоматизация основных навыков - процесс длительный, требующий тысячекратного повторения. Эта автоматизация освобождает чувства ребенка для новых открытий и обучения новым, все более специфическим навыкам. Основные умения укрепляются, когда ребенка стимулируют двигаться как можно более в разнообразной среде: в помещении и на улице, на различных поверхностях, на различной местности: на снегу, льду, в воде, на песке, на траве и т.д. В школьном возрасте имеют значение комбинации различных основных умений и движений, а также основные умения в различных видах спорта. Развитые способности двигаться открывают бесчисленные возможности увлечений в последующей жизни. Занятия спортом в детстве, например, 1-2 раза в неделю - прекрасное, но не достаточное дополнение к общей порции движения, которую получает ребенок. С общей точки зрения важнее, что происходит в промежутке между занятиями дома, в школе, во дворе или на стадионе. Спортивные увлечения, осуществленные специалистом на условиях, приемлемых для ребенка, привносят в детские будни дополнительное движение. В подростковом возрасте многообразная физкультура способствует равномерному развитию физических особенностей. Некоторые физические особенности можно развить уже до переходного возраста, другие - в переходный период, а третьи - основательно и безопасно только после окончания переходного периода. Разнообразие физкультуры и изменчивость влияет также на мотивацию подростков – приятно заниматься разнообразной физкультурой, она не надоедает. Для подростков имеет значение самостоятельность и собственные условия – подросток хочет отделиться от авторитетов и узнать границы собственных возможностей. Важно участие молодежи в продумывании и проведении занятий физкультурой. Подростки в переходном возрасте любят сравнение по группам. Физкультура в группах или команда предоставляет для этого прекрасную возможность (групповые игры, танцевальные группы и т.д.) Не менее 3 раз неделю укрепление мышц, а также физкультура, развивающая подвижность и здоровье скелета Для развития и поддержания мышечного тонуса или мышечной силы физкультура должна содержать упражнения, дающие нагрузку на определенные группы мышц. Укрепление мышечной системы детей школьного возраста рекомендуется начинать еще до наступления переходного возраста, совершенствуя технику выполнения, используя вес собственного тела или не слишком тяжелые предметы. Также эспандеры могут помочь увеличению мышечной массы. Виды физкультуры, развивающей мышечную массу, например, - культуризм, оздоровительный спорт, упражнения в тренажерном зале, гимнастика, аэробика и т.д. В младшем школьном возрасте физкультура очень полезна для детского скелета. У тех детей, которые активно двигаются, минеральный состав скелета богаче, а кости прочнее, чем у тех, кто двигается мало. Более всего для укрепления скелета детей и подростков подходят различные прыжки и быстрые игры с частой сменой направления движения или подобные видные спорта. Хорошим увлечением являются кружки, базирующиеся на элементах спортивной гимнастики, гимнастические группы, во время занятий в которых практикуются прыжки, спортивные школы общего направления и подвижные игры с мячом. С точки зрения подвижности и поддержания амплитуды движений суставов, следует тренировать различные суставы, используя их полные возможности. Примером физкультуры, развивающей подвижность, являются разные формы растягивания и гимнастики. Избегая долгого сидения ”Человек способен насидеть себе болезнь и набегать здоровье” (

Физическое воспитание ребёнка в семье.

Долг родителей - укрепить здоровье ребёнка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем. Нормальное развитие и состояние здоровья обеспечивается созданием оптимальных условий, то есть организацией правильного режима.

В физическом воспитании детей дошкольного возраста используются физические упражнения (ходьба, бег, упражнения в равновесии, метание, лазанье, подвижные игры), спортивные упражнения, гигиенические факторы (режим дня, питание, сон и т.п.), естественные силы природы (солнце, воздух, вода).

Физические упражнения.

Задания и объяснения должны быть ясными и чёткими, давать их надо бодрым голосом и тут же показывать все движения.

Упражнения должны быть интересными, в них следует использовать хорошо запоминающиеся образные сравнения, например, «Птичка», «кошка», «паровоз». Основной принцип, которого должны придерживаться родители, занимаясь физическими упражнениями с малышами, - изображать всё в виде игры. Весёлый тон, шутка, смех, активное участие взрослого всегда увлекают ребёнка.

Количество повторений для дошкольников обычно колеблется от 2 - 3 до 10. после наиболее трудных упражнений необходимо давать кратковременные паузы отдыха

Средние значения показателей двигательной активности детей за полный день - 17000 движений; интенсивность 55 - 65 движений в минуту.

Физические упражнения только тогда приносят пользу, когда ими занимаются систематически. Родители обязаны ежедневно находить время для занятий физическими упражнениями со своими детьми и тщательно следить за их здоровьем, обращая внимание на внешний вид, настроение и самочувствие ребёнка.

Режим дня дошкольника.

Приучая детей к определённому режиму, к выполнению гигиенических требований, мы создаём у них полезные для организма навыки и тем самым сохраняем их здоровье. Твёрдый режим дня, установленный в соответствии с возрастными особенностями детей, - одно из существенных условий нормального физического развития ребёнка. Основное требование к режиму - это точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими. Должно быть установлено время, когда ребёнок ложится спать, встаёт, гуляет, ест, выполняет несложные, посильные для него обязанности. Время это необходимо точно соблюдать. Сон . Только во время сна ребёнок получает полный отдых. Сон должен быть достаточно продолжительным: дети 3-4 лет спят 14 часов в сутки, 5-6 лет - 13 часов, 7-8 лет - 12 часов. Из этого времени необходимо, особенно для младших детей, выделить часа полтора для дневного сна. Дети должны ложиться не позднее 8-9 часов. Питание. Дети получают питание 4-5 раз в день. Первая еда даётся через полчаса, во всяком случае не позднее чем через час после пробуждения ребёнка, а последняя - часа за полтора до сна. Между приёмами пищи должны быть установлены промежутки в 3-4 часа, их надо строго соблюдать. Наиболее сытная еда даётся в обед, менее сытная - на ужин. Прогулки. Как бы точно не соблюдалось время сна и еды, режим нельзя признать правильным, если в нём не предусмотрено время для прогулки. Чем больше времени дети проводят на открытом воздухе, тем они здоровее!

Компьютер: «За» и «против».

Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современные получают информацию через видео ряд. + Достоинства компьютера : компьютер может помочь развитию у детей таких важнейших операций мышления как обобщение и классификация;

  • В процессе занятий на компьютере улучшается память и внимание детей;
  • При игре в компьютерные игры у детей раньше развивается знаковая функция сознания, которая лежит в основе абстрактного мышления (мышления без опоры на внешние предметы);
  • Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, для формирования координации зрительной и моторной функций;
Детям 3-4 лет не стоит сидеть у компьютера больше 20 минут, а к 6-7 годам это время ежедневной игры можно увеличить до получаса. - Недостатки компьютера: Чрезмерное обращение с компьютером может привести к ухудшению зрения ребёнка, а так же отрицательно сказаться на его психическом здоровье. Особенно это опасно для застенчивых детей. И главное, нельзя уповать только на компьютер. Ребёнок - маленький человек, он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми и живя в реальном мире.

Прогулки - это важно.

Дети должны проводить на воздухе как можно больше времени, чтобы быть здоровыми и крепкими. В летнее время дети могут находиться более 6 часов в день на улице, а в осеннее и зимнее время дети должны быть на воздухе не менее 4 часов. Лучшее время для прогулки с детьми - между завтраком и обедом (2-2,5 часа) и после дневного сна, до ужина (1-2 часа). В сильные морозы длительность прогулок несколько сокращается. Причиной отмены прогулки для здорового ребёнка могут быть исключительные обстоятельства: проливной дождь, большой мороз с вильным ветром. На опыте работы детских садов установлено, что дети дошкольного возраста, приученные к ежедневным прогулкам, могут гулять и при температуре 20-25 мороза, если нет сильного ветра и если они одеты соответственно погоде. На прогулку в холодные зимние дни дети должны выходить в тёплом пальто, шапке с наушниками, валенках, и тёплых варежках. Время от времени полезно совершать с детьми длительные прогулки, постепенно увеличивая расстояние - для младших до 15- 20 минут ходьбы, для более старших - до 30 минут, с небольшими остановками на 1-2 минуты во время пути. Придя на место, дети должны отдохнуть или спокойно поиграть перед тем, как возвращаться обратно.

Правило 1 . старайтесь, чтобы малыш больше двигался, бегал, прыгал. Правило 2 . включите в рацион полезные для глаз продукты: творог, кефир, отварную морскую рыбу, морепродукты, говядину, морковь, капусту, чернику, бруснику, клюкву. Петрушку, укроп. Правило 3 . Следите за его осанкой - при «кривой» спине нарушается кровоснабжение головного мозга, которое провоцирует проблемы со зрением. Запомните: расстояние между книгой и глазами должно быть не менее 25-30 см. Правило 4 . не допускайте, чтобы ребёнок подолгу сидел перед телевизором, а если уж сидит, то только строго напротив не ближе трёх метров. Правило 5 . Не читать лёжа и как можно меньше при искусственном освещении. Правило 6 . не забывайте, что смотреть телевизор в тёмной комнате нежелательно. Правило 7 . Дошкольник может играть на компьютере не более получаса в день, посчле 7 лет - 1 час или 2 подхода по 40 минут. Правило 8 . Про игры на сотовом телефоне лучше забыть! Правило 9. Ежедневно делайте вместе гимнастику для глаз - превратите эту процедуру в увлекательную игру.

Комплекс упражнений для глаз.

Предлагаем специальный комплекс упражнений для глаз, который при регулярном выполнении может стать хорошей тренировкой и профилактикой для сохранения зрения. Упражнения лучше проводить в игровой форме, с любыми игрушками ребёнка, передвигая их вправо-влево, вверх-вниз. Упражнения выполняются сидя, голова неподвижна, поза удобная, с максимальной амплитудой глаз.

  1. Жмурки. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотрев вдаль, на счёт 1-6. Повторить 5 раз.
  2. Близко - далеко. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1-4. До усталости глаз доводить нельзя! Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 5 раз.
  3. Лево - право. Не поворачивая головы посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счёт 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счёт 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз.
  4. Диагонали. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счёт 1-6; затем налево вверх, направо - вниз и посмотреть вдаль на счёт 1-6. повторить 4 раза.
Следите за своими глазами. Мир так прекрасен, особенно если мы его видим…

Закаливание - первый шаг на пути к здоровью.

Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счёт этого предотвратить частые заболевания. При закаливании детей следует придерживаться таких основных принципов:

  • проводить закаливающие процедуры систематически;
  • увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно;
  • учитывать настроение ребёнка и проводить процедуры в форме игры;
  • начинать закаливание в любом возрасте;
  • никогда не выполнять процедуры, если малыш замёрз;
  • избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной водой или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце;
  • правильно подбирать одежду и обувь: они должны соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов;
  • закаливаться всей семьёй;
  • закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем;
  • в помещении, где находится ребёнок никогда не курить!

Способы закаливания.

Основные факторы закаливания - природные и доступные «Солнце. Воздух и Вода». Начинать закаливание детей можно с первого месяца жизни и после осмотра малыша врачом-педиатром. «Холодный тазик». Налейте в таз холодную воду не выше +12С и облейте ступни ребёнка, стоящего в ванне. Попросите ребёнка потопать ножками, пока стекает вода. Отверстие для стока воды должно быть открытым. Промокните ноги полотенцем. В первый день продолжительность ходьбы - 1минута, ежедневно добавляйте по 1 минуте, доводя до 5 минут. Лучше проводить закаливание в течение 1 минуты в хорошем настроении ребёнка, чем 5 минут с капризами. «Холодное полотенце». Если ребёнку не нравится холодное обливание водой, постелите в ванне полотенце, смоченное холодной водой (тем 12С). Попросите ребёнка потопать ножками (не стоять) на нём в течение 2 мин. (утром и на ночь). «Контрастный душ». Ребёнок вечером купается в ванне. Пусть он согреется в тёплой воде. А потом скажите ему: «Давай мы с тобой устроим холодный дождик или побегаем по лужам». Вы открываете холодную воду, и ребёнок подставляет воде свои пяточки и ладошки. Если ребёнок боится воздействия холодным душем, то можно вначале поставить тазик с холодной водой и сказать: «А ну, давай с тобой по лужам побегаем!». И вот из тёплой ванны в холодный таз (или под дождик), а потом опять в ванну. И так не менее 3-х раз. После процедуры укутайте ребёнка в тёплую простыню не вытирая, а промокая воду, потом оденьте его для сна и положите в кровать.

Босохождение - элемент закаливания организма.

Ещё один способ закалки - это прогулки босиком. Хождение босиком не только закаливает, но и стимулирует нервные окончания, находящиеся на стопе, положительно влияет на работу внутренних органов. По мнению некоторых специалистов, подошвы ног - это своеобразный распределительный щит с 72 тыс. нервных окончаний, через который можно подключиться к любому органу - головному мозгу, лёгким и верхним дыхательным путям, печени, почкам, эндокринным железам и др. органам. Как и когда лучше заняться босохождением?

  • Разумеется, зимой в холода приучать ребёнка к подобному не стоит, но весной и летом, малыш вполне может бегать босиком по полу дома, а ещё лучше по зелёной траве.
  • Ребёнок должен регулярно ходить босиком, настоящий закаливающий эффект наступает лишь после длительных систематических тренировках.
  • Используёте специальные резиновые коврики с шиповым рифлением. Каждое утро начинайте зарядку с ходьбы босиком на таком коврике.
  • Полезно массировать стопы ног с помощью скалки или круглой палки, катая их подошвами по несколько минут в день.
При ходьбе босиком увеличивается интенсивная деятельность почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всём организме, улучшается умственная деятельность!

Хвостова Ольга Ивановна.

ПОГУЛЯЕМ, ПОИГРАЕМ!

Взаимодействие с ребенком на прогулке может стать очень важным и продуктивным компонентом его развития. Но для многих родителей прогулки - это простое «выгуливание» ребенка, когда ему предоставляют возможность подышать свежим воздухом, подвигаться, встретиться со сверстниками.

Обычно стайку детей сопровождает компания взрослых, которые за время прогулки успевают обсудить массу тем и лишь краем глаза присматривать за своим чадом. Редко когда мамы и папы предлагают на прогулке детям те или иные игры. Обычно они предоставляют им почти полную свободу.

Конечно, ребенок может и сам придумать элементарные, но не всегда безопасные игры: пошлепать по лужам, полазить по деревьям, подпрыгнув, подергать листья с деревьев. Просторы парков и скверов, их зеленые лужайки и цветочные поляны вызывают особый восторг, и ребенок готов бежать и бежать куда глаза глядят.

Он жаждет движения, и нужно дать ему возможность реализовать это желание. Самое лучшее, что можно посоветовать, - подвижные игры: они удовлетворяют его страсть к движению. В ходе игры дети получают необходимую мышечную нагрузку и положительные впечатления, при этом избегая эмоциональных и двигательных перегрузок и находясь в поле зрения взрослых.

Для веселой прогулке большой мяч просто не заменим: его можно использовать в разных подвижных играх. Самым маленьким можно дать задание докатить мяч до дерева, скамейки или до мамы, попрыгать, как прыгает мячик; поучится бросать мяч друг другу, перебрасывать мяч через препятствие или подбрасывать вверх. Учите ребенка делать замах и бросать мяч в даль. Бросок в цель использовать для старших детей, так как он требует более сложной координации. Цель может быть горизонтальной и вертикальной, используйте подручные средства (круг, нарисованный мелом на асфальте или постройке).

Не стесняйтесь показывать пример своему ребенку.

Покажите разные способы бросания мяча: от груди, из-за головы, снизу.

Устройте игру через перешагивания и перепрыгивания через препятствия: бордюр, ручеек, лужицу, ветку, линию, нарисованную на песке или асфальте.

Организуйте для ребенка и его друзей веселые игры в парке, во дворе.

В качестве «инвентаря» подойдут деревья, за ними можно прятаться.

Скамейка, по которой можно катать друг другу мяч, ползать, подлезать под скамью, перелезать через нее.

Пеньки, на которые можно залезать и спрыгивать, обегать вокруг них.

Включайтесь в игру сами, играйте весело с удовольствием. В ходе совместной деятельности у ребенка формируются навыки взаимодействия и общения. Использование игровых упражнений и подвижных игр, является эффективным средством формирования интереса к физической активности, что является одним из главных в укреплении и сохранении здоровья детей, приобщении их к здоровому образу жизни.

Подготовила инструктор по физической культуре

МБУ д/с №139 «Облачко» Даниулова М.В.

9 правил закаливания.

Консультация для родителей.

Одной из форм физического воспитания является закаливание. Оно является существенным, самым эффективным и доступным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма, влияет на деятельность всех без исключения систем.

Закаливание подразумевает использование комплекса разнообразных процедур с целью укрепления здоровья, повышение устойчивости организма к холоду и профилактики простудных заболеваний. Нередки случаи, когда используют одну процедуру, например, обтирание туловища холодной водой, и надеются таким образом закалиться. Увы! В этом случае вообще не может быть никакого эффекта. И вот почему. Закаленность формируется только при достаточной длительности и интенсивности Холодовых воздействий.

Важным условием достижения высокой степени закаленности являются и систематические занятия физическими упражнениями.

Говоря о влиянии закаливания на организм, необходимо упомянуть о специфическом и неспецифическом эффектах.

Специфический эффект проявляется в повышении устойчивости к жаре или холоду, в зависимости от того, какой температурный фактор применялся для закаливания.

Неспецифический эффект формируется одновременно со специфическим и выражается в повышении устойчивости к некоторым другим внешним воздействиям.

Например: одновременно с повышением устойчивости организма к холоду, обязательно повышается и переносимость недостатка кислорода, уравновешиваются процессы торможения и возбуждения.

Давайте познакомимся с основными правилами закаливания.

Первое правило - понимание необходимости закаляться стало убеждением. Только тогда можно воспитывать такую же привычку к выполнению закаливающих процедур, как привычка умываться, чистить зубы и др. Сознательное отношение формирует нужный психологический настрой, который приводит к успеху.

Второе правило - неукоснительное соблюдение здорового образа жизни, составной частью которого является закаливание.

Третье правило - систематичность закаливания, а не от случая к случаю. Даже двухнедельный перерыв значительно снижает ранее достигнутое состояние закаленности. Закаливание не следует прекращать даже в случае легкого заболевания, можно лишь уменьшить его дозу.

Четвертое правило - длительность и интенсивность закаливающих процедур надо увеличивать постепенно. Каждая новая процедура должна вызывать вначале вегетативные сдвиги: учащение пульса, увеличение частоты и глубины дыхания. Отсутствие этих сдвигов свидетельствует о недостаточном возрастании воздействия закаливающей процедуры. Наоборот, проявление дрожи, «гусиной кожи», побледнения кожных покровов - показатель чрезмерного увеличения силы раздражителя. В первом случае не будет нужного эффекта, во втором - возникает состояния дискомфорта, которое может привести к заболеванию.

Пятое правило - учет индивидуальных особенностей организма. У детей разная чувствительность к температурам. Один и тот же фактор может вызвать у одного легкий насморк, у другого - серьёзную болезнь. Эти различия зависят от особенностей строения тела, состояния здоровья, типа нервной системы. Так, у детей с уравновешенным характером устойчивость к холоду вырабатывается быстрее, чем у импульсивных.

Шестое правило - необходимость создавать хорошее настроение во время закаливающих процедур. При положительных эмоциях, как правило, отрицательные эффекты не возникают. Все процедуры должны выполнятся «на грани удовольствия» и прекращаться при появлении признаков неприятного восприятия процедуры. В зависимости от настроения ребенка закаливающая процедура может быть увеличена по длительности или сокращена, а температура воды понижена или повышена. Учет эмоционального состояние ребенка, его самочувствия обеспечит постоянный интерес к закаливающим процедурам, сделает их желательными.

Седьмое правило - обязательность физических нагрузок. Эффективность закаливания возрастет во много раз, если систематически заниматься физическими упражнениями, соответствующими возможностям организма.

Восьмое правило - в целях закаливания надо использовать весь комплекс природных естественных факторов - воду, воздух и солнце.

Девятое правило - учет климатических условий конкретного региона, где человек живет постоянно. Климат конкретного региона формирует специфический тип терморегуляции у человека и определяет его чувствительность к холоду.

Закаливание может быть местным и общим . При местном закаливании холод воздействует на определенный участок тела (ножные ванны, обтирание туловища). Общим считается такое закаливание, когда холодовой раздражитель действует на всю поверхность тела (ванна, душ, купание).

Хорошим средством закаливания, формирования и укрепления свода стопы в летнее время является хождение босиком по песку, траве, земле.

Приучать детей к этому надо в жаркие солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения босиком с 2-4 до 10-15 минут. Окрепшие ноги могут ходить босиком при +20*С.

Постоянные формы закаливания - пульсирующий микроклимат и оптимальная одежда - должны дополняться солнечными и воздушными ваннами, разнообразными водными процедурами и т.д.

Подготовила инструктор по физкультуре

МБУ д/с № 139 Даниулова М.В.

Как правильно организовать физические упражнения дома?

Памятка «Десять советов родителям»

  1. Поддерживайте интерес ребёнка к занятиям физической культурой, ни в коем случае не выказывайте своего пренебрежения к физическому развитию. Помните: семья во многом определяет поведение и установки ребёнка, в том числе его отношения к занятиям физкультурой. Пример взрослых чрезвычайно важен. Как вы относитесь к физической культуре, так будет относиться к ней и ваш ребёнок.
  2. Высокая самооценка - один из мощных стимулов для ребёнка выполнять любую работу. Будь то домашнее задание или утренняя гимнастика. Всемерно поддерживайте в вашем ребёнке высокую самооценку - поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите ещё больше старания.
  3. Наблюдайте за поведением и состоянием ребёнка во время занятий физическими упражнениями. Иногда родители не понимают, почему ребёнок капризничает и не выполняет их требований. Причиной может быть усталость скрытое желание и т.п. постарайтесь понять причину негативных реакций. В этом вам помогут глубокое знание особенностей своего ребёнка, его доверие, ощущения им своей значимости и значимости собственной личности.
  4. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении занятий, если по каким-то причинам ребёнок этого не хочет. Выясните причину отказа, устраните её и только после этого продолжайте занятия. Если этого не делать, то возникнет стойкое неприятие любых занятий физическими упражнениями.
  5. Важно определить приоритеты вашего ребёнка в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравятся подвижные игры, но бывают и исключения.
  6. Не ругайте ребёнка за временные неудачи.
  7. Не меняйте слишком часто комплекс упражнений. Если они нравятся ребёнку, пусть он выполняет их как можно дольше - в этом случае он не будет «хватать верхушки», а прочно усвоит тот или иной навык, движение.
  8. Важно соблюдать культуру физических упражнений. Ни в коем случае не должно быть расхлябанности, небрежности, исполнения спустя рукава. Физкультура - дело серьёзное!
  9. Не перегружайте ребёнка: что доступно взрослому, не всегда полезно малышу.
  10. В процессе воспитания ребёнка вас должны сопровождать три незыблемых закона: понимание, любовь, терпение.

И нструктор по физической культуре - Хвостова Ольга Ивановна

Памятка для родителей

Памятка для родителей

Как облегчить процесс сидения? Что значит правильная посадка?

При правильной посадке бёдра находятся под прямым углом к позвоночнику и голеням, подошвы касаются пола всей поверхностью. Плохо, если ноги не достают до пола или сиденье настолько низкое, что голени выше уровня тазобедренных суставов.

Спина должна быть параллельна спинке стула. Если она наклонена вперёд, может развиться сутулость; если излишне опирается на спинку стула, это будет способствовать формированию круглой спины.

Кисти и предплечья должны свободно лежать на столе. При такой посадке лопатки хорошо зафиксированы и ребёнок может свободно и глубоко дышать.

Очень высокий стол вызывает подъём локтей и компенсаторное искривление позвоночника, при низком столе ребёнок сутулиться и сгибает туловище вперёд.

Так что неправильная посадка за столом - это фактор не только неправильной осанки, но и повышенной заболеваемости (ОРЗ, атония кишечника и т.д.)

Что значит для дошкольника стоять?

Стояние, особенно в определённой позе, очень утомительно для ребёнка, так как мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая статической нагрузки. Поэтому малыш начинает переступать с ноги на ногу, пытается прислониться к чему-нибудь.

Помните! Наказывая ребёнка стоянием в углу, вы наказываете его физически.

Как не пропустить нарушений осанки? Предупредить всегда легче, чем лечить!

На первых порах нарушения преходящи. Если ребёнок, несмотря на правильные профилактические мероприятия, предпочитает неправильные позы, нужно обратиться к врачу - ортопеду или врачу ЛФК и строго выполнять его рекомендации. Постоянное напоминание о том, как правильно ходить, ничего не дадут ребёнку: этом возрасте нужно повторять упражнения от 33 до 68 раз, чтобы он понял и точно воспроизвёл это движение. Здесь на помощь придёт гимнастика - специальные упражнения, способствующие развитию правильной ходьбы и чувства равновесия, координации движений, формированию стопы и укреплению мышечного корсета спины.

Для развития правильной ходьбы и чувства равновесия учите ребёнка ходить, ставя стопы параллельно. Это можно делать на дорожках, скамейках, ступеньках, стёсанном бревне, начерченных мелом извилистых дорожках. Кромка тротуара - великолепное пособие для этого.

Для профилактики плоскостопия можно использовать любую колючую поверхность - вплоть до резиновых ковриков, о которые мы вытираем ноги, а также любые тренажёры, которые сейчас продаются.

Для формирования правильной осанки учите ребёнка ползать под чем-либо (стул, стол, скамейка)

Инструктор по физической культуре - Хвостова Ольга Ивановна

Здоровье ребенка - наша общая задача

Консультация для родителей.

Здоровье ребёнка - наша общая задача.

Профилактика нарушений осанки.

Дошкольный возраст период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей ещё не завершено, скелет в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей, мышцы разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.

От чего может нарушиться осанка? Таких причин много, назовём лишь некоторые.

  1. Мебель не соответствует возрасту ребёнка. Особенно когда он долгое время проводит в вынужденной позе. Поэтому нужно помнить о необходимости соответствия стульев и столов по росту ребёнка, как в детском саду, так и дома, а также не мешать ребёнку больше времени проводить в свободной позе (например, лежать на ковре), как это принято во многих зарубежных дошкольных учреждениях и школах.
  2. Постоянное держание ребёнка при ходьбе за одну и ту же руку.
  3. Привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу. При правильной ходьбе масса тела равномерно распределяется на обе ноги. О равномерном распределении массы тела можно говорить тогда, когда ступни при ходьбе параллельны. Вот почему для формирования правильной ходьбы, ребёнка надо ставить в такую ситуацию, чтобы его ноги были параллельны друг другу, например, тренировать при ходьбе по узкой дорожке, доске, бревну. Если ребёнок выполнил соответствующее упражнение и у него всё в порядке с координацией, то он в состоянии пройти вдоль палки или верёвки.
  4. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперёд, закинув руки за спинку стула, подложив под себя ногу).
  5. Неправильная поза во время сна (спит, поджав ноги к животу, свернувшись калачиком). Спать нужно на жёсткой постели, опираясь на неё костными выступами; при этом мышцы не должны быть в постоянном напряжении, поэтому нужен мягкий матрац и подушка. Лучше, если подушка находится между щекой и плечом, она может быть достаточно мягкой, но небольшой. Лучшая поза для сна - на спине, с разведёнными в сторону руками.
  6. Нарушение осанки чаще развивается у малоподвижных детей, ослабленных с плохо развитой мускулатурой, поэтому необходимы гимнастические упражнения для тех мышц, которые обеспечивают хорошую осанку.

Неправильная осанка не только не эстетична, но она неблагоприятно сказывается на положении внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальное положение грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие - меньшее поступление кислорода к тканям.

Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть и стоять. Сидение - не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную мышечную работу.

Мышцы - разгибатели (особенно, если их не укрепляли раньше) ещё слабы, поэтому дети от сидения быстро устают и стараются быстро изменить позу или встать, чтобы подвигаться. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.

Инструктор по физической культуре Хвостова Ольга Иановна

С какого возраста заниматься физическим воспитанием ребенка,какие секции посещать, что делать если ребенок не посещает детский сад.Советы инструктора по ФК по предупреждению плоскостопия и, непосредственно, упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наверняка каждая мама и каждый папа мечтают, чтобы их ребенок вырос здоровым, счастливым и успешным. Однако не все понимают, что для обретения крепкого здоровья ребенком необходимо потрудиться именно родителям.

Физическое воспитание детей: начинаем с первых дней жизни

Если заниматься физическим развитием ребенка с самого раннего возраста, уже к 7–8 годам ваш сын или дочь достаточно окрепнет, чтобы почувствовать в себе силы и желание не только хорошо и с интересом учиться, но и заниматься в кружках, секциях и т. д.

Физическое развитие ребенка: с чего начать?

Многие задаются вопросом: с какого возраста целесообразно начинать физическое воспитание детей? Ведь большинство родителей не ставят перед собой цель вырастить олимпийских чемпионов, для них спорт и дети - просто способ обеспечить ребенку здоровое детство и заложить в него чувство уверенности в собственных силах, привить некоторые навыки, приучить к дисциплине. Решить все эти задачи возможно при помощи правильно организованного физического воспитания детей дошкольного возраста.

Прежде чем отдавать малыша в ту или иную спортивную секцию, присмотритесь к нему, обратите внимание на способности и физические возможности. Физическое развитие ребенка - дело серьезное. Необходимо посоветоваться с врачом, а также с руководителем секции или спортивного кружка, который занимается физическим воспитанием детей. А задача родителей - выслушать рекомендации специалистов и принять решение, по силам ли ребенку та нагрузка, которая ляжет на его плечи.

Имейте в виду, что большая часть тренеров заинтересована в посещении их кружка максимальным количеством детей. Занимаясь физическим воспитанием детей, руководитель может уговаривать вас отдать к нему ребенка как можно раньше. Но подумайте: не повредят ли малышу чрезмерные спортивные нагрузки? У тренеров, занимающихся физическим воспитанием детей, зачастую бывают завышенные требования. Это значит, что ребенку грозит синдром хронической усталости и чувство, что он хуже других, если у него что-то не получается.

Главной заповедью для родителей, решивших уделить большое внимание физическому воспитанию ребенка, должно быть «Не навреди».

Спорт и дети: проблемы физического воспитания дошкольников

Физическое воспитание детей - один из вопросов, которые призваны решать как родители, так и воспитатели детских садов. Современные детские сады обычно оборудованы всем необходимым для организации физического воспитания дошкольников. Каждое утро воспитатели должны проводить с детьми комплекс спортивных упражнений, цель которых - дать малышам возможность вволю подвигаться, задействовав все группы мышц.

В теплое время года физическим воспитанием детей рекомендовано заниматься на свежем воздухе. Для этого предусмотрены площадки, оборудованные бревнами, мишенями, ямами для прыжков, гимнастическими стенками и т. д.

Стоит сказать об отношении некоторых родителей к физическому воспитанию в детском саду. Многие считают, что, если их ребенок подвержен частым простудам, его необходимо оградить от частого пребывания на воздухе (особенно зимой). Кроме того, желая перестраховаться, такие родители стараются надеть на свое чадо побольше теплых вещей, не учитывая тот факт, что любой садик зимой отапливается достаточно хорошо. В результате физическое воспитание в детском саду проходит для таких детей не в удобных маечках и шортах, а в теплых свитерах, комбинезонах, кофтах. А ведь вспотевший от такой «заботы» ребенок рискует заболеть гораздо больше, чем тот, кого не кутают.

Одна из особенностей физического воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, что один комплекс упражнений не должен выполняться более двух недель.

Кроме того, физическое воспитание детей дошкольного возраста подразумевает их ежедневное участие в подвижных играх. В качестве одной из составляющих физического воспитания дошкольников педагоги называют командные спортивные игры. Они способствуют развитию физических способностей детей, быстроты реакции, а также социальных навыков и коммуникабельности.

Существует еще один важный нюанс физического воспитания дошкольников. Необходимо чередовать умственные занятия с физкультурными паузами. Согласно рекомендациям педагогов, организация физического воспитания дошкольников подразумевает подобные паузы через каждые 20 минут.

А если малыш не посещает детский сад?

Физическим воспитанием дошкольников необходимо заниматься дома, если ребенок по каким-либо причинам не ходит в детский сад. Существуют утвержденные программы физического воспитания детей, по которым можно проводить самостоятельные занятия с малышом. Узнать содержание программ физического воспитания детей дошкольного возраста можно у детского врача или сотрудников детского сада.

Доказано, что правильное физическое воспитание детей дошкольного возраста напрямую влияет на нормальное развитие ребенка и его рост. Очень важно уделять большое внимание физическому воспитанию детей дошкольного возраста на свежем воздухе: это способствует закаливанию детского организма, избавляет малыша от многих болезней.

Спорт и дети: в какую секцию отдать?

Задумываясь над проблемами физического воспитания своего ребенка, родители часто оказываются перед выбором: в какую спортивную секцию записать сына или дочку?

Успех физического развития ребенка нередко зависит от «точности попадания». Не стоит руководствоваться при выборе решением своих знакомых или друзей и вести своего ребенка в ту же секцию, куда те отдали своих детей. Присмотритесь к особенностям характера своего чада при выборе направления физического воспитания ребенка.

Если у него хорошо развиты навыки общения, если он в любом коллективе чувствует себя, как рыба в воде, - ему отлично подойдут командные виды спорта : футбол, хоккей, БАСКЕТБОЛ , волейбол и т. д.

Для организации физического развития ребенка, который является выраженным лидером и не привык делиться своими победами, оптимальным вариантом станет секция художественной или спортивной гимнастики, теннис. Для достижения успехов в этих видах спорта потребуются личные усилия ребенка.

Если вы хотите заниматься физическим воспитанием детей гиперактивных, склонных к дракам и конфликтам, можно обратить внимание на секции единоборств. Здесь ребенок сможет выплеснуть излишки энергии и избавиться от своей агрессии.

Если вы озабочены проблемами физического воспитания тихого, замкнутого и застенчивого ребенка, не спешите принуждать его заниматься командными видами спорта в надежде, что он станет более общительным. Скорее ему придется по душе конный спорт или плавание.

Эти же виды спорта отлично подойдут и слишком эмоциональным, вспыльчивым детям, чьи родители стремятся воспользоваться физическим воспитанием детей для укрепления их здоровья.

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ

ПРЕДУПРЕДЖЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ .

1. ДИАГНОСТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ.

Если следы обуви имеют форму боба, то это нормальная стопа. Своды стоп приподняты и при ходьбе выполняют рессорную функцию.

Если же отпечаталась вся стопа – начинается плоскостопие. Если дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах – нужна помощь ортопеда.

ПО соотношению самой широкой и самой узкой части следа считается свод нормальным 1:4, уплощенным 2:4, плоским 3:4.

2. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ СВОДА СТОПЫ:

1. Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку (голову держать прямо, немного прогнуться, руки на поясе).

2. Ходьба на внешней стороне стопы – пальцы поджаты вовнутрь, при ходьбе стопы ставить параллельно друг другу.

3. Ходьба по ребристой доске.

4. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать выше пятки.

5. Ходьба боком по палке, толстому шнуру.

6. Перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке.

7. Ходьба с перекатом с пятки на носок. Корпус держать прямо, голову не опускать, положение рук произвольное. Энергичный подъем на носок, толкаясь пяткой.

8. Катать палку (d=3 см) вперед-назад (сидя).

9. Приподниматься на носки и опускаться на всю стопу из положения ступни параллельно, пятки раздвинуты, большие пальцы вместе.

10. Подняться на носки и выполнять приседание, держать за опору.

3. ЗНАЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОБУВИ:

1. Обувь должна быть по ноге.

2. Обувь должна быть на небольшом каблучке до 1 см с упругой стелькой и крепким задником.

Предварительный просмотр:

Продолжительность занятий 10 минут. Перед упражнением следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скакалку – на одной и на двух ногах.

1. «Каток» - ребенок катает вперед-назад мяч, скакалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной ногой, затем другой.

2. «Разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

3. «Маляр» - ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

4. «Сборщик» - ребенок, сидя с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги мелкие различные предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.) и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переноске.

5. «Художник» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

6. «Гусеница» - ребенок сидит на полу с согнутыми коленями. Сжимая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова расправляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы и пятки могут касаться пола. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

7. «Кораблик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).

8. «Серп» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см), согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.

9. «Мельница» - ребенок, сидя на полу с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в разных направлениях.

10. «Окно» - ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

11. «Барабанщик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, стучит по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

12. «Хождение на пятках» - ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.


"ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ"

На основе опыта работы с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, даются рекомендации по организации, содержанию и методики проведения занятий в специальной медицинской группе.

Для оказания практической и методической помощи преподавателям физического воспитания предлагаются примерная учебная программа, комплексы общеразвивающих упражнения и утренней гимнастики, комплексы упражнения по определенным заболеваниям.

В целях контроля и самоконтроля занимающихся физической культурой дается методика оценки физического развития и функционального состояния.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

    Организация и содержание занятий по физической культуре в специальной медицинской группе

    Рабочая программа по дисциплине "Физическая культура" для специальной медицинской группы

    Общеразвивающие упражнения - средства укрепления здоровья, восстановления и повышения работоспособности

    Методика определения индивидуального уровня физического развития и функционального состояния организма.

    Приложение

    Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

В современной системе российского образования множество проблем. Но проблема нравственного и физического здоровья молодого поколения, формирование здорового образа жизни без преувеличения можно назвать проблемой номер один.

Неслучайно на данном историческом этапе - эта проблема решается на государственном уровне. Правительство и Дума принимают законы о развитии физической культуры и спорта, о воспитании здорового поколения.

Особо вызывает опасение здоровье детей и подростков. по данным Минздрава России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения. 35-40% - хронические заболевания. А за период обучения в школе и в учебных заведениях состояние здоровья подростков и молодежи резко ухудшается.

Среди учащейся молодежи 30% имеют различные отклонения в состоянии здоровья, заболевания временного или постоянного характера. не секрет, что количество этих учащихся из года в год неуклонно увеличивается. И я уверена, что этим молодым людям занятия физическим упражнениями необходимы даже больше, чем их здоровым сверстникам. Так как в основном все они имеют слабое физическое развитие, часто болеют, бывают привержены к вредным привычкам.

В связи с этим весьма важным является повышение эффективности в деятельности специальных медицинских групп (СМГ). Занятия в этих группах способствуют укреплению здоровья, вовлечению ослабленных в физическом отношении учащихся в активные занятия физической культурой, пропаганда здорового образа жизни.

Практика показывает, что постановка работы СМГ в учебных заведениях пока серьезно отстает от требований времени. Многие преподаватели, не владея в достаточной степени необходимым уровнем знаний об организации и методике деятельности СМГ, проявляют пассивность и инертность в этой важной работе, ошибочно читая ее лишь дополнительной нагрузкой.

Между тем первостепенная роль в решении сложных методических проблем принадлежит преподавателю физкультуры. Процесс физического воспитания ослабленных учащихся очень сложен. Лишь при глубоком осмыслении всех составных этого процесса можно эффективно и правильно использовать все имеющиеся возможности для успешной работы с этим контингентом учащихся. Сейчас особенно необходимо обновление форм и методов этой работы, решительное преодоление инерции, застойности и консерватизма.

Предлагаемое пособие посвящено описанию основных организационно-педагогических и методических аспектов работы преподавателя физического воспитания с учащимися, имеющие отклонения в состоянии здоровья. Отражен конкретный опыт работы автора, который полагает, что настоящее пособие будет полезным для преподавателей учебных заведений, занимающихся с учащимися специального медицинского отделения.

Ключевые слова: здоровье, общеразвивающие упражнения, физическое развитие, воспитание физических качеств, функциональное состояние, гимнастика для учащихся с ослабленным здоровьем.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ

К СМГ относятся лица с отклонениями в состоянии здоровья временного или постоянного характера, требующие ограничения физических нагрузок. Комплектование СМГ проводится врачом учебного заведения с обязательным участием руководителя физического воспитания и утверждается директором.

Учащиеся, отнесенные к СМГ, занимаются по отдельному расписанию не менее 2-4 часов в неделю. Для проведения занятий с этими учащимися создаются учебные группы численностью 12-18 человек.

Цели и задачи проводимых занятий:

Укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;

Расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма;

Повышение умственной и физической работоспособности;

Повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;

Освоение основных двигательных умений и навыков;

Воспитание интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями и морально-волевых качеств;

Пропаганда здорового образа жизни.

Физическое воспитание учащихся СМГ имеет свою специфику. Наряду с общеобразовательными задачами в процессе занятий значительное место занимают вопросы оздоровления и укрепления организма занимающихся.

Ведущий принцип в работе с учащимися СМГ - дифференцированный подход, дозирование нагрузкой с учетом индивидуальных особенностей.

Перед каждым уроком у занимающихся определяется частота сердечных сокращений (ЧСС). Если ЧСС выше 84 уд./мин., то эти учащиеся занимаются по самочувствию с пониженной нагрузкой.

Для учащихся, имеющих отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы противопоказаны упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания и натуживанием, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением.

Учащимся с заболеванием органов дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание.

При заболеваниях почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз), значительно снижается физическая нагрузка, исключаются прыжки, не допускается переохлаждение тела.

С нарушениями нервной системы ограничиваются упражнения, вызывающие нервное перенапряжение, ограничивается время игр.

При заболеваниях органов зрения исключаются прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на руках и голове.

При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки.

Схема построения занятия в СМГ в принципе не отличается от обычного занятия физкультурой, но имеет ряд принципиальных особенностей.

Вводная часть включает в себя общеразвивающие упражнения, которые целесообразно проводить в медленном и среднем темпе, обязательно чередуя с дыхательными упражнениями. Нагрузка должна повышаться постепенно на основе гибкого и рационального применения средств и упражнения, обеспечивающих подготовку всех органов и систем к выполнению основной части. В вводную часть должны войти такие элементы как построение, объяснение задач занятий. подсчет пульса, ходьба в различном темпе и направление, медленный бег, комплекс дыхательных упражнений, упражнения с различными предметами (мячи, гимнастические палки, скакалки), упражнения на гимнастической скамейке или у гимнастической стенки.

В основной части учащиеся овладевают основными двигательными навыками, получают определенную физическую нагрузку и эмоциональное напряжение. Решаются задачи общего развития мышечной системы, формирования правильной осанки, совершенствования координации движений, развития основных физических качеств и овладение двигательными навыками. Средствами являются общеразвивающие и специальные упражнения, круг этих средств должен быть широк и разнообразен.

Большое значение при этом приобретает подбор и чередование упражнений, дозировка нагрузки, организация санитарно-гигиенических условий. Упражнения на гибкость и силу могут занимать различное место в зависимости от типа урока и его задач.

Упражнения на быстроту и координацию следует давать в начале основной части. А упражнения, дающие большую общую нагрузку (игра и др.) и вызывающие эмоциональное перенапряжение, целесообразнее использовать в конце основной части. Для снятия томления, а это очень важно, между выполнением различных упражнений рекомендуется применение упражнения на расслабление.

В заключительной части необходимо создать условия для того, чтобы восстановить силы, снять утомление и подвести итоги. В этой части рекомендуется применять простые, несложные упражнения для отдельных частей тела, различные виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги, упражнения на расслабление и дыхание, на формирование правильной осанки и обязательно отдых сидя.

Занятие должно быть эмоциональным и эстетически оформленным. Оно должно давать занимающимся радость, бодрость и эстетическое наслаждение. Они должны почувствовать себя здоровыми и забыть о своих недугах. Как показывает практика, целесообразно включать в занятие подвижные игры, элементы танцев и аэробики, использовать музыку, разнообразный спортивный инвентарь и тренажеры.

Два года назад я проводила открытый урок с учащимися специальной медицинской групп для преподавателей физической культуры нашей республики. Урок был одобрен и получил положительную оценку. Из личного опыта я могу предложить следующую структуру и содержание урока. обычно занятие начинается с построения учащихся у гимнастической стенки, проверки пульса. Далее проводятся упражнения на формирование правильной осанки: ходьба с мешочком на голове с различным положением рук, общеразвивающие упражнения в парах или с различными предметами (гимнастические палки, малые мячи, скакалки и т.д.)

В основной части урока идет развитие силовой выносливости, учащиеся выполняют упражнения для мышц спины и живота, совершенствуется координация движений, закрепляются навыки правильной осанки. Разнообразные упражнения для мышц туловища, верхних и нижних конечностей выполняются в разных исходных положениях: стоя, сидя, в том числе и в висах на гимнастической стенке. Включаются и специальные коррегулирующие упражнения. В конце основной части урока проводятся различные подвижные игры, эстафеты, элементы спортивных игр.

В заключительной части физическая нагрузка постепенно снижается. даются упражнения на гибкость, расслабление и дыхание, проверяется пульс.

Двигательный режим рекомендуется проводить при частоте пульса 120-130 уд./мин. в начале учебного года и постепенно довести до 140-150 уд./мин. (в основной части урока). двигательный режим при частоте пульса 130-150 уд./мин. самый оптимальной для кардиореспираторной системы в условиях аэробного энергоснабжения и дает хороший тренирующий эффект.

Непременными условиями при проведении занятий с этим контингентом учащихся является педагогический контроль.

Преподаватель должен следить за интенсивностью даваемых нагрузок и не допускать появления признаков утомления (потоотделения, покраснение кожи т.д.). Используемые нагрузки должны вызывать чувство принятой усталости. Критерием же правильности дозирования нагрузки служит изменение пульса.

Контроль за уровнем физической подготовленности и функционального состояния организма учащихся осуществляется с помощью специальных тестов в начале и в конце каждого учебного года

Немаловажное значение имеет стиль ведения занятия преподавателем. От него требуется чуткое, внимательное, доброжелательное отношение к занимающимся высокое профессиональное мастерство, умение привить интерес к регулярным занятиям физкультурой. Любой срыв, грубость или просто бестактность преподавателя оказывают негативное воздействие, создают нервно-психологическую и физическую перегрузку.

Для повышения объема двигательной активности, улучшения физической подготовленности и укрепления здоровья учащихся в виде самостоятельной работы предлагаются следующие примерные комплексы физических упражнения:

Примерный комплекс утренней гимнастики (приложение №1)

Примерный комплекс общеразвивающей, оздоровительной гимнастики (приложение №2)

Оздоровительные комплексы физических упражнения по различным заболеваниям (приложение №3)

ПРИМЕРНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

1. Силы и скоростно-силовых качеств

Сгибание и выпрямление рук в упоре лежа на полу (юноши)

Сгибание и выпрямление рук в упоре на скамейке (девушки)

Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (девушки)

Прыжок в длину с места

2. Быстроты - без 30 метров, 60 метров

3. Выносливости - 10-минутный бег

4. Ловкости - метание теннисного мяча в цель, броски баскетбольного мяча в корзину.

5. Гибкость - стоя на гимнастической скамейке, наклон вперед (расстояние в сантиметрах плоскости опоры).

Общеразвивающие упражнения - средства укрепления здоровья, восстановления и повышения работоспособности.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) - являются основным средством в занятиях специальной медицинской группы. ОРУ, как правило, применяются для всестороннего развития физической подготовленности занимающихся. В зависимости от постановления целей и задач занятия ОРУ могут быть направлены на подготовку организма учащихся к предстоящей работе, оздоровлению различных функциональных систем, исправления недостатков телосложения и формирования правильной осанки. Таким образом ОРУ могут быть использованы во всех частях урока. Они могут выполняться без предметов, в парах, с предметами (гимнастические палки, набивные мячи, гантели, скакалки, на гимнастической стенке и скамейке на тренажерах).

Являясь основополагающим фактором в формировании осанки, ОРУ укрепляют мышцы всего тела и способствуют правильному положению позвоночного столба. Вместе с тем, оказывая благотворное влияние на формирование опорно-двигательного аппарата, ОРУ служат превосходным средством развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляя при этом диафрагму, межреберные мышцы и мышцы брюшного пресса.

Упражнения с предметами хорошо развивают координационные способности и развивают все физические качества. Имея большой диапазон разнообразия и трудности, упражнения с предметами доступны и привлекательны для всех занимающихся.

В зависимости от педагогической направленности все ОРУ делятся на упражнения для развития сил, гибкости, быстроты, выносливости, координации и точности движений, способности напрягать и расслаблять отдельные мышечные группы, на формирование правильной осанки.

В последние годы в методике проведения ОРУ получили признание такие нетрадиционные виды упражнений, как ритмическая и атлетическая гимнастика, шейпинг, стэп-аэробика, дыхательная гимнастика, хатха-йоги, ушу и т.д. Широкое применение элементов этих видов гимнастики способствуют разнообразию занятий и вызывают большой интерес у занимающихся, что в свою очередь положительно отражается на посещаемости занятий.

Для использования на занятиях предлагаем вашему вниманию несколько разнообразных комплексов ОРУ.

Методика определения индивидуального уровня физического развития и функционального состояния

Для повышения эффективности оздоровительных занятий и творческого использования принципа дифференцированного подхода, дозирования нагрузкой с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, преподаватель должен иметь конкретные данные об уровне физического развития и функционального состояния организма каждого занимающегося.

С этой целью все занимающиеся в СМГ в начале и к концу года проходят обследование.

Индивидуальная оценка физического развития основывается на антропометрических измерениях:

1. Роста (стоя, сидя в см)

2. Вес тела (кг)

3. Окружность грудной клетки (см)

4. Жизненная емкость легких (ЖЁЛ), измеряется спирометром в метрах (хороший показатель для девушек - 3 л., юношей - 4-4,5 л).

5. Сила мышц клетки, измеряется динамометром в кг (хороший показатель для девушек - 30 кг, юношей - 45 кг)

6. Становая сила (девушки - 95 кг, юноши - 155 кг). Используя эти измерения для оценки физического развития применяется метод антропометрических индексов

1. Весоратовой индекс= вес тела (г)/рост стоя (см)=

Хорошая оценка находится в пределах:

Девушки - 360-405 г/см

Юноши - 380-415 г/см

2. Жизненный индекс= ЖЕЛ (мл)/вес тале (кг)=

Хорошая оценка: девушки - 55-60 мл/г

юноши - 65-70 мл/г

3. Силовой индекс=(сила плети (кг)/ вес тела (кг))*100=

Хорошая оценка: девушки - 48-50%

юноши - 65-80%

4. Коэффициент пропорциональности=(Х 1 2 2 )*100

х 1 - рост стоя (см)

х 2 - рост сидя)см)

В норме КП=87-92%


развития грудной клетки рост стоя (см)

Норма для девушек и юношей - 50-55%

Функциональное состояние организма или тренированности определяется морфологическими и функциональными изменениями, отражающими состояние отдельных систем организма (сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная). Чтобы правильно оценить степень тренированности, необходимо использовать тот или иной метод не только в состояние покоя, но и при физической нагрузке.

Наиболее простой метод определить, как воздействуют физические упражнения на состояние сердечно-сосудистой системы - это подсчет пульса и измерение кровяного давления.

Нормальный пульс в покое 60-78 уд./мин. Артериальное давление максимальное - 100-100 мм

минимальное - 60-80 мм

Чем реже удары сердца и чем ниже уровень артериального давления и чем быстрее эти показатели приходят в норму после определения физической нагрузки, тем выше степень тренированности организма. Тренированность организма определяется с помощью функциональных проб.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: