Проект "русский народный праздник - молодецкие забавы". Молодецкие забавы Молодецкие забавы сценарий

Молодецкие игры и забавы часто сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Это были гусли, гудок, скрипка, балалайка, гармонь и т.п. Звучание музыка очень часто (особенно в парных состязаниях) подавало сигнал к началу поединка или игры. Названия игр и наименование местности их бытования очень часто давали названия наигрышам. Например: «Подзаборного», «Горбатого» или «Сумецкая», «Карагаева» «Пожеревицкого» и т.д. (наигрыши «под пляску» или «под драку»). Парные игры.

«Шапки» («Снять шапку»).

Место бытования: Псковская, Новгородская, Архангельская, Вологодская обл., Урал и Сибирь. Два игрока, с шапками на голове (это могут быть панамки, бейсболки, вязанные шапки и т.д.). Под музыку (желательно гармонь), вначале выполняют элементы пляски, затем, столкнувшись друг с другом грудью, расходятся. Это и есть момент начала соревнования. Победившим считается тот, кто первым снимет с соперника головной убор.

«Перетяжки» («Вырвать репу»).

Место бытования: Тверская обл., Урал. Два игрока, садятся на землю, друг напротив друга. Упираются ногами "стопа в стопу". Берутся руками за одну палку и по команде (голосом или началом наигрыша на гармони), тянут каждый в свою сторону. Выигрывает тот, кто перетянет или вырвет из рук палку.

«Крестики» («Зайка-попрыгайка»).

Место бытования: Урал, Сибирь. Две палки кладутся на землю: крест - на крест. Делаются два креста. В игре участвуют два человека. По команде, играющие подпрыгивая, меняют ноги так, чтобы не задеть палки. Ноги постоянно чередуют места прыжка, как циркуль. Руководитель игры задаёт ритм, хлопая в ладоши, постепенно его ускоряя. Играющие совершают прыжки под хлопки (в Сибири под песню «Зайка попрыгайка»), не отставая от ритма. Проигрывает тот, кто каким-либо образом сбивается с ритма или задевает палку.

"В палку".

Место бытования: Архангельская, Вологодская, Волгоградская, Ростовская, Курганская обл. Играющие становятся в центр круга, заранее обозначенного, берутся за палку в центре одной рукой, за края - другой. По команде каждый пытается вытолкнуть соперника за круг. Проигравшим считается тот, кто первым окажется за кругом.

"Столкнуть с места".

Место бытования: Московская, Тверская, Ростовская обл., Алтайский край. Играющие становятся друг против друга боком, ногой к ноге соперника, в руках - палка. Палку необходимо держать одной рукой за конец, другой - в середине палки. По команде игроки пытаются столкнуть друг друга с места. Проигрывает тот, кто первый тронется с места, хотя бы одной ногой.

"Положить на спину".

Место бытования: Ростовская обл. Игроки становятся спиной друг к другу. Палка над головой в руках играющих. По команде каждый из игроков старается оторвать соперника от земли и положить его себе на спину. Проигравшим считается тот, кто выпустит палку или окажется на спине соперника.

"Петушки".

Место бытования: Архангельская, Вологодская, Курганская, Челябинская, Омская обл. Играющие становятся друг против друга. Берут в руку, каждый свою ногу и стоя на одной ноге сталкиваются грудью. Задача заключается в том, чтобы вытолкнуть соперника (без рук) за заранее обозначенный круг. Выигрывает тот, кто остаётся в кругу.

"Олабышки".

Место бытования: Архангельская, Тюменская обл. Играющие садятся на лавку друг против друга, при этом скрестив ноги. Ноги также находятся на лавке полусогнутыми. Один из игроков складывает ладоши так: тыльная сторона кисти руки - к тыльной стороне другой кисти, затем ладошку плотно прижимает к своему уху, делая "подушку". Другой игрок должен ударом руки в сложенные руки (как бы по уху) сбить соперника с лавки. Выигрывает тот, кто удержался на лавке и не упал.

«Борьба на поясах».

Место бытования: Омская область. Соперники становятся друг напротив друга, ноги расставлены на уровне плеч. На каждого участника через спину (по диагонали) пропускается кушак или пояс. Соперник берёт в левую руку один конец кушака, который выходит из-за плеча другого соперника и правой рукой за другой конец кушака выходящего из-за пояса соперника. Это проделывают оба игрока. По команде, соревнующиеся стараются, натяжением кушаков, столкнуть соперника с места.

Групповые игры.

"Валенок" ("Мешочек").

Место бытования: Северо-Западный регион, Урал, Сибирь. В центре стоит водящий, у которого на голове шапка. Водящий, начинает раскручивать над головой верёвку, на конце которой привязан валенок или мешочек набитый тряпками. Длина верёвки 3-4 м. Задача игроков сводится к тому, чтобы сорвать шапку с головы водящего. При этом верёвка не должна задеть нападающего. Если удалось кому-либо из нападающих сорвать шапку с головы водящего, то он сам становится водящим. Нападающих может быть сколько угодно, но нападать можно только после того, как раскрутится валенок (мешочек) и до тех пор, пока валенок не упал на землю (не остановился).

"Ягодка".

Место бытования: Ростовская обл. Парни становятся в 2 шеренги, лицом друг к другу. Попарно берут за руки участников противоположной шеренги. Один лишний парень. Который остался без пары, выбирает из стоящей рядом толпы девушку. Ставит её в конец шеренги, а сам возвращается в начало. Затем, парень должен разбежаться и прыгнуть «щучкой» на сцепленные руки шеренги. Участники шеренги одновременно слегка подкидывают парня, перемещая его в конец строя до девушки и останавливают движение держа его на сцепленных руках. Затем парень целует девушку, после чего он спрыгивает с рук и встаёт в строй. Игру продолжает следующий участник из шеренги. Правила: Участники игры, стоящие в шеренге должны стоять плотным строем (плечом к плечу), чтобы не было между ними «просветов». Руки сцепляются крест накрест хватом ладонь в ладонь или каким-либо другим хватом. Главный участник игры (которого подкидывают), должен сильнее разбежаться и прыгнуть упав на руки товарищей «пластом». Руки вытянуты вперёд, ноги обязательно сомкнуты вместе и оттянуты. Держащиеся за руки не должны разваливать строй.

"Веточка".

Место бытования: Московская, Ростовская обл. Играющие берутся за руки образуя ровный круг. В центр круга вертикально (в землю) втыкается палка или ветка высотой чуть ниже роста играющих. Все стараются тянуть круг (играющих) на ветку. Цель игры: не задеть своим телом или рукой эту ветку, а также нельзя разрывать руки. Задевший ветку или разорвавший круг, выбывает из игры. В конце игры должен остаться один победитель.

"Аки баба".

Место бытования: Курганская обл., Южный Урал. Обозначаются две условные зоны на поле. Играющие выбирают водящего, сами выстраиваются в одну линию (в одной из зон). Водящий выкрикивает имя одного из игроков. Игроки отвечают "Аки баба!". Тот игрок, которого назвали пытается убежать, а игроки пинками гонят его к другой зоне. Если игроку удалось убежать, водящий остаётся прежний, ежели ему "надавали пинков", то водящим становится он.

«В Чапая».

Место бытования: Курганская, Оренбургская обл. Из играющих выбираются двое - Чапай и охранник. Все встают в круг и в центр, на колени, садят Чапая. При этом на Чапая накидывается плащ, куртка или любая-другая скрывающая одежда. Сидеть Чапаю нужно на коленях, обхватив себя руками, прикрывая почки. У Чапая имеется охранник который должен защищать его от ударов ногами. Отбивать удары наносимые Чапаю приходится ногами, при этом одна рука всегда находится на голове Чапая. Все стоящие вокруг охранника и Чапая могут наносить удары ногами по Чапаю. Если кого-либо из играющих охранник задел ногой, задевшего садят на место Чапая, а сам Чапай становится охранником и защищает нового Чапая.

«Передай другому» («Батяпыши»).

Место бытования: Архангельская, Ростовская обл. Игроки становятся в круг лицом внутрь. Один из игроков даёт подзатыльник другому, тот, пытаясь увернуться, не сходя с места, передаёт подзатыльник следующему. И так - по всему кругу.

«Подзаборного».

Место бытования: Псковская, Новгородская обл. Игроки становятся в круг. В центре круга стоит игрок, который находится в расслабленном состоянии, как бы пьяный. Игроки, перемещают его по кругу руками, вращая. толкая его на противоположную сторону круга, перекатывая. Игрок совершенно не напрягаясь, поддаётся движению, которое придают ему игроки. Задача игроков, не уронив его, всё время придавать ему движение. Затем в круг становится другой игрок.

«Вежа».

Место бытования: Новгородская, Тверская обл. Игроки, взявшись за руки, стоят в кругу. Один из игроков начинает запутывать весь круг по ходу своего движения (можно переворачиваться, подлазить под ноги). Запутываются до тех пор, пока свободное движение не остановится. Другой игрок начинает запутанный "клубок" или "вежу" распутывать. При этом руки не расцепляются. Распутывание происходит до исходного положения.

«Кроты».

Место бытования: Ростовская обл., Урал. Очерчивается большой круг. Кананием выбирают водящего. Игрокам завязывают глаза и сажают на четвереньки. Водящий, перемещаясь в кругу, наносит удары под зад игрокам. Выходить из круга водящим запрещается. Игроки должны поймать водящего вслепую. Если им это удаётся, то они все щиплют, щекотят, слегка бьют водящего. Далее водящим становится тот игрок, кто поймал водящего.

«Кетоврас» (аналог игре «Лошадиный бой»).

Место бытования: Московская, Тульская, Рязанская, Волгоградская обл. Игра в парах. Игрок ложится на землю на руки (как при отжимании), другой сзади берёт его за ноги. Вторая пара проделывает то же самое и становится друг напротив друга. По команде пары сходятся, и соперники пытаются положить на землю игрока, стоящего на руках. Проигрывает та пара, которая коснётся земли первая.

Групповая игра. В парах уже участвуют две команды. Победившей командой считается та, Которая положит на землю всех игроков команды соперника, а у самой останется хотя бы одна пара в исходном положении.

Сценарий спортивной программы «Молодецкие забавы»

Цель: организовать здоровый отдых детей; развивать силу, ловкость, выносливость, подвижность; воспитывать чувство взаимовыручки; воспитывать любовь к русской народной культуре, русским традициям

Инвентарь: секундомер, волейбольные мячи, кегли, теннисные мячи, канат, веревки, обручи, скакалки, воздушные шары, резиновые надувные мячи.

Ход мероприятия:

Под звуки спортивного марша команды строятся в одну шеренгу

Ведущий

Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!
Сегодня здесь, на спортивной площадке
Мы спорт, уменье совместим.
Мы этот славный праздник с Вами
Прекрасным играм посвятим.

Ведущий:

Мы видим здесь приветливые лица
Спортивный дух мы чувствуем вокруг
У каждого здесь сердце олимпийца
Здесь каждый спорту и искусству друг.

Ведущий

Тот победит в соревнованье
Кто меток, ловок и силен
Покажет все свое уменье
Кто духом, телом закален.

Ведущий: Позвольте открыть наш спортивный праздник «Молодецкие забавы»

Спортивная часть:

ЭСТАФЕТЫ:
1. Эстафета с поворотами. (Первые участники добегают до финишной кегли, оббегают ее 2 раза и возвращаются к команде. Бегут следующие участники. Кто быстрее?)

2. Собери кегли. (На дистанции для каждой команды расставлены кегли. Первый участник, добежав до первой кегли, берет кеглю и возвращается к команде. Следующий игрок бежит ко второй кегли и забирает ее с собой. Так пока все команды не собирут все кегли)

3. Оставь роспись. (на финише лежит лист с карандашом. По команде ведущего первые игроки бегут к листу с карандашом, пишут на листе свое имя и возвращаются к команде. Кто быстрее?)

4. Навстречу друг другу. (Команда делится на 2 части и становится напротив друг друга. По сигналу первый участник бежит ко второму участнику, который находится напротив. Передает ему эстафету. Второй участник бежит к третьему из команды. И т.д. Выигрывает команда, половинки которой первее других поменяются местами.)

5. Бег с кушаком

Кого хошь спроси, а у нас на Руси
Кушачком подпоясался ты - богатырем назвался.

6. Ходьба на четвереньках

Силу бедер нужно показать,
Сидя нужно пробежать.

7. Бег в мешках

В старину обычай был
Проверять сноровку
Ноги кто в мешок закрыл
Добежит до бровки!

8. Хоккей

Хоккей прадеды наши знали
И лихо мяч тряпичный гнали.

9. Канат

Удальцов, парней, девчат
Вызываем на канат
Десять слева, десять справа
Только мускулы трещат.

10. «Бадминтон». Бег с подкидыванием ракеткой для бадминтона воздушного шарика.

11. «Шар»

Вот заданье потрудней,
Помудрей и посложней.
Чтобы Вам вперед идти,
Нужно воздушный шар вести.

Участник, двигаясь вперед до стойки подбивают гимнастической палкой воздушный шар и назад таким же способом (результат определяется по первому, прибежавшим на финиш )

Вижу я со стороны
Команды в технике равны.
Взглянуть хочу я побыстрей
Чьи капитаны пошустрей.

12. «Кто быстрее»

Что за чудо – скок да скок!
Гляньте, тронулся мешок!
Эй, хватай его, ловите,
Поскорей мешок держите!

Команды строятся у стартовой линии в колонну и по свистку каждый участник команды на перегонки прыгает в мешке до стойки и возвращается тем же способом, передает эстафету следующему участнику.

13. Перетягевание каната

Ведущий: Команды бегали, прыгали, выполняли заданное задание отлично, задав высокий тон нам состязанием. Сегодня все достойны высшей похвалы, все команды проявили сплоченность и волю к победе.

Ведущий: Но во всех соревнованиях есть кто-то лучший. Сейчас попросим судейскую коллегию подвести итоги по семи прошедшим конкурсам.

Ведущий: Для подведения итогов слово предоставляется жюри.
(
один член из судейской коллегии объявляет результаты )

Ведущий:

Всем спасибо за внимание
За задор и звонкий смех.
За огонь соревнования
Обеспечивай успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим всем – до свиданья,
До счастливых новых встреч!


Фаина Исаева
Сценарий спортивного развлечения «Молодецкие забавы»

Спортивное развлечение «МОЛОДЕЦКИЕ ЗАБАВЫ »

Дети входят в зал под музыку.

Ведущий : мы знаем, что без зарядки нам не стать сильными, давайте сделаем зарядку (под музыку дети делают зарядку) .

1. Малыши, малыши – дружные ребятки.

Малыши, малыши вышли на зарядку.

Припев : Вот так, вот так вышли на зарядку. /2р

2. Раз, два, три, раз, два, три. Ноги поднимайте.

Раз, два, три, раз, два, три. Веселей шагайте.

Припев : Вот так, вот так ноги поднимайте. /2р

3. Раз, два, три, раз, два, три. Подтянитесь дружно.

Раз, два, три, раз, два, три. Закаляться нужно.

Припев : Вот так, вот так закаляться нужно. /2р

4. Раз, два, три, раз, два, три. Сели и привстали.

Раз, два, три, раз, два, три. Ноги крепче стали.

Припев : Вот так, вот так ноги крепче стали. /2р

5. Малыши, малыши – дружные ребятки.

Малыши, малыши сделали зарядку.

Припев : Вот так, вот так сделали зарядку. /2р

Построились в одну шеренгу.

Ведущий : Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами будет необычное занятие. Мы с вами совершим путешествие в прошлое и увидим, какие раньше были сильные, смелые и отважные люди. Узнаем, как называли таких людей, и подумаем, сможем ли мы тоже быть такими. А для того, чтобы нам попасть в прошлое, мы должны пролезть по туннелю. Вылезли из туннеля и увидели, лежат косоворотки (надели) .

Дети проползают по туннелю и оказываются в прошлом. Слышат, стук, свист. К ним выходит добрый молодец .

Добрый молодец : Здравствуйте, детишки! Девчонки и мальчишки! Откуда вы тут взялись?

Ведущая : Здравствуй, добрый молодец ! Мы, дети из детского сада «Золотой ключик» , прибыли сюда посмотреть, какие же в старину были люди, сильные или нет, отважные или трусливые.

Д. М : Ах, вот оно что. Ну, это вы удачно попали. Вот я то, вам все и расскажу и покажу.

Ведущая : Дети, а давайте спросим, как зовут нашего доброго молодца . (Дети спрашивают)

Д. М : Зовут меня, Илья Муромец! Ну и раз такое дело, давайте будем проверять как вы готовы к заданиям на проверку силы и ловкости. Поиграем в игру «Стройся- вольно»

1. Игра «Стройся-вольно»

Дети выполняют движения под слова воспитателя.

Играют 4-5 раз.

2. Собери друзей. (делим на две команды)

Первый участник команды оббегает елочку, возвращаясь в команду берет за руку другого участника команды, вместе оббегают елочку, и так до тех пор пока все участники команды, взявшись за руки вернуться в свою команду.

3. Подвижная игра : «Заинька»

Дети водят хоровод и выполняют ритмические движения под русскую народную потешку «Заинька»

4. Игра : «Разбери боеприпасы»

Напротив каждой команды лежит в обруч, в котором вперемешку находятся шарики и гантельки (пластмассовые) . Каждый участник команды, поочереди подбегает, берет один предмет и несет его в ведерко. У каждой команды по два ведерка. В итоге, побеждает та команда, которая быстрее всех разберет боеприпасы. Причем шарики должны быть в одном ведре, а гантели в другом.

5. Спортивная сказка «Репка»

Подведение итогов.

Д. М : Молодцы , ребята. Вы и правда, оказались сильными, ловкими и смелыми. И за это я хочу подарить вам небольшие подарки.

Прощается и уходит.

Ведущий : А нам пора возвращаться в садик. Понравилось вам! Все молодцы !

Публикации по теме:

Зима - самое веселое время года. Кругом лежит белый снег, а сколько зимних забав для малышей. Снежные горки, тропинки- по которым трудно.

Зима одно из замечательных время года, когда дети с удовольствием бегут на улицу!Где их ждут забавы, игры, катание на ледяной горке, игры.

В Районном парке культуры и отдыха села Адександров-Гай двадцать первого февраля провожали зиму и встречали весну. Веселый праздник "Масленица".

Цель: Привлечение детей и родителей к активному участию в спортивных соревнованиях. Задачи: Образовательные Приобщать детей и родителей.

Проект «Зимние забавы» Зима – одно из любимейших периодов в жизни детей. Это время дает нам прекрасную возможность побаловаться в снегу, вдоволь накататься на.

« Молодецкие забавы »

Команды сформированы заранее, выбран капитан и придумано название команды, девиз, эмблемы и отличительные знаки в форме одежды. Представление судейской коллегии.

1-й скоморох:

Здравствуйте, люди добрые! Вот и настал час «Молодецких забав»! Добры молодцы и красны девицы, подходите, поспешите! Приглашаем вас принять участие в наших забавах.

В детском саде каждый год

Собирается народ

На большое представленье,

Показать своё уменье.

2-й скоморох:

Кто пришёл, чтоб отдыхать,

Песни петь и танцевать.

Ну, а кто-то, так сказать,

Силу, ловкость показать.

1-й скоморох :

И на праздник наш большой,

Гость к нам прибыл дорогой!

Оба скомороха вместе:

Сам царь-батюшка -

СПОРТ ЗДОРОВЕЕВИЧ!!! (Приветствуют царя низким поклоном)

2-й скоморох:

Перед всем честным народом

Держит царь такую речь,

Чтоб запомнить слово в слово,

Его слушай, не перечь.

СПОРТ ЗДОРОВЕЕВИЧ :

Как известно, на Руси

Все почти богатыри!

Ликом белы, статный рост –

Только есть один вопрос:

Кто же в детском саде всё же

Всех сильнее, всех пригоже?

Чья же группа всех дружней?

Подскажите мне скорей!

(Команды кричат, сначала по очереди, а потом все вместе).

СПОРТ ЗДОРОВЕЕВИЧ:

А дружнейшие из вас,

Пусть представятся для нас.

Представление команд: (Название команды, девиз, представление капитана)

А девиз у нас простой,

А девиз у нас такой:…………………………………………… (Девиз от каждой команды, поочередно)

1-й скоморох:

Прошу вашего внимания,

Главные люди на состязании! (Показывает рукой в сторону жюри)

Наша счетная комиссия (представление судейской коллегии)

СПОРТ ЗДОРОВЕЕВИЧ :

Такое ждёт вас испытанье:

Устроим в саде состязанье.

Определит оно среди друзей,

Кто в детском саде всех сильней!

2-й скоморох:

Затей у нас большой запас,

И все они, друзья, для вас!

И сейчас, без опозданья

Начинаем состязанья!

1 скоморох:

Давайте мы, друзья начнем

С состязанья – бег вдвоём.

Детям свяжем ловко ноги,

Да и пустим по дороге!

Первым кто к черте придёт,

Балл команде принесет.

« Бег на трёх ногах».

Участники делятся на пары. Правая нога одного и левая нога другого связываются веревкой. По сигналу пары бегут до финишной черты.

1-й скоморох:

Труд болельщиков не из лёгких,

Из них определим мы самых ловких!

В этом нет ни для кого секрета,

Для них проводим эту эстафету!

« Бег в мешках »

Вызывается по 5 человек от каждой команды, которые выстраиваются в 3 колонны. Придерживая мешки руками возле пояса, они прыгают до обозначенного места (конуса). Оббежав его, дети возвращаются к своим колоннам, вылезают из мешков, передают их следующим. Так продолжается до тех пор, пока все дети не пробегут в мешках. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее выполнят задание. Команда, прибывшая первая зарабатывает 3 дополнительных балла, 2-я -2 балла, последняя – 1 балл.

1-й скоморох:

Ну, дружище, будь готов.

Стартует конкурс прыгунов!

«Гигантский прыжок»

Команды строятся в колонны. От стартовой черты первый участник выполняет прыжок в длину с двух ног с места, остальные последовательно выполняют прыжки с места приземления предыдущего участника. Побеждает та команда, которая оказалась дальше от стартовой линии.

2 -й скоморох:

Без конца во всех дворах крутятся скакалки,-

соревнуются с утра Леры и Наталки!

Конкурс чудо – прыгунов,

Эй, болельщик, кто готов?

«Скиппин г» (Групповые прыжки на скакалке )

Вызывается по несколько человек из каждой команды болельщиков для скиппинга, чья команда выполнит наибольшее количество прыжков, принесет своей команде дополнительные баллы. (Наибольшее количество групповых прыжков-3 балла, 2-е место-2 балла, 3-е место-1 балл.)

СПОРТ ЗДОРОВЕЕВИЧ:

Команды вижу без изъянов,

Устроим конкурс капитанов!

Подвижная игра для команд «Ловля птиц на лету»

В центре располагается водящий с легким мячом, привязанным на резинке к руке – это охотник. Остальные – птицы, летающие вокруг. Под музыку птицы летают вокруг охотника, стараясь увернуться от мяча. Охотник пытается мячом осалить летающих птиц, поворачиваясь в разные стороны, но, не сходя с обозначенного места. Осаленные птицы выходят из игры. По окончании музыки охотник подсчитывает количество сбитой дичи. Игра повторяется с другим охотником. В конце игры отмечается победитель, осаливший наибольшее количество игроков. За каждого осаленного игрока, капитан приносит команде балл.

СПОРТ ЗДОРОВЕЕВИЧ:

Капитаны, без сомненья,

Показали высший класс,

Ну а кто же самый меткий

Из болельщиков у нас?

Шуточное задание на метание «Стрельба из лука»

Мишень – ведро устанавливается на 5 метров дальше финиша. Ну а луком будет обыкновенный репчатый лук. Луковицы укладывают в корзину и выставляют на финишную черту. Число луковиц равно количеству участников. Участники состязания выстраиваются в колонну друг за другом, и по очереди бросают луковицы в ведро (расстояние 3м). Участник, совершивший попадание приносит своей команде дополнительный балл.

1-й скоморох:

Ну и повеселимся мы немножко,

Командная игра – «Сороконожка»!

«Сороконожка»

Команды строятся по росту. Впереди тот, кто выше. Левую руку просуньте между своих ног. Тот, кто стоит сзади, берёт вашу руку правой рукой. Остальные продолжают эту цепочку таким же образом. Каждая команда по сигналу начинает своё движение к финишу. Побеждает та команда, которая первой приходит к финишу не расцепившись. Финиш по последнему участнику.

1 -й скоморох:

Эй, народ, не робей,

Выходи, кто посмелей!

Подвижная игра с болельщиками « Летающий мешочек»

От каждой группы вызывается по 5-6 человек. Небольшой льняной мешочек заполняют мелкими камушками и привязывают к нему длинную веревку. Дети образуют круг. Водящий стоит в середине круга и крутит веревку с мешочком так, чтобы мешочек летел на высоте 5-10 см от пола. Все стараются его перепрыгнуть, а задевший получает одно штрафное очко, после чего игра продолжается. Выигрывают прыгуны, получившие меньшее число штрафных очков.

1-й скоморох:

«Молодецкие забавы»

Подошли уже к финалу!!!

Кто сильнейшие из вас,

Расскажет вам жюри сейчас.

Жюри объявляет итоги спортивного состязания. Команды награждаются грамотами. А самые активные болельщики награждаются почетными медалями.

СПОРТ ЗДОРОВЕЕВИЧ:

Ой, спасибо, детвора!

Низко кланяюсь вам я.

Убедились вы и мы –

Группы все в саду сильны!

Молодцы! Отличные получились «Молодецкие забавы»! Побегали, поиграли, а теперь пора и чай попить! В группах вас ожидают сладкие призы.

КАЗАЧЬИ ЗАБАВЫ

ЗАБАВЫ МОЛОДЦОВ ВЕСЁЛЫХ УДАЛЬЦОВ

Методическое пособие

Печатное приложение к видеофильму по традиционным мужским играм и развлечениям

Игры на кассете были представлены преподавателями из разных регионов России,

прибывшими на семинар с целью обмена опытом, и поэтому не все игры казачьи,

хотя аналогичные игры встречаются и у казаков. Названия игр даются именно так,

как их называли педагоги, прибывшие на семинар. Неоценимую роль игры,

молодецких забав, их цели, задачи, историю вы можете узнать,

прочитав книги Игоря Морозова "Забавы вокруг печки", "Не робей, воробей",

"Женитьба добра молодца" и другие,

связанные с традиционными мужскими играми и развлечениями.



Парные забавы

1. Забавы с камнями

а) Камни небольшой величины, желательно плоские, кладутся на голову и на

внешнюю сторону ладони. Задача играющих - любым способом заставить соперника

выронить один из камней, при этом свои камни должны оставаться на месте.

Уронивший камень наказывается (получает кулаком в грудь).

Следует отметить, что если у кого-нибудь из игроков проявляется агрессивность

в любой игре, его тут же "наказывают" ударом плетки, на что он обязан ответить

"спасибо за науку", и игры продолжаются. За соблюдением правил игры обычно

следят самые опытные, уважаемые игроки.

б) Камни на голове и на плечах у шеи. Правила остаются прежними (игру можно

усложнить, применяя большее количество камней, или на другие участки рук).

2. "Пинки". Игроки, держась за руки по команде начинают охаживать друг друга

пинками. Победителем считается тот, кто за определенный отрезок времени

нанесет большее количество пинков сопернику.

3. "Фанера". Играющие по уговору договариваются, на кого выпадает четное или

нечетное количество пальцев, выкидываемых одной рукой соперников. В

зависимости от того, какое выпадет число (четное, нечетное), один считается

проигравшим. Наказание - удар кулаком в грудь.

4. "Снять шапку". Играющие находятся в головных уборах. Под музыку вначале

выполняют элементы пляски, затем, столкнувшись друг с другом грудью,

расходятся. Это и есть момент начала соревнования. Победившим считается тот,

кто первый снимет с соперника головной убор.

5. "Вытолкнуть из круга" (с палкой). Играющие становятся в центр круга,

заранее обозначенного, берутся за палку в центре одной рукой, за края - другой.

По команде каждый пытается вытолкнуть соперника за круг.

Проигравшим считается тот, кто первым

окажется за кругом.

6. "Вырвать репу" (с палкой). Игроки садятся друг против друга, упираясь

ногами в ноги соперника. Руками держатся за палку. По команде начинают, не

вставая с места, тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетянет

соперника.

7. "Положить на спину" (с палкой). Игроки становятся спиной друг к другу.

Палка над головой в руках играющих. По команде каждый из игроков старается

оторвать соперника от земли и положить его себе на спину. Проигравшим

считается тот, кто выпустит палку или окажется на спине соперника.

8. "Бульдозер". Играющие находятся спиной друг к другу сидя на земле. Игра

заключается в том, чтобы вытолкнуть соперника за заранее очерченную линию, не

отрываясь от земли, упираясь в землю ногами и руками. Проигрывает тот, кто

первый оказывается за линией.

9. "Ладушки". Играющие вначале в медленном темпе хлопают в ладошки, зачем

поочередно правой, левой рукой, в обе руки партнера, затем в грудь поочередно.

Темп постепенно нужно наращивать. (Игра предполагает и другие варианты).

10. "Опуститься плавно". Двое игроков, упершись друг другу в ладони, начинают

медленно расходиться, пытаясь в таком положении вместе плавно лечь на землю.

Выигрывает та пара, которой более плавно, без падения удается опуститься на

землю.

11. "Столкнуть с места" (с палкой). Играющие становятся друг против друга

боком, ногой к ноге соперника, в руках - палка. Палку необходимо держать одной

рукой за конец, другой - в середине палки. По команде игроки пытаются

столкнуть друг друга с места. Проигрывает тот, кто первый тронется с места,

хотя бы одной ногой.

Групповые забавы

12. "Падение с высоты на руки". Игроки выстраиваются в две шеренги перед

высоким трамплином, сооружением, деревом. Один из игроков стоит на высоте,

затем падает на руки игроков плашмя и по рукам проползая, кувыркаясь, падает

на землю и становится в шеренгу. В это время другой игрок повторяет падение на

руки. Игроки вначале держат руки, затем подставляют их уже только в полете

падения лежит один из игроков.

13. "Готовь кулаки". Играющие выбирают водящего, сами выстраиваются в одну

линию. Водящий выкрикивает: "Готовь кулаки!" Игроки отвечают: "На чьи боки?"

Водящий называет имя одного и игроков. Тот игрок, которого назвали пытается

убежать, а игроки - поймать и "намять бока" убегающему. Если игроку удалось

убежать, водящий остается прежний, ежели ему "намяли бока", то водящим

становится он.

14. "Колесо поймать" (с палками). Игроки делятся на две команды, между

командами расстояние приблизительно около пяти метров. В руках игроков -

палки. Задача каждой из команд - палками поймать брошенное в них деревянное

колесо размером сантиметров двадцать в диаметре, толщиной - около пяти

сантиметров, выпиленное из круглого дерева. Если команде это удается, то она

остается на месте и сама метает колесо в другую команду, если нет - то

отступает ровно на столько шагов, на сколько пролетает колесо, другая команда,

соответственно, подходит. Проигрывает та команда, которая, оттесняемая

соперником, дойдет до ограничительной черты, очерченной заранее каждой из

команд. Проигравшую команду обычно "наказывают" хворостиной или нагайкой.

15. "Прогон". Играющие очерчивают небольшой круг радиусом около полутора метров.

Затем кананием или считалкой выбирают водящего.

Водящий становится в центр круга с шапкой в руках (возможен другой

предмет). Остальные игроки, ставши по кругу, по команде бьют зипунами

(возможны фуфайка, телогрейка, желательно - без пуговиц) по водящему игроку

так, чтобы не дать ему возможность кинуть шапкой в игроков, и разбегаются.

Задача водящего - попасть шапкой в игрока, не выходя из круга. Если ему это

удается, то на его место становится тот, в кого он попал, если нет, то он

остается на месте. Если один из игроков водит три раза, его ставят в "прогон"

("прогон" - две шеренги игроков), наказывая. Наказуемый обязан дватри раза

(по уговору) пробежать, пройти, проползти посреди игроков. Игроки мешают ему

это сделать, ударяя его зипунами. Затем игра повторяется.

16. "В Мишуя" (с палкой). Кананием или считалкой выбирается водящий. Водящему

завязывают глаза. Его выводят в центр круга. Игроки стоят по кругу. Водящий

начинает, бегая по кругу, размахивает палкой, стараясь осалить (ударить)

когонибудь из игроков. Игроки, уворачиваясь, стараются дотронуться, ударить

или свалить водящего. Кому это удается, у того дополнительно появляется "одна

жизнь". Ежели водящий осалил когонибудь из игроков, игрок становится водящим.

Ежели водящий осалил игрока, у которого в запасе "одна жизнь", то он опять

продолжает водить, а у игрока больше нет "жизни".

17. "Жук". Кананием или считалкой выбирается водящий. Водящий становится

спиной к игрокам (обычно 34 игрока) и подставляет ладонь под ухо. Игроки

дотрагиваются или слегка ударяют водящего по руке или плечу так, чтобы он не

заметил. Водящий, поворачиваясь, должен угадать, кто из игроков дотронулся до

него, при этом он ударяет игрока, которого он угадал, в грудь. Если угадал

неверно, то все игроки бьют водящего, если верно - то водящим становится игрок,

которого угадал водящий.

18. "Пахотливый слон". Игроки разбиваются на четверки. Одна четверка -

водящая. Четверка спределяется так: одного игрока берут вдвоем под руки сбоку

и один игрок - за ноги сзади. Вся эта четверка, в зависимости от того, водит

она или убегает - догоняет или убегает, если водящая четверка догоняет

убегающую - то они меняются ролями и при этом та четверка. которую догнали,

кричит: "Ойёйёйёйёйёйёй, что же это делается!" Пространство игры

ограниченно произвольно.

19. "Устоять в паре". Играющие становятся спинами в паре друг к другу, руками

берутся под локоть. Задача каждой пары - устоять на ногах, а по возможности -

свалить другую пару, при этом рук не распуская. Количество пар не ограничено.

20. "Слепой щенок". Игроков делят на две команды. Одни "щенки", другие

"мамки". Ставят друг против друга. Каждая пара старается запомнить своего

партнера. Затем всем завязывают глаза. "Щенков" ставят на четвереньки, а

"мамок", немного поводив и запутав, отпускают. Пространство игры ограничивают.

Задача игроков, не произнося ни слова, найти своих партнеров на ощупь по

приметам. Те пары, которые не смогли найти друг друга за определенный отрезок

времени, "наказывают" нагайкой или хворостиной.

21. "Червячок". Кананием или считалкой выбирается водящий из группы до пяти

человек. Водящий ложится на землю, игроки - на него. Водящий обязан выползать

изпод игроков со словами: "Хочу к солнцу, хочу к свету!" Если водящий не

выполз - его "наказывают" нагайкой или хворостинкой. Далее игра повторяется

поочередно, или кананием, в зависимости от договоренности.

22. "Волки, охотники, волкодавы". Игроки делятся на две команды. Первая -

"волки", вторая - "охотники" и "волкодавы". Задача каждого из игроков,

находящихся в какойлибо команде, дотронуться первым до соперника. При этом, кто из

"волков" или "волкодавов" первый дотронулся, соперник превращается в "волка"

или в "волкодава". "Волки", дотронувшись до "охотников", только после третьего

раза имеют возможность превращать "охотников" в"волков" по правилам игры.

"Охотники", дотрагиваясь до "волков", превращают их в "волкодавов". Игра

основана на скорости и внимательности. По уговору стороны, "волки" и

"волкодавы", и которые в результате игры стали таковыми, разбегаются, чтобы

определиться, кто есть кто, и у кого сколько осталось игроков, а затем вновь

продолжают играть до полной победы одной из сторон, то есть все "волки" станут

"волкодавами" или наоборот, все "волкодавы" и "охотники" превратятся в

"волков". Для упрощения опознания можно применять головные уборы (скажем,

"волки" в головных уборах, "охотники" и "волкодавы" держат головные уборы в

руках; в случае "превращения" игрок либо одевает, либо снимает головной убор).

23. "Кетоврас". Игра в парах. Игрок ложится на землю на руки, другой сзади

берет его за ноги. Вторая пара проделывает то же и становятся друг напротив

друга. По команде пары сходятся, и соперники пытаются положить на землю

игрока, стоящего на руках. Проигрывает та пара, которая коснется земли первая.

24. "Кетоврасы". Игра, аналогичная игре "Кетоврас". Только в парах уже

участвуют команды. Победившей командой считается та, которая положит на землю

всех игроков команды соперника, а у самой останется хотя бы одна пара в

исходном положении.

25. "Пружина". Игроки делятся на две команды. Держась друг за друга руками,

команды пытаются перетянуть соперников на свою сторону. Побеждает тот, кому

удается перетянуть команду соперников на свою сторону.

26. "Вежа". Игроки, взявшись за руки, стоят в кругу.

Один из игроков начинает запутывать весь круг по ходу своего движения (можно

переворачиваться, подлазить под ноги). Запутываются до тех пор, пока свободное

движение не остановится. Другой игрок начинает запутанный "клубок" или "вежу"

распутывать. При этом руки не расцепляются. Распутывание происходит до

исходного положения.

27. "Передай другому". Игроки становятся в круг лицом внутрь. Один из игроков

дает подзатыльник другому, тот, пытаясь увернуться, не сходя с места, передает

подзатыльник следующему. И так - по всему кругу.

28. "Подзаборного". Игроки становятся в круг. В центре круга стоит игрок,

который находится в расслабленном состоянии, как бы пьяный. Игроки, перемещают

его по кругу руками, вращая, толкая его на противоположную сторону круга,

перекатывая. Игрок совершенно не напрягаясь, поддается движению, которое

придают ему игроки. Задача игроков, не уронив его, все время придавать ему

движение. Затем в круг становится другой игрок.

29. "Бег "волчком". Играющие берутся за руки под локоть спиной друг к другу.

Начинают вместе делать вращательные движения в одну или в другую сторону. Один

из игроков начинает осаливать их палкой. Задача бегущих "волчком" - ногами

отбивать удары. Играют от трех и более человек.

30. "Кроты". Очерчивается большой круг. Кананием выбирают водящего. Игрокам

завязывают глаза и сажают на четвереньки. Водящий, перемещаясь в кругу,

наносит удары под зад игрокам. Выходить из круга водящим запрещается. Если он

вышел - его хлестают нагайкой те, кто следит за правилами игры. Игроки должны

поймать водящего вслепую. Если им это удается, то они все щиплют, щекотят,

31. "В жута". Жут - веревка, у которой нет жесткого окончания, длиной примерно

сантиметров сорок. Вначале кананием или считалкой выбирается водящий.

Игроки садятся в круг на колени плотно друг к другу, водящий -

в центр круга, колени прикрывают одеждой.

Жут за спинами игроков. Водящий его не видит. Игроки стараются обмануть водящего,

по возможности бьют его по спине. Задача водящего - вырвать жут не поднимаясь.

Задача игроков - ударить и быстро передать жут другому игроку или спрятать его

за спиной. Если водящему удалось вырвать жут, на его место садится тот игрок,

у которого жут был вырван.

32. "Заинька серенький". Кананием или считалкой выбирают двухтрех водящих.

Игроки образуют круг. Водящие - в кругу. Под хоровод "Заинька серенький"

водящий начинает демонстрировать элементы пляски. По окончании хоровода

водящие пытаются вырваться из круга. Игроки им не дают. В том месте, где

водящий прорывается, игроки становятся водящими, а водящий - игроком. Тот, кто

побывал водящим более трех раз "наказывается", обычно хворостинкой или

33. "Достань ногой". Кананием или считалкой выбирается водящий, ему завязывают

глаза. Игроки сидят на земле. Водящий, не видя игроков, пытается достать их

ногой. Игроки, не вставая, уворачиваются. При этом они так же наносят удары из

сидячего положения ногами по водящему. Ежели водящий достал когонибудь из

игроков, тот становится на его место. Территория, на которой проводится игра,

обычно ограничивается.

34. "Устоять на дощечке". Игроки стоят в кругу. Посреди круга лежит дощечка

или другой плоский предмет. По сигналу все игроки пытаются встать на дощечку и

удержаться на ней более трех секунд. При этом другие игроки пытаются

вытолкнуть стоящего на дощечке игрока с нее и сами встать на дощечку.

Побеждает тот, кто простоит более трех секунд.

35. "Живой плетень". Игроки, положив руки на плечи друг другу, стоят плечом к плечу в одну линию.

По команде ложатся на землю и начинают движение вперед, лежа на животе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: