Особенности выполнения прыжка в высоту с разбега способом «перешагивания» и подбора подводящих упражнений для его самостоятельного освоения. Как прыгать в высоту и в длину: техники выполнения Прыжки через планку техника выполнения

Методика обучения технике прыжка в высоту способом «перешагивание»

На этапе ознакомления важно создать у ученика представление об эффективной технике прыжка в высоту. Используются методы рассказа и показа, просмотр, кино- и видеосъемки.

На этапе разучивания решаются следующие задачи освоения техники: выполнения отталкивания; выполнения разбега; перехода через планку; прыжка в высоту в целом.

Конечной целью является освоение рациональной техники движений и ее контроля при выполнении прыжка в вариативных условиях.

При использовании расчлененного метода обучения прыжок в высоту разделяется на отдельные элементы. С помощью имитационных, подводящих и специальных упражнений занимающиеся овладевают ими, затем эти элементы объединяются в связки, а потом в целостное движение. Для решения каждой задачи необходимо подобрать соответствующие упражнения и определить последовательность их применения. Количество упражнений и повторений определяется в зависимости от особенностей учеников и степени решения задачи (Жилкин А.И. Легкая атлетика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 2003. 464 с.).

При расчлененном методе обучения прыжкам начинать следует с главной фазы техники -- отталкивания. Для этого можно рекомендовать следующую последовательность упражнений:

  • 1. имитация махового движения «свободной» ногой в отталкивании
  • 2. имитация маховых движений «свободной» ногой и руками в отталкивании
  • 3. выпрыгивания вверх на упругой стопе на каждый шаг на отрезках 30--50 м
  • 4. то же с акцентом на толчковую ногу на отрезках 30 -- 50 м
  • 5. серийные выпрыгивания вверх на каждый 2-й, 4-й шаг в беге на отрезках 30 -- 50 м с доставанием ориентиров или преодолением препятствий
  • 6. пробегание трех беговых шагов по разбегу с отталкиванием вверх-вперед вдоль планки, установленной на уровне роста обучающегося

Методические указания: при выполнении имитационных упражнений важно научить обучающихся правильной координации движений маховых звеньев и толчковой ноги, одновременно с активным ее разгибанием, маховая нога выводится вверх. В момент отрыва ноги от грунта толчковая нога полностью выпрямлена, туловище вертикально, предплечья на уровне головы, «головой тянуться вверх, стопой давить на грунт», после освоения этих упражнений приступают к серийным отталкиваниям, постепенно увеличивая скорость за счет перехода от их выполнения в ходьбе к выполнению в беге. Ориентирами могут быть баскетбольные кольца, ветки деревьев, которые ученики должны доставать рукой, одноименной маховой ноге, или головой; темп можно задавать слуховыми ориентирами (хлопками), скорость должна оставаться контролируемой (Давиденко В.Н. Легкая атлетика: учеб. пособие. Тула: Тульский гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2012. 75 с.).

Для обучения технике бега по разбегу может быть рекомендована следующая последовательность упражнений:

  • 1) бег в структуре разбега на отрезках 30 -- 50 м;
  • 2) бег с 4 --6 шагов разбега через 8 -- 10 набивных мячей;
  • 3) бег в структуре разбега с гимнастической палкой на плечах;
  • 4) бег по разбегу с пробеганием вдоль планки.

Методические указания: стопы ставятся упруго на всю стопу с активным проталкиванием вперед, почти параллельно, туловище вертикально. Широкая амплитуда движений, для увеличения которой можно рекомендовать бег через набивные мячи. Упражнение 3 используется для обучения бегу с вертикальным положением туловища, при выполнении упражнения 4 важно не снижать скорости при пробегании места отталкивания.

Для обучения технике перехода через планку и приземления используют «перешагивания», которые первоначально могут выполняться через линию на полу, планку и резиновый жгут, расположенные наклонно или ровно на небольшой высоте.

Методические указания: мах осуществляется параллельно планке, наклон туловища вперед - вместе с опусканием маховой ноги, приземление -- на маховую ногу, толчковую ногу при переносе через планку следует развернуть стопой наружу (Белова Т.Ю. Легкая атлетика. Техника и методика обучения: учеб. пособие. Омск: ОмГТУ, 2008. 132 с.).

Успех в освоении эффективной техники прыжка в высоту во многом обусловливается уровнем и характером физической подготовки. Она должна обеспечить начальный уровень специальных требований. Прежде чем приступить к освоению техники прыжков в высоту, необходимо освоить школу легкоатлетического бега, укрепить опорно-двигательный аппарат (горизонтальные многоскоки, прыжки через скакалку), повысить координационные способности. Главное при этом -- не отработка деталей, а овладение основой движений, в прыжках -- техникой отталкивания. Необходимо научить занимающихся отталкиванию с места, с разбега с правильной координацией движений рук и маховой ноги, увеличивая темп шагов перед отталкиванием.

Специальные и имитационные упражнения способствуют осмысленному восприятию основных элементов структуры и ритма движений в отдельности и в целостном движении. При использовании расчлененного метода обучения не следует доводить до автоматизма выполнение отдельных элементов, необходимо вовремя формировать временные и пространственные связи между элементами в целостном упражнении. Особенно это касается сочетания разбега с отталкиванием.

Интенсивность выполнения упражнений должна быть близкой к выполнению целостного прыжка, так как в результате многократных повторений образуются условно-рефлекторные связи не только в отношении структуры движения, но и в применяемых усилиях. Улучшает овладение техникой использование предварительных статических напряжений в отдельных положениях, например фиксирование положений окончания отталкивания.

Неразделимость разбега и отталкивания, важность умения эффективно использовать горизонтальную скорость разбега, выполняя переход от разбега к отталкиванию, обусловливают использование комплексной методики обучения данным элементам техники.

В каждом отдельном занятии можно использовать следующие упражнения: бег по разбегу; отталкивания через 2, 4 и 6 шагов в беге; бег по разбегу в секторе с пробеганием вдоль планки; бег по разбегу с последующим отталкиванием перед планкой; прыжок в высоту с разбега.

В зависимости от поставленных задач в занятие вводятся упражнения, направленные на овладение отдельными элементами прыжка (Давиденко В.Н. Легкая атлетика: учеб. пособие. 75 с.).

На этапе совершенствования происходит сведение всех элементов движений в целостную техническую систему, установление между ее частями пространственной, временной и силовой взаимосвязи, т. е. ритма движений, и на этой основе -- строгое соподчинение элементов целостного действия главному элементу системы. Формирование ритма движений в прыжках в высоту связано с установлением смыслового и структурного подчинения всех предшествующих действий отталкиванию и направлено на повышение его динамического эффекта. На этом этапе важно формировать такие навыки в прыжке, при которых ученик способен к максимальной мобилизации психических и физических сил для достижения возможно большего результата. Это обеспечивается единством разбега и отталкивания, выполнением прыжков на максимальных высотах (Кобринский М. Легкая атлетика. Учебник. 336 с.).

Эффективную технику отличает умение сохранять структуру и ритм при выполнении прыжка с максимальными усилиями в вариативных условиях, умение расслаблять неработающие мышцы, максимальная автоматизация отдельных элементов, стабилизация техники, высокий уровень самоконтроля.

Контроль качества освоения техники осуществляется педагогом на основе опроса учеников, наблюдения за их движениями. Оперативный анализ позволяет сделать видеосъемка, ее достоинством является и возможность просмотра прыжков учениками. При наблюдении за прыжками преподавателю целесообразно располагаться примерно по центру планки, на расстоянии 4 --6 м от нее. Это создает наиболее полное представление о выполненном прыжке, в том числе о перемещении отдельных частей тела в передне-заднем направлении и вокруг сагиттальной оси. Для оценки успешности овладения техникой прыжка и выявления индивидуальных особенностей отдельных учеников проводится сравнение их прыжков с прыжками сверстников, выделяются ошибки (Таблица 1), определение показателей, характерных для удачных и неудачных попыток (Мейксон Г.Б. Оценка техники движений на уроках физической культуры: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1973. 96 с.).

Таблица 1 - Основные ошибки в разбеге

Способы устранения

Бег на прямых ногах

Спортсмен поднимаясь на стопе, недостаточно сгибает ноги в коленных суставах

Бег по разбегу через поролоновые отметки или набивные мячи

Бег прыжками

Несоответствие скорости спортсмена и длины разбега

Бег по разбегу по отметкам

Излишний наклон туловища вперед

Желание быстро набрать скорость в разбеге

Бег с гимнастической палкой на плечах

Быстрое начало разбега, замедление перед отталкиванием

Непонимание ритма разбега

Бег по отметкам в ритме разбега

Излишнее напряжение мышц плечевого пояса

Недостаточное овладение техникой движения; излишнее волнение

Упражнения с чередованием напряжения и расслабления мышц шеи и плеча, расслабление кистей рук перед началом разбега

Отсутствие нарастания темпа последних шагов

Непонимание ритма разбега

Бег по отметкам, барьерный бег, отталкивания через 3 -- 5 беговых шагов с преодолением препятствий, звуковое обозначение ритма шагов

Направление разбега к центру планки

Неправильный угол разбега

Обозначение отметками места отталкивания

При контроле качества выполнения прыжка в высоту способом «перешагивание» выделяются основные ошибки в фазе отталкивания, причины и способы устранения (Таблица - 2).

Таблица 2 - Основные ошибки в отталкивании

Способы устранения

Слишком близкое к планке отталкивание

Несоответствие скоростных способностей и длины разбега

Разбег по отметкам; обозначение отметками места отталкивания

Увеличение длины последнего шага

Неспособность оттолкнуться с набранной скорости в разбеге

Бег по разбегу по отметкам, ограничивающим длину шага (обратить внимание, чтобы ученики не опускали голову для контроля попадания на отметку для отталкивания)

Наклон туловища вперед

Наклон туловища вместе с движением маховой ногой

Отталкивание с места перед стенкой, отталкивание с разбега с доставанием подвешенных предметов, стараться обогнать ногами плечи, незначительно отклонить плечи назад

Мах ногой не вдоль планки, а за нее

Неправильное выполнение маха

Бег по разбегу в секторе с отталкиванием и полетом вдоль планки, имитация отталкивания у гимнастической стенки

Отсутствие одновременности в движениях толчковой ноги и маховых звеньев

Непонимание техники отталкивания

Имитация отталкивания на месте

Неполное разгибание толчковой ноги

Недостаточное развитие силы мышц толчковой ноги, недостаточное время отталкивания

Фиксирование положения окончания отталкивания с концентрацией внимания на выпрямление толчковой ноги; отталкивание одной ногой вверх с возвышения

Таблица 3 - Основные ошибки в приземлении

Способы устранения

Сгибание (поджимание) толчковой ноги

Переход через планку с 1 шага, дальний край планки выше

Ранний наклон туловища вперед

Непонимание техники перехода через планку

См. упражнения для исключения наклона туловища вперед во время разбега и отталкивания

Прогибание назад в поясничном отделе при приземлении

Недостаточное развитие силы мышц спины; слишком ранее разгибание туловища еще до момента касания маховой ноги грунта

Имитация перехода через планку с акцентом на наклон туловища к толчковой ноге

Поворот толчковой ноги при переносе через планку внутрь

Недостаточный поворот таза от планки

При переносе маховой ноги контролировать «уход» таза от планки и контролировать взглядом планку

Методика обучения технике прыжков в высоту.

Климова Ирина Алексеевна

Учитель физической культуры

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №71 г. Санкт-Петербурга.

Прыжок в высоту - это координационно-сложный вид, предъявляющий высокие требования к физическим возможностям спортсменов. Условно этот прыжок можно разделить на четыре основные структурные фазы: разбег, отталкивание, переход через планку и приземление. Показ наглядных пособий

Задача 1. Ознакомить с техникой прыжка.

Средства: Показ наглядных пособий. Объяснение основных фаз прыжка. Демонстрация техники прыжка.

Длина разбега обычно колеблется от 7 до 9 шагов. Нельзя делать разбег слишком длинным, это вызовет излишнюю трату сил, а короткий разбег не позволит набрать достаточной скорости, чтобы произвести мощное отталкивание. Разбег следует выполнять свободно, с постепенным ускорением. Разбег в прыжке производится под углом к планке. Место отталкивания находится на расстоянии 60-70 см от переднего края ямы с матами. Толчок осуществляется сильнейшей, дальней по отношению к планке ногой. Если прыгун отталкивается правой ногой, то он разбегается слева, если левой ногой, то - справа.

После отталкивания прыгун совершает как бы большой шаг, оставляя толчковую ногу “висеть” внизу. Следует фаза взлета, которая заканчивается в высшей точке траектории, т.е. выше планки. С целью экономичного расположения тела для перехода через планку прыгун наклоняет туловище вперед и в сторону толчковой ноги, опуская руки вниз. Маховая нога опускается за планку носком, повернутым внутрь.

Перешагивание получается при опускании маховой ноги вниз за планку и ускоренном поднимании и переносе толчковой ноги.

Задача 2. Научить технике отталкивания.

Средства:

а) и.п. - стоя боком к гимнастической стенке на толчковой ноге, одноименной рукой взяться за перекладину на уровне груди Махи свободной ногой назад-вперед-вверх;

б) то же, но при махе назад стопу опорной ноги “взять на себя” с последующим перекатом на носок при махе вперед;

в) то же, но одноименной ноге рука выполняет маховые движения, параллельные движениям маховой ноги;

г) то же, но с отталкиванием вверх и приземлением на толчковую ногу;

д) и.п. - стоя на толчковой ноге, маховая сзади на носке, руки отведены в замах. Одновременный мах ногой и руками с последующим подскоком вверх на толчковой ноге;

е) и.п. - полуприсед на маховой, толчковая, согнутая в колене, впереди в безопорном положении, руки слегка согнутые в локтях, выведены вперед. Имитация постановки толчковой ноги с отведением рук в замах;

ж) то же, но из и.п. - полуприсед на двух ногах;

з) и.п. - полуприсед на маховой, толчковая сзади. Отталкивание вперед-вверх с приземлением на толчковую ногу;

и) то же, но в ходьбе, отталкиваясь на каждый второй шаг.

Методические указания. На место отталкивания нога ставится с пятки. Мах выполняется прямой ногой, носок стопы “на себя”. Во время прыжка туловище должно быть прямое, взгляд направлен вперед-вверх.

Задача 3. Научить ритму разбега.

Средства:

а) и.п. - толчковая впереди, маховая сзади. Отталкивание с двух шагов вперед-вверх с согласованным махом ноги и руками;

б) в ходьбе отталкивание на каждый второй шаг с приземлением на толчковую ногу;

в) то же, но в легком беге;

г) и.п. - маховая впереди, толчковая сзади. Отталкивание с трех шагов;

д) отталкивание на каждый четвертый шаг в ходьбе, беге;

е) выполнение трех последних шагов разбега по отметкам;

ж) прыжок вверх с трех-пяти шагов разбега с касанием предмета, подвешенного на уровне плеч, маховой ногой;

з) прыжок через планку с пяти-семи шагов разбега способом “на взлет”.

Методические указания. Особое внимание следует обратить на ритм последних шагов. Отклонение туловища назад перед отталкиванием должно быть не следствием специального действия, а результатом более быстрого выведения таза и толчковой ноги для постановки на место отталкивания.

Задача 4. Научить переходу через планку.

Способ “перешагивание”

Средства:

а) и.п.- стоя боком к планке со стороны маховой ноги, толчковая впереди, маховая сзади. Последовательный перенос маховой, затем толчковой ноги;

б) то же, но в прыжке;

в) и.п. - маховая нога впереди, толчковая сзади. Прыжок через планку с одного шага;

г) прыжок через планку с трех-пяти шагов разбега упрощенным перешагиванием;

д) прыжок в высоту способом “перешагивание” с трех-пяти шагов разбега.

Методические указания.

В момент наивысшей точки взлета маховая нога и плечи посылаются в сторону планки, руки опускаются вниз. Приземление происходит на маховую ногу.

Задача 5. Совершенствование элементов техники в целостном прыжке.

Средства:

а) прыжки в высоту на небольшой высоте с короткого разбега;

б) прыжки в высоту на средней высоте со среднего разбега;

в) прыжки в высоту с полного разбега на высоте, близкой к максимальной.

Методические указания. При совершенствовании техники движений подъем высоты, и увеличение скорости разбега происходит постепенно. Особое внимание нужно уделить совершенствованию ритмо-темповой структуры последних шагов разбега.

Прыжки в высоту известны еще со времен древности. У многих народностей они входили в особые обычаи. Например, африканские племена прыгали в высоту с разбега на различных празднествах. Германские племена прыгали в высоту через своих лошадей. Однако олимпийские соревнования по прыжкам в высоту появились лишь в конце 18 века. Прыгуны в высоту изначально поражали своими возможностями. Мировой рекорд был поставлен Робертом Гучем, который перепрыгнул планку высотой 1.70 метров. В 1993 году атлет из Кубы смог покорить высоту и поставить другой мировой рекорд в 2.45 метров.

Соревнования по прыжкам в высоту довольно популярны и у атлетов женского пола. Женский мировой рекорд на закрытом стадионе принадлежит спортсменке Кайсе Бергквист и составляет 2.08 метров. А вот на открытом стадионе спортсменка из Болгарии поставила уже другой мировой рекорд среди женщин, совершив прыжок в высоту с разбега на 2.09 метров.

Способы прыжков

Для людей несведущих прыжки в высоту выглядят довольно однообразно: атлет с разбега старается преодолеть планку, зафиксированную на определенной высоте. Однако профессиональные прыгуны в высоту знают, что в данном виде спорта есть множество нюансов и техник выполнения. Разберем каждую из них.

Способ «Волна»

В данном случае атлет разбегается по прямой линии. Угол разбега по отношению к планке составляет около 70 градусов, также он может осуществляться и под прямым углом. Точка отталкивания начинается в 130 сантиметрах от планки. Причем, если угол разбега большой, то и расстояние до планки больше. Спортсмен отталкивается ближней к планке ногой. Лимит – 150 сантиметров. Широкий мах спортсмена при «Волне» создается выпрямленной ногой. Что же происходит после того, как он оттолкнулся? Маховая конечность голенью достигает перекладины, и корпус атлета поворачивается к ноге толчковой и наклоняется в сторону разбега. При этом толчковая нога должна быть согнута. Далее маховая нога уходит вниз стопой внутрь, а корпус делает поворот к планке грудью. А толчковая нога совершает предельный подъем над перекладиной. Далее тело образует будто бы волну, или дугу, над перекладиной. Это и есть высшая точка прыжка, в течение которого руки разведены в разные стороны. Затем толчковая конечность идет вниз, и атлет разворачивается грудью к перекладине. Голову же и плечи отводятся назад. В процессе приземления задействована конечность, которой атлет отталкивается.

Способ «Перекат»

В данном случае разбег осуществляется под углом в 45 градусов. Отталкивается атлет ближней к планке ногой. Его нога делает мах, потому уже слегка сгибается. Когда маховая нога достигает перекладины, толчковая нога прижимается к ней. Корпус атлета делает наклон назад по направлению планки. Что делают руки во время прыжка? Сначала они идут вверх, а на границе перехода через планку опускаются вниз, способствуя тому, чтобы тело спортсмена развернулось грудью вниз. Со стороны видно, что атлет делает переход боком. Далее конечность, которой отталкиваются, идет вниз, а маховая продолжает оставаться на уровне корпуса. Приземляется спортсмен на толчковую ногу, в процессе также могут быть задействованы руки.

Способ «Перекидной»

Здесь угол разбега атлета составляет порядка 35 градусов. Отталкивается прыгун ближней к планке ногой. Достижение планки происходит по аналогии с предыдущей техникой, а вот далее идет различие. Мах производится прямой конечностью с большой шириной. Руки поднимаются вместе с ней, немного сгибаясь в локтях. Атлет занимает положение, протягиваясь вдоль перекладины и отводя для этого корпус назад. Колено атлет перемещает наружу, а пятка при этом близка к маховой конечности. Переход выполняется животом и грудью. Особое положение ног создает необходимый для прыжка вращательный момент. После этого одна рука отправляется за перекладину, а другая отводится за спину. Также отводится и толчковая нога. Результат приземления может быть либо на маховые конечности, либо на спину.

Способ «Перешагивание»

Также он именуется еще и «ножницами» и представляет собой один из самых несложных техник совершить прыжок в высоту с разбега.

Прыгун разбегается под углом около 30-40 градусов и представляет собой всего восемь беговых шагов. В этом случае атлет отталкивается дальней ногой с расстояния 80 сантиметров. Толчковая нога в этом случае абсолютно прямая, как и маховая нога. Последняя сгибается лишь в наивысшей точке. Корпус в прыжке вертикален, а согнутые руки устремляются вверх. В то время как маховой ногой атлет достает до планки, подтягивается к ней и толчковая конечность. Когда она переходит через перекладину, атлет разворачивает в ее сторону плечи. Корпус отводится назад благодаря тому, что назад спортсмен отводит толчковую руку. Приземляется он боком на ногу маховую, а грудью разворачивается к перекладине. Способ «Перешагивание» хорош тем, что здесь не обязательно иметь специальное место для того, чтобы правильно приземлиться. В результате атлет вполне может легко приземлится на обычные маты в спортзале.

Способ «Фосбери-флоп»

Разбег выполняется сначала по прямой линии, затем на заключительных шагах он переходит в дугообразный вид. При невысокой скорости шагов, сделанных по кривой траектории, должно быть меньше. Если скорость большая – наоборот. Когда спортсмен совершил отталкивание, толчковая конечность начинает выпрямляться быстро и вертикально. Маховая нога должна сгибаться и направляться внутрь и вверх. Далее прыгун начинает поворачиваться спиной к планке, поворачивая голову через плечо. Маховая конечность сближается с отталкивающейся, корпус выпрямляется, и атлет полностью поворачивается спиной к планке. Корпус спортсмена, устремленный вперед, прогибается над перекладиной. Приземление происходит при выпрямленных ногах на спину.

Как прыгать в длину

Прыжки в длину с разбега – это другая легкоатлетическая дисциплина, в процессе которой спортсмены прыгают не вертикально, а горизонтально. Если прыжки в высоту не входили в программу Олимпийских игр периода античности, прыгуны в длину уже соревновались и в то время. Самый знаменитый рекорд принадлежит Майку Пауэллу, который преодолел расстояние в 8.95 метра.

Техник выполнения атлетам предлагается гораздо меньше. Самый легкий способ – это прыгать в длину с разбега, согнув ноги. Чтобы выполнить его правильно, прыгун должен свести на нет напряжение мышц живота и бедер. Добиться этого можно, подтянув к толчковой ноге маховую. Тело при этом наклоняется назад, а руки помещаются вперед, а потом вверх. Когда атлет идет на приземление, он поднимает колени на достаточно большую высоту, а тело наклоняет уже вперед. При приземлении ноги выпрямляются.

Способ прыжка, прогнувшись, достаточно сложен для выполнения. В момент прыжка спортсмен должен убрать маховую конечность назад. При этом руки выполняют движение по кругу. В данном положении мышцы пресса растягиваются, что позволяет поднять ноги в процессе приземления.

Самый сложный способ совершать прыжки в длину с разбега называется «Ножницы». Данная техника предполагает, что после прыжка прыгун продолжит шаг, то есть будет словно ходить по воздуху. Правила таковы, что спортсмену следует сделать 2.5 шага. Для поддержания равновесия руки ходят по кругу, а корпус отклоняется назад.

Можно ли научиться прыгать высоко и далеко?

На самом деле, прыгать на высоту и в длину полезно не только профессиональным спортсменам, но тем, кто занимается спортом для поддержания физической формы. Чтобы улучшить навыки прыгуна, можно делать специальные упражнения . На первом месте по эффективности стоят прыжки со скакалкой. Именно они развивают икроножные мышцы и мускулатуру ног в целом. Эти же мышцы формируются и при подъеме на носках. Делать такое упражнение нужно, не щадя мышцы икр. Не обойтись в улучшении навыков и без приседа, который отлично формирует бедра. Эти мышцы во многом отвечают за возможность оттолкнуться ногами с максимальной силой. Большую роль играют мышцы спины и живота, которые также необходимо укреплять.

Прыжки в высоту с разбега - вид легкой атлетики, характеризующийся кратковременными мышечными усилиями «взрывного» характера, имеющий много разновидностей (способов).

Способы прыжка в высоту: «перешагивание» (рис. 2.20), «волна» (рис. 2.21), «перекат» (рис. 2.22), «перекидной» (рис. 2.23) и «фосбери-флоп» (рис. 2.24). Наиболее простым и менее результативным является способ прыжка «перешагивание», именно он и изучается школьниками в общеобразовательной школе (см. табл. 2.3). Наиболее эффективными способами прыжков являются «перекидной» и «фосбери-флоп».

Независимо от способа преодоления планки прыжок в высоту состоит из разбега у отталкивания , перехода через планку и приземления. Современная техника прыжка в высоту характеризуется рациональным использованием большой скорости разбега, мощным отталкиванием, которое носит характер реактивно-махового толчка, и переходом планки с как можно более низким расположением ОЦМ тела спортсмена.

Разбег в прыжках в высоту составляет обычно 7-9 беговых шагов (11 - 14 м). Угол разбега по отношению к планке зависит от способа прыжка. При «перешагивании» и «перекате» он равен 35-45°, при «перекидном» - 25-35° и при прыжке «волной» - 75-90°. Разбег в прыжке способом «фосбери-флоп» выполняется по дуге: начиная его под углом 70-90°, прыгун в конце разбега как бы забегает боком к планке, уменьшая угол до 25-30°. Разбег можно выполнять с места или подхода, когда прыгун делает несколько ускоряющих шагов и затем, попав стопой на контрольную отметку, начинает бег. Первая половина разбега не отличается от обычного ускоренного бега. Во второй части разбега прыгун готовится к отталкиванию. Предпоследний шаг в разбеге самый длинный, последний более короткий. Уменьшение последнего шага позволяет прыгуну быстро продвинуть тело на толчковую ногу, вывести таз вперед и свести до минимума потерю скорости разбега. Для разметки разбега обычно делают две отсечки: одну - в начале разбега, другую - на третьем шаге от места отталкивания. Успех в отталкивании во многом зависит от скорости и ритма разбега.

Рис. 2.20.

(контурограмма)


Рис. 2.21.


Рис. 2.22.


Рис. 2.23.


Рис. 2.24.

Отталкивание начинается с момента касания грунта толчковой ногой. Однако очень важное значение имеет предпоследний шаг разбега. В момент постановки маховой ноги на опору прыгун сгибает ее и подает колено вперед. Одновременно с продвижением вперед на сильно согнутой маховой ноге и переходом ее с пятки на переднюю часть стопы туловище принимает вертикальное положение, таз опережает ось плеч, а толчковая нога обгоняет линию таза. Маховая нога активно разгибается, изменяя направление движения ОЦМ тела вперед-вверх, руки через стороны отводятся назад. Толчковая нога ставится на опору с пятки почти выпрямленной.

После амортизационного сгибания ноги в коленном суставе и перехода с пятки на всю стопу начинается ее ускоренное разгибание. Действию сил толчка, направленных по вертикали, способствует также разгибание туловища и мах свободной ногой и руками вверх. Маховая нога может быть как согнутой, так и выпрямленной. Хорошая подвижность в тазобедренном суставе позволяет выполнить более широкий мах почти полностью выпрямленной ногой. К моменту отрыва от опоры толчковая нога и туловище выпрямлены, маховая нога поднята, колено на уровне груди.

Дальнейшие действия прыгуна зависят от избранного способа прыжка. В прыжке способом «перекидной» правая рука (в случае, если толчковая нога левая) движется более энергично и с большей амплитудой. Прыгун переносит через планку правую руку, опуская за ней также плечо и голову. Для усиления продольного вращения маховая нога вытягивается вдоль планки, а толчковая подтягивается к телу. Когда маховая нога окажется за планкой с опущенным вниз носком, прыгун поворачивает таз по продольной оси и одновременно отводит согнутую толчковую ногу коленом в сторону-вверх, как бы перекатываясь через планку. Уходу от планки способствует нырок головой и верхней частью туловища за планку в продольном направлении. Приземление в перекидном способе прыжка осложняется продолжающимся после преодоления планки вращением тела по продольной и поперечной осям. Поэтому прыгун должен погасить скорость этого вращения и постараться мягко приземлиться на руки и маховую ногу, перекатываясь через плечо и правый бок.

В последнее время все большее распространение получает способ прыжка в высоту «фосбери-флои». Бесспорное преимущество этого способа заключается в возможности большего использования горизонтальной скорости для вертикального подъема тела, нежели в прыжках другими способами. Данному способу прыжка уделяется недостаточное внимание в школьной программе физического воспитания, верится, что он еще займет достойное место в обучении школьников. От прыгуна здесь не требуется сложной координационной перестройки движений от разбега к толчку, взлету и переходу планки. Разбег в этом способе выполняется по дуге (с забеганием) и начинается под углом 75-90° к планке. По технике и ритму он напоминает разбег прыжка в длину. На последних шагах опускание ОЦМ и подседание на маховой ноге отсутствуют. Толчок выполняется боком к планке и выставленной вперед дальней от планки ногой. В связи с этим отталкивание происходит с большой быстротой, чему способствует короткий резкий мах сильно согнутой в колене свободной ногой. Полученный при дугообразном разбеге и толчке вращательный момент позволяет прыгуну во время взлета повернуться спиной к планке. Вслед за этим он как бы ложится спиной на планку, прогибаясь над ней в пояснице. Как только таз оказывается над планкой, прыгун сгибает тело в тазобедренных суставах, одновременно выпрямляя ноги в коленных суставах и подтягивая их к себе. Приземление происходит на округлую спину.

Обучение технике прыжка в высоту с разбега

Основные задачи обучения:

  • ознакомить с техникой изучаемого прыжка;
  • обучить технике:
    • - отталкивания,
    • - разбега в сочетании с отталкиванием,
    • - перехода через планку и приземлению;
  • обучить прыжку в полной координации и совершенствовать в условиях соревновательной обстановки.

Задачи и последовательность обучения технике различных способов прыжков в высоту в основном одинаковы и основываются на соблюдении основных педагогических закономерностей: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от главного к второстепенному. Изменяются только средства при решении отдельных задач, обусловленные особенностями каждого вида прыжка. В связи с этим методика обучения прыжкам в высоту раскрывается отдельно с учетом возрастных особенностей школьников.

Простейшие элементы прыжков в виде подпрыгиваний и спрыгивапий включаются в уроки физической культуры школьников уже в 1-3-м классе. В 5-8-м классах дети овладевают способом прыжка «перешагивание», в старших классах - «перекидной» и «фосбери-флоп».

Техника прыжка в высоту способом «перешагивание»

В прыжках в высоту с разбега спортсмен должен преодолеть планку на максимально возможной высоте. Прыжок в высоту имеет смешанную циклически-ациклическую структуру движений, обусловливающую сложную технику с рядом переходных фаз, связывающих ее отдельные части. Сложность этих фаз состоит в том, что в них происходит переключение координации движений с изменением их структуры и перераспределением скорости и усилий. Особенно сложной по характеру переключений и техническому выполнению является фаза перехода от разбега к отталкиванию. В ней заключаются динамическая и техническая основы, обусловливающие достижение высоких результатов.

В настоящее время на соревнованиях по легкой атлетике спортсмены используют способ «фосбери», обучение которому предъявляет строгие требования к местам приземления. В образовательных учреждениях изучают технику прыжка в высоту способом «перешагивание», который является наиболее простым по технике движений в фазе полета и безопасным по характеру приземления. В подготовке спортсменов прыжки данным способом могут использоваться для совершенствования техники отталкивания. При обучении технике прыжков в высоту преподаватель должен ориентироваться на современную технику разбега в сочетании с отталкиванием, которая является наиболее эффективной.

В прыжках в высоту выделяются следующие части: разбег, отталкивание, полет (переход через планку), приземление.

В разбеге решаются следующие задачи:

    набрать оптимальную горизонтальную скорость;

Рис. 6.1. Траектория разбега

Разбег способом «перешагивание» выполняется по прямой под углом 30-40° к плоскости планки. На рис. 6.1 представлена траектория разбега для тех, у кого толчковая нога левая. Длина разбега составляет 7 - 9 беговых шагов. Начинается он от контрольной отметки, которая определяется экспериментальным путем, с места, с подхода или с подбега. Техника бега по разбегу характеризуется широкой амплитудой движений, туловище незначительно наклонено вперед, нога ставится на грунт упруго на переднюю часть стопы или плоско на всю стопу загребающим движением, с активным проталкиванием вперед. Характерной особенностью техники бега по разбегу в прыжках в высоту является положение туловища близкое к вертикальному.

У каждого занимающегося - своя оптимальная скорость разбега, она зависит от уровня физической подготовленности и технического мастерства. Наиболее полно реализовать имеющийся двигательный потенциал можно только при оптимальной скорости разбега. Максимальная скорость достигается на предпоследнем шаге.

В процессе совершенствования техники большее значение приобретает не столько абсолютная скорость разбега, сколько характер нарастания темпа шагов в его заключительной части.

Ускоренное нарастание темпа играет существенную роль во внутренней настройке спортсмена на выполнение отталкивания с максимальной мощностью. Оптимальным является трехшажное нарастание темпа. Увеличение темпа шагов осуществляется при сохранении структуры выполнения беговых шагов. Сокращение времени шага происходит за счет уменьшения фазы полета.

Важным элементом техники разбега является подготовка к отталкиванию. Практика показала, что предпоследний шаг с толчковой ноги на маховую и взаимодействие маховой ноги с опорой во многом определяют успешность отталкивания.

Постановка ноги осуществляется активным загребающим движением строго по линии разбега с быстрым переходом на переднюю часть стопы и проталкиванием вперед без подседания или подъема вверх. Вертикальные колебания ОЦМТ составляют 0 - 2 см.

Часто в этой фазе прыжка допускаются ошибки. Первая выражается в том, что в результате чрезмерного увеличения длины предпоследнего шага таз прыгуна «проваливается» назад, заметно снижается темп разбега. Это вызывает сильное «подседание» в последнем шаге, нога ставится на отталкивание в упор, из-за большой потери скорости переход через планку затрудняется - прыгун «зависает» над планкой. Вторая типичная ошибка - спортсмен ставит ногу на опору в предпоследнем шаге с заметным наклоном туловища вперед. Прыжок получается «смазанным», прыгун «пробегает» отталкивание, траектория полетной фазы получается пологой, наивысшая ее точка находится за планкой. В таком прыжке резко увеличивается темп предпоследнего шага, уменьшается его длина.

Соотношение длины предтолчковых шагов является индивидуальным параметром. Однако разница длины последнего и предпоследнего шагов разбега должна составлять не более 20 см.

Руки при разбеге работают как в обычном беге, только на последних шагах происходит изменение движения рук при их параллельной работе в отталкивании. В этом случае на предпоследнем шаге рука, одноименная маховой ноге, не выносится вперед, а остается в отведенном положении.

В отталкивании решаются следующие задачи:

    сообщить телу максимальную начальную скорость вылета, создать оптимальный угол вылета;

    обеспечить положение туловища для эффективного перехода через планку.

Постановка толчковой ноги на место отталкивания и все движения в самом отталкивании должны производиться строго по линии разбега. Расстояние от места отталкивания до плоскости планки - 60 - 80 см. Нога ставится быстро, сверху, плоско на всю стопу, не упираясь на пятку, через наружное ребро стопы, почти прямо (угол в коленном суставе в момент постановки - 155-175°, в тазобедренном суставе - 134-135°). Туловище отклонено незначительно назад до 10°.

После постановки толчковой ноги на грунт начинается ее сгибание (фаза амортизации). Мышцы толчковой ноги работают в уступающем режиме. Минимальная величина угла сгибания в коленном суставе (угол амортизации) составляет 130-159°. Маховая нога после отрыва от грунта в последнем шаге разбега быстро направляется вперед, происходит сведение бедер. В фазе активного отталкивания происходит резкое разгибание в коленном, тазобедренном и подошвенное сгибание в голеностопном суставах толчковой ноги, быстрое подбрасывание почти выпрямленной маховой ноги и рук вперед-вверх и вытягивание тела вверх. Мышцы толчковой ноги работают в преодолевающем режиме. Потери горизонтальной скорости за время отталкивания составляют 24 - 27%.

Общее время взаимодействия толчковой ноги с опорой составляет 0,15-0,17 с. При этом ускорение первой части отталкивания (фазы амортизации) способствует убыстрению фазы активного отталкивания. Такая динамика усилий способствует развитию большего импульса вертикальных усилий в фазе активного отталкивания. В процессе совершенствования техники время отталкивания имеет тенденцию к уменьшению. При этом в условиях укороченного времени отталкивания - в то время как мышцы, обслуживающие коленный и тазобедренный суставы, выполняют преимущественно функцию «удержания», - противодействуя реактивным силам, которые не позволяют использовать большую амплитуду движений в этих суставах, основным «разгоняющим» звеном являются мышцы голени и стопы.

Положение туловища в отталкивании изменяется следующим образом. В момент постановки толчковой ноги оно отклоняется назад на 10-20°. В момент окончания отталкивания - принимает вертикальное положение. Сохранение вертикального положения над опорой зависит от эффективного взаимодействия маховых движений. Маховая нога выносится слегка согнутой в коленном суставе, вверх параллельно планке. Акцентированный мах руками должен совпадать с окончанием отталкивания. Он может быть разноименным (обеспечивает быстрый переход через толчковую ногу при незначительном ее сгибании в фазе амортизации) и одноименным (свидетельствует о мощном отталкивании).

Важным фактором, характеризующим эффективность техники прыжка, является скорость вылета и высота положения ОЦМТ в момент окончания отталкивания. Высота ОЦМТ зависит от роста спортсмена и в какой-то мере от характера осуществляемых им маховых усилий.

Скорость вылета определяется скоростью разбега и мощностью отталкивания. Угол вылета, измеряемый между горизонталью и касательной к траектории полета, составляет в современных прыжках 50-60°.

Действия прыгуна в фазе полета (перехода через планку) направлены на максимально полную реализацию приобретенной высоты. По мере подъема над планкой необходимо вытянуться вверх, перенося маховую ногу и туловище через планку, толчковая нога свободно опущена. В момент перехода планки за счет опускания маховой ноги за нее толчковая нога, сгибаясь в тазобедренном и незначительно в коленном суставах, поднимается с поворотом в голеностопном суставе несколько наружу переносится через планку. Туловище в это время несколько наклоняется вперед и в сторону планки, за счет чего таз немного поднимается и уходит от планки.

Приземление осуществляется на маховую ногу, с поворотом спортсмена грудью к планке. Важно обеспечить безопасность приземления. Для этого маты должны быть плотно сдвинуты, а высота места приземления обеспечивать приземление на выпрямленную маховую ногу.

Методика обучения технике прыжка в высоту способом «перешагивание»[Править]

На этапе ознакомления важно создать у ученика представление об эффективной технике прыжка в высоту. Используются методы рассказа и показа, просмотр, кино- и видеосъемки (рис. 6.2)

На этапе разучивания решаются следующие задачи освоения техники:

    выполнения отталкивания;

    выполнения разбега;

    перехода через планку;

    прыжка в высоту в целом.

Конечной целью является освоение рациональной техники движений и ее контроля при выполнении прыжка в вариативных условиях.

При использовании расчлененного метода обучения прыжок в высоту разделяется на отдельные элементы. С помощью имитационных, подводящих и специальных упражнений занимающиеся овладевают ими, затем эти элементы объединяются в связки, а потом в целостное движение. Для решения каждой задачи необходимо подобрать соответствующие упражнения и определить последовательность их применения. Количество упражнений и повторений определяется в зависимости от особенностей учеников и степени решения задачи.

Рис, 6.2 Прыжок в высоту способом «перешагивание»

При расчлененном методе обучения прыжкам начинать следует с главной фазы техники - отталкивания. Для этого можно рекомендовать следующую последовательность упражнений:

    имитация махового движения «свободной» ногой в отталкивании;

    имитация маховых движений «свободной» ногой и руками в отталкивании;

    выпрыгивания вверх на упругой стопе на каждый шаг на отрезках 30-50 м;

    то же с акцентом на толчковую ногу на отрезках 30 - 50 м;

    серийные выпрыгивания вверх на каждый 2-й, 4-й шаг в беге на отрезках 30 - 50 м с доставанием ориентиров или преодолением препятствий;

    пробегание трех беговых шагов по разбегу с отталкиванием вверх-вперед вдоль планки, установленной на уровне роста спортсмена.

Методические указания: при выполнении имитационных упражнений важно научить занимающихся правильной координации движений маховых звеньев и толчковой ноги, одновременно с активным ее разгибанием, маховая нога выводится вверх. В момент отрыва ноги от грунта толчковая нога полностью выпрямлена, туловище вертикально, предплечья на уровне головы, «головой тянуться вверх, стопой давить на грунт», после освоения этих упражнений приступают к серийным отталкиваниям, постепенно увеличивая скорость за счет перехода от их выполнения в ходьбе к выполнению в беге. Ориентирами могут быть баскетбольные кольца, ветки деревьев, которые ученики должны доставать рукой, одноименной маховой ноге, или головой; темп можно задавать слуховыми ориентирами (хлопками), скорость должна оставаться контролируемой.

Для обучения технике бега по разбегу может быть рекомендована следующая последовательность упражнений:

1) бег в структуре разбега на отрезках 30 - 50 м;

2) бег с 4 -6 шагов разбега через 8 - 10 набивных мячей;

3) бег в структуре разбега с гимнастической палкой на плечах;

4) бег по разбегу с пробеганием вдоль планки.

Методические указания: стопы ставятся упруго на всю стопу с активным проталкиванием вперед, почти параллельно, туловище вертикально. Широкая амплитуда движений, для увеличения которой можно рекомендовать бег через набивные мячи. Упражнение 3 используется для обучения бегу с вертикальным положением туловища, при выполнении упражнения 4 важно не снижать скорости при пробегании места отталкивания.

Для обучения технике перехода через планку и приземления используют «перешагивания», которые первоначально могут выполняться через линию на полу, планку и резиновый жгут, расположенные наклонно или ровно на небольшой высоте.

Методические указания: мах осуществляется параллельно планке, наклон туловища вперед - вместе с опусканием маховой ноги, приземление - на маховую ногу, толчковую ногу при переносе через планку следует развернуть стопой наружу.

Успех в освоении эффективной техники прыжка в высоту во многом обусловливается уровнем и характером физической подготовки. Она должна обеспечить начальный уровень специальных требований. Прежде чем приступить к освоению техники прыжков в высоту, необходимо освоить школу легкоатлетического бега, укрепить опорно-двигательный аппарат (горизонтальные многоскоки, прыжки через скакалку), повысить координационные способности. Главное при этом - не отработка деталей, а овладение основой движений, в прыжках - техникой отталкивания. Необходимо научить занимающихся отталкиванию с места, с разбега с правильной координацией движений рук и маховой ноги, увеличивая темп шагов перед отталкиванием.

Специальные и имитационные упражнения способствуют осмысленному восприятию основных элементов структуры и ритма движений в отдельности и в целостном движении. При использовании расчлененного метода обучения не следует доводить до автоматизма выполнение отдельных элементов, необходимо вовремя формировать временные и пространственные связи между элементами в целостном упражнении. Особенно это касается сочетания разбега с отталкиванием.

Интенсивность выполнения упражнений должна быть близкой к выполнению целостного прыжка, так как в результате многократных повторений образуются условно-рефлекторные связи не только в отношении структуры движения, но и в применяемых усилиях. Улучшает овладение техникой использование предварительных статических напряжений в отдельных положениях, например фиксирование положений окончания отталкивания.

Неразделимость разбега и отталкивания, важность умения эффективно использовать горизонтальную скорость разбега, выполняя переход от разбега к отталкиванию, обусловливают использование комплексной методики обучения данным элементам техники.

В каждом отдельном занятии можно использовать следующие упражнения:

бег по разбегуотталкивания через 2, 4 и 6 шагов в бегебег по разбегу в секторе с пробеганием вдоль планкибег по разбегу с последующим отталкиванием перед планкойпрыжок в высоту с разбега

В зависимости от поставленных задач в занятие вводятся упражнения, направленные на овладение отдельными элементами прыжка.

На этапе совершенствования происходит сведение всех элементов движений в целостную техническую систему, установление между ее частями пространственной, временной и силовой взаимосвязи, т. е. ритма движений, и на этой основе - строгое соподчинение элементов целостного действия главному элементу системы. Формирование ритма движений в прыжках в высоту связано с установлением смыслового и структурного подчинения всех предшествующих действий отталкиванию и направлено на повышение его динамического эффекта. На этом этапе важно формировать такие навыки в прыжке, при которых ученик способен к максимальной мобилизации психических и физических сил для достижения возможно большего результата. Это обеспечивается единством разбега и отталкивания, выполнением прыжков на максимальных высотах.

Эффективную технику отличает умение сохранять структуру и ритм при выполнении прыжка с максимальными усилиями в вариативных условиях, умение расслаблять неработающие мышцы, максимальная автоматизация отдельных элементов, стабилизация техники, высокий уровень самоконтроля.

Контроль качества освоения техники осуществляется педагогом на основе опроса учеников, наблюдения за их движениями. Оперативный анализ позволяет сделать видеосъемка, ее достоинством является и возможность просмотра прыжков учениками. При наблюдении за прыжками преподавателю целесообразно располагаться примерно по центру планки, на расстоянии 4 -6 м от нее. Это создает наиболее полное представление о выполненном прыжке, в том числе о перемещении отдельных частей тела в передне-заднем направлении и вокруг сагиттальной оси. Для оценки успешности овладения техникой прыжка и выявления индивидуальных особенностей отдельных учеников проводится сравнение их прыжков с прыжками сверстников, определение показателей, характерных для удачных и неудачных попыток (табл. 6.1).

Ошибки

Причины

Способы устранения

Ошибки, встречающиеся при выполнении разбега

Бег на прямых ногах

Спортсмен поднимаясь на стопе, недостаточно сгибает ноги в коленных суставах

Бег по разбегу через поролоновые отметки или набивные мячи

Бег прыжками

Несоответствие скорости спортсмена и длины разбега

Бег по разбегу по отметкам

Излишний наклон туловища вперед

Желание быстро набрать скорость в разбеге

Бег с гимнастической палкой на плечах

Быстрое начало разбега, замедление перед отталкиванием

Непонимание ритма разбега

Бег по отметкам в ритме разбега

Излишнее напряжение мышц плечевого пояса

Недостаточное овладение техникой движения; излишнее волнение

Упражнения с чередованием напряжения и расслабления мышц шеи и плеча, расслабление кистей рук перед началом разбега

Отсутствие нарастания темпа последних шагов

Непонимание ритма разбега

Бег по отметкам, барьерный бег, отталкивания через 3 - 5 беговых шагов с преодолением препятствий, звуковое обозначение ритма шагов

Направление разбега к центру планки

Неправильный угол разбега

Обозначение отметками места отталкивания

Ошибки, встречающие при выполнении отталкивания

Слишком близкое к планке отталкивание

Снижение скорости разбега, несоответствие скоростных способностей и длины разбега

Разбег по отметкам; обозначение отметками места отталкивания

Увеличение длины последнего шага

Неспособность оттолкнуться с набранной скорости в разбеге

Бег по разбегу по отметкам, ограничивающим длину шага (обратить внимание, чтобы ученики не опускали голову для контроля попадания на отметку для отталкивания, ногу ставили на отталкивание сверху на всю стопу)

Наклон туловища вперед

Наклон туловища вместе с движением маховой ногой

Отталкивание с места перед стенкой, отталкивание с разбега с доставанием подвешенных предметов, стараться обогнать ногами плечи, незначительно отклонить плечи назад

Мах ногой не вдоль планки, а за нее

Неправильное выполнение маха

Бег по разбегу в секторе с отталкиванием и полетом вдоль планки, имитация отталкивания у гимнастической стенки

Отсутствие одновременности в движениях толчковой ноги и маховых звеньев

Непонимание техники отталкивания

Имитация отталкивания на месте

Неполное разгибание толчковой ноги

Недостаточное развитие силы мышц толчковой ноги, недостаточное время отталкивания

Фиксирование положения окончания отталкивания с концентрацией внимания на выпрямление толчковой ноги; отталкивание одной ногой вверх с возвышения

Ошибки, встречающиеся при выполнении перехода через планку и приземлении

Сгибание (поджимание) толчковой ноги

Переход через планку с 1 шага, дальний край планки выше

Ранний наклон туловища вперед

Непонимание техники перехода через планку

См. упражнения для исключения наклона туловища вперед во время разбега и отталкивания

Прогибание назад в поясничном отделе при приземлении

Недостаточное развитие силы мышц спины; слишком ранее разгибание туловища еще до момента касания маховой ноги грунта

Имитация перехода через планку с акцентом на наклон туловища к толчковой ноге

Поворот толчковой ноги при переносе через планку внутрь

Недостаточный поворот таза от планки

При переносе маховой ноги контролировать «уход» таза от планки и контролировать взглядом планку

Обучение прыжку способом «перешагивание»

Задача 1. Ознакомить с техникой изучаемого прыжка с помощью короткого рассказа о технике прыжка, объяснения его особенностей, демонстраций кинограмм, видеофильмов, фотографии и образцового показа выполнения прыжка в целом создается правильное представление и понимание о прыжке изучаемым способом.

Задача 2. Обучить технике отталкивания. При освоении этой фазы прыжка акцентируется внимание на согласованность маховых движений ноги и рук с работой толчковой ноги. С этой целью выполняется большое количество специальных прыжковых, подводящих и имитационных упражнений:

Маховые движения свободной ногой, держась рукой за опору (гимнастическую палку, дерево, ограду);

То же, но с маховым движением одноименной руки в сочетании с подъемом на переднюю часть стопы толчковой ноги (рис. 16.);

Рис. 16. Маховые движения свободной ногой

Маховые движения ногой и рукой с последующим подскоком;

Сочетание маха с отталкиванием без опоры, стоя на согнутой маховой ноге, толчковая стоит впереди на пятке, руки отведены на замах (рис. 17);

Рис. 17. Мах с отталкиванием без опоры

Имитация постановки толчковой ноги - из приседа на маховой ноге постановка толчковой ноги с пятки на всю стопу – то же, но с отведением рук на замах (рис. 18);

Рис. 18. Имитация постановки толчковой ноги с опорой

То же, но с выполнением прыжка вверх и затем с доставанием рукой, головой и маховой ногой различных предметов;

То же, но с 3, 5, 7 беговых шагов, выполняя прыжок вверх (рис. 19).

Рис. 19. Имитация постановки толчковой ноги без опоры руками

По мере усвоения специальных упражнений постепенно увеличиваются скорость их выполнения и высота преодолеваемой планки (доставаемых предметов).

Задача 3. Обучить технике разбега в сочетании с отталкиванием.

При решении этой задачи важно научить ритму разбега с постепенным увеличением скорости так, чтобы на последних трех шагах разбега она была наибольшей, а предпоследний шаг - самым длинным, это позволит понизить ОЦМ прыгуна и создаст удобное положение для хорошего отталкивания. Для лучшего овладения ритмом можно вести подсчет шагов голосом, хлопками или постукиванием палочки.

Средствами обучения разбегу в сочетании с отталкиванием будут следующие упражнения: разбег по отметкам; разбег под счет преподавателя; разбег с отталкиванием с 1, 3, 5 шагов по специально прочерченной прямой линии и разметкой длины шагов; прыжки через планку; подбор индивидуального разбега.

Задача 4. Обучить технике перехода через планку и приземлению.

Приступая к обучению движений перехода через планку способом «перешагивание», необходимо подчеркнуть преимущества и недостатки изучаемого способа прыжка. При овладении техникой движений прыжка в фазе полета и приземления большую роль играют имитационные и специальные прыжковые упражнения. Овладев подготовительными упражнениями, обучаемые продолжают изучение техники движений прыгуна в полете при прыжке через планку.

Для обучения переходу через планку и приземлению применяются следующие упражнения: стоя боком, имитация техники движений при преодолении планки через начерченную линию, скамейку, резиновый эспандер, низкий барьер с места и с подхода; стоя боком к планке
(под углом 30-40°) со стороны маховой ноги, перенести последовательно через планку толч-ковую ногу; то же, но в прыжке; то же, но с подхода шагом; прыжок через планку с 3-5 шагов разбега, акцентируя разворот туловища в сторону толчковой ноги; то же, но с активным пово-ротом стопы маховой ноги внутрь при опускании ее за планку по линии разбега для отвода таза от планки; то же, но с мостика для увеличения высоты прыжка с переходом через планку в высшей точке взлета; прыжки через планку с исправлением индивидуальных ошибок (рис. 20, а, б).

Рис. 20. Имитация техники преодоления планки: а - стоя боком к планке;

б - то же, но в прыжке

Все движения техники перехода через планку необходимо выполнять строго по линии разбега и они должны уточняться в каждом последующем упражнении.

Задача 5. Обучить прыжку в высоту способом «перешагивание» в целом и совершенствование техники.

Техника прыжков в целом изучается при помощи прыжков через планку с 1, 3, 5 шагов и с индивидуального разбега на высоту, близкую к максимальной. Совершенствование отдельных деталей техники прыжка происходит в сочетании с выполнением прыжка в целом с акцентом на изучаемый элемент. Движения при переходе через планку совершенствуются по мере необходимости, все внимание уделяется, прежде всего, разбегу и отталкиванию. Следует помнить, что разбег выполняется с постепенным увеличением скорости и длины шагов, а отталкивание выполняется точно вверх.

Специальные упражнения для обучения технике разбега способом «перешагивание»

1. Пробегание по разбегу в секторе для прыжков в высоту. 3–5 раз.
2. Пробегание по разбегу по беговой дорожке. 5 раз.
3. Прыжок в высоту с полного разбега. 5 раз.
4. Бег на 20–30 м с нижнего старта. 2–3 раз.
5. Бег с ходу 20–30 м. 2–3 раз.
6. Бег через отметки. 3–4 раз.
7. Бег по наклонной дорожке. 2–3 раз.

Упражнения для обучения отталкиванию

1. И.п.: из подседа на маховой ноге поставить ногу для толчка с пятки на всю стопу, перенести тело вперед-вверх на упругую толчковую ногу. 3–5 раз.
2. Поставить толчковую ногу вперед, вывести таз вперед-вверх. 3–5 раз.
3. Встать около гимнастической лестницы.
И.п.: встать боком, левой рукой держась за гимнастическую лестницу, толчковая нога сзади, маховая впереди. В полуприседе быстрое выведение толчковой ноги и таза вперед (постановкой почти выпрямленной толчковой на грунт) и махом вверх маховой ногой. 5–8 раз.
4. То же с 1–3 беговых шагов. 3–5 раз.
5. И.п.: стоя боком, держась правой рукой за перекладину, выполнить махи прямой маховой ногой вверх. 5–8 раз.
6. И.п.: с одного шага в ходьбе оттолкнуться толчковой ногой, поднять прямую маховую ногу вверх и достать ногой висящий предмет (ветку дерева). 3–5 раз.
7. То же с 3–5 шагов разбега. 3–5 раз.
8. Установить планку на высоте, превышающей достижения прыгунов. С 3, 5, 7 шагов разбега оттолкнуться, достать прямой маховой планку (резинку). 3–5 раз.
9. С прямого разбега 3–5–7 шагов оттолкнуться, выпрыгнуть вверх с доставанием головой предмета. 3–5 раз.
10. Выполнять на дорожке выпрыгивание вверх, отталкиваясь толчковой ногой, маховую поднять вверх прямую через 1–3–5 беговых шагов. 3–5 раз ґ 40–50 м.
11. Прыжки с 3–5 шагов разбега через препятствия (барьеры, резинку). 3–5 раз.

Специальные упражнения для обучения переходу через планку

1. И.п.: толчковая нога впереди, прыжок с места через планку, установленную на высоте 30–40 см. 3–5 раз.
2. С 1–3 шагов разбега прыжок через планку.
3. С 1–3–5 беговых шагов разбега. При выполнении перехода через планку выпрямить маховую ногу, затем после прохождения маховой ноги повернуть стопу и колено маховой ноги внутрь, добиваясь поднимания таза и толчковой ноги над планкой. 5 раз.
4. То же упражнение с наклоном туловища к толчковой ноге над планкой. 5 раз.
5. Прыжок в высоту с полного разбега. 5 раз.

Техника прыжков в длину с разбега

Прыжки в длину с разбега входили в состав пентатлона еще в Древней Греции. Историки не могут точно сказать, как проводился этот вид спорта, но известно, что древние атлеты прыгали с гантелями в руках, отталкиваясь от твердого грунта, и приземлялись на мягкую, взрыхленную землю.

Соревнования по прыжкам в длину стали проводиться с началом возрождения легкой атлетики. В 1860 г. этот вид был включен в программу ежегодных «больших игр» Оксфордского университета в Англии. Первый зарегистрированный рекорд был равен 5,95 м. В 1868 г. англичанин А.Тосуэлл прыгнул на 6,40 м, а уже в 1874 г. ирландец Д.Лэйн преодолел семиметровый рубеж. Его рекорд - 7,05 м.

В 1935 г. американский спортсмен Д.Оуэне прыгнул на 8,13 м, этот рекорд продержался до 1960 г. В 1968 г. на Олимпийских играх в Мехико Р-Бимон (США) показывает феноменальный результат - 8,90 м, который до сих пор является олимпийским рекордом. Лишь в 1991 г. другой американец М.Пауэлл доводит мировой рекорд до 8,95 м.

У женщин мировые рекорды начинают фиксировать с 1928 г. Первой рекордсменкой стала японка К.Хитоми - 5,98 м. Шестиметровый рубеж был преодолен в 1939 г. немецкой прыгуньей К.Шульц - 6,12 м. Первой женщиной, прыгнувшей за семь метров, стала советская прыгунья В.Бардаускене, показавшая в 1978 г. результаты - 7,07 и 7,09 м. В настоящее время рекорд мира принадлежит российской прыгунье Г.Чистяковой - 7,52 м.

Техника прыжков в длину с разбега имеет три разновидности: «согнув ноги», «прогнувшись», «ножницы». Самый простой способ «согнув ноги» применялся до конца XIX в. Современный способ «ножницы» впервые появился еще 1900 г., но широкое распространение получил только в 30-40-х гг. XX в. В 1920 г. финский прыгун Туулос впервые продемонстрировал новую технику прыжка в длину - «прогнувшись». Несмотря на то, что этот способ является менее эффективным по сравнению с «ножницами», многие прыгуны, а особенно женщины, широко его используют. Ряд других прыгунов применяют совмещенную технику этих двух способов. Технику целостного прыжка в длину с разбега можно разделить на четыре части: разбег, отталкивание, полет и приземление.

Разбег . Разбег в прыжках в длину служит для создания оптимальной скорости прыгуна. Скорость разбега в этом виде в наибольшей степени приближается к максимальной скорости, которую может развить спортсмен, в отличие от других видов прыжков. Длина разбега и количество беговых шагов зависят от индивидуальных особенностей спортсмена и его физической подготовленности. Ведущие спортсмены применяют до 24 беговых шагов при длине разбега около 50 м. У женщин эти значения несколько меньше - до 22 беговых шагов при длине разбега свыше 40 м. Сам разбег условно можно разделить на три части: начало разбега, приобретение скорости разбега, подготовка к отталкиванию.

Начало разбега может быть различным. В основном спортсмены используют следующие варианты: с места и с подхода (или подбега), а также с постепенным набором скорости и резким (спринтерским) началом. Начало разбега имеет важное значение, так как задает тон и ритм разбега. Надо приучать спортсмена к стандартному началу разбега и не менять его без предварительной подготовки.

При начале разбега с места спортсмен начинает движение с контрольной отметки, поставив одну ногу вперед, другую - сзади на носке. Некоторые бегуны выполняют в таком положении небольшое раскачивание вперед - назад, перемещая тяжесть тела то на впереди стоящую ногу, то на сзади стоящую. Когда спортсмен выполняет начало разбега с движения (подхода или подбега), важно, чтобы он точно попал на контрольную отметку заранее определенной ногой. Надо помнить, что при четном количестве беговых шагов разбега на контрольную отметку ставится толчковая нога и движение начинается с маховой ноги и наоборот.

После того как спортсмен выполнил начало разбега, идет набор скорости разбега . Здесь прыгун выполняет беговые шаги, сходные по технике с бегом на короткие дистанции по прямой. Амплитуда движений рук и ног несколько шире, наклон туловища достигает 80°, постепенно принимая к концу разбега вертикальное положение. В этот момент необходимо акцентировать внимание на упругом отталкивании при каждом шаге, контролировать свои движения, выполнять бег по одной линии, не раскачиваясь в стороны.

В подготовке к отталкиванию на последних 3 - 4 беговых шагах спортсмен должен развить оптимальную для себя скорость. Эта часть разбега характеризуется увеличением частоты движений, некоторым уменьшением длины бегового шага, несколько увеличивается подъем бедра ноги при его движении вперед-вверх. Толчковая нога, выпрямленная в коленном суставе, в последнем шаге ставится на место отталкивания «загребающим» движением назад на полную стопу.

Отклонение плеч назад перед отталкиванием достигается за счет активного проталкивания таза вперед маховой ногой в последнем, более коротком, чем предыдущие, шаге. Не рекомендуется при постановке толчковой ноги специально сгибать ее в коленном суставе, выполняя подседание. Под действием скорости разбега и силы тяжести прыгуна нога сама согнется в коленном суставе, и при растягивании напряженных мышц более эффективнее будет отталкивание.

Отталкивание . Эта часть прыжка начинается с момента постановки ноги на место отталкивания. Нога ставится на всю стопу с акцентом на внешний свод, некоторые спортсмены ставят ногу с пятки. В обоих случаях возможно некоторое скольжение стопы вперед на 2 - 5 см, особенно это наблюдается при постановке ноги с пятки, так как на ней нет шипов и она может скользить вперед. Этому способствует также нерациональная постановка толчковой ноги, расположенной слишком далеко от проекции ОЦМ.

Оптимальный угол постановки толчковой ноги - около 70°, Нога слегка сгибается в коленном суставе. Начинающим прыгунам и спортсменам с недостаточным развитием силы ног не рекомендуется искусственно сгибать ногу в колене, так как прыгун может не справиться с воздействующими на него силами реакции опоры. В фазе амортизации (с момента постановки ноги на опору до момента вертикали) в первые доли секунды происходит резкое увеличение сил реакции опоры, затем происходит быстрое их снижение. Под действием этих сил происходит сгибание в коленном и тазобедренном суставах. С момента вертикали, когда маховая нога активно выносится вперед-вверх, выполняется разгибание в этих суставах. До момента вертикали происходит некоторое увеличение сил реакции опоры за счет работы мышц и инерционных свойств маховой ноги и рук.

Работа мышц, участвующих в разгибании коленного и тазобедренного суставов, начинается еще до прохождения момента вертикали, т.е. сгибание в суставах еще не окончилось, а мышцы-разгибатели уже активно начинают свою работу, эффективно используя упругие силы мышечных компонентов. Движения маховой ноги и руки вперед способствуют передаче количества движения масс этих звеньев всему телу прыгуна. Заканчивается отталкивание в момент отрыва стопы от опоры, при этом силы реакции опоры уже ничтожно малы.

Цель отталкивания - перевести часть горизонтальной скорости разбега в вертикальную скорость вылета тела прыгуна, т.е. придать телу начальную скорость. Оптимальный угол отталкивания находится в пределах 75°, а оптимальный угол вылета - в пределах 22°. Чем быстрее отталкивание, тем меньше потери горизонтальной скорости разбега, а значит, увеличится дальность полета прыгуна.

Полет . После отрыва тела прыгуна от места отталкивания начинается полетная фаза, где все движения подчинены сохранению равновесия и созданию оптимальных условий для приземления. Отталкивание придает ОЦМ траекторию движения, определяющуюся величиной начальной скорости вылета тела прыгуна, углом вылета и высотой вылета. Ведущие прыгуны мира достигают начальной скорости примерно 9,4-9,8 м/с. Высота подъема ОЦМ равняется примерно 50 - 70 см. Условно полетную фазу прыжка можно разделить на три части: 1) взлет, 2) горизонтальное движение вперед и 3) подготовка к приземлению.

Взлет во всех способах прыжков в основном одинаков. Он представляет собой полет в шаге. После отталкивания толчковая нога некоторое время остается сзади почти прямая, маховая нога согнута в тазобедренном суставе до уровня горизонта, голень согнута в коленном суставе под прямым углом с бедром маховой ноги. Туловище слегка наклонено вперед. Рука, противоположная маховой ноге, слегка согнута в локтевом суставе и находится впереди на уровне головы, другая рука полусогнутая отведена назад. Голова держится ровно, плечи расслаблены. Противоположные движения рук и ног с довольно широкой амплитудой и свободой движений компенсируют вращательный момент вокруг вертикальной оси тела после завершения отталкивания. Далее выполняются движения, соответствующие стилю избранного прыжка.

Полетная фаза прыжка «согнув ноги» наиболее простая, как в исполнении, так и в изучении техники. После взлета в положении шага толчковая нога сгибается в коленном суставе и подводится к маховой ноге, плечи отводятся несколько назад для поддержания равновесия, а также для снятия излишнего напряжения мышц брюшного пресса и передней поверхности бедер, которые удерживают ноги на весу. Руки, слегка согнутые в локтях, поднимаются вверх. Когда траектория ОЦМ начинает опускаться вниз, плечи посылаются вперед, руки опускаются вниз движением вперед-вниз, ноги приближаются к груди, выпрямляясь в коленных суставах. Прыгун принимает положение для приземления.

Прыжок способом «прогнувшись» более сложен и требует определенной координации движений в полете. После взлета и полета в шаге маховая нога опускается вниз-назад к толчковой ноге. Впереди находящаяся рука опускается вниз, присоединяясь к другой руке; руки выпрямляются в локтевых суставах; затем, двигаясь назад, поднимаются вверх. Прыгун оказывается в прогнутом положении и как бы выдерживает паузу, преодолевая в этом положении чуть меньше половины полетной фазы. После обе ноги идут вперед, сгибаясь в тазобедренном и коленном суставах, плечи наклоняются несколько вперед, руки опускаются вперед-вниз. В заключительной части полета ноги выпрямляются в коленных суставах, руки отводятся назад. Прыгун принимает положение для приземления.

Самый сложный и наиболее эффективный по технике - прыжок в длину способом «ножницы». Эффективность его проявляется за счет сохранения координирующей структуры бегового шага в переходе от разбега к отталкиванию и в движениях в полете. Более точное название этого способа «бег по воздуху», так как прыгун в полете выполняет 2,5 - 3,5 шага.

Из положения шага в полете (первый шаг) маховая нога выпрямляясь опускается вниз-назад, толчковая нога выводится вперед. Продолжая движение, маховая нога двигается назад, сгибается в коленном суставе, а толчковая нога выносится бедром вперед, согнутая в коленном суставе (второй шаг). После этого маховая нога, согнутая в коленном суставе, выносится вперед, присоединяясь к толчковой ноге. После обе ноги выпрямляются в коленных суставах, принимая положение перед приземлением. Руки выполняют круговые движения, через стороны. Когда маховая нога опускается вниз, разноименная рука опускается вниз, а другая рука поднимается вверх. Когда толчковая нога выносится вперед, разноименная рука также выводится вперед, а другая рука назад. При подтягивании маховой ноги к толчковой ноге руки опускается вниз и перед приземлением отводятся назад.

Приземление . Эта заключительная часть прыжка имеет большое значение для его дальности. Подготовка к приземлению начинается в последней части полета, когда ОЦМ прыгуна опускается до высоты его во время отталкивания. Прыгун выпрямляет ноги в коленных суставах, плечи уходят вперед, руки, чуть согнутые в локтевых суставах, отводятся как можно дальше назад. Для эффективности приземления надо удерживать ноги так, чтобы их продольная ось была под более острым углом к поверхности приземления.

После соприкосновения стоп ног с поверхностью приземления (песком) прыгун активно посылает руки вперед, сгибая ноги в коленных суставах и выводя ОЦМ за линию касания песка стопами. Некоторые прыгуны применяют приземление с боковым уходом, т.е. после касания песка стопами прыгун в большей степени расслабляет ту ногу, в сторону которой он будет делать уход, при этом, активно помогая себе руками и плечами, осуществляется резкий поворот в сторону ухода. Поворот выполняется движением через спину, т. е. назад, одновременно выводя другое плечо и руку вперед. Необходимо помнить, что преждевременное выведение рук вперед вызовет опускание ног вниз и приведет к раннему касанию места приземления.

Повышение результативности в прыжках в длину с разбега зависит от силы ног, скорости разбега, быстроты отталкивания и координационных способностей прыгуна. Увеличение скорости разбега на 1 м/с позволило нашему ведущему прыгуну И.Тер-Ованесяну улучшить результат почти на метр.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: