Всесоюзная олимпиада школьников. Заключительный этап всероссийской олимпиады школьников стартует в россии. Региональный этап: январь – февраль

Array ( => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/4580/007hqwG5_Acr_o.jpg => Первый тур => Английский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/4180/photo_2017-03-27_16-37-54.jpg => Открытие => Информатика) => Array ( => /files/m_foto_vos/4780/d5zn48TK13o.jpg => Перед первым туром => История) => Array ( => /files/m_foto_vos/5170/IMG_0565.JPG => Загружено участником => Немецкий язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/5720/008IMG_3557(1).jpg => Открытие олимпиады. Фото Д.С.Сергиенко => Русский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/4280/1tur_2.jpg => Письменный тур. Фото пресс-службы УлГПУ им. И.Н. Ульянова => Французский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/4581/004-eHlu9YIT4M.jpg => Первый тур => Английский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/4151/img_245.jpeg => Унивеситет Иннополиса => Информатика) => Array ( => /files/m_foto_vos/4781/ELaSGRvqIoM.jpg => Перед первым туром => История) => Array ( => /files/m_foto_vos/5171/IMG_0501.JPG => Загружено участником => Немецкий язык)) => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/4050/IMG_3153-20-03-17-05-21.jpeg => Церемония открытия олимпиады => Астрономия) => Array ( => /files/m_foto_vos/5100/003FullSizeRender-13-04-17-20-51-2.jpeg => Торжественное открытие олимпиады => Искусство (МХК)) => Array ( => /files/m_foto_vos/4800/P1090192.png => Открытие олимпиады => Китайский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/5500/IMG_7636.jpg => Заселение участников => ОБЖ) => Array ( => /files/m_foto_vos/6360/18118421_1463242973747039_1533490991386034238_n.jpg => Загружено участником => Технология) => Array ( => /files/m_foto_vos/4360/IMG_20170330_200616.jpg => Загружено участником => Химия) => Array ( => /files/m_foto_vos/4051/IMG_3145-20-03-17-05-15.jpeg => Сквер Памяти героев, церемония открытия олимпиады => Астрономия) => Array ( => /files/m_foto_vos/5101/006FullSizeRender-13-04-17-20-51-5.jpeg => Торжественное открытие олимпиады => Искусство (МХК)) => Array ( => /files/m_foto_vos/4801/P1090281.png => Открытие олимпиады => Китайский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/5501/IMG_7635_.jpg => Заселение участников => ОБЖ)) => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/5880/001DSC_1212.JPG => Открытие олимпиады. Фото Светланы Казаевой => Биология) => Array ( => /files/m_foto_vos/5390/IMG_0298.JPG => Загружено участником => Испанский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/4510/005IMG_3255.jpg => Открытие. Фото Дмитрия Сергиенко => Литература) => Array ( => /files/m_foto_vos/6140/ZywGTWpNd5o_(1).jpg => Фото организаторов => Обществознание) => Array ( => /files/m_foto_vos/4700/2sportacadem.jpg => Инструктаж участников. Фото Светланы Пановой => Физика) => Array ( => /files/m_foto_vos/6470/001DSC_0958.jpg => Открытие олимпиады: песочное шоу Веры Лекомцевой => Экология) => Array ( => /files/m_foto_vos/5881/004DSC_1162.JPG => Открытие олимпиады. Фото Светланы Казаевой => Биология) => Array ( => /files/m_foto_vos/5391/IMG_031.JPG => Загружено участником => Испанский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/4511/004IMG_3252.jpg => Открытие. Фото Дмитрия Сергиенко => Литература) => Array ( => /files/m_foto_vos/6141/kJGFjT6uJQk.jpg => Фото организаторов => Обществознание)) => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/6260/P1090924.jpg => Составление маршрутов путешествия по Нижегородской области => География) => Array ( => /files/m_foto_vos/4870/Olimpiada_ital_esp_April_10,_2017_04.jpg => Заезд участников. Фото отдела по связям с общественностью МГЛУ => Испанский, итальянский) => Array ( => /files/m_foto_vos/6440/ABSVPGHwyOs.jpg => Церемония открытия. Фото пресс-центра олимпиады => Математика) => Array ( => /files/m_foto_vos/4140/приветствие_председателя_жюри.jpg => Приветствие председателя жюри => Право) => Array ( => /files/m_foto_vos/5580/010ol17_10.jpg => Второй соревновательный день => Физкультура) => Array ( => /files/m_foto_vos/5350/IMG_3136_result.jpg => Церемония открытия. Фото с сайта организаторов => Экономика) => Array ( => /files/m_foto_vos/6261/P1090914.jpg => Составление маршрутов путешествия по Нижегородской области => География) => Array ( => /files/m_foto_vos/4861/006IMG_1168.jpg => Торжественное открытие => Испанский, итальянский) => Array ( => /files/m_foto_vos/6441/6EN_NQkFsO8.jpg => Церемония открытия. Фото пресс-центра олимпиады => Математика) => Array ( => /files/m_foto_vos/4131/аэропорт_гумрак.jpg => Аэропорт Гумрак => Право)))

Array ( => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/8220/DSC09117.JPG_3,60_004.JPG => Открытие олимпиады => Английский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/7370/0076.JPG => Первый тур => Информатика) => Array ( => /files/m_foto_vos/7440/5.JPG_3,10_002.JPG => Открытие олимпиады => Китайский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/8170/8.jpg_1,00_007.jpg => Открытие олимпиады => ОБЖ) => Array ( => /files/m_foto_vos/7600/IMG_5580.jpg => Моделирование => Технология) => Array ( => /files/m_foto_vos/7330/4.jpg => Экспериментальный тур. Фото организаторов => Химия) => Array ( => /files/m_foto_vos/7101/2.jpg => Открытие олимпиады. Фото организаторов => Астрономия) => Array ( => /files/m_foto_vos/7761/003DSC_0122.JPG => Квест в городской среде => Искусство (МХК)) => Array ( => /files/m_foto_vos/7441/4.JPG_2,90_001.JPG => Открытие олимпиады => Китайский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/8171/9.jpg_0,53_008.jpg => Открытие олимпиады => ОБЖ)) => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/7100/1.jpg => Открытие олимпиады. Фото организаторов => Астрономия) => Array ( => /files/m_foto_vos/7760/000DSC_0118.JPG => Квест в городской среде => Искусство (МХК)) => Array ( => /files/m_foto_vos/7300/14.jpg014.jpg => Открытие олимпиады => Литература) => Array ( => /files/m_foto_vos/8080/0001.JPG => Экскурсия в Ярославово Дворище => Обществознание) => Array ( => /files/m_foto_vos/7470/19.jpg => Открытие олимпиады. Фото: пресс-служба ТИУ => Физика) => Array ( => /files/m_foto_vos/7890/DSCF6988.JPG_5,10_006.JPG => Открытие олимпиады => Экология) => Array ( => /files/m_foto_vos/8161/0IMG_5662.jpg => Церемония открытия. Фото: Елена Звонарева => Биология) => Array ( => /files/m_foto_vos/7451/3.jpg_0,14_001.jpg => Открытие олимпиады => Испанский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/7301/6.jpg006.jpg => Открытие олимпиады => Литература) => Array ( => /files/m_foto_vos/8081/0012.JPG => Экскурсия в Ярославово Дворище => Обществознание)) => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/8160/000IMG_5699.jpg => Церемония открытия. Фото: Елена Звонарева => Биология) => Array ( => /files/m_foto_vos/7450/2.jpg_0,15_006.jpg => Открытие олимпиады => Испанский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/8230/Studio_Volkova-4.jpg => Приезд участников. Фото: Владислав Волков => Математика) => Array ( => /files/m_foto_vos/7160/6.jpg => Первый соревновательный день => Право) => Array ( => /files/m_foto_vos/7800/DSC01209.JPG_3,90_006.JPG => Практический тур => Физкультура) => Array ( => /files/m_foto_vos/7770/IMG_3923.JPG_2,20_001.JPG => Участники после первого тура => Экономика) => Array ( => /files/m_foto_vos/8101/riObVfDpaI4.jpg => Загружено участником => География) => Array ( => /files/m_foto_vos/7461/IMG_2408.JPG_3,60_008.JPG => Первый тур => История) => Array ( => /files/m_foto_vos/8231/Studio_Volkova-55-1.jpg => Церемония открытия. Фото: Владислав Волков => Математика) => Array ( => /files/m_foto_vos/7161/7.jpg => Первый соревновательный день => Право)) => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/8100/5jcHUAxuvP8.jpg => Загружено участником => География) => Array ( => /files/m_foto_vos/7460/IMG_2411.JPG_3,80_009.JPG => Первый тур => История) => Array ( => /files/m_foto_vos/7720/9.jpg => Участники на открытии олимпиады. Фото с сайта kiro-karelia.ru => Немецкий язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/7430/4.jpg => Торжественное открытие. Фото: оргкомитет заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку => Русский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/7140/1.jpg => Ульяновск встречает финалистов. Фото пресс-службы УлГПУ им. И.Н. Ульянова => Французский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/8221/DSC09282.JPG_2,70_007.JPG => Инструктаж перед первым туром => Английский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/7371/00110.JPG => Первый тур => Информатика) => Array ( => /files/m_foto_vos/7511/001photo_2018-04-10_17-24-20.jpg => Первый тур => Итальянский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/7721/2.jpg => Участники на открытии олимпиады. Фото с сайта kiro-karelia.ru => Немецкий язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/7431/2.jpg => Торжественное открытие. Фото: оргкомитет заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку => Русский язык)))


Школьный этап Всероссийской олимпиады уже начался. Участвовать в нем могут все желающие ученики 5-11 классов. Мы решили рассказать вам более подробно о каждой из олимпиадных ступеней и условиях восхождения на нее, чтобы вы точно знали, к чему готовиться.

I Школьный этап

Школьный этап Всероссийской олимпиады – это та первая ступень, взойти на которую могут попробовать абсолютно все желающие ученики с 5 по 11 класс, так как квота на количество участников в данном случае не устанавливается. При желании участник даже имеет право выполнять задания за более старший класс, чем тот, в котором он обучается. Участвовать возможно в олимпиадах по всем 24 дисциплинам, так как даты проведения не пересекаются.

На данном этапе, в каждый из установленных для определенного предмета дней, школам становятся доступны варианты заданий. Их сложность, как правило, позволяет успешно справиться с ними всем ученикам, которые отлично освоили школьный курс.



II Муниципальный этап

В случае с муниципальным этапом организатором проведения олимпиады выступает орган местного самоуправления в сфере образования. И здесь уже он устанавливает границы количества участников, формирует их списки и устанавливает количество баллов по каждому предмету и классу, которые нужно было получить на школьном этапе, чтобы перейти на данный. Есть также и еще одно ограничение: принять участие в нем могут только те, кто выполняли задания не ниже уровня 7 класса – класс фактического обучения роли не играет.

Задания на данном уровне, конечно же, сильно отличаются по сложности и требуют знаний, не ограничивающихся пределами школьной программы. Но все же в данном случае их под силу освоить ученику, который успешно прошел школьный курс и изучал дополнительную литературу.

III Региональный этап

Региональный этап играет очень важную роль во Всероссийской олимпиаде: он призван отобрать лучших среди победителей муниципального этапа, которые смогут составить достойную конкуренцию друг другу в заключительном. Но об этом далее. Прежде всего стоит отметить, что на данном этапе могут участвовать уже только ученики, выполнявшие задания за 9-11 класс. В отличие от предыдущих уровней, этот требует от школьников действительно серьезной подготовки. Его задания не ограничиваются лишь рамками школьной программы, пусть даже и углубленной, - они значительно выходят за них. При этом для успешного их выполнения требуется не только хорошая академическая база и общая эрудиция, но и умение мыслить критически, тщательно анализировать материал. Поэтому чем раньше школьник начнет подготовку к Всероссийской олимпиаде, тем больше у него будет шансов успешно пройти этот этап.




IV Заключительный этап

Как поется в песне: «Последний бой – он трудный самый». Чтобы стать победителем или призером заключительного этапа ВсОШ, придется обойти ребят со всей России, доказавших на региональном свое право побороться за победу. Участвовать в нем могут ученики 9-11 классов, но также допускается и участие школьников 5-8 классов, если на предыдущем этапе они выступали за 9 класс и набрали необходимое количество баллов. Если в каком-то регионе ни один ученик не набрал установленное Минобрауки количество баллов, то отправляют ученика, набравшего наибольшее количество баллов. Однако оно должно составлять не меньше 50% от установленного.

Говоря о сложности заданий и необходимом уровне подготовки, нельзя не заметить очевидное - они, конечно же, возрастают еще больше. Крайне важно также понимать, какие приемы используются при решении тех или иных задач. Для этого полезно решать варианты прошлых лет, разбирать их с уже бывалыми участниками. В этом могут помочь олимпиадные выездные школы и курсы подготовки к олимпиадам, где преподаватели будут понимать форматы заданий, знать все требования к их выполнению и уделять внимание только олимпиадной подготовке. Никто не обещает, что этот путь будет легким, но на то он и заключительный этап, чтобы одержать победу в нем мог только тот, кто приложил максимум усилий и времени на то, чтобы стать лучшим.

Всероссийская олимпиада школьников – это одно из самых массовых и долгожданных мероприятий в образовательной сфере России. Его предвкушают одаренные ребята, обучающиеся практически во всех классах. Пожалуй, более масштабным проектом можно назвать только ежегодную Государственную аттестацию учеников, ведь в Олимпиаде принимают участие тысячи школьников, которые демонстрируют знания, полученные по 24 учебным дисциплинам.

Стать участником этого мероприятия – миссия, преисполненная почета и ответственности. Ну а победа в Олимпиаде по одному из предметов – это шанс продемонстрировать годами накапливаемые знания и умения, возможность встать на защиту своей школы, а также получить отличные призы. Для учеников 9-11-х классов победа в высшем туре состязания сопровождается еще одной важной и даже судьбоносной возможностью – они получают шанс стать абитуриентами лучших университетов, институтов и академий РФ на льготных основаниях.

Конечно, стать победителем не так уж просто – для этого недостаточно быть просто талантливым учеником. Олимпиадникам приходится прорабатывать учебные материалы и осваивать темы, которые выходят далеко за рамки того, что требуется для получения отличной отметки. Давайте узнаем, как, когда и в каком режиме будет проходить Всероссийская олимпиада в 2018/2019 учебном году!

Первый тур Олимпиады-2019 стартует в школах уже в сентябре 2018 года!

Из истории проведения Олимпиады

Конечно о развитии современной Всероссийской олимпиады можно говорить с того момента, как началась история России в качестве федеративного государства. Однако основы этого мероприятия в сфере образования были заложены в далеком XIX столетии, когда в 1886 году члены Астрономического сообщества Российской империи инициировали проведение олимпиадных состязаний по решению математических заданий для «обучающейся молодежи».

Когда Российскую империю на карте мира сменил Советский Союз, школьное олимпиадное движение не просто не прекратилось, но и заметно активизировалось – с 30-х годов прошлого века для учеников старших классов стали проводить олимпиады по таким дисциплинам, как математика, физика и химия. Постепенно олимпиады стали называться Всесоюзными, ну а в 60-х годах Министром просвещения М.А. Прокофьевым был подписан указ об утверждении целого перечня олимпиадных состязаний между школьниками.

Со временем число предметов, по которым можно было продемонстрировать свои знания, только увеличивалось. Например, информатика была включена в список еще в 1989 году, с 1992 года в перечень вошла география, через два года – астрономия и экология, через три – литература, а в 2000 году в перечень ввели первый иностранный язык – им стал немецкий. Последнее расширение числа предметов произошло в 2016 году, когда школьники стали соревноваться еще в трех иностранных языках (испанский, китайский и итальянский).

Интересный факт: сегодня специалисты из Департамента общего образования, входящего в структуру Минобразования страны, курируют олимпиады по 24-м предметам.

Дисциплины Всероссийской олимпиады

В 2018/2019 учебном году ученикам России представится шанс побороться за победу в олимпиадных турах, которые проводятся по следующим школьным дисциплинам:

  • точные науки представлены такой дисциплиной как информатика и компьютерные технологии, а также одним из самых «старых» предметов – математикой;
  • дисциплины естественного характера представлены крайне широким перечнем – можно принять участие в географическом, биологическом, астрономическом, физическом, химическом и экологическом состязании;
  • филологическое направление включает олимпиадные состязания на знание немецкого, английского, китайского, испанского, французского и итальянского языков, а также русского языка и литературы;
  • ученики, которые склонны к гуманитарным наукам, могут испробовать свои силы в исторической олимпиаде, обществознании, соревновании в области права или экономики;
  • кроме этого, в число олимпиадных предметов входят искусство, технология и основы безопасности жизнедеятельности, а также состязание для настоящих спортсменов — физическая культура.

Организация общефедеральной Олимпиады

Победа во Всероссийской олимпиаде предполагает прохождение длинного и сложного пути, ведь ученикам придется демонстрировать свои самые сильные стороны в течение 4-х этапов:

  1. Школьный этап. Этот тур можно смело назвать самым простым, поскольку его организаторами выступают органы местного самоуправления, отвечающие за образование в районах города. В первом этапе соревнуются ребята, представляющие классы с 5-го по 11-й. Ученики 4-х классов принимают участие в этом туре только по двум предметам – русскому языку и математике. Желание учеников не должно никоим образом ограничиваться – стать участником школьного тура может любой желающий. Однако нужно быть готовым к тому, что задания будут выходить за рамки обычной программы, а то и представлять темы, изучающиеся в старших классах. Победители отправляются на следующий тур.
  2. Муниципальный этап. В этом туре участниками являются дети, представляющие классы с 7-го по 11-й. Организует этот этап городской отдел образования, специалисты которого устанавливают квоты участников по каждой учебной дисциплине, составляет списки учеников (при этом учитывается число баллов, которые каждый класс получил по предыдущему этапу олимпиады). Участвовать могут как победители школьных туров текущего года, так и ребята, которые стали призерами олимпиады в прошлом году.
  3. Региональный этап. Этот уровень олимпиады проводится для учеников, которые обучаются по программам с 9 по 11-й классы. Участие определяется количеством баллов, набранных на муниципальном предметном туре. Как и на прошлом этапе, соревноваться могут как призеры муниципального этапа 2018/2019 учебного года, так и прошлого. Кроме того, число участников может быть расширено и за счет учеников, которые обучаются за границей в образовательных учреждениях, подчиненных Министерству иностранных дел России.
  4. Заключительный этап проводится в масштабе всего государства. Состав итогового тура олимпиады формируется непосредственно специалистами, представляющими Министерство образования и науки РФ. В этом туре также могут соревноваться ученики, ставшие победителями текущего и прошлого учебного периода. Если возникнет ситуация, что в каком-то регионе страны ни один из участников предметной олимпиады не сумел набрать должного количества баллов, то Министерство образования может дать согласие на делегирование одного ученика, который набрал не меньше 50% всех баллов за задания регионального тура. Возможно также исключение для учеников, которые фактически учатся в 5-8 классе школы, однако желают выступать по предмету за 9 класс. Победителям и призерам этого престижного тура вручаются дипломы, которые удостоверяют право поступать в любые ВУЗы страны. Нужно соблюсти лишь два условия – получить школьный аттестат и поступать на специальность по профилю того предмета, в котором была зафиксирована победа. Кроме того, такие одаренные дети получают специальную премию от лица российского правительства.

Квоты для участников

Стоит отличать понятия победителей и призеров туров, относящихся к региональному и общефедеральному этапам. Победителем автоматически становится ученик, который набрал максимум баллов по своему предмету. Призер же должен получить баллы, установленные в качестве проходных Министерством образования. Кроме того, число призеров имеет четко определенную квоту:

  • на региональном туре их число не может превышать 25%;
  • на заключительном туре их может быть не более 45%. При этом на данном этапе лимитируется еще и число победителей – не более 8% от всего состава участников тура.

В какие периоды проходят этапы олимпиады?

Олимпиада охватывает практически весь учебный год: она начинается в сентябре, а заканчивается в мае месяце. Если же говорить про отдельные этапы, то за ними в 2018/2019 году, как и ранее, будут закреплены такие периоды:

  • школьный тур проводится с середины сентября и по конец октября.
  • муниципальный тур организуется с 20-х чисел октября до середины декабря;
  • региональный этап проходит с середины января по конец февраля;
  • итоговый этап школьной олимпиады пройдет с середины марта и до середины мая.

Подготовка по типовым заданиям по олимпиаде


Чтобы подготовиться к Олимпиаде, качайте и прорабатывайте типовые задания

Олимпиадные задания по каждому предмету чаще всего делятся на два блока – теория и практика. Конечно, каждая из дисциплин предполагает свою специфику и особенности заданий, особенно, если речь идет о заключительном туре, так что без тщательной подготовки никак не обойтись. Если же говорить предметно про некоторые олимпиадные дисциплины, то можно привести такие факты:

  • олимпиада по искусствам будет выявлять творческие способности ученика, так что стоит «набить руку» и отточить технику рисунка или скульптуры;
  • математикам часто предлагают задачки с подвохом, которые нужно решать нестандартными способами;
  • для участников туров по русскому языку частенько готовят внеконкурсные задания — например, в виде аргументированного спора или даже написания гимна олимпиады;
  • школьники, соревнующиеся в олимпиаде по информатике, должны решать только практические задания. Интересно, что во время заключительных туров часто проводят онлайн-трансляции и телемосты с известными российскими учеными;
  • на химической олимпиаде школьникам предстоит показать не только теоретическую подкованность, но и умение проводить эксперименты по всем разделам данной науки;
  • для экологии, начиная с регионального тура, предусматривается представление и защита интересного и актуального экологического проекта;
  • географическая олимпиада потребует отличного умения ориентироваться в картах. Интересно, что в рамках этого состязания вне конкурса проводится мультимедийная викторина с призами. Лучшим из лучших может быть назначено дополнительное финансовое стимулирование – именные стипендиальные выплаты от компании «Вокруг света», которые начисляют на протяжении всех лет университетской учебы;
  • в историческом состязании нужно будет не просто показать, что вы отлично решаете тесты, но и написать эссе и исторический проект.

Впрочем, вы можете заранее потренироваться на примерах олимпиадных комплексов за прошедшие годы. Например, в помощь ученикам можно порекомендовать интернет-ресурс rosolymp.ru – это непосредственный официальный сайт Всероссийской олимпиады. Тут можно найти задания для общефедеральных этапов за несколько последних лет (и даже ответы на них).

Полезен будет также портал по адресу vos.olimpiada.ru – на нем размещены задания нескольких этапов, включая муниципальные и региональные, причем этот ресурс обновляется с завидной регулярностью. Тут вы можете проследить за турами очередного учебного года и найти задания для всех классов. Также всю необходимую информацию представляет страничка официального сайта Министерства, отвечающего за образование и науку Российской Федерации.

Поддержка и критика Всероссийских олимпиад

Как и любое явление, олимпиады имеют две стороны. Конечно, эти мероприятия обладают огромными положительными последствиями, ведь именно они помогают популяризировать науку, выявить в числе учеников самых талантливых ребят, которые при должной поддержке смогут добиться мирового признания. Так, весьма показательным является пример математика Г.Я. Перельмана, который выиграл олимпиаду еще в советские времена, а затем стал лауреатом премии Европейского математического общества, а также международной премии «Филдса» (за то, что смог решить гипотезу Пуанкре).

За это же достижение Перельман получил от руководства Математического института Клэя награду-премию в 1 млн. долларов! Можно также вспомнить С.К. Смирнова, который ранее продемонстрировал свой математический талант на олимпиаде. В свое время он удостоился шести престижнейших премий, включая Филдсовкую, а сегодня является приглашенным профессором Женевского университета и членом совета при Министерстве образования и науки страны.


Места, занятые на Олимпиаде, откроют вам путь в лучшие ВУЗы страны!

Подобные мероприятия позитивно сказываются на престиже государства, ведь лучшие из лучших учеников потом представляют Россию на олимпиадах международного уровня. Весьма приятно для школьников и получение премий – победителям положена правительственная выплата в размере 60000 рублей, а призерам – 30000 рублей. Хотя для этого, конечно, нужно очень усердно учиться.

ТАСС, 20 марта. /Корр. ТАСС Кристина Сулима/. Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) стартует во вторник в Волгограде соревнованиями по астрономии.

Социальный лифт, который позволяет победителям поступать в лучшие вузы без экзаменов, в последнее время все чаще подвергается критике. Во многом она связана с утечками заданий, которые произошли в прошлом году. Глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила о том, что поборется с нечестными олимпиадниками и проверит их знания при помощи ЕГЭ по профильному предмету.

Чтобы узнать, действительно ли школьники в погоне за медалью и студенческим билетом престижного университета готовы списать на олимпиаде, корреспондент ТАСС пообщался с организаторами и участниками соревнований.

Участие бесплатно для всех

Первая школьная олимпиада в России состоялась в XIX веке, когда Астрономическое общество Российской империи организовало Олимпиаду для учащейся молодежи. В настоящее время это мероприятие стало самым масштабным интеллектуальным состязанием в стране, в котором ежегодно участвуют более 6 млн учеников школ.

Всероссийская олимпиада школьников проводится Минобрнауки ежегодно по 24 предметам с 1 сентября по 30 апреля. Она включает четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Любой желающий может бесплатно принять участие в школьном этапе ВсОШ и далее двигаться по "олимпийской лестнице" с учетом своих результатов. Заключительный этап проходит в субъектах РФ, отобранных Минобрнауки в соответствии с представленными заявками.

Дипломы победителей и призеров заключительного этапа поддерживаются денежными премиями, дипломы олимпиады действуют четыре года и дают право поступления без вступительных испытаний в любой университет России по профилю олимпиады. Лучшие призеры заключительного этапа ВсОШ отбираются в сборные команды России для участия в международных олимпиадах по математике, информатике, физике, химии, биологии, географии, астрономии и по естественным наукам.

Скандал с утечками заданий

По информации Минобрнауки, задания регионального этапа соревнований передаются в зашифрованном виде по защищенным каналам коммуникации. Доступ к ним строго ограничен.

Несмотря на это, в 2017 году председатель Гильдии словесников Сергей Волков, который на тот момент также являлся членом Общественного совета при Минобрнауки РФ, сообщил, что проведение регионального этапа Всероссийской олимпиады по литературе омрачилось утечкой заданий. Тогда вопрос удалось быстро решить. Школьникам предоставили альтернативный вариант задач, а глава профильного министерства Ольга Васильева поручила провести служебное расследование.

Репутация олимпиад была испорчена, а глава Минобрнауки неоднократно жестко высказывалась о текущем уровне проведения школьных соревнований. Васильева призвала усилить контроль за олимпиадами. Ставился вопрос и о привлечении сил спецсвязи к доставке материалов.

Министр также заявила о необходимости пересмотра системы квотирования олимпиад, так как число ее победителей и призеров выросло с советских времен более чем в 10 раз. По ее мнению, это позволило бы проводить более качественный отбор абитуриентов, которые получают особое право при приеме в вуз. Число олимпиад, которые вузы проводят самостоятельно, глава Минобрнауки предложила сократить.

Дети есть дети

Руководитель сборной команды России по информатике, почетный работник общего образования РФ Марина Цветкова сказала ТАСС, что бурных списываний на олимпиадах нет, однако "дети есть дети". "Сказать, что на какое-то количество детей не найдется ребенка, который захочет что- то списать, конечно, нельзя. Но школьные соревнования - многоступенчатая система, на каком-то этапе списывающий все равно отсеется естественным образом", - сказала Цветкова. Она добавила, что знает пару случаев, когда ребенок, пройдя региональный этап, ехать на заключительный отказывался, понимая, что там правда выйдет наружу.

По мнению Цветковой, сегодня так часто стали говорить о нарушениях потому, что в школах появилось видеонаблюдение. "Теперь есть технические средства, которые позволили все это поднять наверх, стало все видно, прозрачно. И это хорошо. Люди к этому привыкнут, культура олимпиад в ближайшие 3-4 года вырастет", - убеждена руководитель сборной.

Большинство же детей, по ее словам, никогда не пользуются шпаргалками. "Даже с презрением относятся, когда их спрашиваешь: "Может, было бы проще, если бы где-то можно было подсмотреть одним глазком?" Они говорят: "Нет, это нечестно. Я хотел проверить себя", - рассказала Цветкова.

"Прекрасно, что система развивающего обучения построена на состязательных и таких интересных творческих процедурах, что они сегодня массово распространены", - считает эксперт.

Проблемы есть в вузовских олимпиадах

Координатор проведения Всероссийской олимпиады школьников в Москве, директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко придерживается той же позиции, что и Цветкова. "Я бы хотел сразу сказать, когда речь идет о Всероссийской олимпиаде школьников, то, во-первых, подавляющее большинство ребят, которые являются победителями и призерами заключительного этапа, прекрасно сдают ЕГЭ. Во-вторых, победить на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников какими-то нечестными путями, с моей точки зрения, невозможно, потому что это многоступенчатая система. Ты проходишь четыре этапа и где-то слетаешь", - сказал ТАСС Ященко.

По его словам, на заключительном этапе "все знают всех в лицо", а победителей, призеров очень мало. "То есть предположить, что кто-то будет нечестным, абсолютно нереально, абсолютно невозможно. Все работы публикуются, все можно проверить", - подчеркнул Ященко. Он добавил, что сегодня нужно работать над усилением безопасности не на всероссийских олимпиадах, а на вузовских.

"К сожалению, статистика показывает, что на ряде вузовских олимпиад ребята не подтверждают ЕГЭ, потому что на каких-то олимпиадах низкие критерии и так далее. И здесь нужно усиливать работу. Что касается вопросов о нечестности, то это не о заключительном этапе олимпиады", - отметил Ященко.

По его мнению, Всероссийскую олимпиаду школьников стоило бы расширить. "Сегодня в регионах активно идет работа по развитию талантов, а у нас уже несколько лет не менялось количество участников заключительного этапа. В результате детям все тяжелее и тяжелее попасть на этот этап, растут проходные границы. Мне кажется, что задача министерства в том, чтобы увеличить количество участников по тем предметам, по которым работа в регионах идет очень хорошо", - сказал он.

"Например, благодаря центру "Сириус" очень растут результаты по математике, физике, информатике, химии в регионах", - указал координатор, подчеркнув, что для этого понадобится доработать нормативную базу.

Взгляд изнутри

Призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву прошлого года, студентка первого курса юрфака МГУ Евгения Карпова заявила ТАСС, что списать на муниципальном этапе вполне возможно. Это связано с тем, что такие соревнования проводятся школами, а наблюдателями являются сами педагоги, у которых, по мнению девушки, нет заинтересованности в качественном проведении.

"Поэтому на муниципальном списать реально, и это практикуется, но за счет высоких проходных баллов на последующих этапах люди обычно отсеиваются, потому что задания составлены так, что списать ответы заданий на логику сложно", - пояснила студентка.

Однако возможность использовать шпаргалки на заключительном этапе она полностью исключила. "Это то, что может быть исключено со стопроцентной вероятностью. Все очень строго. Сами руководители команд из разных регионов забирают телефоны у учащихся, чтобы не было никаких прецедентов и эксцессов", - подчеркнула Карпова.

Она также раскритиковала распространенное в последнее время мнение, что все бюджетные места в вузах занимаются только олимпиадниками.

"Лучшие университеты совершенно доступны для людей, поступающих по результатам ЕГЭ. Если брать МГУ, то у нас 600 человек на курсе, 300 человек - бюджетные места, олимпиадников всего 60 человек. Соответственно, 240 человек поступали по ЕГЭ. И плюс ко всему, мир олимпиад открыт совершенно для всех, никто не мешает человеку задаться целью, подготовиться и занять место на олимпиаде", - отметила девушка.

Написал олимпиаду - сдам и ЕГЭ?

Глава Минобрнауки Ольга Васильева неоднократно подчеркивала, что будет пресекать случаи поступления в вузы победителей ВсОШ, которые не могут подтвердить свои знания на профильном ЕГЭ. Таких, по данным министерства, почти 30%. По мнению победительницы всероссийской олимпиады по биологии, победителя международной олимпиады по биологии, студентки биофака МГУ Татьяны Пашковской, результаты олимпиады и ЕГЭ необязательно должны коррелировать.

"Мне не нравится сама форма подачи, что ЕГЭ - абсолютный показатель знаний. Нет, несомненно, если ты знаешь предмет, ты сдашь на 80 баллов. У меня, например, 84, хотя я золотой медалист международной олимпиады. Но в ЕГЭ есть такие специфические задания, которые требуют длительной подготовки, поэтому многие олимпиадники, которые выиграли олимпиаду, просто не тратят на это свое время", - сказала Пашковская.

При этом она подчеркнула, что не считает олимпиады более объективным показателем знаний. "Нет, это не так. Олимпиады, особенно вузовские олимпиады, которые министр предлагает сокращать, это просто экзамен, который проводит сам вуз. Просто он имеет возможность составить именно те задания, которые ему кажутся более объективными, чтобы показать, знает человек биологию или нет, а также то, что сам вуз хочет спросить", - считает девушка.

Что касается списываний, то такого на олимпиадах она лично не видела ни разу, а также никогда не слышала, чтобы кто-то "покупал" призовое место. "Дело в том, что олимпиадные задачи составлены таким образом, что найти ответ в интернете не получится. Да, там бывают факты, которые надо знать, но от этого пытаются избавляться. Пока ты будешь искать ответы в интернете, ты потратишь драгоценное время; плюс, увидев телефон, тебя могут отстранить от участия", - рассказала Пашковская.

"На заключительном этапе ты вообще знаешь всех лично и их уровень, но что происходит во всех регионах, я не могу судить. Ходят слухи, что некоторые олимпиады халявные, но таким олимпиадам и в перечне Минобрнауки дается третий уровень, и они никак не влияют на поступление в вуз", - отметила студентка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: