Модельный ряд лыж fischer. Беговые лыжи Фишер: на вопросы читателей журнала "Лыжный спорт" отвечает руководитель отдела по разработке гоночных лыж компании "Fischer" Ханс Хубингер. Туристические беговые лыжи Backcountry

На дворе – середина января. Снег, наконец-то, выпал везде, где его давно ждали, и форум нашего сайта, как обычно в это время, наполнен вопросами: «Как правильно и какие лучше выбрать лыжи?» Ответить на часть из этих вопросов «Лыжный спорт» попросил нашего прославленного лыжника, а ныне эксперта фирмы «Фишер» Александра Завьялова.
- Александр Александрович, вы давно связаны с лыжами «Фишер»?

Да, давно, с 1977 года, т.е. уже более 30 лет.

Тогда, наверное, ваш опыт пригодится тем спортсменам-любителям, которые катаются много, в различных погодных условиях и при этом подбирают себе лыжи сами. Интересует вопрос предпочтительного использования лыж «Фишер» температурных диапазонов COLD и WARM в московском регионе?

Здесь ситуация следующая. Теплые и холодные лыжи имеют, естественно, разные базы. Теплая база – 28-ая. Есть 5-ая база, но она, в основном, на воду, и у спортсменов этих лыж обычно по одной паре. В чем разница пластика? В теплых лыжах больше процент графита. Это сделано для того, чтобы не было так называемого подсоса влаги, так как больший процент графита создает большую пористость скользящей поверхности, что препятствует подсосу влаги. В московском регионе спортсменами преимущественно используются лыжи с теплой базой из-за высокой влажности и того, что трассы практически всегда мягкие, а у теплых лыж ещё и более мягкие носки с пятками. Это позволяет лыже лучше скользить по мягкой трассе. В холодных лыжах процент графита меньше, скользящая поверхность у них более гладкая и имеет слегка сероватый оттенок. Конструкция холодных лыж более жесткая, рассчитана на морозные, а, следовательно, на более жесткие трассы, и сделано это для того, чтобы лыжа под собой этот снег не собирала. В московском регионе трассы готовятся преимущественно легкой техникой – буранами, поэтому у нас стоит выбирать теплые лыжи.

Так как же все-таки с помощью лыж «Фишер» решать проблемы разных погодных условий в течение зимы, а ведь вы упомянули ещё и про лыжи «на воду» с 5-ой базой. Что можете здесь посоветовать?

Здесь ситуация следующая: если мы берем «теплые» лыжи - с 28 базой (не каждый спортсмен-любитель может позволить себе одновременно иметь лыжи и «теплые», и «холодные», и «супертеплые»), то с помощью накаток и создания соответствующей структуры можно решить проблему на разные температурные условия. Очень желательно, конечно, чтобы накатки были давящими, а не режущими. Результат работы накатки пропадает через две три обработки (нанесение-снятие парафина), и опять остается заводской штайншлифт. На «холодных» лыжах Фишер лежит холодный шлифт, на «теплых» - универсальный. Лыжи Фишер считаются универсальными – можно без проблем одной-двумя парами закрыть весь сезон при использовании накаток. Лыжи других фирм, например, «Мадшус», тоже очень неплохие, но у них более узкотемпературный штайншлифт. Спортсмены сборных могут себе позволить иметь большое количество разнообразных пар лыж, для любителей с их ограниченными финансовыми возможностями это сложно.

Три года назад, когда в Москве случились сильные морозы, при которых пластиковые лыжи практически не скользят, я обратил внимание на то, что те, кто был на классике Фишер при температуре ниже минус 30 градусов все равно очень неплохо ехали. Есть ли у фирмы «Фишер» и у вас, как у практика, какие-либо рекомендации как готовить лыжи на такой мороз?

Здесь все зависит от структуры лыжи – «холодная» лыжа должна быть практически гладкой. В сильный мороз снег сухой, и если мы нанесем на лыжу небольшую структуру, то снежный порошок будет заполнять эту структуру, и получиться так называемый подсос из-за забития структуры снежным порошком. Если взять гладкую лыжу и при этом еще покрыть её холодным, «стеклянным» парафином, например, ранее выпускавшимися зелеными SWIX или STAR, а затем грамотно лыжу обработать, то парафин закроет всю структуру и никакого подсоса из-за снежного порошка не будет. В этом случае можно даже использовать и «теплые» лыжи, но они должны быть без структуры. Если не закрыть структуру, то снежный порошок забивает структуру и лыжа начинает тормозить, как будто едет по песку.

Из разговоров со спортсменами создается впечатление, что для конькового хода лыжи фирмы «Фишер» надо выбирать немного длиннее, чем это предлагается стандартными рекомендациями. Это особенности их конструкции?

Нет, никаких особенностей конструкции в плане выбора длины у лыж «Фишер» нет. Новые размеры лыж как бы несут на себе несколько меньший размер, т.е. к ростовке 177 см нужно прибавлять еще 3 сантиметра. Раньше были ростовки 180, 185, 190см. Сейчас самая большая длина коньковых лыж «Фишер» 192см. Выбор длины лыж должен определяться ростом спортсмена и его квалификацией. Если спортсмен хорошо координирован, то он выбирает лыжи длиннее. Сейчас коньковый ход разделился на спринтерский и дистанционный. Спринтеры выбирают более короткие лыжи. Это необходимо для того, чтобы «не запутаться» на дистанции при очень большой частоте шагов, на которую положительное влияние оказывает короткий инвентарь. Если человек бегает дистанционные гонки, у него хорошая координация, мощный толчок, то он выбирает лыжи более длинные. Если координация недостаточная, а это можно отнести, например, к ветеранам, то в этом случае лыжи надо выбирать более короткие. При выборе длины лыж на коньковый ход значение оказывают и параметры трассы. Сейчас трассы готовятся хорошо, но там где этого нет, где лыжня узкая, там и лыжи должны быть более короткими. Поэтому, повторю, все идет от того, как спортсмен подготовлен, как подготовлена трасса и какие это соревнования.

- Расскажите, пожалуйста, о новой модели лыж «Софт трек»?

Под маркой «Софт трек» «Фишер» начал выпуск классических лыж на теплую погоду при большом количестве снега на лыжне. У нас в стране подобные лыжи часто называют «бракованными» - когда появились первые такие лыжи, у них носки и пятки расходились при сдавливании. Это 902 модель, которая, как и 812 модель различается на «теплую» и «холодную». Лыжи модели 902 как правило жестче, чем обычные. Когда на лыжне много снега, то в момент отталкивания носок лыжи поднимается, и лыжа этот снег не собирает. Лыжа обычной конструкции в таких условиях снег перед собой немного собирает и за счет этого притормаживается. В сезоне 09/10 такая же модель «Софт трек» появится среди коньковых лыж.

С прошлого сезона «Фишер» устанавливает на своих лыжах верхнего уровня платформу NNN. Многие любители продолжают использовать обувь с подошвой SNS и устанавливают соответствующие крепления поверх платформы NNN. Как, по-вашему, нужно учитывать в этом случае увеличение общей жесткости лыжи?

Когда на лыжу наклеивается платформа NNN, то жесткость лыжи увеличивается минимально. Когда мы устанавливаем на шурупах платформу SNS, то итоговая жесткость лыжи при этом увеличивается, и мне в моей практике это неоднократно приходилось учитывать, но, подчеркну, эта разница касается именно наклеенной платформы NNN.

- Спасибо за ответы!

(XC ski, Nordic ski) - предназначены для передвижения по относительно равнинной местности за счет использования энергии лыжника.

Беговые лыжи по стилю катания делятся на несколько категорий:
Лыжи для классического хода, лыжи для конькового хода, комбинированные лыжи (Combi), туристические лыжи backcountry.

Беговые лыжи по уровню подготовленности лыжника можно разделить на:
Лыжи для начинающих, лыжи среднего уровня, лыжи для экспертов, лыжи для спортсменов

1.1. Классификация беговых лыж по стилям катания

1.1.1. Беговые лыжи для конькового хода

При коньковом стиле катания лыжник своими движениями напоминает конькобежца: он отталкивается от снега внутренней стороной лыжи, перенося вес тела на скользящую лыжу. Затем движение повторяется с другой ноги. Коньковый стиль катания идеально подходит для хорошо укатанных широких трасс, предполагает активную работу рук и корпуса. Отталкивание палками происходит в согласовании с ритмом работы ног.

Коньковые лыжи, в отличии лыж для классического хода, более короткие - максимальная длина 190-192 см, и жесткие на скручивание и в продольном направлении. В отличие от классической лыжи, коньковая лыжа во время толчка ногой не должна полностью касаться снега средней частью (нужный зазор 2-3 мм), так как иначе снижается эффективность толчка. Лыжи для конькового хода можно отличить по тупому мыску.

1.1.2. Беговые лыжи для классического хода

В классическом стиле лыжи располагаются строго параллельно друг другу на специально построенной лыжне.

Классические лыжи, по сравнению с лыжами для конькового хода, более длинные (максимальная длина 205-207 см) и мягкие, и имеют более длинный острый носок. Меньшая по сравнению с коньковыми жесткость нужна для того, чтобы при толчке лыжа касалась снега средней частью (колодкой) и «работали» держащая мазь или насечки, тогда лыжа не будет проскальзывать назад во время толчка. В то же время лыжи для классического хода не должны быть слишком мягкими, иначе во время скольжения, колодка с держащей мазью или насечками будут препятствовать скольжению и тормозить лыжника.

1.1.3. Комбинированные лыжи (Combi)

Комбинированные лыжи - лыжи предназначенные для катания коньковым и классическим ходом. Обычно комбинированные лыжи имеют максимальную длину не более 200 см. Производить комбинированные лыжи длиной более 200 см не целесообразно, в виду того, что при движении коньковым ходом пятки лыж будут цепляться друг за друга. По своей конструкции комбинированные лыжи ближе к классическим лыжам из-за того, на классических лыжах все же возможно передвигаться коньковым ходом, а на чисто коньковых лыжах классическим ходом - нет, потому что из-за высокой жесткости колодки (части лыжи под ботинком) у лыжника будет отсутствовать фаза отталкивания.

1.1.4. Туристические беговые лыжи Backcountry

Лыжи для экстремального туризма (BACKCOUNTRY) предназначены для любителей лыжных походов в условиях, где нет ни лыжных трасс, ни прогулочных лыжней для спортивных, туристических путешествий различного уровня. Отличаются повышенной жёсткостью (применяют технологию деревянный наборный клин, сэндвич и т.д.), широкой, более 59 мм, скользящей поверхностью - для передвижения по бездорожью (целине), в некоторых моделях лыжа укреплена металлическим кантом. Это сравнительно дорогие лыжи, прошедшие целый ряд специальных тестов на надежность, поскольку от их качества зависит успех похода или экспедиции, а иногда и жизнь человека, бросившего вызов дикой природе.

1.2. Классификация лыж по уровню подготовки

1.2.1. Беговые лыжи для начинающих


Лыжи для начинающих - имеющих минимальный опыт катания, или не имеющих его совсем. Как правило, такие лыжи приобретают для лыжных прогулок, небольших оздоровительных походов выходного дня, занятий физкультурой по подготовленной трассе или по прогулочной лыжне и даже по снежной целине. Это самая массовая категория беговых лыж, поэтому такие лыжи сравнительно недороги и вполне универсальны. Прогулочные лыжи, как правило, предназначены для классического хода, но на некоторых моделях прогулочных лыж можно передвигаться, как коньковым, так и классическим ходом. Такие модели еще называют Combi. Отличительные особенности лыж для начинающих - увеличенная ширина талии от 47 до 59 мм, относительно большой вес от 1,4 до 1,7 кг, применение менее дорогих пластиков для снижения стоимости, так как не требуется высоких скоростей. Часто у беговых лыж начального уровня применяется колодка с насечкой "no wax " (или еще ее называют "чешуя"), которая не требует применения мази держания при передвижении классическим ходом. Беговые лыжи для начинающих имеют меньшую жесткость по сравнению с лыжами для более подготовленных лыжников. Это сделано для того, чтобы начинающему лыжнику можно было прикладывать меньшие усилия при катании. Именитые производители, такие как Atomic, Fischer, Salomon в отличии от остальных производителей, даже при производстве лыж начального уровня применяют технологии воздушных каналов, различных пенных наполнителей для снижения веса лыж, а также качественные пластики для лучшего скольжения. Начинающий лыжник на таких лыжах чувствует себя на них увереннее, и прогулка на лыжах превращается в истинное удовольствие.

1.2.2. Лыжи среднего уровня

- Лыжи среднего уровня - беговые лыжи для активно откатавшихся 1-2 сезона лыжников, имеющих отработанные базовые навыки владения лыжами. Такие лыжи приобретают с целью занятия спортом и фитнесом. Отличительной особенностью лыж среднего (спорт и фитнес) уровня является более спортивная геометрия, с шириной талии 44-48 мм, весом 1,3-1,4 кг и увеличенная по сравнению с лыжами начального уровня жесткость. На лыжах для спорта и фитнеса применяют улучшенные пластики и сердечники, чтобы обеспечить лыжнику возможность более динамичной работы и более долгого скольжения в фазе толчка. Реже применяется технология "no wax". Беговые лыжи среднего уровня представлены моделями для всех стилей катания: коньковый, классический и комбинированный ход.

1.2.3. Лыжи экспертного уровня

- Лыжи для экспертов - беговые лыжи активно катающихся несколько сезонов лыжников, как правило, сменивших несколько пар лыж и имеющих хорошо поставленную и отработанную технику катания в различных условиях. Как правило, такие лыжи покупают продвинутые любители, а также спортсмены в качестве тренировочных лыж. Лыжи экспертного уровня имеют низкий вес 1,1-1,3 кг, высокую жесткость. Экспертные лыжи изготовлены из высококачественных материалов. Стоит отметить, что среди лыж экспертного уровня Вы не встретите комбинированных лыж, так так комбинированные лыжи это компромисс, который не позволяет быстро двигаться, ни коньковым, ни классическим ходом, и тем более Вы не встретите применение технологии безмазевого держания "no wax". Верхние модели экспертных лыж изготавливаются в двух вариантах жесткости. Это делается для того, чтобы лыжник мог подобрать для себя более подходящее для него соотношение (длина лыжи / жесткость), соответствующее его уровню подготовки.

1.2.4. Лыжи для спортсменов

- Лыжи для спортсменов - уровню катания которых удовлетворяют только самые жесткие и быстрые лыжи. Беговые лыжи этого уровня ориентированы на спортсменов и амбициозных любителей и предназначены для участия в соревнованиях. Гоночные лыжи имеют вес от 0,95 до 1,1 кг. Помимо того, что лыжи для спортсменов изготавливаются в нескольких вариантах жесткости, их исполняют в двух-трех вариантах распределения веса лыжника по длине лыжи и в двух вариантах скользящей поверхности (для теплой и холодной погоды). Многие производители предлагают также спортсменам различные варианты структур скользящей поверхности, улучшающие прокатку в различных температурных условиях и при разных типах снега.

2. Характеристики беговых лыж

В данном разделе мы остановимся на характеристиках беговых лыж. Подобрать оптимальные характеристики беговой лыжи - это значит обеспечить отличное скольжение при конкретных условиях. Принято считать, что 60% скользящих свойств лыж определяются распределением нагрузки по длине лыже (эпюрой), прогибом и жесткостью лыжи, еще 20% – материалом, состоянием и структрой скользящей поверхности лыж и лишь оставшиеся 20% – смазкой лыж. Для того чтобы досконально разобраться от чего же зависит скольжение лыжи, мы советуем Вам ознакомиться с Теоретическими основами скольжения лыжи по снегу.

2.1. Распределение нагрузки по длине лыжи

Распределение нагрузки по длине лыжи (эпюра) – это распределение веса лыжника на снег через лыжу. Эпюра - самая наглядная характеристика лыжи, определяющая скольжение в разных условиях. Эпюры различают в зависимости от типа бега (коньковую, классическую, прогулочную) и температурных условий (холодную, теплую, комбинированную).

2.1.1. Эпюры в зависимости от типа хода

2.1.1.1. Эпюра лыж для классического хода

В верхней части рисунка показано распределение давления при скольжении на двух лыжах, давление под колодкой отсутствует. В нижней части показано распределение давления при толчке, во время которого в районе колодки лыжи создается максимальное давление на снег.

2.1.1.2. Эпюра лыж для конькового хода

Как Вы видите, у коньковой лыжи нагрузка распределяется по поверхности совершенно иначе. Во время точка (нижняя часть рисунка) она приходится на два мощных «бугра», в то время как средняя часть лыжи при толчке почти не загружена, при прокатке (верхняя часть рисунка) давление в центральной части лыжи отсутствует.

2.1.1.3. Эпюра для прогулочных лыж
Поскольку прогулочные лыжи не делятся на классические и прогулочные и считаются универсальными, то эпюра прогулочных лыж имеет форму ближе к классическим лыжам. Это сделано для того, чтобы на прогулочных лыжах сохранялась возможность идти классическим ходом, в противном случае если лыжа под колодкой не будет оказывать существенного давления на снег, то она будет проскальзывать при толчке.

2.1.2. Эпюры в зависимости от температурных условии

Расмотрим два основных типа эпюр: COLD эпюра, подходящая для беговых лыж под морозную погоду и мягкую лыжню, и WARM эпюра, подходящая для тёплой погоды и жесткой лыжни. Разница COLD и WARM эпюр в остроте пиков давления и в длине части лыжи, которая участвует в скольжении.

2.1.2.1. COLD эпюра

Cold эпюра имеет увеличенные по длине, уменьшенные по значению пики давления под передней и задней частями лыжи, что равномерно распределяет вес лыжника. Более равномерное распределение давления в холодную погоду снижает действие силы сухого трения, которая преобладает в мороз, за счет увеличения площади водного трения, сопротивление которого значительно меньше сухого трения. На мягкой лыжне COLD эпюра предпочтительна за счет снижения силы трения пропахивания.

2.1.2.2. WARM эпюра

WARM эпюра имеет уменьшенные по длине и увеличенные по значению пики давления. Такое распределение нагрузки уменьшает силу трения капиллярного притяжения, создающее основное сопротивление на теплой лыжне, за счет уменьшения площади контакта и снижения эффекта "подсасывания". На жёсткой лыжне, WARM эпюра предпочтительнее, так как повышается контроль лыжи за счет врезки канта лыжи в снег.

2.1.2.3. Комбинированные эпюры
Распространены также лыжи с комбинированной эпюрой. Передний горб давления острый WARM, а задний – гладкий COLD, а также эпюры с промежуточными характеристиками.

2.2. Жесткость беговой лыжи

Современные спортивные беговые лыжи имеют в средней части своей конструкции прогиб. Если расположить лыжу на ровной поверхности, то можно заметить, что средняя часть лыжи "висит" на расстоянии 1-2 см от поверхности. С приложением нагрузки сверху, лыжа будет прижиматься, а жесткость этой "рессоры" и есть жесткость лыжи.
Начальный и средний сегмент беговых лыж выполняется в одной универсальной жесткости и меняется в зависимости от их длины. Чем лыжа длиннее, тем они жестче и тем лучше они подойдут для рослых или тяжёлых лыжников.
В верхнем сегменте гоночных лыж, производители делят каждую ростовку на разные жесткости, условно обозначая их Soft, Medium, Hard, Extra Hard. Такое деление необходимо для опытных выступающих лыжников, так как оно помогает точно подобрать пару по антропометрическим характеристикам спортсмена, его весу, особенностям техники хода и физических данных.
Для различных техник хода подбирают лыжи с различной жесткостью в области колодки.
Выбирая классические лыжи, можно воспользоваться следующим тестом:
- лыжи располагают на ровной поверхности и встают на них таким образом, чтобы носки обуви находились на линии центра тяжести
- необходимо распределить вес тела равномерно и попросить ассистента провести под лыжей тонким листом или щупом толщиной 0,2 мм
Если лыжи выбраны правильно по жесткости, то лист должен свободно перемещаться под лыжами на 25-40 см по направлению к носку, а в обратную сторону – до конца ботинка. Если щуп перемещается вперед на меньшее расстояние, то следует выбрать более жесткие лыжи. Если щуп перемещается назад на 3-5 см дальше конца ботинка, то следует выбрать более мягкие лыжи.
Если же перенести вес тела на одну из лыж, то щуп или лист бумаги должен перемещаться свободно на 10-15 см вперед от центра тяжести и на половину длины стопы назад. После переноса веса тела на носок, щуп или бумага должны быть плотно зажаты между полом и лыжей. Если лыжи соответствуют вышеперечисленным требованиям, то они подходят вам по жесткости.
При подборе коньковых лыж и распределении веса лыжника на обе ноги, щуп должен двигаться вперед от центра тяжести на 40 см и на 5-10 см назад от пятки ботинка. После переноса веса тела на одну из лыж зазор должен уменьшаться не более чем на 10 см в направлении к носку лыжи. Зазор не должен заканчиваться под пяткой ботинка. При отталкивании должен оставаться зазор, равный 30-40 см.

2.3. Материал скользящей поверхности беговой лыжи

В производстве современных лыж используется пластиковая скользящая поверхность. В первых пластиковых лыжах применялся легко стираемый и плохо держащий смазку АБС пластик, который практически полностью вытеснен из рынка изготовления лыж, полиэтиленом сверхвысокой молекулярной массы UHMW-PE, за исключением самых дешевых моделей некоторых производителей. Крупные современные производители изготавливают скользящую поверхность из синтезированного полиэтилена сверхвысокого молекулярного веса (High Performance Polyethylene – HPPE). Этот термопластичный материал применяется в промышленности в тех случаях, когда требуется малое трение и высокая устойчивость к истиранию. Общепринятое название материала – P-Tex. Он изготавливается путем прессования измельченных частиц полиэтилена под высоким давлением с образованием кристаллической решетки с аморфными зонами, заполненными полимерами более низкой плотности или специальными наполнителями. В материал, предназначенный для обычных массовых лыж и для мороза, добавляется 5-15 % наполнителя - частицы углерода размером 20 мкм для снятия электростатики, а также графита и фторуглеродистых соединений для улучшения скольжения. Технический углерод делает основу лыжи чёрной, но и несколько уменьшает её износостойкость. Соединения галлия добавляют пластику теплопроводность, такое же свойство у нитрида бора, но эта добавка дополнительно уменьшает способность впитывать влагу. Пигмент ультрамарин используют в лыжах без технического углерода для создания рисунка на основе и улучшения скольжения.
На основу любых лыж могут наноситься мази - для скольжения и удержания. Сам по себе HPPE не имеет пористой структуры и не впитывает лыжную смазку, однако под воздействием высокой температуры мазь проникает в аморфные зоны и удерживается там. С химической точки зрения лыжная смазка изменяет водоотталкивающие свойства скользящей поверхности за счет изменения сил поверхностного натяжения, а также обеспечивает ее смазку, уменьшая тем самым силу трения. Добавки, входящие в состав лыжных мазей, такие как фтористые компоненты, графит и молибден, дают дополнительные преимущества для достижения высокого качества скольжения.
Также в основе лыжи в области колодки может быть утоплена резиновая полоса. Обычно в обозначении присутствует «zero», такие лыжи предназначены для плюсовой мокрой лыжни и имеют довольно узкий погодный диапазон использования. Современный безмазевой вариант отталкивания - это прикрепление под колодкой имитации шкуры, что в названии лыж указывается, как «skin». Также для удержания лыжи под колодку может наклеиваться специальная липкая лента или в конструкции применяются различные механические формы зацепов, не препятствующие скольжению, но работающие при отталкивании.

2.4. Структура скользящей поверхности беговой лыж

Заводское нанесение структуры на скользящую поверхность адаптирует лыжи к строго определённым условиям использования: температура воздуха, влажность, состояние снега, стиль передвижения. Также оно улучшает скольжение за счёт уменьшения площади контакта со снегом и снижения эффекта подсасывания в результате разрыва водяной плёнки, образующейся при скольжении. Предварительно нанесённая заводская структура позволяет выбрать гоночную пару, наиболее подходящую к погодным условиям и характеристикам трассы в день старта.

Ниже приведены типы структур беговых лыж Atomic и Salomon:
- АС 3 - универсальная холодная -8-17 C, нарезается на классику и конек, особенно хорошо работает в Скандинавии;
- АС 4 холодная -8-15 C, универсальная структура, нарезается на конек, особенно хороша при высокой влажности;
- АС 5 очень холодная -8-20 C, широкий диапазон, нарезается на конек, но иногда и на классику, особенно хорошо работает в Центральной Европе
- АМ 1 средняя -3-10 С,универсальная, нарезается и на конек и на классику, особенно хороша для смеси нового и искусственного снега
- АМ 2 средняя -1-5 С, нарезается на лыжи NO WAX и конек, иногда на классику, под свежий падающий снег и глянец, влажный снег
- АМ 6 средняя -1-8 С, универсальная структура, нарезается на конек, но может иногда и на NO WAX и классику, на крупнозернистый снег
- АМ 7 средняя -4-10 С, нарезается на классику и конек, универсальная структура на сухой снег, хорошо работает на классике и в более холодных температурах
- AW 1 теплая -4-0 С, нарезается на классику и NO WAX , универсальная на влажный снег и сырой снег
- AW 7 теплая -2-0 С, нарезается на конек и классику, под крупнозернистый (весенний) снег можно сверху нанести дополнительно ручную накатку\нарезку
На лыжи произведенные без специального заказа по структуре нарезается структура World Cup Cold (WCC) или World Cup Warm (WCW) - универсальные структуры на холод или тепло соответственно. Задача этих структур подготовить лыжи к универсальным снежным условиям трассы.

  • Модели Cold имеют скользящую поверхность А5 - универсальная холодная база на t -2C и ниже (код заводской структуры C1-1)
  • Модели Plus, S-track, Zero имеют скользящую поверхность 28 - универсальная теплая база на t -10 C и выше (-5C и выше до сезона 15-16). Код заводской структуры не изменился — P5-1
  • 30 теплая база светлая база на старый сильно увлажненный снег.

Конструкции лыж Fischer :

115 — универсальная конструкция для хорошо подготовленной и леденистой трассы, обеспечивает наилучшую устойчивость и контроль. Точки опоры (пики эпюры) острые, находятся ближе к мыску и пятке лыжи. Такое расположение повышает устойчивость лыжи. Основные минусы: «втыкание» лыжи и «зарывание» в рыхлый снег.

610 (61Q) — универсальная конструкция для хорошо подготовленной и мягкой трассы, Точки опоры сведены ближе к колодке, что делает более мягкими мысок и пятку лыжи. Такая конструкция позволяет лыже не «втыкаться» и не зарываться в рыхлый снег. Основные минусы: «рыскают» на жесткой трассе и при недостатках техники.

812 (81) - универсальная классическая конструкция

902 (90) - конструкция лыж для мягкой, плохо подготовленной, сыпучей трассы. Гарантирует прекрасное скольжение и уверенное отталкивание в условиях рыхлой трассы.

Fischer Speedmax. Лыжи отличаются от других технологией Cold Base Bonding - холодной склейкой пластика. Так пластик не деформируется от перемены температур (не идет волнами), не меняет своей структуры, лучше скользит, лучше впитывает смазку. При такой технологии лыжа требует меньше шлифовки и скользящая поверхность остается толще, что позволяет провести больше обработок в процессе использования.

Масса лыж — 1030гр. (186см), профиль лыжи 41-44-44.

Производятся 3 разновидности коньковых:

  • Skate Cold (610/1Q)
  • Skate Plus (610/1Q)
  • Skate C-Special (610/1Q)

4 классических пары:

  • Classic Plus (902/9Q2)
  • Classic Plus (812/8Q2)
  • Classic Cold (812/8Q2)
  • Zero+ (902/8Q2)

1 пара для даблполинга:

  • Double Poling (DP)

Fischer Сarbonlite — одни из самых легких лыж в мире. Их масса составляет всего 980гр. (186см). Мысок и пятка из карбона. Сотовый сердечник, стенки лыжи выполнены из сот, стоящих перпендикулярно. Такая конструкция придает больше жесткости лыже, без увеличения массы.

Производятся 2 разновидности коньковых:

  • Skate Cold (610/1Q)
  • Skate H-Plus (115/15)

И 1 классическая пара:

  • Classic Plus (812/8Q2)

Fischer RCS - Пластик, структуры и конструкции такие же, как на самых верхних моделях. Ключевое отличие — RCS тяжелее топовых моделей. Их масса — 1090 гр. (187/197см)

Производится 1 пара коньковых:

  • Skate Plus (115/15)

И 2 пары классических:

  • Classic Plus (812/8Q2)
  • Zero+ (902/9Q2)

Fischer RCR - лыжи для активных любителей. Отлично подойдут для любителей лыжных марафонов, бегающих для удовольствия, а не на результат. Скользящая поверхность — та же WC Plus, что и на RCS, Carbonlite, но сами лыжи чуть тяжелее — 1190 гр. Нанесена новая универсальная Plus структура на -10 и теплее. Конструкция лыж только 115.

  • RCR Skate — 1190 гр. (115)

Модели SCS, CRS, SC

Лыжи Fischer SCS и ниже предназначены для любительского катания «выходного дня». Конструкция у всех 115, которая более устойчива и комфортна человеку со слабой техникой. Скользящая поверхность из менее качественного пластика. Так же эти лыжи значительно тяжелее верхних моделей:

  • SCS — 1270 гр.
  • CRS — 1320 гр.
  • SC — 1360 гр.

Fischer LS (low segment) - начальная модель лыж. Сердечник полностью из дерева с воздушными каналами. С сезона 17/18 лыжи будут производиться с платформой IFP и без нее.

Fischer TwinSkin - серия классических лыж, не требующих мази держания. В колодку вставлен специальный камус из мохера, который цепляется за снег в одном направлении и не мешает скольжению в другом.

Есть 3 варианта:

  • TwinSkin Carbon — 1080 гр., (конструкция 902/9Q2)
  • TwinSkin Race — 1190 гр., (конструкция 812/8Q2)
  • TwinSkin Pro — 1330 гр.

Разница, как обычно, в скользяке и весе, есть отличия по материалу TwinSkin. Лыжи Carbon имеют топовый скользяк WC Plus, легкий сердечник и TwinSkin из 100% мохера. Так же Carbon имеют уменьшенную колодку для улучшения скольжения, это даст преимущество лыжникам с хорошей техникой. Эти лыжи можно использовать на зимних классических марафонах. Race и Pro — более тяжелые лыжи со скользяками как на моделях SCS и ниже. В версии Pro TwinSkin состоит из смеси мохера и искусственных волокон. Race и Pro лучше использовать только для тренировок и прогулок.

Fischer Zero+

Особая линейка классических лыж для сложных погодных условий — при температуре около 0 градусов с перепадами от -3 до +3 градусов. Особенность лыж в том, что они не требуют нанесения мазей держания. Зона колодки сделана из специального материала, длину которого можно регулировать. Удлиняется мелкой наждачкой, укорачивается парафином. Модель отлично подходит для весенних марафонов и лоппетов.

Линейка состоит из 2 пар. Обе имеют топовые скользящие поверхности и конструкцию 902/9Q2. Разница только в массе лыж и способе приклеивания пластика.

  • Speedmax Zero+ (1030 гр., конструкция 902/9Q2)
  • RCS Zero+ (1090 гр., конструкция 902/9Q2)

СТРУКТУРЫ СКОЛЬЗЯЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЛЫЖ FISCHER

Невозможно воспроизвести один и тот же штайншлифт на двух разных машинах. Должен быть тот же самый камень, тот же самый алмаз, та же самая вода, используемая для промывки. Это значит, что настоящие фишеровские структуры можно сделать только на фабрике «Fischer», и в настоящий момент такая возможность доступна только членам национальных команд, выступающим на этапах Кубка мира. На стоковые лыжи наносятся структуры Р5-1 (универсальная теплая, ранее Р1-1) и С1-1 (универсальная холодная). Они же чаще всего используются и гонщиками уровня Кубка мира. Узкоспециализированные структуры менее распространены.

  • P10-1 для сухого снега при температуре ниже 0°С
  • С1-1 все типы снега, включая свежий, температура ниже -5°С
  • С3-1 для искусственного снега, температура ниже -5°С
  • С8-1 более узкая структура для искусственного снега от 0°С...-10°С
  • С12-1 любой тип снега, -5°С...-15°С
  • P1-1 температура +3°С...-5°С, свежий снег
  • Р3-1 структура на свежий снег, на температуру выше 0°С
  • Р3-2 на старый мокрый снег
  • Р3-3 водянистый снег, от +5°С и выше
  • Р5-0 сухой мелкий снег от 0°С...-5°С
  • Р5-9 структура для классических лыж на старый мокрый снег, температура от 0°С и выше
  • TZ1-1 структура на свежий снег при температуре ниже 0°С
  • P5-1 универсальная структура на температуру от +5°С...-10°С, любой тип снега
  • P22-6 переходная структура на любой тип снега, температура от +5°С...-5°С

ИНДЕКС ЖЕСТКОСТИ FA, HR, SVZ

HR —зазор в миллиметрах , который остается после нажима на лыжу половиной веса среднестатистического лыжника. Нагрузка прилагается на лыжу в 7 см ниже точки баланса. Оставшийся зазор и есть HR. Проще говоря, это жесткость мысков и пяток лыжи.

SVZ - характеристика, показывающая, насколько лыжа отличается от идеального соотношения HR и FA. Значение применяется в производстве для проверки качества подбора лыж в пары. При выборе пары лыж для себя, показатель не имеет значения.

Индекс жесткости FA — это максимальная нагрузка, измеряемая в килограммах, приложенная в 7 см ниже точки баланса, сжимающая лыжу до зазора в 0,2 миллиметра (толщина слоя мази).

Для каждого веса спортсмена, в зависимости от квалификации, особенностей техники и состояния трассы существует достаточно широкий диапазон индекса жёсткости с разбросом в десяток единиц.

оптимальный подбор для конькового хода: вес лыжника + 15 - 25%. 15% для мягкой трассы. 25% для жесткой.

оптимальный подбор для классического хода: вес/2.

Индекс указан в производственном штрих-коде и на боковине лыжи - три цифры, стоящие на небольшом интервале от серийного номера. (для моделей сезона 15/16 индекс указан на отдельной наклейке, 17/18 - на общей производственной наклейке).

Серийный номер пары указан на боковине лыжи (картинка ниже):

202/1353513931 043

202 — длина лыж в см

13 — год выпуска (2013)

5 — жесткость (4 — soft, 5 — medium, 6 — stiff)

35 — порядковый номер недели выпуска с начала календарного года

13931 — серийный номер лыжи

043 — индекс жесткости (FA)

Для лыж сезона 17-18 подбор проводится по этой таблице:

Топовый сегмент лыж производится только в Австрии (от RCR до Speedmax), юниорские Speedmax и Carbonlite. На австрийских лыжах написано «Made in Austria». На украинских лыжах написано «Austria».

Спортцеховые лыжи и предзаказ.

Существует 2 мифа.Первый распространяют производители: спортцеха нет, в обычных магазинах продаются те же лыжи, на которых побеждают на самом высоком уровне. Второй миф (ближе к истине) распространяют продавцы: спортцех есть. Так появляются лыжи "из под сборника", рассчитанные на 100 кг спортсмена, или предложения предзаказа, когда цеховые лыжи будут "изготовлены" непосредственно под вас.

Гоночный департамент у компании Fischer несомненно есть. Индивидуальные изменения при производстве лыж по желанию гонщиков вносятся в конструкцию. Но это касается только гонщиков мировой элиты. На этикетке цеховых лыж содержится больше информации для подбора, и сервисмены из года в год знают, какие лыжи использует тот или иной спортсмен. Но в любом случае, при прочих равных условиях им приходится каждый раз откатывать лыжи и только тесты на снегу могут показать, какая пара лыж работает в эту погоду, в этом месте. Не прошедшие тесты цеховые лыжи непременно попадут в сток. Кто продаст отлично работающую пару с большим остаточным ресурсом (а не "стоячую", многократно перешлифованную и пережженую)???

Предзаказные лыжи - подбор из стока под ваши параметры, об индивидуальном изготовлении речи быть не может. Точно такие же, как в магазине, просто подобранные. На лыжах будет специальная наклейка, на которой можно увидеть все показатели промеров лыжи, не только FA.

Каждая лыжа имеет свою маркировку — множество непонятных цифр и букв. Мы расскажем вам, какую информацию содержит маркировка для конькового хода. Ведь чтобы выбрать нужную вам категорию, нужно знать, как расшифровывается та или иная надпись.

Многие задумываются о маркировке, которая находится на лыжах, но не всякий ее может правильно расшифровать, а разбор непонятных цифр отнимает большое количество времени. Далее подробно расскажем, что означают цифры на , а также как использовать информацию кодов, серийных номеров и других обозначений.

Отличается от горнолыжного или классического. Соответственно набор характеристик и рабочих свойств для каждого изделия различен. Коньковый стиль напоминает при движении катание на коньках. На мыске выбиты два обозначения. Они выглядят таким образом: 28\1Q, A5\610 и т.д. Первая цифра или цифра с буквой обозначает маркировку скользящей поверхности, второе сочетание букв и цифр — маркировку конструкции.

Для скользящей поверхности применяется синтетический материал, который определяет долговечность, надежность и скольжение инвентаря. Материал бывает с различной молекулярной массой и количеством графита. Чем выше молекулярная масса, тем больше уровень скольжения и мягкости.

Имеет два типа:

  1. А5 — универсальный холодный тип. Используется при температуре -2 и ниже.
  2. 28 — универсальные теплый тип. Используется при температуре -10 и выше.

Конструкции

Различают две конструкции коньковых моделей:

  1. 115 (15\1) — леденистая трасса, пользуется популярностью при плохой технике. Точка опоры расположена близко к мыску и пятке. Обеспечивает высокий уровень устойчивости и контроль. Недостатки: зарывание в рыхлый снег.
  2. 610 (61Q, 1Q) — мягкая трасса. Точка опоры находится близко к колодке, при этом мысок и пятка мягче. Недостатки: рыскают по ледяной трассе.

Таблица жесткости

При помощи таблицы (см. ниже) можно определить, какой индекс жесткости нужно подобрать для людей с разным весом. В зависимости от уровня спортсмена, физических данных выбирается значение из диапазона жесткости, и таким образом подбираются более мягкие или жесткие . Например: с хорошей техникой катания на больший вес выбираются более жесткие.

Коньковые модели выпускаются с жесткостью medium, которая также имеет свой диапазон. Чаще (в отличие от классики) выбираются более жесткие лыжи из-за лучшего скольжения.

Таблица жесткости лыж Фишер представлена ниже.

Модель Коньковые, мягкий снег Коньковые, жесткая трасса из льда
Вес, кг Диапазон Диапазон
максимум минимум максимум минимум
35 39 44 42 46
40 44 50 48 52
45 50 56 54 59
50 55 63 60 65
55 61 69 66 72
60 66 75 72 78
65 72 81 78 85
70 77 88 84 91
75 83 90 89 98
80 86 94 92 100
85 89 98 95 102
90 93 102 97 105

Структуры на лыжах Фишер

Структура — это рисунок, который наносится специальным шлифовальным камнем на поверхность инвентаря. Рисунки оригинальны и соответствуют каждому типу снега. Форма и глубина рисунков разнообразна.

Ручное нанесение может ухудшить скольжение. Ее легко убрать после парафиновой обработки. Машинную структуру, нанесенную камнем убрать нельзя. Наиболее популярные структуры — это Р5-1 и С1-1.

Серийный номер лыж Fisher: расшифровка

Если посмотреть на боковую поверхность изделия, в районе пятки, то можно также увидеть ряд цифр. Это и есть серийный номер:

  • первая цифра означает длину в сантиментах;
  • вторая — после дроби год выпуска (обозначается двумя цифрами);
  • третья — жесткость;
  • четвертая — номер недели выпуска;
  • пятая — номер серии;
  • шестая — индекс жесткости, на данный момент обозначается штрих-кодом, цифры не пишутся.

Размер лыжи выбирается исходя из веса ездока, при этом учитывается жесткость изделия.

Содержание графита в базах Fisher

Разные базы имеют соответствующее содержание графита. При увеличении процента графита, пористость материала увеличивается, и подсос влаги уменьшается. Холодные базы имеют более гладкую, скользящую поверхность и конструкция у них жесткая. Поэтому процент графита здесь меньше.

  • Speedmax, RCS: Worldcup 28 (Plus) — 10% Worldcup A5 (Cold) — 4,5% ;
  • RCR, SCS, CRS, SC: Worldcup pro — 7,5% Protec — 7,5%;
  • LS: Sintec — 3,5% .

Показатели FA, HR, SVZ

При нужно учитывать не только вес и рост человека, но и его технические способности, физические данные.

Эти показатели есть только на спецлыжах. Они изготавливаются по предзаказу. Данные цифры, наряду со штрихкодами и текстом находятся на наклейке. Можно узнать всю информацию о лыжах, просканировав штрихкод при помощи смартфона.

Каждому весу лыжника соответствует определенный показатель жесткости инвентаря, который задан в достаточно широком диапазоне. Одно и то же изделие может подойти как профессионалу, так и любителю. И оба будут удобно себя чувствовать. С FA хоть и сложнее, но можно хорошо и правильно подобрать изделие.

FA — индекс жесткости, который указывает на характеристику лыжи. Используя данную величину можно выбрать нужную модель. Индекс жесткости для рассчитывается как количество кг веса, которое прикладывается ниже на 7 см от точки баланса, для сжатия лыжи до 0,2 мм.

Следующий показатель HR — зазор который появляется в процессе нажатия на лыжу (в точке ниже на 7 см от точки баланса) половиной веса спортсмена. Здесь берется средний вес лыжника. Сочетание этих двух характеристик HR и FA позволяет сделать оптимальный выбор.

SVZ — характеристика, показывающая насколько изделие отличается от идеального соотношения HR и FA. При помощи этого показателя ведется отбор некачественных изделий, а также подбор пар лыж Фишер.

Из чего делают лыжи Fischer?

Сердечник делают из легкого сотового наполнителя. На некоторых моделях боковые стенки имеют также сотовую конструкцию, напоминающую сетку. Изделие при этом становится очень легким. На начальных моделях использовалась конструкция, где сердечники из дерева имеют воздушные каналы.

В составе несущего материала присутствуют волокна из карбона, для прочности и гибкости. Современный уровень изготовления спортивного инвентаря очень высок. При производстве используются лучшие технологии и последние разработки. использует разные материалы и технологии для разных типов изделий. Например, один подход для изготовления и совсем другой — для гоночных.

Рассмотрим, как изготавливаются модели по новейшей технологии спидмакс (что в переводе означает максимальная скорость). Схема изготовления такова: материал будущего изделия под высокой температурой под прессом спекается, после этого пластик приклеивается к скользящей поверхности.

Можно задаться вопросом, почему так много цифр зашито в этикетку и зачем все эти трудности с расшифровкой маркировки. Ведь можно просто подбирать лыжи по весу. Эта сложная, но качественная и объективная информация нужна лишь для того, чтобы точнее и лучше подобрать инвентарь. Если вы собираетесь приобрести данный товар, то лучше его протестировать. Умение правильно расшифровывать цифры, буквы и аббревиатуру — это еще полдела. Ведь для каждой погоды, разного типа снега лыжи подбираются по-разному.

Ханс ХУБИНГЕР:

ОДНА И ТА ЖЕ ЛЫЖА МОЖЕТ ПОДОЙТИ И СИЛЬНОМУ 70-КИЛОГРАММОВОМУ ЛЫЖНИКУ С ПРИЛИЧНОЙ ТЕХНИКОЙ

И ХОРОШИМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ДАННЫМИ, И 90-КИЛОГРАММОВОМУ ЧЕЛОВЕКУ С ИЗБЫТОЧНЫМ ВЕСОМ И ПОСРЕДСТВЕННОЙ ТЕХНИКОЙ.

ПРИ ЭТОМ И ДЛЯ ПЕРВОГО, И ДЛЯ ВТОРОГО ЭТО БУДЕТ БЛИЗКАЯ К ИДЕАЛЬНОЙ ЛЫЖА.

КАК ЭТУ ИНФОРМАЦИЮ ЗАШИТЬ В ЭТИКЕТКУ?

На фабрике «Fischer» в Риде до этой поездки я бывал дважды - в 1998 году (см. «Л.С.» №10) и в 2006 году (см. «Л.С.» №35). Каждый раз из этих поездок получалось привезти немало материалов, и при этом каждый раз нам удавалось опубликовать все эти материалы в одном номере. Эта поездка станет исключением, потому что опубликовать всё, что этим летом удалось привезти из Рида, в одном номере у нас не получится. Поэтому меньшую, но наиболее актуальную часть мы публикуем сейчас, в этом номере, а с бóльшей частью вы сможете познакомиться в следующем, январском номере, уже в 2014 году.


В этом году компания Fischer анонсировала новую топовую модель Speedmax, которая изготавливается по революционно новой технологии Cold Base Bonding. Естественно, меня заинтересовала возможность увидеть самому, как производится эта модель.

Напомню в двух словах, в чём заключается традиционная процедура изготовления любой модели лыжи «Fischer» (да и не только «Fischer»): собранные в специальной кассете, все компоненты будущей лыжи поступают в пресс, где под высокими температурой и давлением спекаются/склеиваются, и из пресса выходит уже полностью готовая лыжа - после печи ей предстоит пройти лишь «косметические процедуры» в виде обрезки, шлифовки и нанесения лака. Технология эта отработана даже не годами - десятилетиями, и в неё не вносилось в последние годы ничего принципиально нового.

И вот - Speedmax. Революция, прорыв, принципиально новый технологический процесс, суть которого заключается в том, что лыжа собирается/склеивается/спекается в прессе всё под теми же высокими температурой и давлением, но... без пластика скользящей поверхности! А пластик скользящей поверхности приклеивается потом холодным способом уже к готовой лыже. Таким образом, пластик скользящей поверхности не подвергается воздействию высоких температур и давления и, по словам представителей «Fischer», лучше сохраняет свои первозданные свойства: лучше впитывает смазку, лучше обрабатывается, лучше скользит...

Интересно? Ещё как! Но где же, где тот самый участок, где совершается это волшебство? Увы, в цех, где производится «женитьба» (От автора: позволю себе использовать этот термин из мира автомобильной сборки, где таким образом называют процедуру соединения на конвейере кузова и двигателя), то есть соединение абсолютно готовой лыжи с пластиком скользящей поверхности, нас не пустили. Говорят: секреты, журналистам туда - никак. Зато нам показали полностью готовую, абсолютно невесомую лыжу Speedmax без скользящей поверхности. Вот она - в руках представителя «Fischer» в России Елены Родиной (см. верхнее фото на стр. 82). Когда держишь эту лыжу в руках, очень трудно отделаться от ощущения, что всё это какая-то фантастика: ты держишь в руках вроде бы практически законченную лыжу, а она - ничего не весит. Понятно, что когда к ней приклеят пластик скользящей поверхности, она потяжелеет и станет по весу вполне привычной. Но вот это ощущение - когда ты держишь в руках пока ещё «не обутую» лыжу веса пера - непередаваемо.

Все работницы на фабрике одеты в фирменную спецодежду «Fischer» - удобно и красиво.
фото: Иван Исаев

Итак, наш сегодняшний собеседник - Ханс Хубингер (Hans Hubinger) - руководитель отдела по разработке гоночных лыж компании «Fischer». Это с ним мы разговаривали семь лет назад («Л.С.» №35 за 2006 год), это ему я задавал семь лет назад многочисленные вопросы о том, почему компания «Fischer» - лидер на рынке, и как ей удаётся удерживать это лидерство на протяжении стольких лет. С тех пор на рынке, если честно, мало что изменилось, точнее - лидерство «Fischer» стало ещё более заметным, но об этом мы подробно поговорим в январском номере журнала, а пока я прошу Ханса ответить на наши вопросы и на вопросы наших читателей, заданные на сайте сайт перед нашей поездкой на фабрику в августе 2013 года.

Одну ночь «проездом» мы заночевали в Зальцбурге, а утром вышли в город на пробежку. Вот тогда я и сфотографировал эту сейчас, в августе, пустующую велопарковку перед зданием местного колледжа. Говорят, во время учебного семестра здесь не так-то просто найти свободное место для велосипеда.
фото: Иван Исаев

Пока мы шли по территории фабрики к переговорной комнате, обсуждали вопросы тестирования лыж, поэтому первый вопрос Хансу Хубингеру (кстати, от Елены Родиной) после того, как я включил диктофон, оказался словно бы продолжением нашего «коридорного» диалога:

- Почему норвежцы так много тестируют лыжи осенью на глетчерах - неужели в этом есть хоть какой-то смысл?

В принципе, у нас все спортсмены получают лыжи осенью. Они тестируют их в сентябре и октябре на глетчерах, а также на первых этапах Кубка мира, и если что-то не так, какие-то лыжи не подошли, мы эти лыжи потом им меняем. При этом мы стараемся учесть многие индивидуальные потребности гонщиков: например, спортсмен обладает хорошей техникой и физической силой и может даже при короткой колодке справиться с держанием - мы подбираем ему жёсткие лыжи. При этом он, умея справиться с такой короткой колодкой, естественно, начинает выигрывать в скольжении. А кому-то нужна более длинная, более мягкая, более прощающая огрехи техники колодка, и мы стараемся подобрать или сделать для гонщика и такие лыжи - идём навстречу и таким пожеланиям. То есть какие-то индивидуальные изменения по желанию гонщиков мы можем вносить в конструкцию. Но это касается только гонщиков мировой элиты, для каждого спортсмена мы это делать не можем.

Кроме того, если возвращаться к вопросу о целесообразности осенних тестов на глетчере... Понимаете, для нас даже не так важно протестировать лыжи на этом осеннем снеге, как важно в спокойной, непринуждённой обстановке пообщаться со спортсменами, побыть рядом с ними, собрать их впечатления от прошлого сезона, посмотреть, в каком направлении идти дальше. Потому что одно дело - общаться с ними в рамках Кубка мира, чемпионатов мира и Олимпиад, и совсем другое - на глетчере, когда сезон ещё не начался и пока никто никуда не спешит.

Ещё она вещь, удивившая меня в Зальцбурге - совмещённые переходы/переезды через улицу для пешеходов/велосипедистов. Велосипедистов на улицах Зальцбурга так много, что вместе с пешеходами на одной зебре им было бы тесно, и для них на всех переходах выделены отдельные коридоры.
фото: Иван Исаев

После того, как Ханс ответил на «нулевой» вопрос от Елены Родиной, мы достали распечатку с вопросами из анонса-новости на сайте сайт от 13 августа 2013 года и объяснили Хансу, что это вопросы от наших читателей.

Что ж, давайте посмотрим, что интересует российских лыжников.

Итак, я задаю Хансу первый вопрос:

Андрей Груздев:

Где можно сделать шлифт Р5-1 и С12-1? Какой шлифт на магазинных лыжах (наименование или код)?

В основном мы используем Р5-1 и С1-1, в том числе и на серийных лыжах. И эти структуры мы наносим на «магазинные» лыжи потому, что и в гонках Кубка мира элитные спортсмены используют в основном именно эти структуры. Конечно, у нас есть немало специальных структур на более узкие температурные диапазоны (например, упомянутая вашим читателем C-12-1), но тем не менее именно Р5-1 и С1-1 наиболее часто используются на этапах Кубка мира.

Malex:

Присоединяюсь к вопросу ниже - где можно делать (или обновлять) фишеровские структуры?

Могу открыть вам «секрет»: мы поняли, что даже внутри компании перенести в серийное производство те структуры, которые используем в экспериментальном производстве, мы не можем. Невозможно воспроизвести один и тот же штайншлифт на двух разных машинах. Нужно не только учитывать те или иные технические параметры этого шлифта, но и у вас должен быть тот же самый камень, тот же самый алмаз, та же самая вода, используемая для промывки. К нам часто обращаются гонщики, дилеры с просьбой о воспроизведении того или иного шлифта, но мы всегда и всем объясняем, что в буквальном смысле воспроизвести один и тот же рисунок на двух разных машинах - невозможно. И потом, давайте не будем забывать, что это всё-таки отчасти наше ноу-хау. То есть нужно понимать, что настоящие фишеровские структуры можно сделать только на фабрике «Fischer» и в настоящий момент такая возможность доступна только членам национальных команд, выступающим на этапах Кубка мира.

Malex:

Можно ли рассказать о структурах «Fischer»? То описание, которое я встречал в сети, выглядит малоинформативным. Почему сменили стандартную (магазинную) плюсовую структуру? Как мне кажется, она была очень неплохой. Если сравнить новую со старой, у какой какие преимущества?

Новая структура Р5-1 более универсальна - диапазон её использования смещён ещё больше в сторону плюса. При этом старая плюсовая структура Р1-1 продолжает успешно использоваться нашим гоночным департаментом. Но мы заметили, что при тёплой погоде у Р1-1 всё-таки есть какой-то эффект подсасывания. А так как мы используем в серийном производстве всего два типа лыж - на холод и на тепло - то хотели бы, чтобы эти два типа перекрывали максимально широкий температурный диапазон.

Андрей Пшеничников:

Расскажите о дальнейшем развитии линии RCS Classic Zero (в моих краях она особенно актуальна).

- От себя добавлю к вопросу Андрея: слышал, что сейчас существенно расширяется диапазон использования лыж Zero. Насколько это соответствует действительности?

Да, это правда. Когда мы начинали работу над лыжами Zero в конце 80-х годов прошлого века, мы, возможно, сделали небольшую ошибку, поскольку хотели использовать их как замену лыжам с насечкой, сделанным по технологии Crown - лыжам достаточно универсальным, которые можно было использовать в относительно широком диапазоне. Но оказалось, что, будучи незаменимыми в околонулевой зоне, лыжи Zero имеют всё-таки существенно более узкий диапазон использования. Мы посмотрели статистику и увидели, что спортсмены используют эти лыжи чрезвычайно редко - один, может быть - два раза за сезон, настолько редко соответствовали им снежные и температурные условия.

Мы стали думать - как расширить диапазон их применения? Дело в том, что при использовании этой модели есть одна опасность: она возникает, когда высокая влажность, температура около ноля градусов, но при этом на затенённых участках трассы она чуть ниже ноля. Вот при таких условиях всегда есть вероятность замерзания воды, которая находится на поверхности лыжи и непосредственно в ворсинках. Мы стали думать - что можно сделать в этой ситуации? Стали искать иные, более подходящие для этой цели материалы для зоны колодки. Кроме того, обратились к представителям компаний-производителей смазки с просьбой найти варианты смазки для лыж Zero под колодкой: нам нужна была мазь, которая бы препятствовала проникновению влаги в пространство между ворсинками и не давала бы там воде превратиться в лёд. И компании-производители мазей откликнулись, такие смазки появились, и возможность их использования помогла нам расширить диапазон применения этих лыж в сторону небольшого минуса. С другой стороны, тесты показали, что в более тёплую, плюсовую погоду, когда обычно используются клистеры, эти лыжи также можно использовать вместо традиционных лыж со смазкой. То есть, как видите, эти лыжи оказалось возможным использовать и в плюсовую погоду.

Марит Бьорген - один из самых успешных спортивных «проектов» компании «Fischer». Успешнее, быть может, был только легендарный восьмикратный олимпийский чемпион Бьорн Дэли. Вот и с последнего чемпионата мира в Валь ди Фиемме 2013 года Марит привезла для «Fischer» и Норвегии четыре золотых и одну серебряную награды (из шести возможных).
фото: Reuters

Ещё одним важным обстоятельством стал тот факт, что мы сейчас стали использовать для колодки два разных материала - более агрессивный в середине колодки, и менее агрессивный - по краям. Теперь, когда вы определили колодку на конкретной паре лыж под конкретного гонщика именно с его весом, вы можете на этих лыжах зафиксировать необходимую вам колодку, запарафинив «лишние» её куски, состоящие из неагрессивного пластика. С другой стороны, в случае неуверенного держания эти «лишние» участки неагрессивного пластика под колодкой можно зашкурить и использовать для держания, а не скольжения.

- Лыжи Zero жёстче или мягче стандартных лыж?

Мягче. Обычные лыжи должны быть жёстче, потому что нужно место ещё и для нескольких слоев мази. А здесь мази нет.

- Всё-таки хочется услышать какую-то конкретную информацию: каков нынешний актуальный температурный диапазон использования этих лыж - плюс-минус полградуса, один градус, два градуса?

При высокой влажности (а значит - малой вероятности образования льда) эти лыжи можно использовать до довольно низких температур, вплоть до минус трёх и даже минус пяти градусов. Например, на чемпионате мира 2011 года в Осло, где близко море и всегда высокая влажность и туманы, эти лыжи работали и при минус трёх-пяти градусах.

При низкой влажности при минусовой температуре у вас меньше шансов для использования этих лыж.

Если попытаться дать универсальный рецепт использования лыж Zero, то он будет следующим:

при минусовых температурах эти лыжи можно использовать вплоть до минус трёх-пяти градусов при условии высокой влажности. При низкой влажности ваши шансы на использование этих лыж существенно уменьшаются из-за высокой вероятности образования льда под колодкой. Правда, современные средства обработки колодки от ведущих производителей смазки помогут вам снизить остроту этой проблемы;

в околонулевой зоне при температуре плюс/минус полградуса эти лыжи идеальны, и им не так-то просто найти альтернативу;

при плюсовой температуре вероятность образования льда между ворсинками становится ничтожно малой, и в этом смысле использование этих лыж при температуре плюс один-два-три градуса выглядят идеальным. За исключением одного «но»: чем теплее, тем больше влаги появляется в лыжне, тем больший подсос создают ворсинки. Если вы тренируетесь, это не будет для вас проблемой. Но в гонке этот подсос может сыграть свою негативную роль - вы будете проигрывать конкурентам в скольжении, и при откровенно сырой лыжне вам нужно будет всё-таки искать альтернативу лыжам Zero в виде лыж со смазкой.

На улицах Зальцбурга мы встретили «парящую» серебристую статую, которой прохожие кидали в ведёрки монетки; после этого статуя «оживала» и вручала жертвователю памятную открытку со своим изображением.
фото: Иван Исаев

Велопарковки в Зальцбурге буквально на каждом шагу.
фото: Иван Исаев

- Как далеко от ноля в плюс можно использовать эти лыжи?

Температура, на самом деле, не имеет большого значения - мы знаем условия, при которых эти лыжи точно не будут работать ни при какой температуре - на жёсткой леденистой трассе. Потому что у микроворсинок колодки нет ни малейшего шанса зацепиться за столь жёсткий снежный покров, почти лёд. А вот свежий или, тем более, падающий снег при околонулевой температуре даёт лыжам Zero очень неплохие шансы, поскольку использование жидкой или полутвёрдой мази при такой погоде с очень большой долей вероятности обеспечит вам подлип.

Андрей Чернышев:

Отличается ли пластик по своим техническим параметрам на лыжах RCS и RS (карбоновые и не карбоновые)?

- Давайте присоединим к списку, озвученному Андреем, и лыжи Speedmax.

Изначально скользящая поверхность на всех этих типах лыж используется одна и та же. Правда, со Speedmax - отдельная история, их скользящая поверхность не подвергается в процессе производства воздействию высокой температуры и высокого давления, и мы считаем это существенным плюсом. Но изначально материал на Speedmax - тот же.

Вообще-то, современные тенденции подготовки лыж к гонке таковы, что сам пластик скользящей поверхности уже не имеет такого большого значения, как раньше. Гораздо большее значение имеет структура, нанесённая на этот пластик. Да, 11-я база была неплоха, очень хорошие результаты она показывала на холодном свежем снеге, но, тем не менее, А5, на наш взгляд, работает лучше. Но, опять же, если нанести на любую холодную базу неправильную структуру, то шансов, что такие лыжи будет хорошо работать, нет никаких. 11-я база хорошо работала, когда были распространены разнообразные ручные накатки. А сейчас всё-таки далеко вперед ушла система машинной обработки лыж. Мы по-прежнему каждый год даём спортсменам пробовать лыжи с 11-й базой, но они их не используют.

Андрей Чернышев:

Как отличить лыжи австрийского производства от украинского или белорусского или какого-нибудь еще?

А чем вызван этот вопрос? Это имеет какое-то значение?

- В России люди, покупая верхние модели лыж, хотят быть уверены, что эти лыжи сделаны в Австрии, а не на Украине.

В принципе, для нас это тоже довольно важная история. Владельцы компании имеют на этот счёт давнюю принципиальную позицию: вся высококлассная продукция, все верхние модели должны производиться именно здесь, в Австрии. В настоящий момент шесть верхних моделей производятся в Риде: Speedmax, Carbonlite, RCS, RCR, SCS и юниорская модель Carbonlite Jr.

- Как это понять, глядя на саму лыжу? Есть какая-то отличительная надпись, или, быть может, часть индивидуального номера лыжи?

На австрийских лыжах написано «Made in Austria». На украинских лыжах написано «Austria» - отличить просто.

Процедура укладки комплектующих в кассету перед отправкой будущей лыжи в пресс остаётся неизменной на протяжении уже нескольких десятилетий...
фото: пресс-служба «Fischer»

Зато высокоточный полностью компьютеризированный пресс - новый, ему всего два года. Он позволяет с максимальной точностью задать технические параметры лыж и в дальнейшем дает возможность воспроизвести характеристики наиболее удачных лыж.
Сейчас две полностью собранные кассеты отправились внутрь пресса.
фото: пресс-служба «Fischer»

Владимир Смирнов:

Меня также интересуют маркировки (база, конструкция, FA, HR, SVZ)...

Осипов Владимир:

И я бы присоединился к вопросу по поводу обозначений жесткости и отмечу несоответствие расчетов по FA действительной жесткости, промерам лыж на «флексоре». По России ходят некие таблицы «жесткости»... по-моему, самодеятельные. С некоторых пор в Россию не поступают коньковые лыжи SOFT, по крайней мере, найти их трудно, отчего выпадают спортсмены небольших весов, особенно молодежь высокого роста с небольшой массой - юноши, юниоры. Эта проблема есть даже в национальных сборных командах страны. Объяснения А.Завьялова выглядят неубедительно и больше похожи на попытку оправдать избыточную жесткость коньковых лыж «Fischer» перед спортивным «рынком».

Мы говорим о том, что при подборе лыж действительно очень важно учитывать большое количество параметров. С одной стороны, в своих таблицах мы в первую очередь опираемся на вес человека; с другой стороны, есть много других параметров, например, рост - при одном и том же весе можно использовать лыжи разной ростовки. Есть разный уровень катания - все знают, что человек, обладающий хорошей техникой, может взять при прочих равных условиях более жёсткие классические лыжи - они будут лучше катить, а его хорошая техника и хорошие физические данные позволят ему нормально толкаться на более жёстких лыжах. А другой спортсмен при прочих равных условиях не справится с этими лыжами. Таблица по подбору жёсткости FA, которая действительно существует и которую действительно можно найти в Интернете - это лишь некое общее направление, нужно учитывать и многие иные параметры в подборе лыж, кроме этого FA. Поэтому для каждого веса существует определенный диапазон индекса жёсткости, это не какая-то конкретная единица с разбросом в один-два пункта, а достаточно широкий диапазон с разбросом в десяток единиц.

- А можно дурацкий вопрос? Почему всё-таки нельзя на лыжах писать жёсткость в килограммах, а не в этих мудрёных FA?

Мы много и долго обсуждали этот вопрос - писать килограммы или FA. Но как мы говорили - если человек придёт в магазин и увидит не совпадающие с его весом килограммы на лыже, он их не купит. Но по факту в зависимости от техники катания эти параметры могут меняться - с хорошей техникой можно и нужно брать более жёсткие лыжи, на бóльший вес. И наоборот. На наш взгляд, человеку, разбирающемуся в предмете, технические параметры (FA и HR) дадут больше информации о лыжах, чем просто вес в килограммах. Продавец должен знать технические характеристики данной лыжи и должен уметь в разговоре с покупателем в зависимости от уровня его подготовки и физических данных дать ему рекомендацию по отклонению в ту или иную сторону.

- Хорошо, тогда расскажите, что же всё-таки такое FA?

Ханс берёт лист бумаги и начинает рисовать.

Смотрите, вот это - баланс лыжи, вот это - точка приложения усилия в 7 сантиметрах от точки баланса.

- А почему в 7 см ?

Мы считаем, что гонщик прикладывает максимальное усилие к лыже в районе подушечек стопы, то есть примерно в 7 см от точки баланса.

Итак, крепление находится на точке баланса, но давление мы прикладываем не в точке баланса, а там, где располагаются подушечки стопы. Мы увеличиваем силу давления до тех пор, пока зазор между поверхностью стенда и лыжей не составит 0,2 мм (на толщину мази). Смотрим, каким весом надо воздействовать на лыжу, чтобы получить этот зазор в 0,2 мм? Например, к классической лыже длиной в 207 см нам нужно приложить усилие в 42-43 кг для того, чтобы под колодкой остался зазор в 0,2 мм. Вот это и есть величина FA. Потому что для того, чтобы полностью задавить эту лыжу, чтобы выбрать этот зазор в 0,2 мм, конкретно этой лыже нужно дать дополнительную нагрузку ещё в 5-6 кг сверх этих 42-43. Теперь понятно, чем FA отличается от веса, необходимого для полного задавливания лыжи?

Есть ещё два параметра, которые пишутся на гоночных лыжах: это HR - жёсткость, и SVZ.

HR - это фиксированный для каждой ростовки вес, с которым в процессе тестирования мы воздействуем на лыжу. Например, для ростовки в 207 см таким фиксированным весом у нас являются 32,5 кг. То есть на каждую ростовку мы воздействуем своим отдельным весом, но внутри ростовки вес, с которым воздействуют на все лыжи, один и тот же. В идеале, конечно, хотелось бы взять вес каждого конкретного человека и с половиной его веса воздействовать на подбираемую им лыжу. Но понятно, что каждого покупателя в Австрию не привезёшь, поэтому при подборе лыж в гоночном департаменте мы пользуемся этими двумя параметрами - FA и HR, поскольку это позволяет нам более точно подобрать лыжи.

- То есть HR - это величина остаточного прогиба после воздействия на лыжу стандартным фиксированным для этой ростовки весом?

Совершенно верно. FA - это максимальная нагрузка до зазора в 0,2 миллиметра, измеряемая в килограммах, а HR - это остаточный прогиб после воздействия на лыжу стандартным для этой ростовки весом, измеряемый в миллиметрах. У FA мы меряем давление (вес, с которым давим на лыжу), а при получении HR измеряем оставшийся зазор.

Я прошу Ханса нарисовать веса, с которыми воздействуют на те или иные ростовки лыж. Ханс рисует в левом верхнем углу эти диапазоны и поясняет:

Разница между ростовками 207 см и 202 см - 2,5 кг. Но между 202 и 197 - разница уже не в 2,5, а в 5 кг. Это из-за того, что 202, как мы считаем, как правило, ещё мужские лыжи, а 197 - уже женские.

- А что такое SVZ?

Это характеристика, показывающая, насколько лыжа отличается от идеальной прямой.

- И в чём она измеряется - в миллиметрах, микронах?

Это не так важно - это, по сути, наш внутренний показатель качества, никакого отношения к работе лыж не имеющий. Этот показатель помогает нам вести отбраковку некачественных лыж, ничего более.

Я говорю Хансу о том, что мы опубликуем его рисунок в журнале и прошу в правом верхнем углу подписать его. Все присутствующие смеются.

Вы из меня Пикассо хотите сделать? - с улыбкой ворчит Ханс, но рисунок всё-таки подписывает.

Рисунок Ханса. В верхнем углу - значения фиксированных нагрузок, применяемых к тем или иным ростовкам лыж, справа - собственноручная подпись.

- Давайте попробуем всё-таки ответить на вопрос по поводу лыж жёсткости Soft (мягких)...

Тут ваш читатель прав - несколько лет назад мы перестали производить коньковые лыжи в жёсткости Soft, но тем не менее жёсткость Medium (средняя жёсткость) имеет определенный диапазон, в котором можно найти как более мягкие, так и более жёсткие лыжи. Также нужно понимать, что обычно при выборе коньковых лыж покупатель чаще идёт в сторону более жёстких, потому что считается, что такие лыжи лучше скользят.

А вот если говорить про классические лыжи, то тут среднестатистический потребитель, наоборот, чаще идёт в сторону более мягких лыж, чтобы обеспечить себе надёжное держание. Может быть, он немножко потеряет при использовании таких лыж в скольжении, но в классике всё-таки держание - самое главное, потому что именно этот аспект, а не скольжение, обеспечивает комфортное катание этим стилем. В коньковых лыжах важно, чтобы лыжа была чем-то типа трамплина, катапульты, чтобы не было полного контакта лыжи со снегом, а в классике вам как раз обязательно нужен полный контакт. Поэтому мы сохранили в классических лыжах жёсткость Soft, отказавшись от неё в коньковых лыжах.

- Вопрос немного в сторону: что, по вашему мнению, в скольжении лыжи наиболее важно: прогиб (эпюра) лыжи, структура лыжи или смазка? 15 лет назад первый российский чемпион мира по лыжному ориентированию Иван Кузьмин написал на страницах нашего журнала: «...принято считать, что весовой прогиб лыжи определяет 60% скользящих свойств лыжи, 20% определяется материалом и структурой, и лишь последние 20% - смазкой лыж...» Насколько, на ваш взгляд, эта пропорция соответствует действительности ?

Скольжение - это не всё. Если просто скатываться с горки на скорость, то это одно. Если же мы говорим о работе лыжи, то это совершенно другое. Для скольжения я могу взять горные лыжи и там главное - структура и мазь, эпюра лыжи отходит на второй план. А для того, чтобы передвигаться не только вниз, но и вверх, мне горные лыжи не подойдут, мне нужны беговые лыжи, и там уже нужен совершенно иной набор характеристик, рабочих свойств.

- И всё-таки, нам это важно - насколько корректно, на ваш взгляд, это высказывание?

На этот вопрос ответить непросто. Если какой-то из этих трёх параметров не работает, то результата не будет в любом случае. То есть если вы подобрали для себя хорошую пару лыж, но не угадали со структурой или смазкой, вы всё равно не получите хорошие лыжи, в борьбе с конкурентами у вас не будет шансов. То есть на самом деле у меня нет универсального ответа на ваш вопрос. Но, поскольку вы всё-таки настаиваете на ответе, я могу сказать, что в целом мне эти цифры нравятся, приведённая вами пропорция похожа на правду. Потому что вот этими шестьюдесятью процентами занимаюсь я, этими двадцатью - тоже я, ну, а эти двадцать процентов (смазка) - не моё дело (смеётся).

Абсолютно готовая лыжа Speedmax (но пока без пластика скользящей поверхности) в руках менеджера «Fischer» в России Елены Родиной. Поверьте мне, эта лыжа в таком виде действительно легче пера - абсолютно невесомая...
фото: Иван Исаев

Это пластина NIS (её тыльная сторона), которая вскоре будет приклеена к лыже «Fischer». Как видите, пластина имеет четыре шипа, которые при приклейке войдут на клею в четыре технологических отверстия, высверливаемых в лыже.
фото: Иван Исаев

Эталонные лыжи, с помощью которых время от времени проверяют настройки станка по спариванию лыж. Этот станок был куплен на фабрику пять лет назад, и с тех пор точность спаривания лыж возросла весьма заметно - теперь в одной паре не могут появиться лыжи с разницей в весе более чем в три килограмма. Но на «Fischer» особо подчеркнули, что спаривание с разбросом в 3 кг - это самый крайний случай, таких пар у них - не более одной на сотню. А обычная погрешность при спаривании - не более одного-двух килограммов.
фото: Иван Исаев

Как думаете, что это за стеклянный короб перед входом в цеха? Неужели не угадали? Правильно, курилка. Курильщики не могут просто так стоять и дымить на территории фабрики (пусть даже и на улице, вне помещения) - они обязаны войти в этот стеклянный «аквариум» и, покурив, там же оставить окурок. Я спросил директора по маркетингу гоночного дивизиона «Fischer» Таню Винтерхалдер (Tanja Winterhalder), как много у них на фабрике курящих людей? Таня в ответ поморщилась и, как мне показалось, немного виновато ответила:
- Много, процентов 10 или даже 12. Но процесс расставания с сигаретой медленно, но верно всё-таки идёт.
Я задумался и мысленно спросил сам себя - а сколько курящих людей на каком-нибудь российском предприятии в глубинке? Процентов 40? 50? 60? Думаю, эти австрийские 10-12 процентов для сугубо провинциального города Австрии - очень и очень неплохой показатель.
фото: Иван Исаев

«Made in Austria» - такая надпись есть на всех сделанных в Австрии лыжах. Это - признак именно австрийского происхождения данного продукта.
фото: Иван Исаев

Проходя мимо контейнера для мусора, я увидел пустую коробку от 900-граммовой упаковки парафинов «Swix». Поинтересовался - что это такое? Мне ответили, что именно этот парафин используется для базовой обработки лыж «Fischer». Как видите, это мазь «Swix» LF8 на температурный диапазон +1 – 4 градуса.
фото: Иван Исаев

Это палец Макса Буттингера. Он демонстрирует нам пластик скользящей поверхности, используемый на шести верхних моделях лыж «Fischer». Правда, из осторожности Макс всё-таки прикрыл часть идентификационного кода пластика (секреты, повсюду секреты!).
фото: Иван Исаев

Максим Чуриков:

У меня только одно пожелание: сделать, наконец, понятным обозначение лыж по месту производства, жесткости, типу снега, структуре и т.п. Чтобы любой желающий, взяв лыжи в руки, мог сразу понять - подходит ему эта пара, или нет? Если это сложно напечатать, то должна быть в свободном доступе (на сайте «Fischer») программа считывания и расшифровки штрих-кода. На дворе XXI век, а шаманство вокруг лыж «Fischer» продолжается.

Мы с вами уже обсуждали это. Недостаточно знать два параметра для того, чтобы понимать, подойдёт тебе эта лыжа или нет, нужно много чего учитывать, и «зашить» эту информацию в этикетку на лыже достаточно сложно. Одна и та же лыжа может подойти и сильному 70-килограммовому лыжнику с приличной техникой и хорошими физическими данными, и 90-килограммовому человеку с избыточным весом и посредственной техникой. При этом и для первого, и для второго это будет близкая к идеальной лыжа. Как эту информацию зашить в этикетке? То есть мы снова и снова возвращаемся к вопросу о том, что невозможно лыжу воспринимать исключительно только по весовым характеристикам. Если нам нужна ординарная лыжа для широкой продажи непритязательным покупателям, то тогда мы можем написать на лыже диапазон в 70 – 75 кг, и вперёд - покупайте все, у кого вес в этом диапазоне. Но для того, чтобы подбирать лыжу лучше, точнее, всё-таки лучше написать сложнее, но это будет более качественная и более объективная информация.

Возьмём в качестве примера наш гоночный департамент: там на лыжах на этикетке содержится больше информации, и сервисмены из года в год знают, какие лыжи использует тот или иной спортсмен. Но в любом случае при прочих равных условиях им приходится каждый раз откатывать лыжи в конкретный день в конкретном месте на конкретном снегу при конкретной погоде, и только тесты на снегу могут показать, какая пара лыж работает в эту погоду. Мы не можем написать всего этого на лыжах, потому что никто этого не знает. Я уже много лет работаю в гоночном департаменте «Fischer», через мои руки прошли тысячи, если не десятки тысяч пар лыж, я могу примерно сказать про ту или иную пару лыж - поедет она или нет, но всё равно каждую пару надо пробовать.

- Ок, вопрос в сторону от темы индексов и жёсткостей. «Fischer» и Сочи - есть ли здесь какая-то интрига, или для вас это такое же рутинное событие, как Солт-Лейк-Сити-2002, Турин-2006, Ванкувер-2010? Готовите ли вы для Сочи что-то особенное?

Мы уже были в Сочи на предолимпийской неделе, и у нас появились определенные наработки. Но всё зависит от того, какие будут условия в олимпийский год. Например, на предолимпийской неделе в 2009 году нам казалось, что мы нашли какие-то решения, но на следующий год погодные условия полностью поменялись. Мы были в Сочи около двух недель, очень много чего протестировали и попробовали, у нас есть определенные представления о том, что нам может понадобиться там, потому что мы не раз участвовали в соревнованиях в аналогичных условиях - при высокой температуре и высокой влажности, типичных для этого места. Конечно, мы привезём большое количество лыж, хорошо зарекомендовавших себя в прошедшем сезоне. Но, вне всяких сомнений, мы повезём в Сочи не только то, что протестировали, мы повезём туда всё, что имеем, потому что никто не знает, что конкретно на следующий год будет работать - какие базы, какие структуры? Я в своей жизни много занимался тестами, исследованиями на снегу и пришёл к выводу, что предусмотреть ничего невозможно, каждый раз всё меняется. Очень хорошо иметь этот опыт, но полагаться только на него всё равно не получится.

Беседовали

Елена РОДИНА и Иван ИСАЕВ,

Москва - Рид - Москва

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: