Как правильно сделать седло для лошади и каких видов оно бывает. Как сделать седло для лошади и из чего оно состоит Изобретение уздечки и седла история

На современном дамском седле имеются "рожки", количеством две штуки. Посадка - ноги на левую сторону. Левая нога упирается в стремя - как при посадке по-мужски, правая нога плотно облегает "рожки", предупреждая заваливание на правый борт и назад.

Дамы эпохи барокко ездили верхом в своих повседневных платьях. Специальный костюм всадницы - амазонка - появился только в начале XIX века. В принципе он был создан в целях безопасности: при падении длинные пышные юбки могли создать серьезные проблемы. Юбка амазонки на самом деле как бы и не является таковой: это скорее что-то вроде передника, а вниз надеваются бриджи того же цвета. Когда всадница в седле, полотнище закрывает ноги, как обычная длинная юбка, а при спешивании подол оборачивают вокруг бедер и закрепляют специальной пуговицей.

Однако амазонка - это не просто платье для верховой езды. Это еще и безупречный вкус, элегантность и чувство собственного достоинства. В прошлом мода и правила этикета строго регламентировали все, от формы шляпки до цвета ткани. Сегодня внешний вид всадницы оценивается не менее придирчиво, чем ее выступление. Да и как иначе, ведь в дамском седле любая всадница - леди. Как говорится, положение обязывает...

ПОСАДКА В СЕДЛО

Садиться в дамское седло нужно всегда либо с возвышения, на которое забирается всадница перед тем, как сесть в седло обычным способом, либо с помощью помощника, который ее подсадит. Существует несколько способов подсаживания амазонки и несколько способов "приземления" в дамское седло.

Однако для начинающих удобнее и безопаснее сначала садиться как в обычное седло, а затем перекидывать правую ногу через шею лошади. При подсаживании амазонка должна стоять лицом к седлу и на таком расстоянии от переднего края седла, чтобы при приземлении не попасть на передние луки или слишком близко от них. Правой рукой при этом амазонка держится за заднюю луку, а левой - за переднюю верхнюю.

Для того чтобы подсадить амазонку, помощник должен стоять, согнув колени и чуть выставив вперед правую ногу, и, держа амазонку за ее согнутую в колене левую ногу, на счет "три" поднять ее вверх. При этом амазонка на руках подтягивается вверх, разворачивается и садится на заднюю часть дамского седла как при обычной езде. Затем, убедившись в том, что она сидит по центру, амазонка, не меняя положения тела, перекидывает правую ногу через шею лошади и поправляет передник, если таковой имеется.

ШАГ, РЫСЬ, ГАЛОП


Все аллюры, начиная с шага, рекомендуется поначалу делать только ездой направо. Посылают лошадь одновременно воздействуя левым шенкелем и хлыстом с правой стороны. Необходимо следить, чтобы левая нога при этом не уходила от колена вверх и не старалась прижаться к боку лошади, поскольку в первом случае теряется необходимое равновесие, а во втором левое колено отходит от бока лошади и рискует выскочить за пределы нижней луки. Левое бедро при езде не должно ни упираться в нижнюю луку, ни выходить из-под нее. Также важно, чтобы правое колено не поднималось и не выходило за пределы верхней луки, а было плотно прижато к телу лошади в точке опоры.

Руки амазонки находятся по обе стороны правого бедра либо, в случае хорошо выезженной лошади, в подоле. При этом руки движутся вместе с головой лошади, поддерживая легкий контакт со ртом. Перед посылом в рысь или галоп всадница делает полу подержу. Принцип воздействия седалища и поясницы в дамском седле аналогичен езде в обычном седле: расслабленные седалище и поясница сопровождают движение, "блокирование" седалища и поясницы заставляют лошадь прислушаться, более сильный "блок" вместе с воздействием левым шенкелем, хлыстом справа и натяжением поводьев приводят к остановке лошади. На рыси в дамском седле амазонка, как правило, не облегчается.


Но при длительной езде рысью важно и полезно уметь облегчаться. На облегченной рыси амазонка привстает не на стремени, а на правом бедре, при этом делает движение вперед и чуть вправо - так, что при желании может увидеть правое плечо лошади, а затем возвращается назад. При этом укрепляются мышцы правой ноги, обеспечивающей надежную опору в чрезвычайных ситуациях, на галопе и при прыжках. Левое колено и левое бедро на облегченной рыси плотно прижаты к боку лошади.

Также как и при обычной езде на учебной рыси, всадница амортизирует ягодицами и поясницей так, чтобы плечи, спина, шея и голова "не дергались" вверх-вниз и находились на одной прямой линии, не теряя при этом своей гибкости и упругости. Поскольку рысь - не самый удобный аллюр в дамском седле, иногда начинающей амазонке лучше после шага сразу попробовать перейти на наиболее удобный аллюр - галоп.

Посыл в галоп при езде направо - стандартный, при езде налево в галоп можно послать, выставив вперед левую ногу и воздействуя хлыстом на правый бок лошади в том месте, где при обычной езде находится правый шенкель. Заменить воздействие правой ногой можно воздействием левой стороной седалища в то время, когда лошадь выносит переднюю левую ногу: всадница воздействует левым седалищем, посылая лошади команду сделать первый такт галопа с правой задней ноги.

На галопе амазонка поясницей сопровождает движения лошади. Руки идут "вниз и вперед", затем "вверх и назад", обеспечивая легкий контакт со ртом лошади. Сама всадница не должна сильно наклоняться внутрь ни при посыле в галоп, ни на самом галопе. В любое время движения позвоночник амазонки должен быть расположен перпендикулярно позвоночнику лошади, а плечи - параллельно плечам лошади. При езде налево необходимо уделять особое внимание положению правого плеча: следить, чтобы корпус не был слишком повернут в сторону движения.

На полевом галопе руки должны быть поданы вперед и находиться по обе стороны правого колена, однако это не означает удлинения поводьев: в любой момент всадница должна быть в состоянии воздействовать на лошадь поводом, чуть подав тело назад. На полевом галопе амазонка лишь слегка подается вперед, не прогибая при этом поясницу. Также важно правильное положение правой ноги, обеспечивающее опору всаднице, если лошадь споткнется, упадет или выйдет из повиновения.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ


Преодоление препятствий в дамском седле не сильно отличается от их преодоления в обычном. Обучение нужно начинать на хорошо управляемой и опытной лошади, переступая одиночно лежащие палки, затем переходить к кавалетти. При этом амазонка учится наклоняться вперед, не прогибаясь в пояснице и не отрывая седалище от седла. Спина остается прямой, без прогиба в пояснице, руки подаются вперед параллельно гриве.

Очень важно "сложиться" от бедер во время отталкивания, а не раньше, чтобы не помешать лошади вынести перед и самой не стукнуться грудью о луки, но и не позже, чтобы не отстать и не быть "выдернутой" поводьями вперед, если только вы не сообразите ослабить натяжение повода или отдать его столько, сколько нужно лошади. Левое плечо при прыжке стремится к правому колену, и уж если амазонка и вынуждена посмотреть вниз, то только направо. В идеале она должна все время смотреть вперед.

Необходимо помнить, что нижняя, "прыжковая" лука и "аварийный захват" не всегда используют при прыжках, а только в чрезвычайных ситуациях, чтобы не сползти на шею лошади. Самое главное на прыжках - опора правой ногой.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДАМСКОЙ ЕЗДЫ

Что дает езда в дамском седле? Во-первых, это достаточно безопасный и практичный способ езды, позволяющий наслаждаться ею и в юном, и в преклонном возрасте - долго после того, как ее оставят женщины, ездящие в обычном седле. В Англии нередко встретишь амазонку за 70, которая принимает участие в конной охоте.

Во-вторых, только так достижима устойчивая посадка, при которой всадница может ни при каких обстоятельствах не хвататься, а тем более, "не висеть" на поводе. То, что рукой амазонка действует мягче обычного всадника, стало общепризнанным фактом.

В-третьих, при наличии базовых навыков верховой езды любая всадница уже на первом занятии в дамском седле может освоить рысь и даже галоп. На освоение азов потребуется в среднем не больше пяти-шести уроков. Многие инструкторы отмечают, что человек, никогда не ездивший на лошади, быстрее научится ездить в дамском седле, чем в обычном.

В-четвертых, это благородно и элегантно, показатель определенного статуса. Недаром на протяжении веков так ездить могли себе позволить только коронованные особы и аристократки.

В-пятых, это безумно красиво, это всегда привлекает внимание и даже завораживает. Неизгладимое впечатление произвело на меня показательное выступление членов Британской ассоциации дамской езды в Ньюмаркете в декабре 2002 года. Некоторые из амазонок были одеты в костюмы прабабушек, сшитые еще в XIX веке. Но особенно поразило то, насколько легко и непринужденно сидела в седле одна из всадниц, чья лошадь внезапно начала нервничать, прыгать из стороны в сторону и "козлить". Такое спокойствие и уверенная посадка вызвали восхищение не только у меня, но и у всей публики, буквально взорвавшейся бурей аплодисментов.

В-шестых, это дополнительный стимул и возможность показать себя и лошадь в новых видах соревнований, ведь в дамском седле можно заниматься всеми видами конного спорта без исключения. Учитывая непрерывно возрастающее количество участников любительских соревнований по выездке и конкуру, нетрудно предположить, что перспективным направлением будет проведение аналогов английских соревнований типа "Лучшая прогулочная лошадь", "Лучшая дамская лошадь", "Наиболее гармоничная пара всадница-лошадь", "Лучшая всадница", в котором оцениваются навыки всадницы, а не движения лошади, "Лучший исторический костюм", где амазонка выступает в костюме соответствующей эпохи, и т.д. Такие соревнования заметно разнообразили бы жизнь конников-любителей нашей страны.

В-седьмых, это просто удобно: ведь дамское седло было изобретено именно для женщин и на протяжении веков дамы ездили так, потому что именно так им было наиболее комфортно. Кстати, во многих странах люди ездят, свесив обе ноги на один бок, если это позволяет седло. Кроме того, многие всадницы, в дамском седле ездят лучше, чем в обычном.

А есть ли какие-нибудь неудобства? Все ли женщины, получившие возможность ездить в дамском седле, спешат избавиться от обычного? Ответ "да" на первый и "нет" на второй. В серьезных соревнованиях по конкуру амазонка, выступающая на седле, которое минимум в два раза тяжелее обычного, будет проигрывать по времени. А крутые левые повороты будут представлять для нее неоправданный риск.

Кроме того, некоторые всадницы считают, что в дамском седле они не чувствуют лошадь: и сидишь выше, и центры тяжести не совпадают, и ногами лошадь не обхватываешь, хотя именно эти "минусы" и обеспечивают амазонке независимость от резких движений лошади. Более того, английская королева Елизавета II в свободное время предпочитала ездить верхом именно в обычном седле, хотя на все официальные выезды и парады выезжала в дамском.

Существуют предрассудки, некоторые из которых дошли до нас из глубины веков, например, то, что дамская езда приводит к искривлению позвоночника. Именно поэтому юные леди в прошлые века ездили попеременно в дамском седле то с луками налево, то с луками направо. Действительно, старая конструкция дамского седла приводила к тому, что всадница сидела лицом к левому плечу лошади и ей приходилось искривлять позвоночник, чтобы держать свои плечи параллельно плечам лошади.

Современная конструкция дамского седла позволяет сидеть параллельно плечам лошади, не искривляя позвоночник: при правильной посадке позвоночник всадницы находится перпендикулярно позвоночнику лошади и сзади ее посадка ничем не отличается от посадки в обыкновенном седле.

Другой предрассудок, что дамская лошадь должна быть специально обучена. Но это - явный пережиток викторианской эпохи, когда считали, будто дамский конь вообще не должен переходить в рысь, а двигаться только шагом или галопом только с правой ноги. При повороте налево лошадь переводили на шаг, поворачивали, а затем опять поднимали в галоп. Кроме того, выездка средней лошади в те времена оставляла желать лучшего, большинство дам ездили по пересеченной местности очень осторожно и только в сопровождении мужчин либо в парке на светских раутах. Лошадь для дамы выезжали до такой степени, чтобы сделать ее максимально безопасной для всадниц, которых сегодня мы бы назвали начинающими.

Ездить галопом и преодолевать препятствия дамы начали только в 1870-х, когда австрийская императрица Елизавета своим примером сделала конную охоту приемлемым времяпровождением для дам.

Из истории дамской езды


"С некоторого времени входит в моду у дам езда по-мужски. Не говоря о том, что такая езда отнимает грацию, сидеть дама будет всегда слабее мужчины, так как ляжки и ноги женщины круглее и слабее, чем у мужчины. Думаю, что дамы скоро откажутся от этой езды, так как падать будут чаще". Джеймс Филлис, "Основы выездки и езды" (1901), глава "Дамская езда"

Сейчас уже не важно, кто - французы или итальянцы, назвали всадниц амазонками, но название прижилось. Исторически сначала и мужчины, и женщины ездили одинаково. Дамские седла появились не сразу. По одним сведениям, в IX, а по другим, в XII веке нашей эры женщины ездили боком фактически на подушке, а ноги ставили на дощечку внизу. Как правило, кавалер либо вел лошадь с сидящей таким образом дамой в поводу, либо сажал свою даму боком в седло за собой. Такая посадка считалась более целомудренной и наиболее соответствующей женщине.

На картинах нидерландского художника XVI века Брейгеля изображены крестьянки, сидящие боком на своих рабочих лошадках. На его же картине с библейским сюжетом "Бегство в Египет" Богоматерь таким же образом сидит на ослике. Но охота и турниры служили в то время теми видами спорта, в которых благородные мужчины доказывали свою состоятельность, и дамы не хотели упустить свой шанс посмотреть на действо. Желание дам присутствовать на охоте привело к тому, что совершенствовалось не только дамское седло, но и манера в нем сидеть: корпус дамы развернулся параллельно плечам лошади, что сообщило большую безопасность езде и предоставило даме больший контроль над лошадью.

Вскоре после изменения посадки была изобретена и первая верхняя лука для поддержки правой ноги всадницы с внешнего боку. Анна Богемская, жена английского короля Ричарда II, привезла такую манеру езды в Англию из Франции в 1382 году. Дамское седло по праву называется "седлом королев", ведь коронованные особы принимали самое живое участие в его усовершенствовании.

Так, во времена Екатерины Медичи - страстной поклонницы охоты и верховой езды, во Франции около 1580 года была изобретена вторая верхняя лука. Теперь всадница могла перекинуть свою правую ногу через одну из верхних лук, что сделало дамскую езду более безопасной. Но не только по причине безопасности изобрели вторую верхнюю луку: злые языки поговаривали, что таким образом Екатерина Медичи любила продемонстрировать свои стройные ножки. В 1770 и 1803 годах появляются первые книги о дамской езде, написанные итальянскими и французскими учителями. В течение почти двухсот лет в дамской езде ничего не менялось, пока в 1830 году известный конник-француз Шарль Пелье не изобрел "подвижную головку" - нижнюю луку, привинчивающуюся к седлу и повторяющую изгиб левого бедра всадницы.

Именно это усовершенствование сообщило дамскому седлу его сегодняшнюю безопасность и позволило дамам легче преодолевать препятствия: у дамского седла появилась дополнительная подпруга для большей устойчивости и безопасное стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу всадницы при ее падении, а также механизм замка, высвобождающий путлище при падении всадницы. До этих важных усовершенствований большое количество падений всадниц заканчивалось трагически: испугавшаяся падения всадницы лошадь часто во весь опор тащила за собой зацепившуюся в стремени и запутавшуюся в широких юбках всадницу.

Другая страстная охотница и великолепная всадница - австрийская императрица Елизавета - ввела моду следовать за собаками и с тех пор женщины и мужчины уравнялись в своих правах на охоте. До нее, вплоть до 1870 года считалось неприличным, чтобы амазонки преследовали добычу на охоте вместе с собаками: как правило, дамы лишь сопровождали мужчин до начала гона. К 1870 году одна из верхних лук (самая первая - с внешнего правого бока) почти исчезла. Любила конную охоту и русская императрица Екатерина II, предпочитавшая ездить по-мужски, или "по-татарски".

Памятуя пристрастия императрицы, генерал-губернатор Новороссийской губернии Григорий Потемкин устроил ей необыкновенную встречу в Балаклаве: навстречу императорскому кортежу выехали сто амазонок - балаклавских гречанок, одетых в курточки из зеленого бархата, обшитые золотым галуном, малиновые бархатные юбки и белые тюрбаны с золотыми блестками и страусовыми перьями. Екатерина II была в восторге от зрелища и пожаловала предводительнице амазонок перстень с бриллиантом, а умеющему угодить властительнице Потемкину - еще большее расположение.

В середине XIX века с появлением среднего класса и, соответственно, большего количества людей, которые могли позволить себе лошадь, прогулки верхом вошли в моду, стал развиваться конный спорт, турниры, показательные выступления, стали строиться центры верховой езды. В это время открылось и большинство компаний, специализирующихся на производстве дамских седел.


Однако уже в XX веке женское движение за равноправие привело к тому, что женщины не захотели отличаться от мужчин и в верховой езде, и после Второй мировой войны женщины, предпочитающие дамскую езду, оказались в меньшинстве. Тем не менее, в настоящее время дамская езда переживает свое второе рождение и в Великобритании находится на подъеме. Одной из причин, наряду с почитанием традиций, является и поддержка королевы Елизаветы II, которая до недавних пор все официальные конные парады принимала в дамском седле.

Среди других царственных амазонок встречаются имена Марии Стюарт, Изабеллы Бурбонской, шведской королевы Кристины, английской королевы Виктория, русских императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны.

И хотя прогноз Джеймса Филлиса, выдающегося всадника и старшего учителя верховой езды в офицерской кавалерийской школе С.-Петербурга, не оправдался - абсолютное большинство женщин сегодня в мире ездит именно "по-мужски" - дамская езда переживает свое второе рождение: свои ассоциации современные амазонки создали в Великобритании, Голландии, Франции, Швеции, Германии, США и других странах, не желая забывать искусство амазонок прошлого.

ДАМСКАЯ ЛОШАДЬ


Любая лошадь, не жалующаяся на спину и почки, не почувствует разницу между обычным и дамским седлом. Естественно, некоторые лошади по экстерьеру больше остальных подходят под дамское седло. Основное внимание уделяется холке, плечам и спине: хорошая холка и плечо не позволяют седлу сползать вперед, поэтому любая тенденция к мясистым плечам или к округлению холки при избыточном весе нежелательна. Лопатка желательна отлогая, "косая", поскольку прямая лопатка нередко сопровождается "каретным ходом", что делает езду достаточно тряской.

Сильная и хорошо обмускуленая спина позволяет легко нести более длинное и более тяжелое дамское седло. Высота в холке и другие промеры не играют большой роли: одно и то же седло может подойти и чистокровной верховой, и уэльскому пони.

Среди требований к аллюрам следует выделить в первую очередь хороший шаг. Рысь должна быть ровной и плавной и не очень широкой, галоп - прямым и плавным, без усиленной работы зада. Для комфортабельной езды в дамском седле, как впрочем, и в обычном, лошадь должна быть хорошо уравновешена и выезжена. Уравновешенность лошади особенно важна при выполнении поворотов налево и особенно для начинающих всадниц, имеющих тенденцию заваливаться налево. Лошадь также не должна отделывалась от повода, прогибая спину и шею. В идеале она сама несет голову и хорошо отзывается на средства управления, в первую очередь на шенкель.

Настоятельно не рекомендуется использовать под дамское седло лошадей, имеющих тенденцию становиться на свечку, поскольку в этом случае животное рискует опрокинуться на спину вместе со всадницей из-за внушительного веса дамского седла, расположенного дальше обычного. Порода и тип (коб (полуупряжная), гунтер (охотничья), прогулочная или спортивная лошадь), а также пол лошади не имеют большого значения.

Бытует мнение, что дамское седло подходит не всем лошадям арабской породы, поскольку у некоторых представителей этой породы встречаются слишком короткие спины и мясистые плечи.

ДАМСКАЯ ПОСАДКА

Основа посадки амазонки - плечи и бедра параллельно плечам лошади, позвоночник - перпендикулярно позвоночнику лошади в любое время движения. Спина прямая, поясница слегка прогнута. Со спины посадка амазонки ничем не отличается от посадки всадника в обычном седле, за исключением положения правой ноги. Правая нога от колена до ступни расположена на расстоянии одного-двух пальцев от верхней луки и полностью лежит на передней части крыла, расположенной перед луками. Правый носок повернут к шее лошади и свободно свисает. Баланс поддерживается за счет опоры (так называемой purchase), которая находится в области колена - в точке обхвата тела лошади правой ногой и достигается, если нижнюю часть правого бедра стремиться "вдавить" в седло, а внешнюю сторону правой голени сильно прижать к передней части крыла.

Для того чтобы добиться более удобного положения правой ноги, необходимо, чтобы всадница, взявшись за балансировочную подпругу и приподняв правое колено, левой рукой расправила мышцу правого бедра так, чтобы касающаяся седла сторона бедра была как можно более плоской.

Левая нога лежит почти как при езде в обычном седле: колено прижато к боку лошади, мизинец левой ноги смотрит вверх и в сторону, так чтобы со стороны была видна часть подошвы левой ступни. Между левым бедром и нижней лукой - расстояние в ладонь. При этом нога не должна стремиться обхватить бок лошади, так как в этом случае невозможно удержать колено прижатым к боку лошади и сама нога может выскочить за пределы нижней луки. Стремя поддерживает вес левой ноги, но никак не является опорой даже в случае езды облегченной рысью.

В российской литературе распространено ошибочное мнение, что амазонка во время езды упирается левым бедром в нижнюю луку и таким образом поддерживает баланс. Во-первых, так просто невозможно ехать: на левом бедре образуется синяк и все время теряешь стремя. Во-вторых, баланс поддерживают за счет опоры, обеспечиваемой правой ногой всадницы. Левое бедро упирается в нижнюю луку только в двух случаях.

Первый случай - серьезное неповиновение лошади, при котором прибегают к "аварийному захвату": обе ноги прижимаются к соответствующим лукам, т.е. правая нога еще сильнее прижимается к седлу, обхватывая верхнюю луку, а левая нога прижимается к левой луке, обеспечивая таким образом дополнительную устойчивость посадки и возможность продержаться во время неконтролируемых движений лошади.

Второй случай, когда левое бедро верхней частью может соприкасаться с нижней лукой, - это преодоление препятствий. Нижняя лука была изобретена в XIX веке именно для преодоления препятствий во время охоты, чтобы всадница при прыжке не слишком "уезжала" вперед и не рисковала оказаться впереди лошади при приземлении, поэтому она и получила соответствующее название - "прыжковая" лука.

Вес всадницы равномерно распределяется на внутренней части левой ягодицы и середине правой ягодицы, при этом таз слегка подан вперед. Это позволяет избежать распространенной ошибки - заваливанию назад левого бедра. В противном случае - при равном распределении веса на обеих ягодицах - ее левое бедро будет находиться дальше правого, поскольку большая часть веса окажется на левой стороне.

Руки амазонка держит, как и при езде в обычном седле. Существует два классических варианта положения рук. Первый - на уровне и по обе стороны правого бедра. Такое положение больше подходит для начинающих. Второй - обе руки в подоле, суставы пальцев почти соприкасаются. Он подходит для более опытных всадниц и хорошо выезженных лошадей. В обоих положениях рука от плеча до локтя расположена вертикально и рядом с телом, в локте - согнута под прямым углом, а от локтя до запястья располагается над правым бедром, но не лежит на нем.

Поводья для езды в дамском седле должны быть на 20 см длиннее, чем для езды в седле обыкновенном. Свободная петля поводьев должна находиться на правой стороне шеи лошади, чтобы не зацепиться за правую ногу или колено амазонки в случае неповиновения лошади. В правой руке всадница держит хлыст, который должен быть достаточно длинным, чтобы достать до того места, где в обычном седле лежит правая нога, но не более 1 метра длиной. Необходимо следить, чтобы работа хлыстом не влияла на работу повода.

Принцип воздействия седалища и поясницы в дамском седле аналогичен езде в обычном седле: расслабленные седалище и поясница сопровождают движение, "блокирование" седалища и поясницы заставляют лошадь прислушаться, более сильный "блок" вместе с воздействием левым шенкелем, хлыстом и натяжением поводьев приводят к остановке лошади.

Немного о самом седле.

Оно плоское, с подбитыми подушками, имеет два рога. На верхний рог опирается правая нога, нижний рог фиксирует левую ногу. Хотя сказать фиксирует не совсем верно, поскольку по правилам между рогом и верхней частью левой ноги должна проходить ладонь. Его функция - служить опорой на прыжках. Сейчас выпускается много моделей дамских седел, но их главное преимущество - это их функциональность. Современное дамское седло максимально удобно для всадницы.

Законодательницей правил в этом виде конного спорта является Великобритания, и видимо, поэтому в этом виде спорта так много правил и ограничений, связанных с одеждой и не только. И мы немного о них расскажем вам.

Сами костюмы делятся на исторические и современные, которые в свою очередь могут быть: классическим, неформальным, охотничьим, для юниоров, для соревнований по выездке и вестерн. К историческим костюмам относят костюмы, сделанные в полном соответствии с той эпохой, в которую их носили.

Современный костюм для верховой езды состоит из пиджака и юбки. Обычные цвета это черный, коричневый и темно-синий. Пиджак должен быть достаточно длинным, но его край не должен касаться спины лошади, в идеале он должен быть до задней луки седла. Юбка полностью закрывает правую ногу, которая ни при каких обстоятельствах не должна показываться из под нее. Край юбки должен быть параллелен земле, и доходить до щиколотки левой ноги.

Рейтузы, одеваемые под юбку, могут быть любого однотонного цвета, но приветствуются в тон основного костюма. При езде также ни в коем случае не должны быть видны. Сапоги должны быть длинными до колена, черные или коричневые в тон основного костюма. Разрешены нестрогие шпоры и гаркроты. Головной убор - котелок или цилиндр, обязательна вуаль. Край головного убора располагается около бровей и параллелен земле. Волосы должны быть убраны в пучок (если волосы короткие, допустима его имитация).

Размеры пучка не должны превышать размеры пончика. Сверху надевается сетка для волос в тон. Край шляпы должен касаться пучка. Жилет не должен быть ярких цветов, только пастельных (напр. бежевый, желтый, серый) Перчатки должны быть или кожаные (коричневые или желтоватые) или из ткани (коричневые, бежевые), но ни в коем случае не черные.

Недопустимо украшать костюм цветами (напр.в петлице) и надевать драгоценности. Жесткий хлыст не более метра длиной, используется с правой стороны. В классе юниоров в качестве головного убора используется каска без вуали. Волосы должны быть аккуратно убраны. Лента для волос должна быть черной, коричневой или темно-синей. Длина хлыста не должна быть превышать 76 см. Шпоры или гаркроты не обязательны...

В археологической науке не существует единого мнения ни о времени, ни о месте появления стремян - той важной части конской сбруи, которая произвела настоящий переворот в использовании человеком всех возможностей верхового коня. Одни исследователи считают, что стремена возникли в начале нашей эры у сарматов, другие называют районы, пограничные с Китаем в эпоху Поздних Хань, третьи - Южную Сибирь (не позднее III в. или, по другой точке зрения, до V в., четвёртые отдают приоритет в этом вопросе государству Когурё (не позднее IV в.). Существует также мнение о появлении первых стремян у гуннов; наконец, возникновение стремян связывают с древними тюрками, относя их изобретение к VI в.

(Китайский рельеф, 7 в.н.э.)

Большинство исследователей полагает, что стремена возникли у степных народов, в жизни которых важную роль играло кочевое или полукочевое скотоводство, а конница издавна составляла основную часть войска. Некоторые учёные, не отрицая этого положения, всё же допускают возможность изобретения стремян осёдлыми народами, быстро освоившими верховую езду для борьбы со своими кочевыми соседями. По другому интересному предположению, седло со стременами ранее всего появилось у народов гор, так как без этого приспособления езда верхом по крутым склонам практически невозможна.

Собранные нами материалы, вероятно, позволят несколько иначе взглянуть на проблему происхождения стремян. Прежде всего представляется возможным удревнить дату их появления. При доказательстве тезиса об изобретении стремян тюрками в VI в. чаще всего приводят три основных довода:

1) возникновение стремян связано с появлением жёстких сёдел в VI в.;

2) изобретение стремян приводит к появлению сабли (наиболее ранний её экземпляр датируется началом VII в.);

3) появление стремян ранее VI в. якобы не подтверждается материалами твёрдо датированных памятников.

Рассмотрим, насколько основательны эти доводы. О времени появления жестких сёдел не существует единого мнения. С.И. Руденко указывал, что они появились в Азии не позднее V в., так как в VI в. это уже сформировавшийся тип сёдел.

Глиняные модели жёстких сёдел устойчивой формы известны среди находок на раннеславянских поселениях Молдавии VI-VII вв. Высокое седло изображено на глиняном сосуде в форме всадника из Кореи. Сосуд относится к культуре Силла и датируется V-VI вв. (...)

В то же время твёрдые сёдла употреблялись и в Индии. Об этом свидетельствуют изображения из Аджанты. Распространённые в Японии в III-V вв. погребальные статуэтки «ханива» часто изображают осёдланных лошадей (рис. 2). Их сёдла всегда имеют высокие луки. Остатки жёсткого седла III-IV вв. были обнаружены в могильнике на р. Кенкол в Киргизии. Седло с высокой лукой изображено на корейском сосуде III в. из Приморского краевого музея. (...)



Интересны гораздо более ранние свидетельства существования жестких седел. Например, глиняная статуэтка коня с высоким седлом известна среди находок из Базар-Калы (Хорезм, III в. до н.э.). Об использовании жёстких сёдел у сюнну (гуннов) в III в. до н.э. свидетельствует «Ханьшу». В 52-й главе «Истории династии Хань» описывается бой при Пинчэне. Сюнну соорудили из своих сёдел несколько укреплённых лагерей вокруг попавшего в засаду императора Гао-ди, «причём высота их достигала высоты (крепостной) стены». К пазырыкскому времени относится деревянная лука от седла с твердым остовом из могильника Каракол на Алтае. (...)

Обратим внимание также на безусловную связь между изобретением стремян и возникновением сабли. Однако и сабля появилась не вдруг. Имеющиеся материалы дают возможность хотя и неполно, но проследить этапы становления этого оружия. Появление сабли - результат развития рубящего кавалерийского меча. Основное различие между ними в характере наносимого удара. Этот фактор определяет форму оружия. Стремена дали всаднику возможность не только рубить, но и сечь. В погребениях IV-V вв. в Европейской части СССР широко встречаются однолезвийные прямые палаши. Это ещё не сабли, но уже и не мечи, поскольку они отличаются от мечей характером наносимого удара. Изменить же характер удара конник смог, лишь получив упор для ног. Необходимо помнить также, что между появлением стремян и изменением формы меча должно было пройти некоторое время.

Итак, даже краткое рассмотрение материалов, демонстрирующих развитие жёсткого седла и появление сабли, даёт возможность предположить, что стремена изобретены ранее VI в. Легко опровергается и положение об отсутствии твёрдо датированных памятников древнее VI в. с находками самих стремян.

Рассмотрим имеющиеся данные по мере удревнения фактического материала. Стремена хорошо известны среди находок в курганах V в. в Корее (например, «Курган сосуда хоу», «Курган золотой короны», «Курган серебряного бубенчика», курган №14, 109 и другие в районе г. Кёнчжу) и в Японии... Интересно отметить, что на позолоченных бронзовых обкладках одного из стремян V в. из могильника Конгю-Кейшу нанесен тот же «чешуйчатый» орнамент, использовавшийся и гуннами (рис. 3, 3).

На фресках гробницы Тунг Ку также показаны всадники со стременами. Стремена, найденные в могилах V в. в Японии, Сетсу Онояма разделил на два типа (рис. 4). Первый (первая половина V в.) схож с одновременными корейскими. Второй (со второй половины V в.) представляет местные формы. Им одновременны «глухие» стремена, являющиеся специфической японской формой.

Известны и некоторые абсолютные даты. При описании биографии китайского военачальника Лю Суна говорится о получении им в 477 г. стремени в качестве сигнала для начала военных действий. Эта история, несомненно, показывает, что стремена в V в. были общеизвестны и широко применялись в Китае. Изображения стремян в корейской гробнице Тунг Ку датируются, как и вся гробница, 427 г. Упоминавшийся «Курган сосуда хоу», в котором найдены стремена, датируется по надписи на сосуде, давшем ему название, 415 г. Важны для датировки и погребальные фигурки осёдланных лошадей из Японии с изображениями стремян (см. рис. 2)...

Материалы III в. предоставляет сибирская археология. Миниатюрные железные модели стремян из числа случайных находок широко известны на Среднем Енисее (рис. 5). Это преимущественно стремена с восьмёркообразным завершением, типа, широко бытовавшего впоследствии в VI-X вв. Их форма наиболее проста. Необходимо иметь в виду, что миниатюрные изображения вещей, созданные для погребений, не встречаются в Южной Сибири позднее Уйбатского этапа таштыкской культуры (III в.). Миниатюры более позднего времени представляют иные типы стремян. Таким образом, в настоящее время самые ранние стремена, известные по археологическим памятникам, относятся к III - началу IV в.

Рис. 5. Модели таштыкских стремян III в. из Хакасии (по Л.Р. Кызласову), железо

Значит ли это, что ранее стремена не были известны? Археологических фактов пока нет. Но существуют ли какие-либо иные источники, говорящие о происхождении стремян? Для решения этих вопросов необходимо выяснить, какие потребности приводят к появлению стремян и каковы основные функции последних.

Как известно, стремена служат для облегчения посадки всадника в седло и являются упорами для ног при верховой езде. Следует отметить при этом, что стремя необходимо не для того, чтобы сидеть, а для того, чтобы стоять или привставать в седле, и для того, чтобы усидеть в седле.

Потребность в стремени как приспособлении для посадки в седло существовала всегда со времени появления верхового коня. До массового распространения стремян и после него эта задача решалась по-разному. Вторая основная функция стремян вызвана в первую очередь особенностями конного рукопашного боя и вооружением воина-всадника.

При использовании лука и стрел, копья и короткого меча положение всадника на конской спине не было надёжным... С началом же массового использования длинного рубящего меча и тяжёлой ударной пики стремена стали совершенно необходимой деталью сбруи. Многие письменные источники подробно описывают сокрушительную силу удара пики: противник часто оказывался пробитым насквозь и, уж во всяком случае, выбитым из седла. ... Тяжёлая пика лишала его возможности использовать руки для упрочения своего положения верхом и заставляла развернуть туловище левым плечом вперёд. Из-за этого в сторону уходило правое колено. Шлюс всадника не мог быть крепким и потому, что конь часто имел броню, по которой скользили ноги наездника. Таким образом, коннику не удавалось использовать для твёрдой посадки ни руки, ни ноги, и только стремена могли помочь ему держаться в седле.


Широкое распространение тяжеловооружённых конных войск от сарматов и парфян до Китая и Кореи даёт нам право оставить в стороне вопрос о выдающемся искусстве верховой езды как привилегии какого-либо «родившегося в седле» народа. Не следует забывать также, что с того отдалённого времени и вплоть до исчезновения конницы как особого рода войск в недавнем прошлом принципиальных, качественных изменений в холодном оружии всадника не произошло. Одинаковый комплекс вооружения всадника предполагает и одинаковое снаряжение коня.

Всё сказанное даёт возможность предположить широкое бытование стремян в период с IV-III вв. до н.э. (массовое распространение катафрактариев) по III в. н.э. (когда мы имеем уже археологические доказательства существования стремян). Почему же стремена того времени до сих пор не известны по археологическим данным? Прежде всего катафрактариев разных народов, за редким исключением, по существовавшим обычаям не хоронили с конём или с конской сбруёй. Возможно, стремена иногда и оказывались среди погребального инвентаря, но они в то время вряд ли делались из металла. Предметы же из органики в могилах более чем двухтысячелетней давности сохраняются лишь при особо благоприятных условиях. Однако доказать широкое применение в древности стремян, сделанных из органических материалов, всё же возможно.

Можно полагать, что ременное стремя изображено на известной вазе из кургана Чертомлык (IV в. до н.э.). Об использовании таких стремян-петель в Индии во II в. до н.э. свидетельствует изображение на медной вазе из Кулу Вэли и на рельефе ворот из Сандши. О распространении ременных стремян у гуннов, сарматов, скифов, даков, алан, готов, персов, галлов и египтян говорят письменные источники. Подобные петли употреблялись и в Китае. Этнографические материалы свидетельствуют об использовании верёвочных стремян современными калмыками, якутами и хакасами.

Важные сведения дает анализ этимологии слова «стремя» в языках разных народов. Рассмотрим этот материал подробнее.

Таблица I. Славянские языки


Производят от:

1) общеславянского «strьmen» - первоначально: «верёвка; ремень; то, что натягивается»;

2) «strьmъ» - «крутой; тугой; то, что натягивается»;

3) древне-верхне-немецкого «stroum», «strom» - «верёвка, струна; то, что натягивается»; 4) индоевропейского «ster» - первоначально: «ремень; верёвка;то, что натягивается или напрягается».

Табл. I показывает, что в славянских языках слово «стремя» произошло от общего корня. Лингвисты выбирают между четырьмя древними основами. Но нам важно отметить, что значение всех исходных корней одинаково: «верёвка; ремень; то, что натягивается ».

Таблица II. Западноевропейские языки.


В западноевропейских языках (табл. II) термин «стремя» тоже происходит от корней со значением «ремень, верёвка» или имеет составной характер. В последнем случае к корню со значением «верёвка, ремень» обычно добавляется основа, выражающая процесс подъёма («подниматься, влезать»).

Корень с таким же значением («верх, наверх, подниматься») послужил основой образования слова «стремя» и во всех тюркских языках (табл. III).

Таблица III. Тюркские языки.


Сравни древнетюркск. ӧзä, ӳ зä - «вверху, над, сверху» и ӧзläk ат - «верховая хорошая лошадь»

Рассмотренные лингвистические данные позволяют определённо говорить о том, что стремена у разных племён и народов первоначально делались из кожаного ремня или верёвки и служили приспособлением для посадки в седло. Эти языковые материалы показывают и широкое распространение таких стремян.

Следующим шагом в эволюции стремян явилась петля, укреплённая вставкой-подножкой. Остатки таких стремян II в. до н.э. найдены близ Нагпура в Индии. Этот тип стремян также был широко распространён. Именно такие петли со вставными деревянными подножками обнаружены недавно в катакомбах X-XII вв. близ Пятигорска. Этнографические аналоги им известны в Ставрополье, Воронежской области и других местах Центральной России.

Делались стремена и из других органических материалов. Например, из дерева (Корея, Япония). Лишь в VIII в. деревянные стремена арабской конницы были заменены железными. Бытовали деревянные стремена и у монголов как в XI-XII вв., так и в настоящее время. До недавнего времени деревянные стремена употреблялись тувинцами, башкирами, казахами, якутами и другими народами (рис. 6). На территории Тувы употреблялись также стремена из кости и рога (рис. 6, 5). Этот же материал употребляли для изготовления стремян и хакасы. Войлочные стремена известны у современных киргизов. Таким образом, широкое употребление в древности стремян из органических материалов вряд ли может вызывать сомнения.


Рассмотренные материалы позволяют нам сделать следующие выводы:

1) стремена появляются и начинают широко использоваться уже с IV-III вв. до н.э. В то же время появляются и наиболее ранние формы жёсткого седла;

2) ранние стремена изготовлялись из органических материалов;

3) развитие типов стремян можно представить себе следующей приблизительной схемой: петельные гибкие (ремень, верёвка) → петельные закреплённые (с твёрдой вставкой-подножкой) → деревянные → деревянные, укреплённые металлическими накладками → металлические. При этом надо иметь в виду, что стремена из органических материалов всегда продолжали сосуществовать с металлическими;

4) широчайшее распространение ранних типов стремян и наличие своеобразных местных их форм у народов с различными хозяйственными укладами (деревянные круглые и трапециевидные в Корее, «глухие» в Японии, с «внутренней петлёй» в Южной Сибири (рис. 5, 2) и т.д.) позволяют отказаться от поисков народа - «изобретателя стремян».

(Китай, 7-9 в., бронза)

Стремена, как и множество других необходимых в быту предметов, возникли, по-видимому, в разных центрах. Своеобразные местные формы были, вероятно, вытеснены или отодвинуты на второй план с появлением металлических стремян, оказавшихся универсальными.

археолог, д.и.н. И.Л.Кызласов

Лошадиное седло является самым важным снаряжением для верховой езды. Его можно назвать неким проводником между лошадью и наездником. Комфорт животного и человека зависит от правильности формы конного снаряжения. Важным является не только правильно надеть седло на скакуна, но и правильно подобрать его. Так как этот элемент способен оказывать влияние на движение и здоровье животного.

Если неправильно выбрать конное снаряжение, животное будет испытывать дискомфорт при езде, что в дальнейшем может отрицательно сказаться его на физическом здоровье. Встречались случаи, когда неправильно подобранное седло становилось причиной травм спины у скакуна .

Стоит более подробно разобраться в том, какие существуют виды верховых снаряжений, а также из чего они состоят.

Основные разновидности

Седло является самым древним снаряжением для верховой езды. Изначально в качестве него использовались простые небольшие накидки с ремешками. В настоящее время снаряжения имеют правильную конструкцию и форму . Об этих важных моментах заботится сама наука. Современные виды ориентированы на комфорт и здоровье лошади и наездника. Существует множество различных видов этого снаряжения верховой езды, которые применяются в разных конных дисциплинах, учитывая уровень сложности, нагрузку на спину и время нахождения всадника верхом.

Основные виды конного снаряжения для скакунов:

Галерея: седло для лошади (25 фото)

















Если говорить о современных конных снаряжениях, они имеют весьма сложную конструкцию. Основная часть – ленчик, от которого зависит форма снаряжения. Рассмотрим остальные составляющие на примере ковбойского седла:

Как сделать седло своими руками?

Лошадиное седло можно назвать неким сидением с подушками для человека, которые позволяют смягчить удар во время езды верхом. Сразу стоит отметить, что сделать своими руками его весьма непросто, так как для этого потребуются специальные материалы, которые отличаются своей износостойкостью. Если такие материалы имеются, для изготовления можно воспользоваться следующей инструкцией.

Материалы и инструменты:

Пошаговая инструкция:

  1. конное снаряжение должно подходить по размеру для лошади. Поэтому необходимо снять мерки со скакуна. Делается замер самой высокой части холки, замер расположения полок на 4 пальца ниже лопатки, замер окончания холки до 18-го позвонка. Также необходимо сделать формирование загиба спины при помощи проволоки;
  2. перенести замеры на бумагу и вырезать их. Это станет каркасом для деревянной части и ленчика;
  3. вырезать 2 полки из деревянной доски или листа фанеры. Соединить между собой с помощью проволоки. Сделать в полках отверстия для подпруги;
  4. вырезать из деревянной доски ленчик и придать ему гладкую форму;
  5. прикрепить его к полкам гвоздями;
  6. сделать обивку, вырезая по нужной форме поролон и прикрепляя его к каркасу;
  7. приструги и подпругу лучше купить готовыми;
  8. обтянуть каркас кожей или прочным кожзаменителем;
  9. пристегнуть стремена.

Таким образом можно сделать седло для лошади своими руками .

Импровизированное седло появилось почти сразу после того, как человек сел на лошадь, и существовало еще во времена Александра Македонского. Тогда это была шкура зверя или покрывало, закрепленное на спине коня троком-веревкой, охватывающей грудную клетку животного. С тех пор принцип не изменился: седло по-прежнему крепят к лошади ремнями, проходящими по груди. А вот конструкция претерпела значительные изменения, что привело к появлению множества разновидностей этого предмета.

    Показать всё

    Типы седел

    В зависимости от цели использования и продолжительности нахождения лошади под седлом они могут быть английские, полочные, вьючные и вольтижировочные.

    Вольтижировочное

    Предназначено для выполнения упражнений на лошади, двигающейся по кругу. Сегодня выпускается только в РФ. Западные коневоды предпочитают более удобную гурту. В быту такое седло не пригодится.

    Вольтижировочное седло

    Английское

    Его часто называют спортивным, так как эта разновидность применяется в большинстве современных видов конного спорта, а также в лисьей охоте. Этот вид седла не предназначен для длительных поездок. Вместо полок у него подушки значительно меньшей площади, из-за чего седло сильно давит на лошадиную спину. Всаднику долго находиться в таком седле тоже неудобно. Обычно время использования этой разновидности - 1-2 часа. Его достаточно для спортивной тренировки, но мало для дневного конного перехода.

    Минусы английских седел: маленькая площадь подушек и необходимость периодически эти подушки перенабивать. Частый брак этого типа амуниции – кривой ленчик (основа седла).

    Английские седла для разных видов конного спорта отличаются друг от друга:

    • длиной и формой крыла;
    • «глубиной посадки» наездника;
    • высотой передней луки;
    • шириной «канала» между подушками.

    Изменения в конструкции седел не принципиальны, но создают больше удобств для работы всадника и лошади.

    Английское конкурное седло

    Полочное

    В конструкции седла предусмотрены две выгнутые особым образом доски-полки. От полок и происходит название типа седел. Это наиболее древняя конструкция, распространенная во всех странах в те времена, когда лошадь была основным транспортным средством.

    У полочных тоже есть несколько видов:

    • кавалерийское;
    • казачье;
    • пастушье;
    • дамское;
    • пробежное.

    Все эти виды, кроме дамского, предназначены для длительного нахождения всадника в седле и более равномерно распределяют нагрузку на спину лошади, чем английские.

    Пастушье

    Возникали стихийно во всех странах, где можно было пасти скот верхом. Их модификаций почти столько же, сколько государств на карте мира. Основное требование к таким седлам - удобство для лошади и для всадника. Часто их делают на заказ и передают от отца сыну.


    Наиболее распространенные сегодня модификации пастушьих седел - вестерн и австралийское. У седел вестерн тоже несколько подвидов, приспособленных для конкретного вида работы со скотом. Общие требования к ним - глубокая и крепкая посадка, удобство всадника и лошади при работе в течение всего светового дня.

    Дамское

    Не предназначено для длительных переходов из-за положения тела всадницы. На нем довольно удобно сидеть вначале, но со временем тело затекает. Изначально было изобретено для поездок знатных дам на охоту, во время которой люди не постоянно находились в седлах, а совершали привалы.


    Отличается большей длиной полок, чем «мужское». Под этот вид полочного седла требуется лошадь с длинной спиной.

    Кавалерийское

    Основное седло военной кавалерии. Второе название – «строевое». В разговорной речи его часто называют «строевиком». В разных странах отличается незначительными внешними деталями, но принцип один: дать возможность лошади выдержать длительные дневные переходы, неся не только всадника, но и его снаряжение.

    Имеет длинные полки и толстый потник под седло. Ранее имело 12 размеров, предназначавшихся для лошадей с разной формой спины. Отличались они углом наклона полок. Постепенно количество их сокращалось, и сейчас несколько фабрик выпускают все седла одного размера.


    Казачье

    Из названия понятно, что оно возникло на границе русских земель, охраняемых казаками. Переняло многие черты седел кочевых народов. Полки казачьего седла короче, чем у кавалерийского. Это менее удобно для лошади, но верх предоставляет больше удобств для всадника, так как снабжен не кожаной крышкой, а мягкой подушкой.


    Пробежное

    Относится к типу полочных. В СНГ пробеги совершают часто на казачьих или кавалерийских видах. За рубежом используют специально разработанные для пробегов модели с пластиковыми полками, облегчающими вес конструкции. Они также удобны и всаднику.

    Одна из моделей пробежных седел

    Вьючное

    Современное вьючное седло

    Древняя конструкция вьючного седла

    Первоначальная конструкция – деревянная рама с толстой подушкой, набитой мягким материалом, часто обычной соломой. Современные конструкции схожи с полочными, у которых отсутствует верхняя часть. К современному седлу добавлены специальные поддерживающие «подставки» для боковых вьюков. Такое устройство позволяет надежно закрепить груз и избежать ерзания амуниции на спине у коня.

    Самостоятельное изготовление

    Изготовить седло своими руками на самом деле не так просто, как может показаться поначалу.

    Выбор моделей для самостоятельного изготовления невелик: у английского сложная форма ленчика и много деталей, сшиваемых в строго определенном порядке. Подушки тоже надо уметь набивать, иначе даже правильно сделанный ленчик быстро перекосится.

    Проще всего самостоятельно сделать полочное седло на основе каркаса от строевого или казачьего. Армейские седла отличаются относительной простотой конструкции и возможностью исправить повреждения в походных условиях.

    Если седло делается своими руками с нуля, потребуются услуги сварщика. Чтобы избежать этого, можно воспользоваться уже готовым ленчиком. На территории СНГ наиболее часто встречаются строевые и казачьи. В последних ленчик называют «арчаком».

    Ленчик кавалерийского (строевого) седла

    Если есть готовый ленчик в хорошем состоянии, для изготовления седла потребуются:

    • войлок толщиной минимум 10 мм - не менее 3 м²;
    • сыромятная кожа толщиной не менее 5 мм - 1 м²;
    • выделанная кожа около 3 мм толщиной - 2 м²;
    • кожаные или брезентовые ремни (шириной не меньше 30 мм и толщиной от 7 мм для кожи);
    • пробойник для кожи;
    • инструменты для разрезания;
    • нитки;
    • 1 м² тонкой кожи, брезента или кирзы на крышку потника;
    • металлическая фурнитура: 4 или 6 пряжек для подпруг и путлищ (диаметр стальной проволоки, пошедшей на изготовление пряжек, не менее 4 мм, стыки должны быть запаяны).

    Ремни на путлища и материал на подпруги идут отдельно от седла. Про седло, которое имеет путлища, стремена и подпруги, говорят, что оно «в сборе».

    Войлок

    Для полочной конструкции подойдет не любой войлок. Так называемый стелечный, который иногда используют в обуви, не годится: он слишком рыхлый. Обычно используют войлок, как на фотографии ниже, или более высокого качества. Это плотный материал, отдельные ворсинки не должны перемещаться под пальцами, если потереть его.


    Подготовка ленчика

    Если ленчик в плохом состоянии, полки придется заменить. Важный момент: полки имеют изгиб и не должны заходить на поясницу. Изгиб от тела лошади на концах полок сделан для того, чтобы основа не впивалась в спину животного и не причиняла боли.

    В норме вытачивают полки из цельного куска дерева. Обычно для этого использовали березу. Фанера не подходит, так как ее невозможно выгнуть в нужное положение. Невлагостойкая фанера расслоится и покоробится. «Ремонтировать» старые полки, просто подклеивая недостающие куски, тоже нельзя, так как у них получится малый запас прочности, и дерево сломается в любой момент.


    Проверяют правильность изготовления полок, положив ленчик на лошадь. Он не должен качаться или «топорщиться».

    Болты, крепящие металлические дуги к дереву со стороны, обращенной к лошади, должны быть утоплены в дерево.

    Основные ошибки при изготовлении седла указаны на рисунке:

    А: правильное прилегание; В: «Мост» – давление по краям полок и пустое пространство посередине; С: точечное давление только посередине седла; D: кривой ленчик

    Живец

    Деталь, выполняемая из сыромятной кожи и обеспечивающая комфорт всадника и лошади. Это широкая полоса кожи, закрепленная в верхних точках задней и передней дуг седла и растянутая между полками сыромятными шнурами. У казачьего седла (см.фото) живец у́же, у строевого может быть шире.


    В новых полках сверлят по 8 дырок диаметром 5 мм. От куска сыромятной кожи отрезают ленту нужной длины и ширины и замачивают в теплой воде. После размокания сыромятную полосу натягивают и плотно пришивают к дугам. От того же куска нарезают шнур 5х5 мм и тоже замачивают.

    В натянутой ленте пробойником делают крупные отверстия. Важно, чтобы пробойник вырезал кусочки, а не просто делал дырки. При простом проколе чем-нибудь острым кожа быстро начнет расползаться. При помощи шнуров ленту живца равномерно распяливают между полками. Результат получается таким:


    Войлочная подбивка полок

    Можно делать ее в двух вариантах:

    • вшить полки в чехол из войлока и брезента «намертво», как на фото выше;
    • сделать съемные.

    В первом случае чехол придется крепить к полке раньше, чем живец. Уже после вшивания полок шнуры живца нужно будет аккуратно пропустить между деревом и войлоком. Плюсы такого чехла в том, что войлок не будет сдвигаться с места при использовании седла. Минусы: войлочную подкладку нельзя как следует вычистить.

    Во втором случае чехол крепят за концы полок, как на фото ниже:


    Войлок чехла при эксплуатации постепенно растягивается и съезжает, но чехол такого типа легко заменить на новый.

    Подкладку из войлока сантиметровой толщины обычно делают двойную, сшивая два куска вместе. Войлок вырезают с припуском, чтобы можно было оформить чехол. Затем войлок на полках припудривают мелом или мукой, и седло снова кладут на лошадь. После примерки сморят, где на лошади остались следы порошка. Отпечаток полок должен быть равномерным по всей длине спины. В противном случае лишний войлок срезают острым ножом, а там, где его не хватает, нашивают дополнительный слой.

    Подпруги и приструги

    Для строевого и казачьего седел есть три варианта крепления к лошади:

    • круговая подпруга;
    • по две отдельных приструги с каждой стороны, к которым будут крепиться подпруги;
    • две длинные приструги, концы которых свисают с обеих сторон седла и прикреплены к полкам гвоздями или скобами для дерева.

    Круговая подпруга видна на нижней фотографии в разделе про живец. Это длинный кожаный или тканевый ремень, проходящий поверх полок седла и охватывающий грудную клетку лошади. Подпруг всегда должно быть две. Круговые неудобны тем, что при затягивании прокручиваются, не позволяя как следует закрепить седло на лошадиной спине.

    Подпруга круговая

    Приструга – ремень, "намертво" прикрепленный к основе седла. Имеет ряд пробитых отверстий, в которые вдевается язычок пряжки на подпруге. Первую пристругу крепят сразу за передней дугой. Вторую – почти посередине полок, ближе к задней дуге.

    Тесьмяная подпруга, подходящая для варианта строевого седла с пристругами

    Наилучший вариант – третий. Два длинных ремня, перекинутых через ленчик и закрепленных на полках, позволяют совместить преимущества первого и второго вариантов. Крепление строевика к лошадиной спине становится более равномерным, при этом нет прокручивания подпруг. Во втором и третьем вариантах возможна смена узких кожаных подпруг на более широкие - тесьмяные или гелевые.


    Потник

    Обязательная деталь полочных седел. Изготавливается из того же войлока, которым обшиты полки седла. Для лучшей сохранности войлока на потник сверху нашивают крышку из тонкой кожи (дорогой вариант), кирзы или брезентовой ткани (экономкласс). К крышке пришивают ремни для закрепления полок седла.

    Потник экономкласса с кирзовой крышкой

    Шьют изделие из двух кусков войлока. Выкройку делают с таким расчетом, чтобы потник спереди и сзади «выглядывал» из-под полок на 3–5 см. С боков потник должен закрывать не меньше половины бока лошади, предохраняя ее от давления пряжками подпруг.

    Важный момент: потник не должен лежать на позвоночнике коня. При седловке его подтягивают до высоты живца, чтобы образовался «домик». С таким же расчетом к крышке подшивают ремешки для полок, удерживающие потник от сползания вниз.

    Вырезав подходящий по размеру прямоугольник войлока, его разрезают пополам по «линии хребта» и снова сшивают оверлочным швом. Делается это для более удобного сгибания потника посередине. С крышкой для потника поступают аналогично.

    В общем виде седло готово, но для удобства всадника добавляют крышку, крылья и стремена.

    Путлища

    Ремень, на который вешают стремена. Под него еще на этапе изготовления полок в деталях делают прорезь. Место прорези – между пристругами. Чем ближе путлище будет располагаться к передней дуге, тем больше всадника будет «вытягивать» вперед при езде.

    Горизонтальная прорезь – место под путлище

    Изготавливают их из длинных ремней: около 2,5 м. При использовании выделанной или сыромятной кожи два ремня часто сшивают вместе. Но это завит от толщины кожи. Брезентовая стропа – одинарная. На одном конце путлища находится пряжка, на другом пробивают дырки, чтобы можно было подогнать длину стремян по ноге. Требования к путлищу - выдерживать вес всадника и не рваться.

    Крышка

    Это кусок кожи, лежащий на железных дугах и защищающий живец от атмосферных осадков. Сыромятная кожа, намокнув, сильно тянется. Строевик с незакрытым живцом быстро станет непригодным для использования.

    Для крышки из выделанной кожи вырезают кусок необходимого размера. Выкройка должна захватывать обе дуги и «свисать» вниз на 2–3 см. С боков достаточно, чтобы она в обмятом состоянии покрывала живец.

    Правильное положение

    Вырезанную деталь размачивают в теплой воде и обминают на седле по форме. Чтобы крышка не слетала, ее можно привязать шнурком к дугам, пробив в коже дырки. В казачьем седле вместо крышки используют мягкую подушку, притянутую к седлу троком, идущим через грудную клетку лошади. Подушка – единственная деталь в полочном седле, при изготовлении которой можно использовать поролон.

    Крыло

    Деталь, защищающая ногу всадника от подпружной пряжки и дерева полок. Вырезают крыло из выделанной кожи или кирзы. Размер подбирается по ноге всадника. Нижний край должен быть ниже колена, но не защемлять кожу над сапогом. Физической нагрузки крыло не несет, поэтому крепится на веревочках к передней дуге и шнуру от живца.


    На этом этапе седло полностью готово. Но строение спины у каждой лошади индивидуально, поэтому ленчик придется подгонять, не только вытачивая деревянную полку, но и меняя угол металлических дуг и крепления полок. Если добавить к этому затраты на необходимые материалы и трудоемкость изготовления конструкции в современных условиях, то проще купить хорошее полочное седло.

Одними из главных снаряжений для верховой езды являются седло и уздечка. Очень важно не только правильно надеть их, но и подобрать, чтобы избежать физических повреждений (ссадин, потёртостей и даже травм спины) лошади. Не всегда ассортимент в магазинах позволяет найти нужное, поэтому нередко коневоды задумываются над тем, как сделать седло для лошади своими руками.

Важно правильно подобрать седло, чтобы избежать физических повреждений лошади.

Для начала следует разобраться, из чего состоит седло.

Все элементы седла

  • Ленчик седла – основа конструкции. Изготавливается из двух деревянных дощечек (обычно используется многослойная просмолённая фанера), которые, в свою очередь, скрепляются металлическими дужками на концах. Также ленчик для современного снаряжения часто изготавливается из прочного, но гибкого пластика. Форма ленчика определяет форму седла. К каркасу крепятся все остальные части седла.
  • Крылья и подкрылки необходимы для того, чтобы защитить ноги всадника от соприкосновений с подпругой, пристругой, пряжками.
  • Подушки, изготовленные из плотного материала и набитые шерстью (либо заменителями из синтетики), расположены под сидением. Они необходимы для того, чтобы седло не соприкасалось с позвоночником коня.Посередине между подушками обязательно должно проходить три пальца.
  • Ремень под крылом называется пристругой.
  • Луки – это выгнутые выступы спереди или сзади седла. Они могут иметь различную форму в зависимости от предназначения снаряжения.
  • Подпруга крепится к пристругам с обеих сторон. Она представляет собой ремень, который проходит под животом коня. Подпруга препятствует сползанию седла. Располагать её нужно, отмерив от передней ноги лошади 4 пальца, и затянуть так, чтобы под ней можно было просунуть ладонь. Если подпруга перетянута, не позволяйте лошади наклонять голову ниже груди, так как от этого происходит пережимание артерий на животе, у животного образуются гематомы.
  • Мартингал – специальный кожаный ремень, предназначение которого заключается в том, чтобы не давать коню поднять голову выше необходимого уровня. Проходит между ног лошади, прикрепляется к подпругам и оголовью.
  • Стремена – металлические приспособления, служащие для опоры ног человека при посадке и во время движения. Располагаются они на путлищах с обеих сторон седловины.
  • Подперсье предназначается для того, чтобы сидение не сдвигалось назад, особенно при пересечении неровной поверхности или на подъёме. Концы подперсья крепятся к ленчику и подпруге.
  • Путлища – ремни, которые крепятся с обеих сторон от седла (продеваются через специальные кольца, так называемые шнеллеры).
  • Вальтрап (в нашей стране довольно часто можно услышать другое название – потник) – специальный коврик или покрывало, который подкладывается под седло на спину лошади.

У вальтрапа сразу несколько функций: он впитывает пот лошади, чтобы её спина (а также и седло) оставалась сухой, защищает спину животного от перегрева и препятствует скольжению снаряжения. Также потник может нести и эстетическую функцию. Необходимо соблюдать гигиену вальтрапа, регулярно его стирать.

Седло для лошади состоит из многих элементов: подпруга, стремена, ленчик, подушка и другие.

Виды седел

Разновидностей конских седел довольно много, но подобрать нужное не составит труда, тем более что часто их названия говорят сами за себя.

В России наиболее известны 4 типа: английские, азиатские, вестерн, испанские. Также снаряжения подразделяют на седло походное и спортивное (для соревнований).

Ниже представлено краткое описание наиболее популярных лошадиных седел.

  • Казачье. Его механизм исполнен так, чтобы наездник смог привстать на прямых ногах во время езды. Основу составляют арчак, крылья и подушки.
  • Кавалерийское седло иначе называют строевым. Оно предназначается для продолжительного нахождения всадника на лошади. Основа изготавливается из высокопрочных материалов (стали, дерева). Это позволяет обеспечить хорошую износостойкость и равномерную нагрузку на спину животного. Кроме того, строевое седло оснащается креплением для оружия.
  • Конкурное седло. Применяется для соревнований с преодолением препятствий, потому главное требование к сидению – устойчивая посадка всадника. С этой целью крылья снаряжения выдвигаются немного вперёд, а задняя лука делается округлённой (реже – квадратной).
  • Выездковое. Такой вид имеет более короткое сидение и длинное зауженное крыло. Выездка требует более плотного контакта всадника с лошадью, чтобы можно было управлять животным за счёт изменения посадки, корпусом. Для этой цели обивка седла уменьшается, а полки делаются короткие и узкие.
  • Безленчиковое. Считается самым щадящим для лошадиной спины (использовать его можно даже при наличии незначительных травм). Такое седло имеет мягкую пластичную конструкцию, а потому практически вплотную ложится на спине скакуна.
  • Вестерн. Ковбойское седло достаточно комфортно как для наездника, сидящего на нём, так и для скакуна. Оно выполнено таким образом, чтобы руки всадника во время движения были свободны, а посадка оставалась устойчивой даже при внезапных резких движениях коня. Форма довольно глубокая, задняя лука высокая. Кроме того, особой характеристикой ковбойского седла является присутствие рожка для лассо. Широкие луки позволяют оптимально распределить вес наездника во время дальних поездок.
  • Скаковое седло. Скачка подразумевает особенное положение человека на коне – стоя в коротких стременах. Снаряжение имеет достаточно упрощённую форму, за счёт чего значительно снижается его масса.
  • Троеборное седло. Основное его отличие заключается в дополнительном выносе крыльев вперёд и усиленном оснащении упоров для коленей человека.
  • Универсальное седло подходит практически для любых задач, но чаще всего его выбирают для постижения азов верховой езды, в тренировочных целях, а также для прогулок и охоты.
  • Дамское седло – особый вид снаряжения. Сейчас встречается не столь часто, как в 14 веке, когда его придумали. А задумывалось оно таким образом, чтобы придать позе дамы, сидящей верхом, изысканность: ноги всадницы расположены с одной стороны коня (при этом одна находится в стремени, а вторая – на верхней луке). Когда женщины стали надевать для катания галифе, популярность таких седел значительно снизилась. Женское седло встречается на каких-либо конных шоу.

Здесь перечислены виды седел, пользующиеся наибольшей популярностью. На самом деле их гораздо больше.

Седло своими руками

Сделать седло для коня самостоятельно – непростая задача. Но если у вас имеется опыт и есть уверенность в собственных силах, то почему бы и не попробовать изготовить седло своими руками? Это позволит не только сэкономить, но и придать экипировке свой особенный стиль.

Если есть уже готовая основа (например, от другого седла), то задача в разы упрощается – остаётся только сменить обивку и ремни, а затем добавить необходимую экипировку.

Материалы, которые потребуются:

  • картон или плотная бумага;
  • ножницы;
  • проволока длиной не менее полутора метров;
  • многослойная фанера или доски;
  • гвозди и молоток;
  • поролон;
  • войлок;
  • кожа или любая прочная ткань;
  • степлер.

Изготовление седла для лошади своими руками придаст экипировке собственный стиль.

Последовательность изготовления

  1. Чтобы смастерить каркас, придется сначала снять мерки со скакуна. Сделайте это так: отметьте наиболее высокую точку на холке; затем точку передней луки — на четыре пальца ниже лопаток; потом самое низкое место на спине и, наконец, место окончания сидения (не далее 18 позвонка). Сформируйте за счёт плотного приложения проволоки плавность изгиба. Все эти замеры и образец необходимо сначала выполнить на картоне или плотной бумаге.
  2. Из досок или фанеры вырежьте полки. Соедините прочной проволокой таким образом, чтобы они поддерживали форму по спине вашей лошади. Не забудьте в досках сделать отверстия для подпруг.
  3. Из заготовки вырежьте ленчик, придайте ему гладкую форму и прикрепите гвоздями к полкам.
  4. Следующим этапом необходимо сделать обивку. По той же заготовке вырежьте поролон, затем прикрепите его к каркасу. Для полок сшейте подкладку из войлока.
  5. Далее сделайте подпруги и приструги. В магазинах они стоят не очень дорого, поэтому проще их купить. Но если у вас есть прочные ремни и необходимые крепления, то поступите так: к пристругам прикрепите стремя, а подпруги закрепите в полках.
  6. Каркас полностью обтяните негрубой кожей (либо другим прочным материалом). Крепить его удобнее всего степлером.
  7. И, наконец, пристегните стремена. Готово!

От качества седла зависит здоровье скакуна и лошади, а также удобство всадника во время езды.

Резюме

К выбору седла для лошади необходимо относиться так же ответственно, как если бы вы выбирали себе обувь. Размер и контуры должны чётко соответствовать по всем параметрам. Можно купить готовое в специализированном магазине либо изготовить его самому. Но чаще всего снаряжение изготавливается на заказ, в таком случае делаться оно будет специалистами с учётом всех особенностей и пожеланий. На седле нельзя экономить, ведь от его качества зависит в первую очередь здоровье скакуна, а во вторую – удобство всадника.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: