Использование современных образовательных технологий в учебно-тренировочном процессе на занятиях по тхэквондо. Инновационные формы и методы современного физического воспитания как метод повышения профессионализма специалиста по физической культуре и спорт

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа»

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«Организация и методика учебно-тренировочной работы

по волейболу с девушками 10-15 лет»

Соколенко Ирина Николаевна

тренер - преподаватель по волейболу

г. Покачи

2015

Раздел 1. Формальные параметры

Раздел 2. Содержательные параметры

2.1. Актуальность педагогического опыта

2.3. Инновационная направленность педагогического опыта

2.4. Методологическая база педагогического опыта (подходы и принципы, положенные в основу проектирования опыта)

2.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта

2.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

2.8. Воспроизводимость педагогического опыта

2.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта

Раздел 3. Результативные параметры

3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов

3.2. Распространение педагогического опыта

3.3. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта

3.4. Репрезентативность внедрения педагогического опыта

3.5. Публикация педагогического опыта в печати

1. Формальные параметры

2.1. Актуальность педагогического опыта.

Волейбол как спортивная игра появилась в конце прошлого века в США. Современный волейбол – олимпийский и профессиональный – необыкновенно зрелищная и захватывающая игра. Это силовая подача в прыжке, мощный нападающий удар у сетки и с задней линии, виртуозные защитные действия при блокировании и в поле, сложные тактические комбинации с участием игроков передней и задней линии.

Стремясь придать волейболу спортивную направленность, игроки выбирают все новые технические приемы подачи и перебивание мяча на сторону противника. Подача мяча – это уже не только способ введения мяча в игру, но и средство нападения. С каждым годом волейбол приобретает все большую популярность, его включают в программу крупных спартакиад. Возникает необходимость координации всей работы по волейболу.

Дальнейшее совершенствование техники и тактики волейбола тесно связано с поиском новых форм и методов учебно-тренировочной работы. Опыт показывает, что фундаментом дальнейшего развития волейбола в России является его массовость, т.е. чем больше молодежи мы привлекаем в этот вид спорта, тем дальше и выше наши показатели.

Правильная организация учебной работы в секциях и в других коллективах, создает предпосылки к пополнению сборных команд молодыми способными волейболистами. К обучению игре волейбол, особенно в секциях следует привлекать детей с 10–12-летнего возраста. Для этого возраста характерно бурное развитие организма детей, увеличение роста, массы и силы мышц. Волейбол одно из активных средств укрепления здоровья, физического и умственного развития (быстрота мышления, умение принимать решения в быстро меняющихся ситуациях), повышения работоспособности и улучшения настроения. Занятия волейболом компенсируют дефицит двигательной активности, способствуя гармоничному развитию обучающихся. Занятия волейболом вырабатывают такие ценные качества, как силу, ловкость, быстроту и выносливость, а все движения, применяемые при игре, носят естественные характер. Достоинство волейбола в его простоте, эмоциональности и зрелищности.

Секрет популярности волейбола в том, что доступен всем. Все движения в волейболе носят естественный характер, основанные на беге, прыжках, метаниях. Популярность волейбола делает его значительным средством пропаганды физической культуры и спорта.

2.2. Содержательная форма представления педагогического опыта

При формировании данного опыта я опиралась на основные нормативно-правовые документы в сфере образования, такие как:

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации";

Закон ХМАО-Югры "Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе-Югре";

- "Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года";

Одной из главных задач программы развития ДЮСШ является вовлечение максимального числа детей и подростков в систему спортивной подготовки по волейболу.

Система спортивной подготовки по волейболу включает следующие компоненты:

Модель для изучения проблемы управления сложными движениями в вариативных условиях спортивной деятельности;

Разработаны методические приемы и взаимодополняющие друг друга технические средства, направленные на программированное усвоение эффективных спортивных достижений в волейболе.

Основными направлениями в своей педагогической деятельности как тренера, считаю:

  • Привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к различным формам физкультурно-спортивной деятельности, с целью оздоровления.
  • Развитие массового детско-юношеского спорта (подготовка спортсменов массовых разрядов по волейболу).
  • Консультативная и методическая помощь педагогам общеобразовательных школ города и родителям в организации физического воспитания детей.

Основной проблемой, над которой работаю с 2009 года, является «Организация и методика учебно-тренировочной работы по волейболу с девушками 10-15 лет».

Своими задачами считаю:

В ходе апробации педагогического опыта разработала:

Методические разработки занятий с использованием современных образовательных технологий: « Передачи и прием мяча сверху и снизу двумя руками», «Обучение верхней прямой подаче»

Методическую разработку « Учебно-тренировочные занятия по волейболу
на этапе начальной подготовки »;

Карточки-задания с символическим описанием упражнений для работы на станциях при использовании метода круговой тренировки.

2.3. Инновационная направленность педагогического опыта.

Представляя систему своей работы как инновационный опыт, я исходила из определения понятия «инновация». Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности субъектов образовательной деятельности.

Необходимость в инновационной направленности своего педагогического опыта вижу в основных тенденциях современного развития общества и образования:

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, а инновация выступает средством обновления образовательной политики;

Во-вторых, изменение объема материала требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения;

В-третьих, изменяются требования к самому преподавателю. Изменение содержания образования, применение новых педагогических технологий и других инноваций требуют от педагога широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям.

Инновационная направленность педагогического опыта определяется следующими критериями:

1. Новизна . Эпоха «знаниевой» школы, когда знания давали, не задумываясь над тем, найдется ли им применение, ушла в прошлое. Я считаю, что сегодня важно учить тому, как добывать новые знания и эффективно применять их на практике, значимо не усвоение накопленного готового знания, а творческая самостоятельная работа с информацией с целью извлечения из нее необходимого знания.

2. Оптимальность , т.е. применяя инновационные технологии в системе работы, я достигаю результатов при минимальных затратах.

3. Результативность. Показателем эффективности применяемых мною методов и форм обучения в рамках педагогического опыта считаю стабильность результатов обучения, повышение познавательной самостоятельности и творческой обучающихся, развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.

4. Возможность творческого применения инновации в массовом опыте. Учитывая оптимальность (т.е. малозатратность) и эффективность применяемых форм и методов организации учебного процесса, я пропагандировала свой педагогический опыт первоначально для учителей ШМО, далее - ГМО в рамках педагогического марафона «Поделись опытом», имеются выступления на августовской конференции перед педагогическим сообществом.

2.4. Методологическая база педагогического опыта (подходы и принципы, положенные в основу проектирования опыта).

Методические подходы, используемые на занятиях с юными волейболистами.

Общепедагогические методы: наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств;

Принципы спортивной тренировки:

  • непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса;
  • максимальности и постепенности повышения требований;
  • волнообразности динамики тренировочных нагрузок;
  • избыточности, предполагающий применение тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные;
  • моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе.

Методика проведения секционных занятий по волейболу включает в себя следующие виды подготовки:

1. Теоретическая подготовка.

На теорию отводится 6 часов: 2 часа отводится полностью на отдельное занятие и 4 часа в виде 10-15 минутных бесед, до занятий.

2. Техническая подготовка

При обучении всем техническим приемам игры придерживаюсь следующей схемы:

  • Терминология приемов;
  • Демонстрация приемов (плакаты, фото, видео);
  • Объяснение техники приема с показом;
  • Практическое выполнение приема;
  • Использование упражнений (с мячом, партнером);
  • Работа на тренажерах, специальном оборудовании;
  • Выполнение упражнений с усложнением;
  • Выполнение технических приемов в условиях игры.

3.Тактическая подготовка.

Методы, используемые в процессе тактической подготовки аналогичны методам технической подготовки. При показе использую видеоматериалы, схемы, плакаты. Сложные действия разделяю на блоки из простых упражнений. Использую метод анализа действий (своих и противников).

4.Интегральная подготовка.

Методы: Совмещенных воздействий, игровой, соревновательный.

Средства:

  • Чередование упражнений для развития физ. качеств;
  • Чередование упражнений для развития скоростно-силовых качеств;
  • Чередование изученных технических приемов и их способов в различных сочетаниях;
  • Многократное выполнение технических приемов подряд; то же – тактических действий.
  • Подготовительные к волейболу игры;
  • Учебные игры.

5.Психологическая подготовка.

Психологическая подготовка осуществляется в единстве с физической, технической и тактической подготовкой.

  • Выдержка, смелость, самообладание, решительность и дисциплинированность - для развития этих качеств, применяются упражнения связанные с риском и требующие преодоления чувства боязни, колебания.
  • Для распределения и переключения внимания полезны упражнения с несколькими мячами и различными перемещениями; упражнения, где требуется быстрое переключение внимания с объекта на объект, с одного действия на другое; развивать умение выделять наиболее важные объекты и второстепенные.

Вся работа направлена на гармоничное развитие физических качеств, общей физической подготовки и изучение основ техники волейбола, волевых и морально-этических качеств личности, формирование потребности к занятиям спортом и ведения здорового образа жизни. В дальнейшем происходит совершенствование технико-тактического арсенала волейболиста и приобретается соревновательный опыт с целью повышения спортивных результатов.

2.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта.

Повышение эффективности и качества физического воспитания детей находится в центре внимания педагогов. Однако в целом система физического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей все еще не отвечает современным требованиям в связи с действием ряда объективных факторов:

  • возрастанием гиподинамии подростков, обусловленной дальнейшей интенсификацией их умственного труда, с одной стороны, и снижением двигательной активности с другой, что вызывает такие тревожные явления, как сердечно-сосудистые заболевания, ожирение, нарушение осанки;
  • массовым падением интереса подростков к физической культуре в связи с появлением других, более сильных интересов.

Главная цель моей работы:

Формирование сборных команд девушек по волейболу г. Покачи, приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на спортивных соревнованиях,

Популяризация игры в волейбол среди подрастающего поколения,

Для достижения этой цели я поставила следующие задачи:

  • системный подход к всестороннему развитию личности ребёнка;

Укрепление состояния здоровья; дальнейшее развитие физических: качеств, функциональной подготовленности; совершенствование технико-тактического арсенала волейболиста;

Приобретение соревновательного опыта с целью повышения спортивных результатов, воспитания специально психологических качеств;

Применение двигательного опыта в повседневной жизни.

Для достижения поставленных цели и задач использую различные методы, формы и средства в обучении, использую индивидуальный подход к каждому занимающемуся. В систему спортивной подготовки по волейболу я вовлекаю ежегодно максимальное число детей и подростков.

Российское спортивное движение базируется на научно обоснованной системе физического воспитания, в которой одно из основных мест занимают спортивные игры. Эти виды спорта способствуют наиболее полному и всестороннему развитию человека. Поэтому в современной спортивной школе используются новые методы, подходы, позволяющие совершенствовать технику и тактику волейболистов. В своей работе я применяю следующие методы:

Метод изменяемых форм, заключающийся в том, что техника совершенствуется в различных упражнениях: в паре с партнером, в учебно -тренировочной и соревновательных играх;

Контрольный метод, который максимально приближает совершенствование приемов к выполнению их в соответствующих условиях, близких к соревновательным;

Метод подводящих упражнений, состоящий в том, что путем применения специально подобранных упражнений облегчает усвоение и улучшает качество выполнения приема в целом и отдельных его деталей. Этот метод имеет 2 варианта: метод вспомогательных упражнений и специальных упражнений.

Для развития быстроты реакции обучающихся в сложных ситуациях, применяю тактику по комплексам, то есть, исходя из какой-либо ситуации в игре изучаю одновременно и атакующие, и защитные действия.

Применяя этапы совершенствования техники и тактики основных приемов и способов их подготовки, я одновременно провожу работу над совершенствованием физических качеств обучающихся.

Для совершенствования технических элементов непосредственно в процессе игры, применяю методы: демонстрации, словесный, разучивание по элементам, акцентированного внимания, эпизодов игры, дифференцирования. Таким образом, мною учитываются индивидуальные возможности и потребности каждого обучающегося, на основе которых выстраиваются индивидуальные пути обучения.

Для повышения эффективности процесса обучения так же использую все общепринятые дидактические принципы, а также новые идеи программированного обучения, как одну из форм реализации принципов последовательности и посильности. При обучении техническим приёмам игры главной задачей ставлю формирование эффективных динамических механизмов двигательной структуры (а не имитация таковых), реализующих основные условия эффективного решения двигательных задач волейболиста.

Основополагающим принципом эффективного обучения (без переучивания) структуре движений является принцип «только правильного выполнения» предлагаемых упражнений.

Для повышения эффективности процесса обучения двигательным навыкам игры в волейбол использую «опорные модели» технических приёмов. Они позволяют сформировать и закрепить в памяти обучающихся образы и вербальные формулы основных требований к структуре движений.

В своей работе подготовке юных волейболистов применяю различные виды обучения:

Словесный метод обучения.

Сообщаю учебную информацию, обучающиеся слушают, воспринимают, копируют способ действия и тем самым выполняют учебные задания.

Программированный вид обучения.

Предлагаю учебный материал, предварительно разбив его по частям. Обучающийся усваивает учебную информацию последовательно, по частям. Провожу контроль и самоконтроль.

Проблемный вид обучения.

Ставлю перед обучающимися проблему и выделяю ее основные части, заинтересовываю ребят. Обучающиеся осознают, понимают проблемную ситуацию, осуществляют поиск ответа, обеспечивают процесс разрешения проблемы, получают результат, усваивают знания, вырабатывают способ их приобретения.

Игровой вид обучения.

Присваиваю роли обучающимся, провожу игровой эксперимент. Получаем результат. Проводим обсуждение, делаем выводы.

Самостоятельный вид обучения.

Обучающийся самостоятельно находит, осознает, творчески преобразовывает, усваивает полученную информацию, применяет, вырабатывает способы формирования умений, знаний, навыков на практике.

Воспитывая юных волейболистов, применяю методы убеждения, методы, поощрения, методы наказания (замечания, устный выговор, разбор поступков в спортивном коллективе). В коллективе спортсмен развивается всесторонне- в нравственном, умственном и физическом отношении, где возникают и проявляются разнообразные отношения: спортсмена к своему коллективу, между членами коллектива, между спортивными коллективами. При решении задач по сплочению команды использую в своей работе выпуск стенных газет, провожу походы, вечера отдыха, создаю для ребят хорошие условия для общественно полезной деятельности.

Проводя теоретические занятия в группе, знакомлю воспитанников с историческим опытом и элементами культуры волейбола. Ребята осваивают методические основы планирования, методов обучения, тактики, овладевают способами наблюдения, регистрации и обобщения тренировочных и соревновательных данных.

На учебных занятиях изучаю с воспитанниками различные элементы техники и тактики, они учатся исправлять ошибки, закрепляют знакомые двигательные действия, знакомятся с новыми элементами, способами защиты, техническими действиями.

Большое внимание в практических занятиях я уделяю разминке. В разминку включаю различные упражнения: для крупных групп мышц, малых групп мышц, области грудино-ключичных сочленений, реберных дуг, суставов рук, ног, мышцы шеи, акробатические упражнения, упражнения с партнером, имитационные упражнения. Стараюсь приучать воспитанников выполнять удары левой и правой рукой, что позволяет увеличить силу мышц слабой стороны тела. Процесс противоборства волейболисты должны почувствовать с первых дней занятий, что позволит закрепить их интерес к игре.

2.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Психологическая целесообразность тренировок заключается:

В учёте возраста учащихся с учетом сенситивных периодов развития физических качеств;

В выборе средств простых в двигательном отношении, дающих возможность каждому ребенку на каждом занятии испытывать успех;

В образовательно - тренирующей направленности занятий;

В определении уровней физической подготовленности, способных реально обеспечить ребенку пребывание в соответствующей группе, где учитывается индивидуальный, максимально посильный уровень трудности, что оптимизирует развивающую функцию обучения.

В процессе тренировок использую весь богатый арсенал психолого-педагогического воздействия: учитываю индивидуальные особенности обучающихся, дозируя нагрузку, не допуская переутомления, создаю доверительные отношения с ними, доброжелательную атмосферу, способствующую сохранению устойчивых знаний и умений. Считаю, что создание психологического комфорта способствует развитию личности ребенка. Ребенок – субъект образовательного процесса, имеющий право на участие в нём, на его изменение, на собственную позицию, на выбор путей, обеспечивающих продвижение его к желаемому результату.

2.7. Социальная направленность педагогического опыта .

Назначение тренера - преподавателя педагог видит в обеспечении каждого воспитанника одинаковым доступом к занятиям физическими упражнениями и спортом, предоставлении программы, разноуровневой по сложности и субъективной по трудности усвоения материала, создании максимально благоприятных условий для раскрытия и развития физических и духовных способностей ребенка, опоре на широкие и гибкие средства и методы обучения, помощи в самоопределении ребенка.

Каждое занятие – это звено системы занятий, проводимых в определенной последовательности и направленных на освоение учебного материала, конкретных тем, которые, в свою очередь, должны быть взаимосвязаны между собой.

Во вводную часть каждого занятия педагог включает упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, которые способствуют развитию основных и специальных физических качеств, таких как быстрота реакции и ответных действий, наблюдательность, координация движения, быстрота. Подбор заданий, а также дозировка нагрузки определяется педагогом сугубо индивидуально. Это позволяет поддерживать мотивацию у девочек 10-15 лет на овладение таким сложным видом спорта как волейбол.

В основной части занятий волейбола решаются задачи освоения, закрепления и совершенствования техники игры, создаются предпосылки для освоения занимающимися новых технических приемов при помощи подготовленных и подводящих упражнений.

Специальная подготовка осуществляется с помощью упражнений, направленных на овладение техникой игры в волейбол.

По мере усвоения учащимися технических приемов волейбола педагог включает игры и эстафеты с включением отдельных элементов волейбола. Это способствуют более успешной подготовке девочек к игровой деятельности на площадке.

Основной целью спортивной подготовки является постепенное подведение их спортивному мастерству в наиболее благоприятном для этого возрасте. Задачи детского и юношеского спорта далеко не исчерпываются подготовкой мастеров спорта и разрядников, они значительно шире и включают в себя решение вопроса о гармоничном физическом и умственном развитии детей, укреплении их здоровья и повышении устойчивости организма к различным неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Для быстрого и лучшего усвоения знаний даются индивидуальные домашние задания на правила игры (упражнения для развития силы рук, туловища, ног, прыгучести, имитационные движения в выполнении подач, передач, нападающих ударов, блокирования).

Такой подход при организации занятий по физической подготовке и овладению техническими и тактическими приемами игры в волейбол дают стабильные высокие результаты (первые места на городских и зональных соревнованиях, вторые и третьи места – на окружном уровне), помогают в адаптации девочек в дальнейшей жизни.

2.8. Воспроизводимость педагогического опыта.

1.Проведение совместных занятий:

Совместно с учителем физкультуры провела открытый урок физкультуры в 10 классе

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Инновационные формы и методы современного физического воспитания как метод повышения профессионализма специалиста по физической культуре и спорту к.п.н., доцент кафедры человековедения и физической культуры АСОУ Фирсин Сергей Анатольевич

2 слайд

Описание слайда:

Специалисты по физической культуре все чаще пользуются терминами «инновационная технология», «авторская программа», «экспериментальная методика», а также различные сочетания этих слов. Частое использование прилагательного «инновационная» в различных как научных, так и методических публикациях характеризует инновационные процессы, происходящие в физической культуре. Для понимания этих процессов необходимо определиться в понятиях «новшество», «новация», «инновация», «инноватика». Новшество - это новое (новая идея) в практике какой-либо деятельности, в частности, в образовании. Новация - это первая реализация новшества в естественных условиях, т.е. новация – это новшество, которое опробуется в рамках экспериментальной работы. Инновация – это внедренное, распространенное в практике образования новшество. Инноватика – наука о нововведениях. Технология – совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, искусстве. Педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

3 слайд

Описание слайда:

Технология в физическом воспитании – взаимосвязанная упорядоченная совокупность оптимальных и эффективных средств, методов, приемов, направленных на обеспечение планируемого результата при метрологическом врачебно-педагогическом контроле. Инновационные технологии – системная совокупность педагогических новшеств, применяемых для достижения нового качества образования. Инновация в системе физического воспитания – продукт профессионально- педагогической деятельности, имеющий существенные признаки новизны и способствующий достижению социального, образовательного и экономического эффекта. Инновационный продукт в физическом воспитании – современные педагогические технологии, позволяющие модернизировать практику работы и получить качественно новый уровень ее функционирования и существования.

4 слайд

Описание слайда:

Изменение хода развития цивилизации – переход от техногенной к антропогенной: возвращение к античным идеалам о признании человека и соответственно, его здоровья, высшей ценностью, что активизировало появление инноваций на основе физических упражнений. Социальный запрос на здорового, гармонично развитого человека. Изменение политической идеологии, культурных ценностных ориентиров общества, отказ от жесткой регламентации, вариативность образования. Смена образовательных парадигм, гуманизация образования и физической культуры вызвала появление разнообразных инноваций, способных удовлетворить интересы и потребности самых разных категорий российских граждан. Демократизация общества, вхождение в единое мировое пространство, что привело к интеграции в отечественную физическую культуру наиболее эффективных зарубежных средств и методов оздоровления. Изменение общественного сознания в сторону активного принятия инноваций как одного из возможных путей выхода из кризиса. Рост требований потребителей к качеству и ассортименту предлагаемых физкультурно-оздоровительных услуг. Коммерциализация образования и физической культуры в рамках рыночных отношений, так как инновации возникают в ответ на спрос и получают распространение в соответствии с ним.

5 слайд

Описание слайда:

Разнообразия инноваций Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков. 1. По степени новизны: радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии; улучшающие инновации, реализующие средние изобретения; модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства. 2. По объекту применения: продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих; технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии; процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне; комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций. 3. По масштабам применения: отраслевые; межотраслевые; региональные; в рамках предприятия (фирмы). 4. По причинам возникновения: реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами; стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе. 5. По эффективности: экономическая; социальная; экологическая; интегральная.

6 слайд

Описание слайда:

«Интенсивные изменения в социально-экономической сфере нашего общества обусловливают развитие инновационных процессов в физическом воспитании подрастающего поколения. Сегодня общество предъявляет новые требования к выпускнику детского сада, средней общеобразовательной школы. Данные обстоятельства заставляют перестраивать традиционные системы образования и переходить на новые технологии... Наиболее перспективными представляются те, которые развивают и реализуют здоровьеформирующую функцию физической культуры». Из материалов Межведомственной Комиссии Совета Безопасности Российской Федерации Объективные основания инновационных процессов в физическом воспитании

7 слайд

Описание слайда:

Отставание биологического возраста от паспортного (число детей с соответствием возраста снизилось с 82,2% до 55,6%). 55,6%). Дисгармоничность физического развития (дефицит либо избыточность массы тела, низкорослость). Феминизация (уменьшение разницы физической подготовленности девочек и мальчиков). Диспропорции функциональной зрелости, соматометрических и моторных показателей. Снижение уровня физической подготовленности: – низкий уровень развития жизненно важных физических качеств у 16-50% детей; – за 30-летний период у 5-летних детей в 2 раза показатели силы мышц кисти, являющиеся индикатором состояния одной из важнейших систем организма –нервно-мышечной; у 6-летних детей силовые возможности – на 10% в сравнении с их сверстниками 90-х гг. Наличие факторов эндогенного риска у значительного числа детей, включая: – синдром нестабильности сегментов позвоночного столба (снижение кровотока в позвоночной артерии и нарушение кровоснабжения ствола мозга, головокружение, снижение внимания, памяти, остроты зрения, нарушение мелкой моторики); – синдром дисплазии соединительной ткани (полиорганность нарушений, так как она составляет от 50 до 85% от массы тела) Проявляется нарушениями костно-мышечной (деформации ОДА), сердечно-сосудистой (пролапс митрального клапана, расширение восходящей части аорты, добавочные хорды), нервной (вегето- сосудистая дистония) и других систем организма. – нарушение элементного статуса детей (данные по определению эссенциальных микроэлементов у детей свидетельствуют о выраженном дефиците многих из них). Так, замещение Ca и Р – основных элементов, определяющих прочность костей, Pb, Sr, Mo, V ведет к недостаточной минерализации костной ткани и нарушению ее архитектоники. Чем выше уровень экотоксикантов в жидких биосредах детей, тем хуже здоровье.

8 слайд

Описание слайда:

Наличие факторов эндогенного риска у значительного числа детей, включая: Дети с выраженным дефицитом Ca и Mn имеют более низкие темпы прироста результатов в двигательных тестах, чем дети, элементный статус которых характеризуется нормальными значениями. – экологический фактор; Среди всех категорий населения дети наиболее уязвимы и чувствительны к экотоксикантам, ввиду физиологических особенностей и несовершенства механизмов детоксикации (вклад экологического фактора в формирование здоровья детей от 0 до 10 лет – до 30%). – гипокинезию (дефицит двигательной активности); Биологическая потребность детей в ДА удовлетворяется: в ДОУ – на 50-60%, в школе – на 25-30%. – нарушение гигиенических требований к организации жизнедеятельности детей; – неполноценное питание: нарушения пищевого статуса характеризуются дефицитом животных белков (15-29% от рекомендуемого уровня), витаминов (С – у 70%, группы В – у 60-80%, β-каротина – у 40-60% детей); – низкий уровень культуры здоровья в семьях.

9 слайд

Описание слайда:

Физическая культура, по сути, – единственная образовательная область, оказывающая непосредственное (а не опосредованное опосредованное!) влияние на формирование здоровья детей. В физическом воспитании сегодня наиболее востребованы инновационные инновационные технологии здоровьеформирующей направленности. Методология инновационных технологий в физическом воспитании Методически оправданными и научно обоснованными новыми педагогическими технологиями могут стать лишь те, которые строятся с учетом новой методологии, и, в частности, таких объективно существующих подходов в российской педагогике, как личностно-ориентированный, деятельностный, образовательный, интегрированный. Системообразующим стержнем личностно-ориентированного подхода является личность. Ценность личности определяет ориентацию педагога на использование соответствующих технологий и методик организации образовательного процесса. Эти технологии в физическом воспитании должны базироваться на основе учета индивидуальных особенностей, в том числе – мотиваций, интересов, потребностей детей в занятиях физическими упражнениями. Главным объектом деятельностного подхода является активная жизненная позиция человека. Современное физическое воспитание следует рассматривать как деятельностно-ориентированное. Обучать, оздоравливать, тренировать, развивать необходимо деятельностно, а не на вербальном уровне, путем активного вовлечения детей в физкультурно-спортивную деятельность, ориентируя их на сознательное освоение ценностей физической и спортивной культуры.

10 слайд

Описание слайда:

Образовательный подход в процессе физического воспитания во главу угла ставит сознательное усвоение детьми знаний в области физической культуры. Ориентирует современную систему физического воспитания на развитие познавательных сил и творческого потенциала детей. Интегрированный подход в образовании исходит из всеобщей объективной целостности мира и предполагает: 1) целостность – формируемой личности ребенка; – педагогического воздействия; – процесса обучения; 2) единство – жизнедеятельности человека и его образования; – процессов развития, воспитания, обучения; – образования и самообразования. Интегрированный подход в процессе физического воспитания реализуется в следующих направлениях: 1) разработка интегрированных образовательных программ, охватывающих все виды деятельности детей; 2) интегрированные занятия, объединяющие содержание двух образовательных областей; 3) интегрированные занятия по конкретной теме, объединяющие содержание разных (нескольких) образовательных областей; 4) включение в содержание занятий по физической культуре заданий на закрепление знаний из других образовательных областей.

11 слайд

Описание слайда:

Методологические принципы проектирования инновационных технологий в физическом воспитании 1. Форма организации процесса физического воспитания должна обеспечивать как можно большие возможности для освоения каждым ребенком ценностей физической культуры и спорта в соответствии с индивидуальными задатками, способностями, личностными установками, потребностями, притязаниями и интересами, уровнем физического развития и подготовленности. 2. Обязательное использование современных технологии спортивной, кондиционной и оздоровительной тренировки учащихся, осуществляемой в тесном единстве с их моторным обучением. 3. Ведущим направлением организации физического воспитания должно быть объединение в учебно-тренировочные тренировочные группы учащихся относительно однородных по интересам, потребностям, притязаниям, уровню физической подготовленности, типологическим особенностям морфофункционального статуса и степени биологической зрелости. 4. Инновационные преобразования в физическом воспитании должны осуществляться постепенно и поэтапно, обеспечивая вначале создание экспериментальных параллелей классов, затем школ, работающих по инновационной программе, затем объединений нескольких школ, кооперирующих свои ресурсы для полномасштабной реализации программы. 5. Освоение результатов инновационного проектирования в физическом воспитании не может быть предметом декретирования, административного навязывания новых педагогических технологий, но обеспечиваться информационной, организационной и кадровой поддержкой педагогических коллективов, готовых к прогрессивным преобразованиям в сфере физического воспитания.

12 слайд

Описание слайда:

1. Выбор концепции, теории, которая служит исходной научно-теоретической опорой при разработке и реализации технологии педагогического процесса. 2. Разработка (проектирование проектирование) модели педагогического процесса. 3. Реализация в практике разработанной модели. 4. Анализ педагогического процесса и его результатов. 5. Определение эффективности разработанной и реализованной педагогической технологии. Этапы проектирования проектирования инновационных инновационных технологий технологий в физическом воспитании воспитании

13 слайд

Описание слайда:

Классификации инновационных технологий в физическом воспитании По целевой направленности Рекреационно– гедонистические Профилактико–оздоровительные Реабилиционно–востановительные Спортивно–орентированные Кондиционно–развивающие

14 слайд

Описание слайда:

Классификации инновационных технологий технологий в физическом воспитании По технической оснащенности Без предметов С предметами (обручи, скакалки, мячи и.др.) На специальных снарядах (фитбол, степ, тренажер Агашина) На тренажерах Комбинированный (с разным оборудованием)

15 слайд

Описание слайда:

Классификации инновационных технологий в физическом воспитании По функциональному воздействию Повышение аэробной выносливости Воспитание силовых способностей Воспитание гибкости Воспитание координационных способностей Комплексное воздействие

16 слайд

Описание слайда:

Концепция (от лат. сonceptio – понимание, система система) – определенный способ трактовки каких-либо процессов (явлений), система путей решения выбранной задачи; определяет стратегию действий. Концептуальные основы инновационных технологий в физическом воспитании

17 слайд

Описание слайда:

В Польше наиболее широко представлен подход к физическому воспитанию как педагогической деятельности, связанной с социокультурной модификацией тела человека. В Финляндии основной является концепция физического воспитания, ориентированная на воспитание здоровья и здорового образа жизни учащихся посредством вовлечения их в различные формы двигательной активности на протяжении всей жизни. В Голландии приоритет отдается концепции «двигательного образования (воспитания)», согласно которой самое важное значение для человека имеет двигательная культура (культура движений) и способность использовать ее в течение всей жизни. В Англии центральное место занимает концепция физического воспитания, делающая акцент на спорт – выработку спортивных знаний и умений, участие в спортивных соревнованиях и подготовка к ним, достижение спортивных результатов (с учетом индивидуальных способностей), проявление физической и спортивной активности на протяжении всей жизни. В Германии преобладает смесь из трех указанных выше европейских концепций. 1) «воспитание здоровья» («Gesundheitserziehung»); 2) «двигательное воспитание» («Bewegungserziehung»); 3) «спортивное воспитание» («Sporterziehung»). Приоритетными задачами в средних школах европейских государств продолжают оставаться формирование двигательных умений, физическое развитие и развитие моторных компетенций (способностей). В то же время во всех типах школ физического воспитания Европы три задачи признаются наименее важными: выработка умений самооценки, решения проблем и улучшения эстетики (осанки тела).

18 слайд

Описание слайда:

Разработанная в последние годы американскими учеными и практиками образовательная система под названием «Превосходная физическая подготовка» («Physical Best») – содержит пять основных разделов: «Аэробная выносливость», «Гибкость», «Мышечная выносливость», «Мышечная сила» «Гармоничное физическое развитие». Программа всесторонней физической подготовки в процессе физического воспитания, призванная помочь воспитуемым сформировать умения, знания, интересы, поведение, ориентирующие на физически активный, здоровый образу жизни.

19 слайд

Описание слайда:

В России выделяют две существенно отличающихся друг от друга концепции физической культуры и физического воспитания. Обе эти концепции за основу берут культурологический подход к пониманию физического воспитания и главной его целью считают воспитание физической культуры личности. Но эта культура понимается по-разному, а потому по-разному понимается и физическое воспитание. Согласно первой концепции, понятие «физическая культура» характеризует особую, специализированную форму двигательной деятельности (активности) человека, которая предназначена для решения широкого круга социокультурных задач: оздоровления, физического совершенствования, организации отдыха, развлечения, рекреации, эстетического и нравственного воспитания и т.д. Согласно второй концепции, понятие «физическая культура» характеризует социально-педагогическую деятельность и ее результаты по формированию, изменению, коррекции в желательном направлении (в соответствии с социокультурными идеалами, нормами т.д.) тела, физического состояния человека на основе комплекса разнообразных средств, форм и методов. К их числу относят: специальные формы двигательной активности (физические упражнения), спортивную деятельность, рациональный режим труда и отдыха, естественные силы природы и др.

20 слайд

Описание слайда:

Предусматривает активное использование спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном процессе с целью формирования спортивной культуры. Инновационная технология Спортивно ориентированное физическое воспитание включает ключевые моменты: – использование в процессе воспитания приемлемых для его целей средств и методов тренировки; – организация физического воспитания на основе добровольно выбранного вида спорта; – предоставление ученику возможности свободного выбора вида спорта; – организация занятий по учебно-тренировочным группам; – предоставление ученику возможности перехода из одной группы в другую; – вынос занятий за рамки обязательного школьного расписания; – организация занятий не менее и не более трех раз в неделю; – обязательное выполнение нормативов базового компонента школьной программы. Концепция спортизации физического воспитания

21 слайд

Описание слайда:

Предусматривает достижение физической подготовленности, в наибольшей степени связанной с основными показателями, характеризующими состояние здоровья и привычную двигательную активность. Разработана в ХХ веке в США с участием многих международных организаций. Компоненты физической подготовленности должны отвечать следующим критериям: 1) адекватность функциональному состоянию, повышение уровня здоровья и предупреждение заболеваемости; 2) отражение уровня привычной двигательной активности. Концепция Fitness Health Related Physical Fitness»

22 слайд

Описание слайда:

Взаимосвязь показателей здоровья и физической подготовленности Устойчивость к простудным заболеваниям Состав тела (жировой компонент) ВЫНОСЛИВОСТЬ Взаимосвязь показателей здоровья и физической подготовленности Сила мышечных групп Гибкость ОСАНКА Взаимосвязь показателей здоровья и физической подготовленности Функциональные показатели дыхательной системы Скоростные способности Нервно–психический статус Координационные способности

23 слайд

Описание слайда:

Инновационная технология Фитнес в процессе физического воспитания Согласно определению экспертов ВОЗ фитнес (fitness от англ. to be fit to be fit – быть в форме, пригодность, соответствие) – способность решать повседневные задачи, энергично и проворно, не утомляясь, активно проводить свое свободное время и переносить неприятности. Фитнес представляет собой добровольные систематические занятия физическими упражнениями, базирующиеся на инновационных средствах, методах, формах и технологиях, направленные на поддержание и улучшение уровня физической дееспособности и состояния здоровья с целью повышения качества жизни и эффективности профессиональной деятельности. В физическом плане фитнес предполагает эффективность деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, хорошую подвижность суставов, достаточно развитую мускулатуру и отсутствие лишнего веса. Ведущий принцип фитнеса – «нагрузка ради здоровья ». Привлекательность и эффективность фитнес-программ определяется их комплексным характером. Они опираются не только на знания и технологии тренировки, накопленные в спорте высших достижений, но и на достижения наук и практики в области оздоровительных систем Востока и Запада, на методы телесной и пластико-когнитивной терапии, на методики лечебной физической культуры и др. Помимо задач улучшения здоровья и телосложения значительное внимание фитнес-программы уделяют эстетике движений. Таким образом фитнес рассматривается как общедоступная, высокоэффективная эмоциональная система физических упражнений оздоровительной направленности, согласованная с индивидуальным состоянием психофизической сферы человека.

24 слайд

Описание слайда:

Виды фитнеса Общий: – физические нагрузки низкой интенсивности, плавные, ограниченные по амплитуде движения. Базовый: – физические нагрузки средней интенсивности, упражнения силового, аэробного характера, стретчинг. Спортивно–орентированны: – развитие двигательных способностей для решения спортивных задач.

25 слайд

Описание слайда:

1) акцент занятий на аэробный тренинг как эффективное средство влияния на потребление, транспортировку и утилизацию организмом кислорода, тренировку дыхательных мышц и, опосредованно, на многие физиологические функции, определяющие состояние организма; 2) стремление к тому, чтобы каждая система организма была сбалансирована сама по себе и с другими функциональными системами; 3) критерием аэробной способности является анаэробный порог (момент, когда интенсивная физическая нагрузка вызывает накопление в крови молочной кислоты) Направленность фитнеса

26 слайд

Описание слайда:

1. Традиционные аэробные упражнения: ходьба, бег, плавание и т.п. 2. Гимнастические упражнения: ОРУ, элементы хореографии, прыжки и подскоки и др. 3. Циклические упражнения на тренажерах. 4. Силовые упражнения. 5. Стретчинг (упражнения на растягивание). 6. Упражнения релаксации и рекреации. Основные средства фитнеса

27 слайд

Описание слайда:

Обеспечение соответствия условий и требований, которые ставит перед детьми жизнь, в том числе – педагогических воздействий, фактическому (реальному реальному) физическому, психическому и социальному потенциалу подрастающего поколения, его адаптационным ресурсам и возможностям. «Золотой» принцип внедрения инновационных технологий в практику физического воспитания

28 слайд

Описание слайда:

Основные проблемы внедрения инновационных технологий в физическом воспитании 1. Отсутствие единства взглядов на направленность содержания физического воспитания (образовательную, спортизированную, оздоровительную). 2. Проблема выбора: сложно разобраться в многообразии предлагаемых инновационных методик, технологий, программ. 3. Разработка педагогами собственных программ не всегда научно обоснована, носит эклектичный характер (использование инновационных средств из разных видов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности). 4. Физическое воспитание имеет ряд своих специфических особенностей, проблем и противоречий, влияющих на замедление процесса его модернизации, особенно в образовательных учреждениях (падение престижа профессии, снижение интереса к уроку физической культуры, несоответствие условий, недостаточный уровень финансирования, изношенная материально- техническая база, высокая стоимость литературы, неудовлетворительное состояние здоровья и физической подготовленности детей). 5. На фоне инновационных преобразований, многие прежние положения, ставшие фундаментальными в науке и государственных документах, тормозят инновационную деятельность, что препятствует эффективной стратегии ее дальнейшего развития. Факты свидетельствуют, что разработка теории физической культуры не успевает за изменениями общественной жизни.

29 слайд

Описание слайда:

Влияние инновационной деятельности на работу педагога Инновационная деятельность является фактором развития творчества педагогов. В квалификационных характеристиках педагогов высшей и первой квалификационных категорий одним из основных условий является творческое отношение к педагогической деятельности, участие в разработке и реализации новых проектов, способствующих совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

30 слайд

Описание слайда:

Материальная поддержка: частичное финансирование проектов, надбавки в заработной плате, материальное поощрение; Моральная поддержка: общественное признание проблем, заявленных в инновационном проекте; возможность осознания себя творческой личностью, причастной к важному профессиональному делу в сотрудничестве с коллегами; возможность издания результатов инновационной деятельности; Профессиональная поддержка: индивидуально ориентированная помощь, возможность обучения на целевых курсах, участие в “круглых столах”, организационно - деятельностных играх; особое внимание уделяется инновационной деятельности при аттестации на квалификационные категории.

31 слайд

Описание слайда:

Первоначально термин «Эвритмия» был введён Аристотелем и использовался для обозначения соразмерности и слаженности и частей… Рудольф Штайнер использовал этот термин для обозначения придуманных им упражнений, ставящих своей целью в точных формах движений выразить индивидуальное своеобразие звуковых и словесных форм. «Когда человек говорит или поёт, он своим дыханием создает в окружающем воздухе определённые формы. Каждый произнесённый или пропетый звук сопровождается невидимым движением внутри самого организма. Источник искусства эвритмии и заключается в этом движении, скрытом в звуке и слове. Поэтому эвритмия и может быть названа «видимым звуком», «видимым словом». Эвритмические упражнения

32 слайд

Описание слайда:

Технология под символическим названием "Навигатор здоровья" подразумевает общедоступную систему обследования и тестирования школьников, затем компьютерную обработку данных и выдачу индивидуальной оздоровительной программы. Разработчик технологии - серьёзное учреждение - Институт Медико-биологических проблем Российской академии наук. С 1999 года технология "Навигатор здоровья" используется в диспансерах и санаториях Москвы и Московской области. Отдельные элементы этой технологии включены в московские целевые программы "Здоровье детей", "Молодёжь Москвы" и, "Физкультура Москвы". Программа "Навигатор Здоровья"

33 слайд

Описание слайда:

Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» – игровая по форме новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста»

34 слайд

Описание слайда:

Спонтанный танец или спонтанное движение – великолепный способ «выпустить пар», протанцевать негативные эмоции, получить заряд положительных энергий. Вы можете сделать это прямо сейчас, под любую музыку, будь то регги, драм энд бэйс, мантры, эмбиент, электронная музыка. «СПОНТАННЫЙ ТАНЕЦ», ТЕЛЕСНАЯ ТЕРАПИЯ И ТАНЦЕВАЛЬНАЯ АРТТЕРАПИЯ

35 слайд

Описание слайда:

«Антистрессовая пластическая гимнастика» как новое перспективное направление массовой оздоровительной физкультуры разработано А.В. Попковым и Е.Н. Литвиновым, основана на фундаментальных отечественных научно-практических разработках, новое направление оздоровительной работы с населением, имеющее государственное утверждение и признанное новым методом нравственного и физического воспитания. Пластико-ритмическая и антистрессовая пластическая гимнастика

36 слайд

Описание слайда:

Стратегической целью движения ДРОЗД является повышение уровня физического и духовного развития, образованности подрастающего поколения, приобщение молодых людей к здоровому образу жизни, снижение уровня заболеваемости детей, молодежной преступности, алкоголизма и наркомании, предоставляющих угрозу генофонду страны и национальной безопасности Российской Федерации. Инновационный проект и стратегия развития Всероссийского движения «Дети России образованны и здоровы – ДРОЗД»

37 слайд

Описание слайда:

Олимпийское образование, цель которого - приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма, занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. 1) об олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях, задачах, об основных идеалах и ценностях олимпизма (в том числе о принципах "Фэйр плэй", идеале гармонично развитого олимпийского атлета и др.); 2) о спорте, его разновидностях, о средствах и методах спортивной подготовки, обеспечивающих высокие достижения в спорте; 3) о гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта, о его роли в здоровом образе жизни человека, о его месте в системе средств, обеспечивающих физическую культуру личности. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

38 слайд

Описание слайда:

– настольно-спортивные игры (малые спорт формы, VCA) – динамические игры с мячом на площадках и воде; – интеллектуальные игры – логические и за шахматной доской; – психолого-коррекционные игры. Спортивно-динамичные игры - синплей – командная игра со специальными ракетками, легким «прыгучим» мячиком и треугольными воротами; футболей – командная игра на волейбольной площадке волейбольным мячом с элементами футбола и волейбола; оздоровительно-развлекательные тренажеры ситак, которые позволяют оживить для детей компьютерные игры, добавив к ним в увлекательной форме физические нагрузки). Интеллектуальные игры, как современные динамичные «королевские» шахматы (кингчесс), «московские» и «президентские» шашки. Наш Олимп

39 слайд

Описание слайда:

Тренажер Агашина Универсальный волновой «Тренажёр Агашина», типа «Гантель динамическая» (в вариантах по массе, размерам и частоте воздействия) предназначен для общего, гармоничного, комплексного, непрерывного развития детей, начиная с 3-х лет и до преклонного возраста, в плане оздоровления и одновременно комплексной, согласованной тренировки скоростно-силовых, координационных, показателей точности и других качеств физической подготовки В соответствии с таким уникальным действием на человека впервые портативный спортивный волновой тренажер признан МЗ России лечебным средством под названием “Массажер-стимулятор волновой механический СМАС”, Патент РФ № 2027456. Регистр. удост. № 29/06080999/2492-01. В мире и в России выпускается ряд массажёров оказывающих волновое воздействие с помощью вибровоздействия, упругих колебаний при изгибе узкой пластины и др. Как правило, они имеют либо высокую стоимость, либо невысокий эффект действия, либо недостаточно широкие адаптивные возможности.

40 слайд

Описание слайда:

Целью данного проекта является дальнейшее развитие и применение инновационных идей Ф.К.Агашина для надёжной непрерывной подготовки детей и молодёжи к выполнению двигательных задач любой сложности, включая спортивные и другие экстремальные варианты двигательных действий, при условии сохранения здоровья. Такая система подготовки и обучения спортсменов, допризывников, служащих Армии и Флота и других служащих и работников экстремальных и других профессий, включая офисных работников, позволит обеспечить не только высокие спортивные достижения, но и экономическую и военную безопасность страны. Естественно учредители фирмы имеют частную цель и рассчитывают на получение прибыли. Волновые “Тренажеры Агашина” – единственный класс тренажёров, сочетающий: портативность, низкую стоимость, высокий эффект согласованного комплексного воздействия, сертификацию Минздравом РФ методик занятий, и адаптивные возможности тренажера (применимость и преемственность для различных социальных групп: для детей, спортсменов, специалистов, офисных работников, пожилых, инвалидов и др.) . “Тренажеры Агашина” используют в основе - комплекс волновых упражнений, единственный аналогичный комплекс в РФ, утвержденный Минздравом РФ.

41 слайд

Описание слайда:

Тренажер Агашина прошел клинические испытания и признан медицинским изделием для применения в лечебных целях и рекомендуется при следующих заболеваниях: 1. Для предупреждения нарушений микроциркуляции крови; 2. Ишемическая болезнь сердца I-II класса; 3. Гипертоническая и гипотоническая болезнь I-II степ.; 4. Неврозы, депрессии; синдром хронической усталости; 5. Остеохондрозы с корешковым синдромом; 6. Атеросклероз сосудов, венозная недостаточность; 7. Двигательные нарушения при заболеваниях нервной 8. Системы, последствия ОНМК (инсульт); 9. Невриты, полиневриты; 10. Синдром малого сердца, болезнь Рейно; 11. Растяжения, вывихи, гематомы; 12. Восстановление фигуры после беременности; 13. Укрепление общего состояния организма; 14. Для бодрости, улучшения настроения. Вы можете включать упражнения с тренажером в зарядку, разминку, оздоровительные, лечебно-профилактические занятия.

42 слайд

Описание слайда:

http://agashin.ru/sport_exercises Федор Константинович Агашин в 1971 г. открыл и ввел понятие "Биомеханического резонанса". Сущность биомеханического резонанса (БМР) заключается в том, что объективно наблюдается возрастание амплитуды отклика активного звена человека или совокупности его активных звеньев при внешних периодических механических воздействиях в диапазоне частот от 5 до 20 гц (преимущественно от 10 до 15 гц).

43 слайд

Описание слайда:

Гимнастика Стрельниковой А.Н. построена по принципу дыхания при сжатых лёгких. Самое главное в гимнастике – короткий мощный вдох, при котором лёгкие не расширяются, а сжимаются. При этом воздух заполняет их от верхушек до низа, проходя в самые дальние уголки. В упражнениях А.Н.Стрельниковой вдох выполняется при сведении рук перед грудью, т.е. в затрудненном положении дыхательных мышц, выдох – при разведении рук. Дыхательным мышцам приходится работать с полной нагрузкой, при этом развиваться и крепнуть. При таком способе дыхания активизируется газообмен, совершенствуется работа мозговых центров управления дыханием. При правильном применении и достаточном упорстве гимнастика А.Н.Стрельниковой помогает укрепить организм, восстанавливает обмен веществ, позволяет справиться со стрессом, снимает усталость, повышает жизненный тонус, улучшает память, возвращает остроту зрения и слуха. Благодаря ежедневным занятиям дыхательной гимнастикой можно избавиться от нейродермита, псориаза и других заболеваний кожи. Она активизирует кровообращение соединительной ткани, благодаря чему уходит патология желез внутренней секреции. Оздоровительные дыхательные технологии

44 слайд

Описание слайда:

Цигун Цигун - древнее китайское искусство саморегуляции - уходит корнями вглубь тысячелетий. Ци - это энергия, присутствующая на небесах, на земле и в каждом живом существе. Эти три типа энергии взаимодействуют между собой, проникая и превращаясь друг в друга. Слово «гун» в Китае часто употребляется как сокращение от «гунфу», что значит «энергия-время». Любая учеба или тренировка, требующая больших затрат энергии и времени, называется «гунфу». Этот термин применим к любому виду деятельности, на которую затрачиваются время, энергия и терпение. Таким образом, «цигун» можно перевести как «работа с пневмой-ци», «тренинг, связанный с ци и требующий значительных затрат времени и усилий». Все методики цигун подразделяют на 2 типа: жесткие и мягкие. Жесткие методики используются, как правило, для развития навыков мгновенного включения на полную мощность функциональных систем организма для реализации психических и физических возможностей. Мягкие системы обычно преследуют цель лечения и оздоровления. Но функциональную грань между ними не всегда можно четко провести. По способу выполнения упражнений подразделяются на три класса: статические (иногда их называют тихими или спокойными, или неподвижными), динамические и статико-динамические (комбинация неподвижных поз и движений). И каждый из этих трех классов упражнений выполняет определенную роль: регулирование тела, регулирование дыхания, регулирование сознания (ума) или их комбинации. Многие элементы практики цигун очень сходны с теми, которые используются в традициях разных народов: славянских, южноамериканских, африканских

46 слайд

Описание слайда:

1. Артпедагогика. 2. Кооперативные игры. 3. «Новые» (несоревновательные) игры. 4. Народно-национальные игры, забавы. 5. «Социоориентированные игры–тренировки». 6. Психотехнические, психокоррекционные, имитационные, сюжетно-ролевые и т.п. игры. Доверительные игры, коммуникационные игры 7. Спартианские, формы физкультурно-спортивной работы - физкультурные занятия по спартианской программе. 8. Асимметричные игры. 9. «Честные игры». Новые, формы и методы организации и проведение физкультурно-оздоровительной работы с детьми

47 слайд

Описание слайда:

В последнее время все чаще в литературных источниках можно встретить термин артпедагогика («арт» пер. с англ. art – искусство, педагогика от греч. пайдос – дитя, аго - вести). Развиваясь на основе межнаучного подхода, арпедагогика, заимствует некоторые фундаментальные теории и прогрессивный практический опыт педагогики, психологии, психотерапии, искусства, эстетики, культурологии и др. Артпедагогика в области физической культуры - это поликомпонентное образование, в основе которого лежит принцип сочетания духовного с телесным. Симбиоз физической культуры и искусства, ориентирует на гармоничное развитие личности учащегося, формирование его художественно-творческих способностей и ассоциативного мышления, зрительно-образной и двигательной памяти. Артпедагогика

49 слайд

Описание слайда:

Эти игры строятся на следующих основных принципах: отсутствие победителей и побежденных; – должны получать удовольствие от игры, вместе веселиться, а не смеяться над теми, кто проигрывает, как это имеет место в обычной соревновательной игре; – ни один участник не может быть исключен из игры до ее окончания; – в игре могут принять участие все желающие независимо от возраста, подготовки, состояния здоровья (инвалидности) и т.д.; – каждый участник всегда уверен в том, что другие участники не нанесут ему повреждений, предохранят от них, помогут ему, обеспечат его безопасность. Новые» (несоревновательные) игры

50 слайд

Описание слайда:

Социоориентированная игра-тренировка в условиях природного окружения обеспечивает дополнительные возможности развития социальной активности, поскольку ставит подростков в экстремальные условия, которые «испытывают» и учат их строить межличностные отношения, оказывать и принимать помощь. Например: Соревнования и по таким новым «видам спорта», как ползание на 45 метров, перекатывание ядра, бег на 100 м под барьерами, прыжки кто ниже (прыжок-бросок под планкой, опускаемой после каждой попытки), баскетбол с передвижными корзинами (игроки команды бросают мяч своему вратарю, держащему в своих руках корзину для мусора; вратарь стоит на стуле или невысокой платформе и помогает своим товарищам по команде, пододвигая свою корзину под направленный в нее мяч) и т.п. Социоориентированные игры–тренировки

52 слайд

Описание слайда:

Спартианские игры – элемент спартианского движения и спартианской гуманистической программы оздоровления, воспитания, целостного развития личности, организации досуга детей и молодежи. Спартианское движение и спартианская программа основаны на идеях разработанного в России в 1990 г. нового гуманистического проекта под названием «СПАРТ» («SpArt»). Это слово, которое придумал автор проекта (проф. В.И. Столяров), расшифровывается двояко: СПАРТ = «Союз Поклонников Активного Разностороннего Творчества» SPART = "Spirituality" – духовность, «Sport» – спорт, «Art» – искусство. Спартианские игры

53 слайд

Описание слайда:

1. Прыжок в длину с место на одной ноге 2. Прыжки через скакалку на одной ноге за 10 сек 3. Встречная эстафета. Дети делятся на две команды и выстраиваются в две колонны друг напротив друга на расстояние 15 м. По сигналу игроки выполняют бег на левой ноге, перебегают в конец противоположной колонны, обратно на правой ноге. 4. Тест «Передача и ловля баскетбольного мяча от плеча, левой, правой рукой». Учащиеся располагаются в 10 м друг напротив друга и выполняют передачи одной рукой от плеча. По сигналу игроки выполняют передачи мяча от плеча левой, правой рукой, а затем перебегают в конец противоположной колонны. 5. Ведение б\ мяча, левой, правой рукой; от плеча б\мяча, левой, правой рукой. 6. Ведение б\ мяча с броском в кольцо левой правой рукой Асимметричные игры

54 слайд

Описание слайда:

Честные игры Цель Игр – оказание помощи в приобретении полных и глубоких знаний об идеях, идеалах и ценностях олимпизма, олимпийское образование спортсменов, повышение их ориентации на принципы Фэйр Плэй («честной игры») и другие гуманистические идеалы олимпизма, а также формирование и развитие у них интереса не только к спорту, но и к другими видам творческой деятельности (искусству, науке и др.), включение в эти виды деятельности. Программа соревнований «Честные игры» 1. Олимпийский зачет (теоретический конкурс) - конкурс «знатоков олимпизма»; - Презентация известных олимпийцев; 2. Практический конкурс - встречная эстафета с отбеганием своей команды (5 мальчиков + 5 девочек). - прыжковая эстафета (5 мальчиков + 5 девочек). - перетягивание каната (5 мальчиков + 5 девочек). - прыжки через скакалку за 60 сек (1 девочка). - дартс (1 мальчик + 1 девочка). - смешанный волейбол (3 мальчика+3 девочек).

55 слайд

Описание слайда:

В настоящее время наиболее актуализирован поиск эффективных инновационных технологий, которые могли бы не только способствовать модернизации физического воспитания, но имели во главе приоритет оздоровления, выполняя при этом еще и важные образовательные и социокультурные функции. Спасибо за внимание!!!

СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Дутов В.С.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Предполагается, что внушение - это такая подача словесной информации, которая воспринимается без критической оценки сознанием, т. е. корой головного мозга (КГМ), и оказывает влияние на течение всех психо-нервно-гормональных и психо-телесных процессов. Внушение содержится в любом общении людей, даже в любом не словесном общении. Любая речь - это внушение, действенное или нет в зависимости от таланта и умения говорящего и готовности слушающего поверить, от активности его ума. Внушением можно назвать всякое информационное воздействие на личность помимо сознательного контроля разума.

Сопутствующее внушению понятие - «внушаемость». Человек обладает врожденным механизмом податливости к внушению, который находится в определенной связи с присущими людям способностями к научению и развитию. И это очень важно! Иными словами, способность к самонаучению и саморазвитию зависит от уровня самовнушения. Каждому для успеха в своей жизнедеятельности и саморазвитии педагогически оправданным будет принять на веру правило, что нет гипнотического внушения, а есть только самовнушение. И нужно всячески развивать в себе самовнушение. В связи с этим, нас интересует прежде всего самовнушаемость, которую прогрессивный умный человек должен в себе всячески развивать. Если человек хочет добиться успеха в жизни, то способности к научению и развитию он может развивать только с помощью самовнушения. Известно, что если человек не будет сам себе внушать нужные для достижения целей жизни стереотипы думанья, стереотипы чувствования, стереотипы поведения, стереотипы действования, то эту пустоту заполнит влияние внешнего окружения, которое сформирует у вас стереотипы нужные окружению.

Например, стереотипы защитных функций обыденной жизни (боязнь критики, привязанность к общепринятому, неуверенность в себе и др.). Ясно, что с такими стереотипами ни в спорте, ни в жизни успеха не достигнешь. Если вы не будете развивать ваши творческие способности путем целенаправленного самовнушения, что вы свободны от действия защитных функций обыденной жизни и отпустите эту жизненную функцию на самотек, то за вас это будет делать ваше окружение, которое будет манипулировать вашим сознанием в своих личных целях.

Внушение происходит в состояние КГМ, когда один участок мозга более активизирован, чем другие. Причем этот участок находится в состоянии повышенной возбудимости, как бы подчиняя и используя другие участки КГМ для сверхфункции, когда привычные связи между клетками используются для целей сверхфункции. Когда на настроенную таким образом кору как раздражитель поступает внушение специалиста, оно не встречает критически-оборонительного сопротивления и распространяется на нужные участки коры. Фактически под действием внушения в коре образуются новые

очаги возбуждения для сверхфункциональной деятельности различных участков коры. Благодаря этому внушаемость усиливается в зависимости от глубины транса, но следует заметить, что при переходе в обычное сознательное состояние гипновнушаемость исчезнет, т. к. уже нет сторожевого участка, который поддерживал гипноконтакт со специалистом и принимал, и проводил в нужный участок коры вербальные раздражители.

Подобно сторожевому участку начинают функционировать и очаги головного мозга, возбужденные внушениями специалиста, а также очаги проблем, которые растормаживаются при вхождении пациента в транс. За счет погружения в транс сознание передает свои обычные контролирующие функции подсознанию, переходя в состояние сверхсознания. Таким образом, мозг функционирует по-другому, как бы улучшено.

Фактически гипновнушение представляет собой избирательное внимание, при котором специалист может фактически направлять мысли спортсмена. В данном случае в мозге начинает функционировать механизм научения. Если однажды спортсмен научился контролировать эмоции, значит, это реально для него и в перспективе возможно не только под воздействием слов гипнотерапевта, но и по собственному желанию и даже автоматически. В состоянии гипновнушения происходят реальные изменения гормональной сферы спортсмена, уровня биологически активных веществ и т. д. Это говорит о том, что воздействие гипновнушения не ограничивается только областью коры и подкорки. Возбуждение из различных отделов коры в железы внутренней секреции, иммунную систему организма передается по гипоталамо-гипофизной системе. При этом гипоталамус представляет в ней центральную нервную систему (ЦНС), а гипофиз - эндокринную и иммунную системы. Гипоталамус воспринимает нервные возбуждения от различных отделов КГМ и передает их гипофизной системе. По этой же схеме распространяются воздействия стресса, что приводило к стрессовому функционированию гипофиза и соответствующим изменениям в эндокринной и иммунной системах.

В состоянии гипновнушения в гипоталамо-гипофизную систему начинают поступать совершенно иные раздражители, что сказывается на ее функционировании. Возбуждение, возникающее в КГМ запускает функционирование гуморальной системы, и гипновнушение продолжает функционировать, и положительные эффекты наблюдаются через несколько часов и даже дней после гипновнушения. Это связано с деятельностью гипофизной системы. Гормоны гипофиза контролируют деятельность всех желез внутренней секреции, и действие гипновнушения доводится практически до клеточного уровня. Соответственно, слово, услышанное спортсменом в состоянии транса, реально может дойти до уровня ДНК каждой клетки организма.

В настоящее время известны не все механизмы, приводящие к эффекту гипновнушения. Однако чем больше мы исследуем, тем менее идеалистически представляется нам гипновнушение и тем более предсказуемым и прогнозируемым становится наше воздействие.

Следует понимать, что гипновнушение - это, в первую очередь, воздействие на головной мозг и всегда следует помнить об уникальной индивидуальности мозговой деятельности каждого спортсмена. Понимание нейрофизиологических особенностей гипновнушения дает ясное представление тренеру, как тренировать спортсмена для достижения им спортивного и жизненного результата.

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2012

Гипновнушение должно применяться в спортивной тренировке как учебнотренировочная система, создающая у борца внутреннее ощущение свободы и раскрывающая его потенциальные сверхвозможности.

С помощью гипновнушений можно сменить традиционную установку на тренировку как тяжкий труд, обеспечивая возрастающую уверенность атлета в собственных силах и облегчая ему переход от обучения и тренировки к самообучению и саморазвитию.

Тренер при использовании гипновнушений в учебно-тренировочном процессе должен соблюдать следующие принципы: принцип гармоничного единства

«сверхсознания - сознания - подсознания» в тренировке сверхфункций мозга; принцип радостной раскрепощенности (не напряженности); принцип гипнотической взаимосвязи «тренер - спортсмен».

Гипновнушения помогают избавиться от ложной активности, которая утомляет и не улучшает результативность учебно-тренировочного процесса, и создать внутреннюю резервную активность, которая происходит от мотивированного положительного отношения к тренировке результата соревновательного. С помощью внушенного сна-отдыха быстрее происходит восстановление работоспособности. Гипновнушения зарекомендовали себя как эффективное средство ликвидации неблагоприятных предстартовых и стартовых состояний и как действенное средство психопрофилактики, психогигиены и психотерапии нервно-психического напряжения при целом ряде психических состояний спортсменов.

Установлено, что гипнотический транс легче достигается и внушаемость намного выше во время напряженной спортивной деятельности. Транс - это также естественное состояние и спортсменам надо учиться вхождению в транс. В трансовом состоянии спортсмен способен к «бессознательному обучению». При напряженной мышечной деятельностиборцы легко научаютсявходитьвтрансовоесостояние, котороепредставляет собой вид сверхсознательного трансового состояния (СТС). Соответственно, 5-минутную схватку удобнее тренировать как 30-секундные отрезки методом «скороговорки», когда через 30 секунд начинается дефицит энергии креатинфосфата в мозге и спортсмен легко входит в СТС, оптимальное для гипновнушения. В таком состоянии тренируется как бы «управляемая спонтанность» в движениях в ответ на движения соперника. Петля коррекции движений по спиральному кругу «ЦНС - мышцы - ЦНС» электрически коротко замыкается через нижележащие отделы подкорки, а не через КГМ. Для методики тренировки это так важно и просто!!! Потому что время проведения броска на много короче, чем время мысли, как этот бросок сделать.

Транс является тем состоянием, которое облегчает обучение и спортсмен начинает создавать новые образы достижения, менять установки, что позволяет ему достичь успехов в спорте и жизни. Когда тренер чувствует, что межличностная связь (гипнотическая связь «тренер - спортсмен») уже сложились, он начинает привлекать внимание атлета к фрагментам его внутреннего опыта, который находится вне его сознания,- таким образом ведет его к тем ресурсам, которые он имеет в подкорке, но не осознает, не замечает, т. к. они находятся в подсознании, в подкорке головного мозга. Нужно расширить «систему проблем» спортсмена и превратить ее в «систему решения проблем». А для этого необходимо сначала присоединиться к замкнутой системе проблем атлета и присоединиться так, чтобы не ощущалось никакого различия между борцом и тренером. Присоединение является необходимым резонансным настраиванием для образования гипнотического контакта (раппорта) между тренером

и атлетом. Нужно помочь борцу перерасти свои «сознательно» приобретенные на протяжении жизни ограничения так, чтобы внутренние, «бессознательные», возможности были полностью реализованы в спортивные и жизненные результаты. Современный человек обременен, к несчастью, гордыней «сознательного» и убежден, что вся его психическая деятельность может проходить только на сознательноконтролируемом и волевом уровне.

В СТС сознание освобождается от мелочного контроля и выполняет функции сверхсознания, а весь мелочный контроль передается подсознанию. Мелочный контроль сознания не всегда нужен для того, чтобы учиться и научаться, потому что в нем (в сознании) много предубеждений. Современный человек потихоньку теряет раппорт с бессознательным (становится пациентом) и сворачивает с бесконечного пути внутреннего самообучения.

Современные рынки спортивных товаров, услуг и информации характеризуются быстрым развитием и обострением конкуренции. Напряженную борьбу за потребителей, зрителей, покупателей и пользователей интернета одновременно ведут десятки и сотни тысяч производителей в лице спортивных телеканалов, радиостанций, специализированных веб-сайтов, профессиональных клубов, спортивных магазинов, спортсооружений и фитнес-клубов. В систему конкурентных отношений вступают также субъекты смежных отраслей предпринимательства – такие, как развлекательное телевидение, кино, эстрада, цирк, событийный туризм и другие сферы досуговой деятельности. Свою долю рынка стремятся приобрести и расширить представители индустрии красоты и здоровья, санаторно-курортного дела, ресторанного бизнеса.

Внутри огромной массы компаний спортивной индустрии и смежных отраслей происходит непрерывное движение: одни предприятия улучшают свои бизнес-позиции, другие напротив, ухудшают.

Центральной задачей менеджмента каждой компании или профессионального спортивного клуба является ее успешная работа как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, обеспечение стабильной, прибыльной деятельности и сохранение на надлежащем уровне ее конкурентоспособности. Как показывает экономическая практика, решить эту сложную, комплексную задачу можно лишь с учетом изменений, происходящих во внешней и внутренней среде компании, путем отслеживания и анализа инноваций, внедряемых конкурентами. В противном случае компанию ожидает застой, который плавно переходит в рецессию с постепенным ухудшением финансовых и спортивных результатов. Причем это касается как отдельных субъектов рынка, так и целых отраслей промышленности или спортивной индустрии.

Для большей наглядности проиллюстрируем сказанное следующим примером. Профессиональные футбольные клубы России были долгое время изолированы от мировой футбольной индустрии в плане обмена игроками, тренерами, методиками подготовки и восстановления спортсменов. В 1970-1980-е годы в бывшем советском, а затем и российском футболе не выступали легионеры, не работали иностранные специалисты. В силу многих экономических и политических причин процессы обмена и передачи опыта были затруднены, изменения технического, технологического, научного характера внедрялись в нашей стране не в полной мере или со значительным отставанием от лучших клубов Европы и мира. В результате клубный футбол России отстал, снизилось качество игры в профессиональных футбольных лигах. А это, в свою очередь, не могло не сказаться на выступлениях сборной команды страны, которая за период 1990-2006 гг. не смогла показать удовлетворительных результатов. Неоднократные попытки решить данную системную проблему за счет замены главных тренеров неизменно кончались очередным конфузом и последующей отставкой. В конце концов руководителям отечественного спорта и РФС стало ясно, что одним махом такую сложную проблему решить нельзя, здесь нужен современный научный подход, качественный менеджмент, изучение передового опыта и адаптация его под существующие российские реалии.

Конкурентная борьба в спорте и бизнесе отличается тем, что люди и организации, почивающие на лаврах, довольно быстро утрачивают лидирующие позиции, переходят в разряд середнячков, а затем и вовсе становятся аутсайдерами. Их место занимают новые лидеры, более энергичные, прагматичные, целеустремленные. Если взглянуть на этот про-цесс более пристально, то мы увидим в нем определенные закономерности.

Первая из них состоит в том, что поступательное движение вперед может происходить в спорте за счет ограниченного набора факторов (см. рис.1). Среди них:

· Природный талант индивида;

· Раскрытие и высвобождение резервов организма (в том числе за счет различных стимуляторов и допингов);

· Новые методики подготовки, тренировки, командной и индивидуальной тактики;

· Новые спортивные тренажеры, одежда, обувь, экипировка.

Для получения результатов мирового уровня атлеты, тренеры и спортивные организации стараются в полной мере задействовать ресурсы каждого направления

В профессиональном спорте огромное значение придается поиску и раскрытию талантов спортсменов. Участники соревнований всех уровней тщательно просматриваются; наиболее способные и одаренные берутся специалистами на заметку, приглашаются в более элитные школы и клубы. Из тысяч подающих надежды спортсменов результатов мирового уровня добиваются, как правило, несколько десятков в каком-либо виде спорта в отдельно взятой стране. Конкуренция за право выступать в основном составе сборной на чемпионатах мира, Европы или Олимпиадах чрезвычайно высока. Здесь побеждают те спортсмены, природный талант которых помножен на упорные каждодневные тренировки.

Однако одних лишь способностей и талантов, пусть даже самых выдающихся, бывает недостаточно для побед над сильным противником. Здесь нужны лучшие методики тренировки, оборудование, спортивная экипировка. Требуется также анализ всей информации о лучших достижениях элитных спортсменов, о новых научных разработках в сфере спортивной медицины, физиологии, биомеханике, фармакологии, психологии, менеджмента. Иными словами, для достижения высших спортивных результатов требуется:

1. осуществлять непрерывный поиск новых способов и методов, дающих максимальный результат самостоятельно;

2. пристально следить за конкурирующими командами и спортсменами, которым по каким-либо параметрам удалось оторваться от прочих атлетов.

Таким образом, мы отмечаем вторую закономерность в процессе повышения конкурентоспособности – постоянный поиск инноваций, разработка своих или освоение чужих нововведений, которые дают некоторый прирост спортивных результатов.

Возьмем, к примеру, биатлонистов или лыжников. Казалось бы, простые виды спорта, которые не требуют существенных инноваций технического и технологического плана. Однако таким бывает поверхностный взгляд непосвященного наблюдателя. На самом деле за последние 20-25 лет конструкции и материал лыж, креплений, ботинок, комбинезонов спортсменов претерпели существенные изменения. В арсенале современных лыжников и сервисменов находится огромный выбор инструментов для изменения скольжения и жесткости лыж, учета изменений температуры снега и воздуха. И это, не говоря о мобильной связи спортсменов с тренерами, программными продуктами, позволяющими оптимизировать раскладку сил по дистанции.

Известно, что лучший биатлонист последних лет норвежец О.Э. Бъорндален привозит с собой на соревнования 25-30 пар лыж (каждая из которых весит менее 1 кг), подбирая конкретную пару под нужный температурный и погодный режим. Сохраняя свои методики и способы тренировки в тайне от соперников, Бъорндален с завидным постоянством одерживает победы на соревнованиях самого высокого уровня, включая Олимпиады и этапы Кубка мира.

Способ освоения передового опыта других спортсменов и спортивных организаций получил название бенчмаркинга. Суть бенчмаркинга состоит в том, что спортивный клуб, торговая или промышленная компания изучает деятельность лидеров спортивной индустрии, сравнивая их работу со своей моделью бизнеса, и, если это возможно, заимствуют передовые методы для внутреннего пользования.

При анализе передового опыта и инноваций лидеров спортивного рынка выясняются такие вопросы, как:

· Насколько адекватны современным требованиям способы физической, тактической и психологической подготовки спортсменов к соревнованиям;

· В чем состоят сильные и слабые места нашей организации по сравнению с теми, кто добился лидирующего положения;

· Какова маркетинговая политика конкурентов и какие инновации они используют;

· Какие методы мотивации и менеджмента используют в лучших спортивных организациях мира;

· Насколько отличается уровень оплаты труда в нашем клубе и клубах-лидерах;

· Оптимальна ли численность персонала в организации;

· Каково соотношение доходов и расходов от различных направлений деятельности;

· Как отличается уровень издержек и каково соотношение «затраты – результаты» по разным видам деятельности.

Ответы на поставленные вопросы служат основой для корректирования спортивной и коммерческой работы профессионального клуба или спортивной организации. При необходимости производятся кадровые перестановки, совершенствуются способы взаимодействия с потребителями, оптимизируются бизнес-процессы.

Следует отметить, что реализация бенчмаркинга спортивными клубами и организациями на практике сопряжена с определенными трудностями. Квинтэссенцией бенчмаркинга является заимствование и использование чужого опыта в своей деятельности. Однако многие из вопросов, интересующих конкурентов, лидеры не раскрывают, так как конфиденциальность является основой для сохранения лидерства. Раскрытие своей коммерческой тайны в области физической и психологической подготовки спортсменов, трансфертной политики, способов взаимодействия с болельщиками и партнерами чревато утратой достигнутого положения.

Использование только той части информации, которая является открытой, не дает возможности догоняющим клубам и организациям полностью «сложить мозаику» коммерческого успеха лидера, оставляя вне поля зрения наиболее значимые компоненты.

Недоступность необходимых сведений зачастую подталкивает конкурентов к неэтическим и незаконным действиям, связанных с тайной видеосъемкой, прослушиванием разговоров, подкупом технического персонала и прочими неблаговидными действиями. В связи с этим обстоятельством бенчмаркинг иногда именуют конкурентной разведкой или даже шпионажем, что на самом деле не соответствует действительности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: