Золотая богиня футбол. Золотая богиня страны шуби. Корея на прицепе

ЗОЛОТАЯ БОГИНЯ

На десятом году Троянской войны ахейцы, наконец, убедились, что взять штурмом Трою они не могут. Оставалось надеяться лишь на хитрость. И на непостоянство богов…

Когда-то Зевс и Афина не скрывали своих симпатий к этому городу. К ним обратился дарданский царь Ил с просьбой дать какой-нибудь знак, правильно ли он выбрал место для основания Илиона. Олимпиец одобрил его решение и сбросил с неба палладий - статую Афины, хранительницы городов. Двухметровую деревянную фигуру вырезала сама богиня в память о дочери Тритона Палладе, которую она по неосторожности погубила.

Статуя хранилась в храме, посвященном Афине, и до тех пор, пока она находилась там, крепостные стены оставались неприступными. Даже суровая дочь Зевса, возненавидевшая троянцев и ревностно помогавшая ахейцам, не в силах была что-либо изменить. Вот если бы палладий исчез из ее святилища, тогда… Тогда она не чувствовала бы себя связанной каким-либо обещанием и прежнее знамение утратило бы свое значение.

Хитроумнейший из греков Одиссей и бесстрашный Диомед, уступавший храбростью лишь Ахиллу, ночью тайком пробрались в лагерь осажденных и унесли статую из храма, лишив тем самым троянцев надежд на спасение.

Об этом прецеденте вряд ли помнил тот, кто похитил в 1966 году из-под носа лондонской полиции Золотую богиню, хозяевами которой в течение 8 лет были бразильские футболисты. Почти двухкилограммовый кубок, отлитый из чистого золота, изготовил в 1946 году французский скульптор, и президент Международной федерации Жюль Риме учредил его в качестве переходящего приза за победу на первенстве мира. Кубок представляет собой фигурку крылатой богини Ники, дочери титана Палланта, сестры Рвения, Упорства, Силы.

Как известно, украденная (но вскоре найденная) Золотая богиня весьма благосклонно отнеслась к похитителям и не захотела покидать английскую землю, изменив прежним кумирам.

Таким же непостоянством отличалась и древнегреческая Ника. Спутница Зевса и Афины, она редко появлялась на Олимпе - ей хватало хлопот на земле. Богиня едва успевала следить за всеми событиями и подчас опаздывала к месту действия, а то и вовсе не появлялась там, где ее ждали. Понимая, что всем все равно не угодишь, она не обижалась на людей, которые сегодня приносили ей жертвы и прославляли, а завтра упрекали в непостоянстве и ветрености. При всем уважении к богам греки, однако, довольно свободно обращались с ними, и суеверия легко уживались с практической трезвостью. Поэтому в Спарте, например, где особенно чтили бога войны Ареса, его деревянную статую попросту заковали в цепи, полагая, что таким образом симпатии грозного олимпийца обеспечены.

Афиняне же, видимо, не считали оковы наилучшей гарантией любви и предпочли более изысканный способ: они возвели храм Бескрылой Победы, решив, что отныне Победа никогда не покинет их. Увы, разочароваться им пришлось очень скоро: храм был построен в годы Пелопоннесской войны (431–404 гг.), которая завершилась сокрушительным поражением Афин, так больше никогда и не оправившихся от этого удара.

Ника не знала отдыха ни в мирное время, ни в военное. Она прилетала на поля сражений, выполняя волю Зевса и еще более неумолимую волю Судьбы. Она не несла ответственности за пролитую кровь: в конце концов, кто виноват, что люди не научились еще решать свои споры без помощи оружия? Утешало ее, правда, то, что обычно вслед за ней спешила богиня мира Ирена, которой на какое-то время удавалось установить согласие между смертными.

Зато в период праздников Ника развивала бурную деятельность. Особенно желанной гостьей она была на юге Греции, в области Элида, где находилось небольшое местечко Олимпия. Здесь когда-то Зевс победил Крона, и в честь этого события его сын Геракл учредил пятидневный праздник, три дня из которого отводились состязаниям-Олимпийским играм.

Все прибывающие на Олимпиаду считались гостями Зевса, и верховный владыка проявлял себя как радушный хозяин.

В Олимпии собирались люди из различных городов, нередко враждовавших друг с другом. Но уже в древнейшие времена (а первые Олимпийские игры произошли в 776 году до нашей эры) этот праздник расценивался как демонстрация единства всех эллинов, независимо от политических противоречий между ними.

Когда специальные глашатаи сообщали гражданам о начале игр (они проводились каждые четыре года с 11-го до 15-го числа летнего месяца, соответствующего у нас июлю-августу), немедленно вступали в силу категорические предписания:

С момента объявления священного месяца игр все враждебные действия должны прекращаться.

Все чужеземцы, вступая на территорию Элиды, обязаны сдавать оружие.

Те, кто попытается напасть на эту территорию, подвергнутся проклятию богов.

Проклятие и штраф будут уделом всякого, кто нападет на путника, направляющегося в Олимпию.

И действительно, в дни праздника в Олимпии все чувствовали себя в полной безопасности. Кроме женщин. Им присутствовать на играх было запрещено: нарушительницу ожидала не очень радостная перспектива быть сброшенной со скалы. Трудно понять греков: может быть, они заботились о душевном спокойствии Зевса, который, как всем было известно, уделял слишком много внимания слабому полу? Но тогда почему запрет касался только замужних женщин и не распространялся на девушек? А возможно, греки просто хотели одинаково угодить и Зевсу и его супруге, которой был посвящен другой праздник - тоже в Олимпии, но на который не допускались мужчины. Правда, эти игры собирали немного участниц, потому что греческим женщинам, а тем более юным спортсменкам, не разрешалось предпринимать длительных самостоятельных путешествий. Программа игр включала лишь забеги на дистанцию, на 1/6 короче мужской. Мысль о том, что женщины способны овладеть другими видами спорта - хотя бы метанием диска, копья, прыжками в длину, очевидно, не казалась грекам такой уж соблазнительной.

Гости Олимпии имели счастье лицезреть Зевса и проникаться сладкой уверенностью, что он следит за каждым их шагом. Они приходили к храмовому алтарю и там, как писал древний поэт,

…знаки просили Зевса подать

на пламенных жертвах, не сообщит ли он людям

премудрое слово…

Здесь же, в храме, стены которого украшали рельефы, изображавшие 12 подвигов Геракла, находилась статуя Зевса, выполненная знаменитым афинским скульптором Фидием и объявленная позднее одним из семи чудес света. Царь богов восседал на троне, держа в одной руке жезл, увенчанный изображением священного орла, а в другой - богиню Нику. На постаменте статуи значилось: «Фидий, сын Хармида, афинянин, создал меня». Огромная статуя (17-метровой высоты!), сделанная из золота и слоновой кости, производила весьма внушительное впечатление.

Сам Зевс выразил Фидию свое удовлетворение.

Рассказывали, что однажды мастер, закончив работу, вошел в храм, где в полумраке светилась гигантская фигура всемогущего бога, и обратился к статуе с просьбой дать какое-нибудь знамение, из которого можно заключить, понравилось ли его творение. И ему был дан недвусмысленный ответ - правда, в несколько своеобразной форме: раздался оглушительный гром, и черный мраморный пол у постамента треснул. Сомневаться в одобрении бога после этого, конечно, не приходилось.

Что же касается смертных, то они разнесли славу об этом произведении по всему свету. «Несчастен тот, кому не довелось повидать его», - говорили в Греции в течение многих веков. А в одной из эпиграмм автор с удивлением вопрошал:

Зевс ли на землю сошел показать тебе, Фидий, свой облик,

Или на небо ты сам видеть его восходил?

Позднее статуя столь же неотразимо действовала на римских императоров, которые доказали свою любовь к искусству, увезя ее в столицу Восточной Римской империи - Константинополь (где она и погибла в V веке во время пожара во дворце).

Изображения Зевса в Олимпии встречались на каждом шагу, а дары ему росли с каждым праздником. Мало того, что ему преподносили обычно 1/10 часть своих трофеев греческие военачальники и 14 сокровищниц разных городов могли бы составить богатейший музей подарков верховному владыке. Зевсу еще регулярно посвящались медные статуи, сделанные на деньги, полученные в качестве штрафа. Дело в том, что жажда победы на Олимпийских играх была столь велика, что нередко спортсмены нарушали правила (часто даже-по взаимной договоренности). И тогда, если обман раскрывался, приходилось извиняться перед богом, который, очевидно, готов был объявить прощение всякому, кто выразит ему свою любовь. Но все же в назидание на одной из таких статуй высекли надпись: «Не деньгами, но быстротой ног и силой приобретается олимпийская победа».

И победу эту расценивали высоко. Победителя венчали лавровой ветвью и венком из оливковых ветвей, которые срезали в священном лесу (этот венок атлет, вернувшись домой, приносил в дар Зевсу!). В родном городе герой игр получал особые привилегии - его освобождали от уплаты налогов, предоставляли право занимать почетные должности. Нередко при въезде победителя неистовые болельщики выламывали часть стены, ибо «город, имеющий таких храбрых и сильных сынов, не нуждается в укреплениях».

Наград удостаивались не только непосредственные участники игр. Честолюбивый племянник Перикла Алкивиад, ставший позднее выдающимся полководцем, добился популярности прежде всего благодаря числу колесниц, которые выставлял на играх. И хотя сам он не выходил на поле стадиона (колесницами управляли специальные возничие), ему, как победителю, оказали величайшие почести, так как он, по словам Плутарха, «блеском и славой превзошел все, что способны были принести эти состязания».

Еврипид посвятил ему торжественную песнь, в которой говорилось: «Тебя хочу воспеть, о сын Клиния! Победа прекрасна. Но несравненно прекраснее то, что выпало тебе, единственному среди эллинов: прийти на колеснице первым, прийти вторым и третьим и с увенчанным оливою челом услышать свое имя из уст громогласного глашатая».

В Афинской пинакотеке, близ Акрополя, еще во II веке нашей эры можно было увидеть картину, изображающую Алкивиада на коленях у богини со знаками побед, одержанных его лошадьми на ристалищах.

Чаще, однако, победителей увековечивали в мраморе или меди: им ставили статуи - как в Олимпии, так и на их родине. При этом считалось, что не только сами герои, но и их изображения находятся под охраной богов. И статуи иногда творили чудеса.

После смерти атлета Феагена его враги на острове Фасосе попытались ночью разбить его изображение. Бронзовая статуя долго терпела, но, в конце концов, и олимпийская выносливость имеет свои пределы: статуя рухнула и задавила одного из злоумышленников. Дети погибшего, не растерявшись, обратились в суд, обвинив ее в убийстве. Поскольку смягчающих обстоятельств не обнаружилось, факты говорили сами за себя, а статуя явно уклонялась от дачи показаний, ее признали виновной и в соответствии с приговором бросили в море. И что же? На остров обрушился неурожай, начался голод. Пришлось вытаскивать статую обратно и вновь водружать на пьедестал.

Феаген был одним из самых прославленных олимпиоников (так именовали победителей игр). На его счету - 1 400 венков, полученных на разных играх, в том числе 6 - олимпийских.

Но не менее известны были и другие атлеты, устанавливавшие невероятные - с нынешней точки зрения - рекорды. Совершенно очевидно, что современным спортсменам, лишенным поддержки Зевса, трудно рассчитывать на подобные успехи.

Леонид Родосский, например, намного превзошел самого знаменитого бегуна XX века Джесси Оуэнса (завоевавшего на Олимпиаде 1936 года четыре золотые медали). Греческий атлет получил за свою спортивную карьеру 12 наград и четыре олимпиады не знал поражений.

Скороход Фидиппид, отправившийся из Афин в Спарту предупредить о вторжении персов (в 490 году до нашей эры), благополучно преодолел за два дня 240 километров!

Аргосец Агей, победив на Олимпийских играх, тут же помчался за 50 километров в родной город сообщить о своем триумфе и ночью вернулся в Элиду, чтобы участвовать в состязаниях следующего дня.

И уж совершенно сказочными кажутся результаты прыгунов в длину. С ними могли бы сейчас соперничать разве что мастера тройного прыжка. Правда, в те времена прыжки совершались под музыку, и атлеты прыгали с гантелями в руках с небольшого возвышения, и все же трудно предположить, что кто-нибудь в ближайшие несколько веков подберется близко к результату Фаилла, достигшего… 16,5 метра! Цифра поистине фантастическая. Но вот спартанец Хион, которого, как предполагают, скульптор Мирон увековечил во всемирно известной статуе «Дискобол», довольствовался более скромным результатом - всего… 16 метров.

Поневоле начнешь верить, что дело не обошлось без вмешательства богини Ники, посланной Зевсом. 293 олимпиады она честно трудилась на знаменитом стадионе, вмещавшем 40 тысяч зрителей, приводя в исступление рьяных болельщиков. И нередко она появлялась не одна, а в сопровождении бога смерти Таната, который отнюдь не ограничивался ролью скромного созерцателя. Иногда схватки атлетов - кулачных бойцов - заканчивались трагически. Еще больший урожай собирал этот мрачный бог на конных состязаниях: в 426 году до нашей эры, например, из 40 наездников в живых остался лишь… один. Нередко его благосклонный взор падал и на трибуны стадиона, и тогда…

Философ Фалес, выдающийся ученый VI века до нашей эры, по преданию, умер во время игры «от жары, жажды и дряхлости».

О мудреце Хилоне писали, что «зрелище победы сына было слишком сильным для старца, и он скончался тут же, на стадионе». Такую смерть считали достаточно почетной, ибо чего можно было еще желать в жизни, после того как твой сын стал олимпиоником?!

Как известно, Олимпийские игры прекратились в конце IV века. Христианская церковь не могла допустить, чтобы душевные и физические силы людей растрачивались столь нерациональным способом. Сокрушив старых богов, она истребляла всякую память о них, уничтожала памятники, запрещала обряды и традиционные праздники.

Понадобилось полторы тысячи лет, чтобы в 1896 году идея Олимпийских игр вновь увлекла - и теперь уже не одних греков, а все человечество. Правда, на этот раз обошлось без Зевса. Но организатор игр француз Пьер де Кубертен достойно заменил забытого бога и вполне заслужил, чтобы его статуя была воздвигнута в Олимпии - среди огромного музея под открытым небом, где хранятся обломки почти двух тысяч произведений искусства, которые не пощадило ни время, ни люди. Но в память о величайшем спортивном празднике древности и поныне, раз в четыре года, на древней земле Олимпии, в священной роще, под лучами солнца вспыхивает факельный огонь, который, как эстафету проносят по земному шару. Его доставляют на стадион олимпийского города к началу праздника, открывающегося парадом участников, среди которых, по традиции, первыми проходят представители Греции - страны, подарившей миру Олимпийские игры.

35 лет назад, в ночь с 19 на 20 декабря 1983 года, в Рио-де-Жанейро злоумышленники похитили Приз Жюля Риме, который до 1970 года вручался в качестве кубка победителю на чемпионатах мира по футболу. Судьба знаменитого трофея остается по сей день неизвестной, напоминает телеканал "360" .

Кубок был выполнен из 3,8 кг позолоченного серебра в виде древнегреческой богини победы Ники, поэтому он получил название "Золотая богиня", хотя изначально он назывался "Победа".

На протяжении своей полувековой истории кубок несколько раз подвергался похищениям. Первое случилось во время Второй мировой войны, когда статуэтка находилась в Италии. Президент Итальянской федерации футбола Отторино Барасси, чтобы сохранить кубок, тайно забрал его к себе домой и спрятал в сапоге под кроватью. Так "Золотая богиня" пережила всю войну.

Второе, уже настоящее похищение, случилось в 1966 году в Великобритании за несколько месяцев до чемпионата мира. Кубок был выставлен для публичной демонстрации в лондонском выставочном зале Westminster Central Hall и оттуда был украден вором, который потребовал за него выкуп в 15 тысяч фунтов стерлингов. Через несколько дней собака нашла статуэтку, завернутую в газету, под скамейкой в одном из лондонских парков.

Третье, роковое похищение случилось в 1970 году в Бразилии. Главный футбольный трофей переехал в южноамериканскую страну, потому что она уже третий раз выигрывала чемпионат мира. Четверо преступников проникли в здание Бразильской конфедерации футбола и украли кубок. Несмотря на то что всех преступников поймали, они так и не рассказали, что случилось с футбольным трофеем.

За тридцать лет появилось множество версий дальнейшей судьбы кубка. Были предположения, что его переплавили или продали в частную коллекцию. Но одна из версий поистине считается интересной задачей для Шерлока Холмса.

По некоторым данным, еще в 1966 году английским ювелиром Джорджем Бердом была сделана бронзовая копия кубка. На чемпионате мира, проходившем в этом году в Великобритании, после победы англичан капитан команды Бобби Мур поднял оригинальный кубок, а затем его сразу заменили на копию, которая и отправилась в ФИФА. Соответственно, бразильцы, победившие на следующем чемпионате мира в 1970 году, забрали себе не оригинальную статуэтку, а дубликат, который потом и был украден.

А проданная на аукционе в 1997 году "копия" кубка, которую англичане изготовили в 1966 году, была, по некоторым версиям, оригинальным трофеем. Главным "козырем" в этом сценарии событий является смерть английского ювелира Джорджа Берда. Именно после его кончины в 1996 году был обнаружен "дубликат", который был выставлен на аукцион и его обладателем стала сама ФИФА, отдав за него более 250 тысяч фунтов стерлингов. Таким образом, согласно этой версии судьбы кубка, ФИФА несколько лет вручала победителям подделку вместо кубка, а затем сама стала обладателем настоящей "Золотой богини", которая хранится там по сей день.

Из книги Ольги Кошмановой "Золотая баба или заколдованная богиня. Кондинские истории".

Светлая ей память за её труд.

В мире есть много загадок-тайн: египетские пирамиды, Стоунхендж в Англии, лохнесское чудовище в Швейцарии, снежный человек, Бермудский треугольник, летающие тарелки и другие. Одна из подобных тайн- легенда о Золотой бабе.

О ней написано множество статей учеными всего мира. Многие пытаются объяснить этот феномен. Но тайна до сих пор остается не разгаданной, хотя первое письменное сообще-ние в России можно прочитать в первой Софийской летописи от 1398 года. Прошло более 600 лет. Но мы до сих пор ниче-го нового он ей не узнали. И никто точно не знает и не может сказать, быль это или сказка. Была ли, а возможно, и сегодня существует, Золотая баба.

Летописи уверяют, что это древнее божество угорских народов (к которым относится и местное население Конды - вогулы-манси) было«унесено и спрятано в дремучих лесах Конды»

Коренное население Конды хорошо знало и помнило о Сор-ни Най. Хотя никто из коренных жителей никогда не называл ее БАБОЙ. Оказывается, она была для них ЗОЛОТОЙ БОГИНЕЙ - СУРЭНЬ ТОРУМ НЭ! И называть ее бабой считалось большим грехом! И не только. Ни Золотой Богиней, ни Золотой бабой Ее никто никогда не называл! Для посвященных - просто ОНА. А кто не понимал, тому и знать не дано.

Место, где она стояла, находится вдали от реки, у старицы. Рядом с деревней растет многовековой «заверованный» кедрач. Много кедрачей в Конде. Но этот знаменит тем, что он «заверован». Что же это значит? Прежде всего то, что в этом кедраче нельзя брать ни единой шишки. Вот так, стоит кедрач, полон кедровых шишек, но пользоваться им нельзя. Нельзя - и всё тут! Об этом знали все местные жители. И не брали. Соблазн был велик. Те, кто нарушал запрет и брал, рассчитывался за это сво¬им здоровьем. Вблизи деревни много ягодных боров - Мало-Павинский, Болыие-Павинский.

Есть и Старухин бор. И бор этот считается священным. Приходя в него, каждый должен положить дар в определенном месте. Говорят, если пришедший не даст дара и не попросит Хозяйку о помощи, то вообще не выйдет с этого бора. Кроме этого, Хозяйка требует к себе доброго отношения. Нельзя кричать, шуметь, ломать деревья, топтать ягодники, тем более материться. Пришел в гости - веди себя прилично. А вот уходя, не забудь поблагодарить. Это знала вся округа, и строго соблюдала эти правила.

Но самое главное - в этом Старухином бору были рисунки! Многие знают, что рисунки бывают на скалах, в пещерах. А вот рисунки на бору... Что-то про такое не слышали. И вот очередная встреча - и ошеломляющий рассказ Толика. В тот приезд он был очень внимателен. Не только за бором, природой, но и за матерью смотрел. Оказывается, мать, заходя на бор, дает дар Хозяйке. И только после этого разрешает себе и сыну собирать ягоду. На этот раз Толик улизнул от матери и стал ходить по бору. И вот что он там увидел. Действительно, на мху есть рисунки. Точнее, рисунки на ягельном месте. Я же никак не могла понять, как это - рисунки на мху? Толик мне объяснял, но я не понимала.

Ну что тут понимать?! - возмущался Толик. - Рисунки как рисунки, как в любой книге.

Но я представляла сплошной ягельный бор и никак не мог¬ла увидеть рисунков. Наконец Толик, видя мою тупость, просто взял лист бумаги, ручку и нарисовал. И стал объяснять:

Как ты проводишь карандашом или ручкой по чистой бума¬ ге, так и там. Рисунки на ягеле отделяются, разграничиваются полосками земли. А сам ягель дает общую картину. Где надо - растет гуще и ягеля больше, где надо - реже и его меньше. Даже есть цветные рисунки. Они сделаны из разноцветного мха. Надо только смотреть не себе под ноги, а как бы со стороны или вы¬ соты. Мне кажется, там изображены сцены охоты. Есть медведи, собаки, волки и какие-то маленькие зверьки. Правда, я их рассматривал, но понять, кто это, не мог. Надо долго рассматривать, а мне некогда было. Мать заставляла ягоду собирать. Но главное в этих рисунках, на этом бору - ХОЗЯЙКА. Ее-то я рассмотрел очень хорошо. Видно, что это не мужчина-охотник, а женщина! Такое представление, что она за всеми наблюдает или руководит. Интересно, что мне она показалась в мужской шапке, то есть у нее большая голова, как в шапке, а одно ухо шапки, правое, как бы оттопырено. И всё у этой Хозяйки на месте, всё в норме, только ног нет. Точнее, они есть и хорошо обозначены, но только чуть ниже к-лен. Куда идет или куда ушла - неизвестно. Таким был рассказ Толика.

Из расспросов я узнала, что если осенью стопчут и нарушат рисунки, то весной все они, выйдя из-под снега, как бы обновляются. Говорят, что это Хозяйка всё сделала и что она очень строго за этим следит.

Будучи на охоте, мы разговорились о НЕЙ. И тогда кто-то из них предложил сходить и посмотреть на НЕЕ. Я же никогда не верил в ее существование, а поэтому был очень удивлен и даже шокирован таким предложением. Но промолчал, стараясь не выдать своего волнения. К моей радости, мужики согласились! Оказывается, мы охотились близи того места, где находилась ОНА. Через несколько дней пошли. И вот что я увидел. Среди топей находился небольшой островок. С северной и южной стороны он зарос лесом. Точнее, не лесом, а небольшим подлеском. А посреди стояла статуя ЕЕ. Говорят, что она золотая. Да нет, никакая она не золотая! Мне она каменной показалась. Стоит на небольшом постаменте. Видать, давно стоит. Почему? Да у нее все ноги мхом зарос¬ли! Походили мы кругом, посмотрели... Такая она, в рост человека будет. Мне интересно, кто и зачем ее сюда через топи и болота тащил и устанавливал? Мужики тоже ничего толком не знали, но говорили, что их предки в этом деле были замешаны. Вот и всё. Брать оттуда ничего нельзя. Не мы ставили, не нам и брать! После нашего с вами разговора о Золотой Богине мне интересно стало. И я решил под видом охоты еще раз сходить туда. Договорились мы с другом и пошли. Да вот беда - не дошли. Интересно, когда идешь, идешь вроде бы и по ровному месту, но идти трудно, словно в гору. А не дошли мы вот почему. Мы были в маскировочных халатах. Издали заметить нас было трудно. И вдруг среди полного безмолвия мы услышали мужской голос:

Немедленно возвращайтесь туда, откуда пришли От неожиданности мы даже присели. Но послушно повернули лыжи и пошли назад. Когда возвращались, нам казалось, что лыжи сами нас несли - вроде бы как по склону.

Ты всё ищешь ЕЕ... Ну, Золотую Богиню.... А ведь ОНА у нас.

Как у вас? Что значит у вас?

У нас, - совершенно спокойно, так, как будто речь шла о булке хлеба, сказала Екатерина.

Почему молчишь? Почему ничего не говоришь, - тут уж я начала пенять Катерине.

А ты меня не спрашивала, - так же спокойно заявила мне она. И начала моя Катя рассказывать о том, что слышала от ста-риков и чему была свидетелем.

А ведь ЕЕ давно ищут. Много раз приезжали. Всё охотятся за ней. Всё расспрашивали. Да наши договорились: ничего не говорить. Говорили просто: «Ничего не знаем. Никогда ничего не слышали. Это, наверное, не у нас». Тем и отговаривались. Или говорили, что не понимают по-русски. А ведь все старики знали о НЕЙ и нам говорили. Но не прямо говорили, где она, а показывали разные места и называли их по-нашему. Сначала мы, девчонки, стеснялись. А повзрослев, поняли. Наша деревня находилась на берегу озера, которое называлось Экакахертур. Когда мы росли, его уже по-русски называли. Но старики нам передали и то, старое название. «Эка» - на нашем языке означает «старуха», «старая женщина». «Кахер» - «жи-вот», «тур» - «озеро». Вот и выходит, что жили мы на берегу озера под названием «Озеро старухиного живота». Посреди озера есть два небольших круглых островка. Это женские груди. Есть и «голова» - в виде круглого островка. А на нем - всё, как у человека: волосы - это кедрач вековой, есть лоб и глаза - озера. Есть и возвышение - нёл-нос. Есть и лобок сабий - в самом конце озера небольшое возвышение, покрытое мелким кустарником. Старики так и называли его - «бабье место». А всё остальное: руки, ноги - под водой. Руки - это две зечки, что справа и слева в озеро впадают, над ногами - лога водные. Много там всяких чудес происходит! И много всего водится. В озере и логах много рыбы всякой. А летом великое множество прилетной птицы. А в лесах много всякого зверья водится. Поэтому не могли мы бедно жить! Всё всегда у нас было! Только про это, про нашу Богиню, никому никогда никто из наших не рассказывал. Я вот тебе первой про это говорю. И еще скажу, что многое знали только мужики. Бабам ничего не говорили. Но знать давали. Говорили, что мы живем в богатом месте. Но его охранять надо. Так было.

Так вот и шли вслед за змеями. Долго шли. И пришли к щахолке (небольшой островок твердой земли, покрытый лесом). Она такая неприметная издали, можно пройти и не заметить. Когда зашли на эту щахолку, со мной что-то случилось. Я сильно-сильно забоялся... Ветра нет, тишина. Погода хорошая. Солнце светит. А мне страшно. Да так страшно, что я бы убежал куда угодно. И сам не знаю почему. Андрей Иванович, видя такое дело, отвел меня на край щахолки. Мне тут поспокойнее стало

Бывает, - говорит он. - Такое бывает. И со мной поначалу было.. И я отказался идти дальше. Ты что-то плохое думал, что-же так думал. Туда надо с чистыми помыслами, думами идти. Вот она к себе и не допускает. Ладно, оставайся тут. Не вздумай никуда уходить. Всё равно один не выберешься. Дорогу можешь не найти. Да и заплутает тебя ОНА.

Андрей Иванович ушел. Я сидел на краю щахолки. Успокоился и стал осматриваться. И вновь мне показалось странным: ветра нет, а все листочки на деревьях дрожат и шелестят! Да и мне было неспокойно, но уже не так страшно, как в середине щахолки. Андрей Иванович ходил недолго.

Всё хорошо. Теперь можно и возвращаться. Теперь змеи нам не нужны, теперь и без них дорогу найдем

Вечером, во время ужина, дед пригласил меня сходить по этой тропе. По рассказам отца, я знал, куда ведет эта тропа. Было интересно. - Будешь помнить меня всю свою жизнь. Хорошо жить будешь, - говорил мне дед, не то уговаривая, не то приглашая в путешествие.

Змей можешь не бояться. Они все ушли к НЕЙ и теперь будут охранять до весны. Скоро заморозки. А Витькар не может зимой охранять. У НЕЕ всегда не один, а два охранника должны быть. Летом змеи отдыхают, на охрану Витькар становится.

А еще кто? Змеи и водяной - это я понимаю, а кто еще?

Не знаешь? - удивился дед. - Так хозяин лесов и болот. ЕГО сейчас так по-русски зовут. А по-нашему - комполен. А еще старики говорили, что его называли хумполь Егор. Это как бы мужик с того света, не нашего мира, а нижнего, а Егор - так это его имя. Всё как у людей. Вот мы все - люди, и у каждого есть имя. Так и там. И когда надо было, к нему по имени обращались. Одним ОН помогал, другим - нет.

Мы решили завтра с утра пойти по тропе. Глядя на меня, дед говорил, что идти мне будет легко, видимо, имея в виду мой рост и мой вес. Но наше путешествие не состоялось. С вечера всё было тихо и спокойно. А к утру началась снежная метель. Да с таким холодным северным ветром! Естественно, тропу нашу сразу же не стало видно. Да и погода была такая, что лучше и носа из избушки не показывать. Трое суток длилась пурга. На третий день так же внезапно, как началась, она закончилась. - Не захотела ОНА, чтобы еще к ней кто из людей приходил. Вот и не пустила. Давай на будущий год по следу змей пойдем. Тогда ОНА всегда пропускает. По следу пропускает. А так - не всегда. Тогда у НЕЕ надо разрешение просить. Да и чистых людей к ней вести. Плохих не пустит. И не раз такое бывало! Только ты молчи. Никому ничего не говори. Люди, они же всякие бывают. Могут и с тобой что сделать. А так, вроде бы ничего не знаешь, как и не знал.

СКАЗ О СУРЭНЬ НЭ - ЗОЛОТОЙ БОГИНЕ

Давно это было. Очень давно. На берегу теплого ласкового моря жила ослепительной красоты женщина. Не то королева, не то принцесса. И называли ее кто Сурэнь Нэ -Золотой Богиней, кто Сорни Най - огненной женщиной. Многие знатные короли и вельможи сватали ее, а ей полюбилось Красно Солнышко. И чтобы осуществить свою мечту, тайно от всех покинула она свою теплую родину и пошла вслед Солнцу Красному. Долго шла. Не один год, не один век. О том лишь она одна знает. И так до Каменного пояса земли дошла. А Красно Солнышко за те горы ушло и там скрылось. И пошла Сурэнь Нэ дальше, где перед нею равнина бескрайняя открылась. Да только та равнина не твердой землей оказалась, а топкой юэнг-янгой. И пошла Сурэнь Нэ по топям и трясинам. По ее следу реки текли и озера появлялись. Но трудно было идти по зыбучим местам. И стала Сурэнь Нэ срывать и бросать впереди себя куски одежды. А там, где они падали, появлялись суйщахолки - маленькие борки, по ним и шла Сурэнь Нэ. Но и одежда кончилась, и силы ее оставили. А тут и Красно Солнышко на закат пошло. Бросая прощальный взгляд на своего горячо любимое Красно Солнышко, упала Сурэнь Нэ на кондинскиетопи и янги и превратилась в эку - старуху. Да так и осталась на Кондинской земле. Там, где упала Сурэнь Нэ, вместо волос кедрач могучий зеленеет, нос-гора спокойно дышит. Есть и глаза - озера бездонные. А посреди огромного озера, что носит название Экакахертур -озеро старухиного живота, два островка - груди женские возвышаются. Под руками-ногами святые лога и заливы, полные невероятных чудес, образовались. По берегам птицы прилетные гнездятся, по лесам звери водятся. Спит Сурэнь Нэ на Кондинской земле. Спит и надеется, что мы, ныне живущие, помним о ней, знаем, сбережем ее покой и-богатство до лучших времен. А пока - спит.

Самое раннее упоминание о золотом идоле встречается в XIII столетии в скандинавской «Саге об Олаве Святом», входящей в составе свода Снорри Стурлусона «Круг Земной». Сага рассказывает, что около 1023 года норвежские викинги во главе со знаменитым Ториром-Собакой отправились в поход в Биармию (Бьярмаланд) – так звалось легендарное государство, раскинувшееся в IX-XII веках в районе Северной Двины, Вычегды и верховья Камы. На Руси его именовали Пермью Великой. Им удалось тайно проникнуть в святилище бьярмов – Йомали, охраняемое шестью шаманами. Там они увидели много сокровищ и большую позолоченную статую. На шее идола была драгоценная цепь, на голове - золотая корона, украшенная двенадцатью различными изображениями. На коленях лежала чаша, наполненная перемешанными с землей серебряными монетами. Викинги набрали с собой столько денег и сокровищ, сколько смогли унести. Напоследок один из них, Карли, отрубил истукану голову, прельстившись цепью. Но по пути назад викингов встретили хранители святилища, и им пришлось спасаться бегством, побросав все награбленное.

Сведения о культе поклонения Золотой бабе мы находим и в Софийской летописи за 1398 год в связи со смертью епископа Стефана Пермского. Там говорится, что Стефан сеял веру Христову на тех землях, где ранее поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и… Золотой бабе.

В XV веке новгородцы-ушкуйники, побывав в уральских землях с товарами, принесли известия о «человецех незнаемых в Восточной стране, ростом малых, друг друга едяшех и молящихся идолу златому» .

Масса преданий о Золотой бабе ходит среди коми, хантов и манси. Так, оленеводы манси рассказывают такую легенду. Золотая баба была живой и могла ходить самостоятельно. Когда она перебиралась через Каменный пояс, как встарь называли Уральские горы, местная шаманка попыталась задержать ее, так как считала себя здешней хозяйкой. Тогда идол закричал страшным голосом, и от криков его умерло все живое на много верст. Дерзкая же шаманка упала навзничь и обратилась в камень.

Якутский эпос описывает медную статую, стоящую посреди непроходимых болот. При приближении врагов она якобы начинала издавать звук, напоминающий стрекот множества сверчков, а также излучала в небо голубое сияние.

У ненцев есть миф о том, что раз в год, когда на небосклоне появляется Великое Солнце, из-под мерзлой земли встает Солнечная Баба, носящая в своем чреве младенца.

Амбассадор встретил в интернете информацию о Золотой Богине страны Шуби, с великолепным золотым изображением Золотой Богини, которую никто не может найти. Но на фотографии китайская Золотая Богиня Гуань Инь с жемчужиной в руке, подобную скульптуру Амбассадор видел в китайском монастыре в Паттайе в Таиланде. Остальная информация, часто встречается в интернете, так что это крупица, но золота или песка сложно сказать. Золотая Богиня страны Шуби подтверждение способа мышления людей в древности, создание золотой прародительницы, само собой меняло представление людей о самих себе. Подобная легенда была и у древних славян.
Достоверных сведений о том, где стояла Золотая Богиня, не сохранилось, но все исследователи сходятся во мнении, что искать ее нужно в Южном Приморье вблизи самой высокой горы. Золотая Богиня была наследием страны Шуби. О Шуби сейчас не известно практически ничего, а вот о бохайцах и чжурдженях, к которым перешел Золотая Богиня, известно достаточно много. Очевидно, поэтому легенда говорит о Золотой Богине чжурдженей. По некоторым источникам Золотую Богиню называли Гуфэй. Отлитая из золота статуя в виде женской фигуры была заветной мечтой многих кладоискателей еще сотни лет назад. Священная статуя бесследно исчезла, так же, как и поклоняющийся ему народ. Это побуждает заполнить недостающие знания фантазиями, фантазии сами по себе имеют ценность, они развивают образное восприятие мира.
Согласно преданиям, на Пидане находится несколько пещер, в которых спрятаны бохайские и чжурдженьские сокровища. Как правило, такие клады находятся под "бохайской лягушкой". Лягушка была хранительницей кладов и у чжурдженей и они всегда обрабатывали один из близлежащих камней, придавая ему форму лягушки, тем самым и отмечая место хранения и оберегая его. Примечательно, что ни один из бохайских кладов не найден. Фигура женщины в полный рост, отлитая из золота и украшенная драгоценными камнями, до сих пор находится где-то у Пидана. Вероятнее всего она спрятана в пещере под Пиданом. Ее ищут сотни лет, но безрезультатно, хотя лягушка-хранительница этого клада известна всем. Барон Унгерн, один из посвященных, имел доступ к золоту бохаев. Он посвятил много времени тому, чтобы никто другой не сумел отыскать сокровища. Версии об их нахождении указывают на сотню мест, разделенных тысячами километров. Существует легенда, что Унгерн, собрав несколько кладов, спрятал их вместе, провел над ним бохайский магический ритуал. Эти сокровища, как и казна Азиатской дивизии, спрятаны Унгерном у истоков Амура. Но Золотую Богиню Унгерн не нашел и она по сей день находится в Приморье.
Пржевальский в свое время также искал Золотую Бабу - кумира древнего происхождения, которому поклонялись и бохайцы и чжурчжени. Пржевальский считал, что Золотую Бабу могли вывезти в Тибет. Как известно, Пржевальский проводил экспедиции и в Уссурийском крае, и на Тибете, но никаких источников, говорящих о том, что исследователь приблизился к разгадке местонахождения Золотой Богини, нет.
Вообще Золотую Богиню искали многие известные люди. И большинство из них склонялись к версии о сокрытом золотом идоле на Пидане или вблизи Пидана. Арсеньев искал Золотого идола в окрестностях Пидана. По слухам, Золотую Бабу искал и А.П. Окладников - доктор исторических наук, лауреат Государственной премии, возглавивший в 1953 году Дальневосточную археологическую экспедицию. И, опять-таки по слухам, нашел место, где она могла храниться. О дальнейших событиях легенда умалчивает, поэтому нашел Окладников только место хранения или он видел и саму Золотую Богиню, неизвестно.
Есть сведения, что якобы две статуи, изображавшие богинь, были найдены, и в 90-х годах тайком вывезены в Китай. Во-первых, эти находки не были золотыми, во-вторых, их спрятали сами "счастливчики" для подтверждения легенды. Первая - маленькая мраморная 30-сантиметровая "античная статуя", купленная в магазине Владивостока и спрятанная самим же "нашедшим". Вторая - бронзовая, высотой чуть более 20 сантиметров, купленная там же. Примечательно, что у обеих женщин европейские черты лица. Скульптуры и прятали, и находили для подтверждения версии о том, что Приморье в древности было Атлантидой. Понятно, что к Золотой Богине эти находки никакого отношения не имели и что уж было совсем несерьезно, придумали, что золотыми на них были многочисленные украшения. На мраморной скульптуре, как утверждают, было больше 8 килограммов золота и 31 драгоценный камень. На второй - украшение из монет Месопотамии, Греции, Ближней Азии, Европы. Конечно, эта шутка не имела никакого успеха и была быстро разоблачена, так как прятавшие скульптуры не обратили внимания, что на статуэтках были клейма с датой изготовления.
Так что достоверно известно лишь то, что Золотая Богиня по сей день находится где-то вблизи Пидана и что она до сих пор не найдена.

Рецензии

Вы будете еще 1000 лет искать просто потому что страна Шуби (так же как и маньчжуры) никогда не была на севере Китая (так же как манчжуры никогда не приходили с севера, как убеждают историки).

Маньчжуры пришли и завоевали Китай и в Юго-восточную Азию с запада - из Тибета (Шуби надо искать в том же направлении). Именно поэтому Далай-ламы были самыми почетными гостями в Китае - потому что они были ПОВЕЛИТЕЛЯМИ родины маньчжурских императоров (т.е. Тибета). Так было до императрицы Цыси (она устроила китайский переворот, отстранив тибетцев). Все гробницы "китайских" императоров-маньчжуров расписаны в ТИБЕТСКОМ стиле на ТИБЕТСКОМ языке - НИ ОДНОГО китайского иероглифа в гробницах (наземные храмы не в счет - их "отреставрировали" в эпоху Цыси под китайские)

Читайте книгу Фоменко "Последний путь святого семейства" - многое поймете о Китае. Может быть даже найдете свою статую.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: