Подготовка к олимпиадам по химии и биологии. Олимпиада по биологии. Взгляд изнутри. Вырезанное Как правильно подготовиться к олимпиаде по биологии

Подготовка к олимпиадам

по биологии

Учитель биологии

МОУ «МГМЛ»

Магнитогорск

Введение. 2

1. Теоретическая подготовка. 3

1.1. Работа с текстами. 3

1.2. Работа с таблицами. 6

1.3. Задания на соответствие. 11

2. Практическая подготовка. 14

2.1. Ботаника. 14

2.2. Зоология. 19

2.3. Анатомия. 28

Введение

Олимпиады по биологии позволяют повысить мотивацию учащихся к изучению базового учебного предмета «Биология». Олимпиада даёт возможность заинтересовать широкий круг учащихся и популяризовать биологические знания.

Олимпиада является одной из форм внеклассной работы . Первый отборочный тур проводится на школьном этапе, а затем на уровне района, города и т. д. Поэтому одной из главных задач олимпиады является выявление наиболее способных школьников и их подготовку к разным этапам олимпиадного движения. Предлагаемое пособие могут использовать учителя биологии и учащиеся, интересующиеся биологией и самостоятельно готовящиеся к олимпиаде.

Задания, проверяющие степень информированности учащихся по биологии;

Задания, направленные на определение уровня интеллектуального развития;

Задания, связанные с применением новых знаний и новых способов деятельности на основе творческого поиска.

Олимпиада школьников по биологии проводится на основе общеобразовательных программ основного общего образования и включает теоретические и практические туры.

Теоретический тур олимпиады направлен на проверку общебиологических знаний как основы научной картины мира, норм и правил здорового образа жизни, умений характеризовать, распознавать, определять, сравнивать, объяснять и сопоставлять биологические объекты, процессы и явления, делать выводы по следующим разделам:

- «Биология – наука о живой природе»;

- «Клетка как биологическая система»;

- «Организм как биологическая система»;

- «Многообразие организмов»;

- «Человек и его здоровье».

Практический тур для всех участников олимпиады может включать задания по морфофункциональной характеристике биологических объектов и выполнение экспериментального задания. На практическом туре учащиеся должны показать умение работать с микроскопом, делать морфофизиологическое и морфофункциональное описание биологических объектов, приготавливать микропрепараты, проводить простейшие эксперименты, при этом учитывается техника проведения эксперимента, оформление записей и рисунков, обоснование полученного результата.

Олимпиада по биологии позволяет оценивать качество подготовки учащихся по предмету и выявлять одаренность её участников.

1. Теоретическая подготовка

1.1. Работа с текстами

1.

Снаружи листа находится кожица, образованная … (1) тканью. В основном кожица состоит из крупных бесцветных клеток. Другие клетки имеют хлоропласты и расположены парами, образуя …(2). Изменение их формы приводит к образованию - …(3) щели, через которую происходит газообмен. Под кожицей находится мякоть листа, состоящая из …(4) ткани. Мякоть листа пронизана жилками, в строении которых различают ткани: … и … (5,6). Они выполняют функции опоры и передвижения питательных веществ.

2. Прочитайте текст и озаглавьте его. Вставьте пропущенные слова.

Верхушка корня покрыта корневым чехликом, образованным … (1) тканью. Основное его значение - …(2) молодых клеток корня. Следующие зоны - …(3) и …(4) обеспечивают рост корня в длину. Они состоят из клеток … (5) ткани. В зоне всасывания происходит поглощение из почвы воды с растворенными минеральными веществами. Процесс всасывания осуществляют вытянутые клетки - …(6). В зоне проведения находится осевой цилиндр, обеспечивающий проведение полезных веществ в побег и придающий прочность корню. Осевой цилиндр образуют ткани: …(7, 8).

3. Прочитайте текст. Догадайтесь, о каком организме идет речь. Обоснуйте свой ответ, выделив в описании признаки принадлежности к конкретной систематической группе (царство, тип/отдел, отряд/семейство, вид).

На полях с плохой почвой можно встретить удивительный организм, который иногда ошибочно называют «елочкой». Предки его были огромными деревьями, жившими на нашей планете много миллионов лет назад и дошедшие до нас в пластах каменного угля. Описываемый организм имеет длинные корневища и стебель, состоящий из члеников с неразвившимися листьями. Ранней весной у него появляются колоски со спорангиями. Вскоре весенние побеги отмирают, и вместо них появляются летние побеги с многочисленными мелкими зелеными листьями.

4. Прочитайте текст и озаглавьте его. Вставьте пропущенные слова.

Транспорт веществ в растительном организме происходит по… (1) тканям. Эти ткани пронизывают все растение, соединяя основные вегетативные органы – корень,… и …(2,3), а также цветки и плоды. Вода с растворенными минеральными веществами передвигается от корней к побегу по слою - …(4). Ее главные проводящие элементы, которые называют…(5), представляют собой длинные трубки, образованные стенками мертвых клеток без поперечных перегородок между клетками. Органические вещества передвигаются от листьев к корням по …(6).

5. Прочитайте текст и озаглавьте его. Вставьте пропущенные слова.

Различают три основных типа видоизмененных побегов: клубень,… и …(1,2). Как и на любом другом побеге в строении клубня картофеля выделяют стебель, на котором расположены…(3) и…(4), иначе их называют бровки и глазки. В видоизмененном стебле накапливаются запасные питательные вещества. Для клубня картофеля основным запасным веществом является…(5). Способ размножения картофеля клубнями принято считать…(6), так как в размножении не принимают участие половые клетки (гаметы).

6. Прочитайте текст и озаглавьте его. Вставьте пропущенные слова .

Почка – зачаточный …(1). Снаружи почки обычно располагаются…(2), которые защищают ее от высыхания и механических повреждений. Осевая часть внутреннего строения представлена…(3). На этой оси находятся…(4), а в их пазухах можно различить…(5). Почки, из которых развиваются побеги с листьями, называют…(6), а почки, из которых формируются соцветия,-…(7).

7. Вставьте пропущенные слова в тексте.

Семя фасоли снаружи покрыто плотной … (1). Она предохраняет от высыхания и повреждения остальные части семени. Под ней располагается … (2). Основной запас семени фасоли содержится в …(3). Между ними находится зародышевый корешок, … и … (4,5). В отличие от семени фасоли у зерновки пшеницы основной запас питательных веществ находится в …(6), который образуется при слиянии спермия с …(7).

8. Проанализируйте текст и ответьте на вопросы.

Впервые ядро в растительной клетке обнаружил английский ботаник Роберт Броун. Рассматривая разные части растения в микроскоп, он сделал вывод, что все растительные клетки содержат ядра.

1. Все ли клетки цветкового растения содержат ядра? Приведите примеры.

2. Укажите функцию ядра в растительной клетке. Каким образом она связана с основной функцией ткани? Приведите пример.

9. Проанализируйте текст и ответьте на вопросы.

По совету известного ученого натуралиста Карла Линнея в Швеции в 18 веке были созданы цветочные часы. По ним определяли время в зависимости от того, какие цветки раскрыты. В 5 часов свои лепестки раскрывали цветки козлобородника, а в 12 часов ночи закрывались цветки кактуса.

a. Почему разные цветки раскрываются в разное время суток?

б. Какие процессы жизнедеятельности растения обеспечивают движение лепестков околоцветника?

10. Прочитайте текст. Догадайтесь, о каком организме идет речь, обоснуйте свой ответ, выделите признаки принадлежности к конкретной систематической группе .

Море – естественная среда обитания этих животных. Характерная особенность всех животных данной систематической группы – наличие стрекательных клеток, содержащих ядовитую жидкость. Таким оружием животные пользуются и для защиты и для нападения. Описываемый организм относят к одиночным формам, хотя близкие его родственники образуют гигантские колонии и даже рифы. Тело животного радиально симметрично и более чем на 90% состоит из воды. Его купол, или зонтик, может достигать 40 сантиметров в диаметре. На нижней стороне зонтика расположено ротовое отверстие, вокруг которого свисают длинные ротовые лопасти. Пищеварение осуществляется в кишечной полости. Окраска купола розоватая, в средней его части крестообразно расположены половые железы.

11. Прочитайте текст. Догадайтесь, о каком организме идет речь. Обоснуйте свой ответ, выделив в описании признаки принадлежности к конкретной систематической группе (царство, тип \ отдел, отряд \ семейство, вид).

Это весьма своеобразные морские животные. Их большое обтекаемое тело покрыто пухом, а под кожей расположен толстый слой жира. Летать и быстро бегать они не могут, зато превосходно плавают и ныряют. Передние конечности их приспособлены к водному образу жизни и видоизменены в ласты. На суше они передвигаются на задних конечностях или скользят по льду на брюхе. Опорой для органов тела является внутренний костный скелет, особенностью которого можно считать наличие киля и развитость грудной мускулатуры. Возможность обитания в суровых полярных условиях обеспечивается теплокровностью и сложно устроенной центральной нервной системой. В период размножения самка откладывает яйцо, которое насиживает стоя, держа его на лапах и прикрывая сверху брюшной складкой.

12. Прочитайте текст. Догадайтесь, о какой структуре организма человека идет речь. Обоснуйте свой ответ.

Это особая разновидность соединительной ткани, представляющая собой жидкость белковой природы. По составу она близка к плазме крови, но содержит меньше белка. Кроме жидкой части, в ней можно обнаружить форменные элементы, образующиеся в специальных узлах. Основное значение этих форменных элементов заключается в защите организма от чужеродных микроорганизмов. Движется эта жидкая ткань по особым незамкнутым сосудам. Сосуды соединяются в грудной проток, впадающий в полые вены большого круга кровообращения, и загаданная ткань включается в состав крови.

13. Прочитайте текст. Догадайтесь, о каком органе идет речь. Обоснуйте свой ответ.

Данное биологическое образование прочно сращено с костью. Основное значение его заключается в обеспечении роста костей в толщину и срастания костей при переломах. Сквозь живые клетки этой биологической структуры проходят нервы и кровеносные сосуды в полости костей.

14. Прочитайте текст. Догадайтесь, о какой структуре организма человека идет речь. Обоснуйте свой ответ.

Этот орган есть только у млекопитающих. Он разделяет грудную и брюшную полости. У новорожденных в связи с более горизонтальным расположением ребер купол его более выпуклый, а у пожилых людей он сильно уплощен. Данный орган участвует в акте дыхания вместе с мышцами живота. Купол, обращенный выпуклой поверхностью в сторону груди, уплощается во время вдоха, увеличивая объем грудной клетки. Через отверстие в этом органе проходят кровеносные сосуды, нервы и пищевод. Волокна органа способны сокращаться и расслабляться.

1.2. Работа с таблицами

Заполните таблицы, используя порядковый номер слова из словарика. Обозначения в некоторых графах могут повторяться.

1. Сравните животных, относящихся к классам Двустворчатые моллюски и Малощетинковые черви.

Признаки сравнения

Тип Моллюски

Класс Двустворчатые моллюски

Тип Кольчатые черви

Класс Малощетинковые черви

Представитель

Отделы тела

Покровы тела

Пищеварительная система

Дыхательная система

Кровеносная система

Выделительная система

Словарик: 1. Дождевой червь 2. Рот 3. Поверхность Глотка 5. Кожно-мускульный мешок 6. Мантия 7. Беззубка 8. Зоб 9. Кишечник 10. Жабры 11. Раковина 12. Незамкнутая 13. Две почки 14. Нога 15. Членики 16. Замкнутая 17. Туловище 18. Парные выводные трубочки в сегментах Сифоны 20. Желудок

2.

Признаки сравнения

Речной рак

Отделы тела

Дыхательная система

Кровеносная система

Выделительная система

Нервная система

Органы чувств

Словарик: 1. Почки 2. Кожа 3. Глаза 4. Окологлоточное нервное кольцо 5. Головогрудь 6. Хитин 7. Наружный 8. Орган слуха 9. Мочеточники 10. Жабры 11. Незамкнутая 12. Конечности 13. Головной мозг 14. Усики 15. брюшко 16. Клоака 17. Внутренний 18. Орган осязания 19. Туловище 20. Спинной мозг 21. зеленые железы 22. Орган обоняния 23. Голова 24. Замкнутая 25. Брюшная нервная цепочка 26. Легкие 27. Мочевой пузырь

3. Сравните животных типов Членистоногие и Хордовые

Признаки сравнения

Отделы тела

Конечности

Кровеносная система

Дыхательная система

Нервная система

Выделительная система

Словарик : 1. Сухая кожа без желез 2. Носовые отверстия 3. Головогрудь 4. Легкие Узлового типа 6. Хитин 7. Наружный 8. Замкнутая 9. Шея 10. Почки 11. Членистые конечности – 4 пары 12. Гортань 13. Выделительные трубочки 14. Хвост 15. Роговые чешуи 16. Мочевой пузырь 17. Незамкнутая 18. В форме нервной трубки 19. Голова 20. Клоака 21. Бронхи 22. Передние и задние конечности 23. Брюшко24. Мочеточники 25. Внутренний 26. Туловище 27. Трахея (трахеи).

4. Сравните животных, беспозвоночное и позвоночное, обитающих в пресном водоеме

Признаки сравнения

Речной рак

Речной окунь

Отделы тела

Покровы тела

Дыхательная система

Кровеносная система

Выделительная система

Нервная система

Органы чувств

Словарик: 1. Жабры 2. Замкнутая 3. Зеленые железы 4. Внутренний 5. Почки 6. Кожа 7. Хитин 8. Слизь 9. Незамкнутая 10. Наружный 11. Кости и хрящи 12. Глаза13. Окологлоточное нервное кольцо 14. Головной мозг 15. Усики – органы обоняния16. Внутренне ухо 17. Мочеточники 18. Чешуя 19. Спинной мозг 20. Головогрудь21. Мочевой пузырь 22. Хвост 23. Брюшная нервная цепочка 24. Туловище 25. Боковая линия 26. Брюшко 27. Органы вкуса 28. Голова 29. Членистые конечности 30. Плавники

5. Сравните животных, беспозвоночных и позвоночных, освоивших воздушную среду обитания

Признаки сравнения

Майский жук

Конечности

Дыхательная система

Кровеносная система

Нервная система

Органы чувств

Словарик: 1. Глаза 2. Головной мозг 3. Трахеи (трахея) 4. Незамкнутая 5. Легкие 6. Внутренний 7. Передние конечности 8. Хитин 9. Три пары членистых конечностей 10. Усики – органы обоняния и осязания 11. Спинной мозг 12. Перья 13. Задние конечности 14. Замкнутая 15. Носовая полость 16. Надкрылья 17. Кожа 18. Наружный 19. Окологлоточное нервное кольцо 20. Среднее ухо 21. Гортань 22. Кости и хрящи

23. Брюшная нервная цепочка 24. Внутреннее ухо 25. Воздушные мешки

26. Вестибулярный аппарат 27. Перепончатые крылья

6. Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика .

Словарик: 1. Отсутствует. 2. Желудок. 3. Выделительные трубочки в сегментах тела. 4. Замкнутая. 5. Зоб. 6. Туловище. 7. Рот. 8. Хорда. 9. Хвост. 10. Жаберные щели. 11. Глотка. 12. Вся поверхность тела. 13. Членики. 14. Пищевод. 15. Плавники. 16. Печень. 17. Узлового типа. 18. Кишечник. 19. Нервная трубка. 20. Кожа. 21. Слизь.

Признаки сравнения

Дождевой червь

Ланцетник

Отделы тела

Дыхательная система

Кровеносная система

Пищеварительная система

Выделительная система

Нервная система

7. Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика. Сравните свободноживущие организмы, относящиеся к типу Кишечнополостные и Плоские черви.

Признаки сравнения

Тип Кишечнополостные

Тип Плоские черви

Представитель

Симметрия

Число слоев, образующих тело

Покровы тела

Пищеварительная система

Нервная система

Органы чувств

Словарик: 1. Белая планария 2. Диффузная (сетчатая) 3. Головной нервный узел 4. Два нервных ствола 5. Двусторонняя 6. Пресноводный полип гидра 7. Радиальная 8. Два 9. Три 10. Рот 11. Кишечная полость 12. Глотка 13. Эктодерма 14. Кожно-мускульный мешок 15. Чувствительные клетки эктодермы 16. Два глаза 17. Клетки энтодермы 18. Кишечник 19. Осязательные лопасти.

8. Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика.

Отдел головного мозга

Особенности строения

Продолговатый мозг

Мозжечок

Средний мозг

Промежуточный мозг

Большие полушария мозга

Словарик: 1. Четверохолмие 2. Регуляция работы эндокринной системы 3. Поддержка равновесия Доли: затылочная, височная, лобная, теменная 5. Регуляция сердцебиений и дыхательных движений 6. Гипофиз 7. Регуляция работы вегетативной нервной системы 8. Похож по строению на спинной мозг 9. Анализ всей информации, получаемой от органов чувств 10. Регуляция движений тела в пространстве 11. Регуляция глотания, слезоотделения, кашля, чихания 12. Червеобразное Гипоталамус 14. Регуляция ВНД 15. Кора больших полушарий 16. Регуляторные рефлексы, возникающие под влиянием зрительных и звуковых импульсов 17. Два небольших полушария

9. Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика .

Вегетативная нервная система

Части ВНС

Строение

Воздействие на организм

Симпатическая

Парасимпатическая

Словарик: 1. Ускорение работы сердца. 2. Расположение рефлекторных центров в головном и спинном мозге. 3. Переход организма из активного состояния в критической ситуации в состояние покоя. 4. Расположение нервных узлов вдоль спинного мозга. 5. Расширение кровеносных сосудов. 6. Расширение зрачков. 7. Расположение рефлекторных центров в спинном мозге. 8. Замедление процесса пищеварения. 9. Блуждающий нерв. 10. Замедление сердцебиений. 11. Мобилизация работы всего организма в критических ситуациях. 12. Ускорение процессов обмена веществ. 13. Расположение нервных узлов вблизи или внутри иннервируемых органов. 14. Сужение просвета кровеносных сосудов. 15. Усиление секреции пищеварительных соков. 16. Усиление потоотделения.

Иванова Альфия Минхафизвна учительбиологии –из выступления на секционном совещании учителей биологии-химии в рамках августовской педагогической конференции учителей Рыбно-Слободского района на тему: «Подготовка учащихся к предметным олимпиадам: из опыта работы»

Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей – одно из направлений национального проекта «Образование» и президентской инициативы «Наша новая школа». Роль учителя - разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка, активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к достижению высоких результатов в учебе. Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные : хорошо развита логика, цепкая память, он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности, имеет доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда вообще большое трудолюбие. При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад.

Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Это своего рода специализированный IQ для наших учащихся.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической .

Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. Как же заинтересовать ученика, чтобы он захотел сам готовиться и участвовать в олимпиаде? На основе собственного опыта могу предложить условия подготовки к олимпиадам.

Условия подготовки к олимпиадам:

1. Отбор учащихся, выявляющих общие и определенные способности по предмету.

Идеальным контингентом для подготовки являются высокомотивированные к освоению биологии учащиеся, высокий уровень их как общих, так и специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантные решения поставленных проблем). Отбор осуществляю в ходе наблюдения на уроках, организации исследовательской деятельности, проведения внеклассных мероприятий.Я веду отбор и привлекаю к участию в олимпиадах учащихся с 6 класса. И уже к 9-му классу имею резерв из 2-3 учащихся, способных защищать честь школы на муниципальном этапе олимпиады.Одновременно с выявлением школьников интересующихся биологией и формированием этого интереса, должно происходить создание творческой группы, команды школьников готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.

2. Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия.

Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение ее удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные конкурсы, кружки, элективы.

3. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.

Кропотливая работа будет результативна, если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя выражается лишь в уровне знаний, умений и его способности передать их ученику.

При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольк их принципов.

1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

2.Принцип активность знаний.

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

3. Принцип опережающего уровня сложности.

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

5. Индивидуальный подход.

Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения

6. Психологический принцип

Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно работать, работать и работать! Хотя и здесь всё очень индивидуально.

Неприемлем принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.

Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремиться не подвести своего учителя.

Подготовка олимпиадников возможна (успешная) лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель.

Реализация этих принципов и правил - это успешное выступление учеников нашей школы на муниципальных и региональных олимпиадах, где они показывают высокие результаты.

Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.


План подготовки учащихся к олимпиаде по биологии

Цели и задачи подготовки к олимпиаде:

    выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно- исследовательской деятельности;

    создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии;

    пропаганда научных знаний

Фактические, понятийные и теоретические знания, подлежащие изучению при подготовке к олимпиаде:

    знание основных биологических терминов, понятий, законов, теорий, касающихся организации, индивидуального и исторического развития живых систем на всех уровнях организации;

    знание химического состава живых систем;

    знание особенностей строения и жизнедеятельности клеток, организмов, экоси­стем, биосферы;

    знание основных форм размножения и особенностей индивидуального развития клеток и организмов;

    знание особенностей процессов обмена веществ автотрофных и гетеротрофных организмов, круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;

    знание общих принципов наследования признаков организмами

    знание основных закономерностей изменчивости организмов, особенностей про­явления и значения в эволюционном процессе;

    знание экологических факторов, экологических ниш организмов, их взаимоотно­шений в биоценозе,

    знание доказательств, движущих сил, направлений эволюции организмов.

Умения классифицировать и систематизировать

    распознавать основные систематические группы организмов по их описанию;

    устанавливать признаки усложнения организмов.

Умения применять биологические знания, используя алгоритмы:

    устанавливать нуклеотидную последовательность в ДНК и РНК,

    устанавливать типы скрещивания и решать генетические задачи;

    составлять схемы цепей питания.

Умения устанавливать причинно-следственные связи между:

    строением и функциями органоидов клетки;

    особенностями строения и образом жизни организмов;

    средой обитания и приспособленностью организмов

    факторами и результатами эволюции.

Умения распознавать и определять, сравнивать и сопоставлять:

    распознавать и сравнивать особенности строения и жизнедеятельности различ­ных типов клеток, организмов;

    распознавать и сравнивать типы и фазы деления клеток;

    сравнивать и сопоставлять различные виды биоценозов,

    сравнивать и сопоставлять различные пути и направления эволюции;

    распознавать и сравнивать признаки усложнения основных групп организмов,

    определять и сравнивать ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации в различных группах организмов.

Системные, интегративные знания и умения

    знание сущности биологических явлений, их закономерностей;

    умение устанавливать межпредметные связи с курсом химии, географии;

    умение оценивать последствия деятельности человека в природе

    умение выделять общее и главное для характеристики процессов и явлений

Формы работы:

  1. Индивидуальные консультации

    Практические работы

    Решение олимпиадных заданий

    Просмотр видеоиллюстраций

    Работа с электронными учебниками и ресурсами Интернет.

Блоки содержания, подлежащие изучению

Признаки живых организмов

Царство бактерий

Царство грибов

Царство растений

Царство животных

Система органического мира

Организм и окружающая среда. Экология

Цитология

Биология как наука. Методы научного познания

Многообразие и эволюция живой природы

Микробиология и биотехнология


Электронные учебники:

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» Человек. 8 класс

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» Общая биология. 10 класс

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» Общая биология. 11 класс

    Мультимедийное учебное пособие нового образца. Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс. «Просвещение»

Интернет-ресурсы

1. Задания всероссийской олимпиады школьников по биологии прошлых лет, а также методические рекомендации по их проверке и оценке публикуются в разделе «Биология» портала www.rusolymp.ru.

2. Официальный сайт Международной биологической олимпиады www.ibo-info.org.

3. Региональный сайт всероссийской олимпиады школьников (Московская область) по биологии, химии, географии и экологии – www.olimpmgou.narod.ru.

И другие…

Видеокассеты

    Современный Гуманитарный университет. Видеоиллюстрации по следующим курсам биологии:

    Животные

    Анатомия и физиология человека

    Общая биология

    Экология

Список литературы:

    Андреева И.И., Родман Л.С., Ботаника. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:КолосС, 2003. – 528 с.: ил. (Учебники и учебные пособия для студентов высш. учеб. заведений).

    Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы./ –М.; Дро­фа, 1998 и другие переиздания.

    Биологический энциклопедический словарь /Гл. ред. М.С.Гиляров – М.:Сов. Энциклопедия, 1986. – 831 с., ил., 29 л. Ил.

    Дмитриева Т.А., Кучменко B.C. и др. Биология: Сборник тестов, задач и заданий. 9 -11 кл. -М.: Мнемозина, 1999 и другие переиздания;

    Драгомилов В.Н., Маш Р. Д. "Биология. VIII класс. Человек", –М.: Вентана-Граф, 1997 и другие переиздания;

    Захаров В. Б., Сонин Н. И. "Биология. Многообразие живых орга­низмов. 7 класс", М.: Дрофа, 1998 и другие переиздания;

    Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11кл.
    –М.; Дрофа, 2001 и другие переиздания;

    Каменский А. А.. Криксунов Е. А., Пасечник В. В. "Введение в об­щую биологию и экологию. 9 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;

    Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10–11 классы, –М: Дрофа, 2006 и другие переиздания;

    Колесов Д. В. и др. "Биология. Человек. 8 класс", –М.: Дрофа, 1997 и другие переиздания;

    Константинов В. М. и др. "Биология. Животные. 7 класс", –М.; Вен­тана-Граф, 1999 и другие переиздания;

    Латюшин В. В., Шапкин В. А. "Животные. 7 класс". –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;

    Лукин Е.И. Зоология. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Агропромиздат, 1989. – 384 с.: ил. – (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений)

    Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология: в 3-х т.: пер. с англ./под ред. Р.Сопера – 3-е изд., - М.: Мир, 2001.

    Мамонтов С. Г., Захаров Б. Н., Сонин Н. И. "Биология. Общие зако­номерности. 9 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;

    Общая биология. 10-11 кл. / Д.К.Беляев, Н.Н.Воронцов, Г.М.Дымшиц и др. Под ред. Д.К.Беляева. –М.: Просвещение, 1998-2002 и другие переиздания;

    Общая биология. 10-11 кл. для шк. углуб. изуч. биол. Под ред. А.О. Рувинского. –М: Посвещение, 1997 – 2001 и другие переиздания;

    Сонин Н. И. "Биология. Живой организм. 6 класс", –М.: Дрофа, 1997 и другие переиздания;

    Сонин Н. И., Сапин М. Р. "Биология. Человек. 8 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;

    Пасечник В.В., Калинова Г.С., Суматохин С.В. Биология 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2008.

    Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В Ботаника для учителя. В 2 ч. – М.: Просвещение:, 1996. – 224 с.: ил

В программе дано распределение по разделам и темам, имеется список литературы для учащихся и учителя.

I . Биология и научный метод

Краткая история биологии. Биологические науки. Источники научных сведений. Научный метод. Применение биологических знаний. Живые системы подчиняются физическим и химическим законам. Биогенез. Клеточная теория. Теория эволюции органического мира. Генная теория. Процессы метаболизма происходят с участием ферментов. Биохимические реакции находятся под контролем генов. ДНК - главный носитель генетической информации. Витамины - предшественники коферментов. Гормоны регулируют функции клеток. Взаимоотношения между организмами и окружающей средой.

II . Строение и функции клеток.

Молекулярная основа жизни . Характерные особенности живых организмов. Вещество и энергия. Строение вещества. Строение атома. Химические соединения. Органические соединения. Углеводы. Липиды (жиры). Стероиды. Белки. Нуклеиновые кислоты. Химические связи. Физические свойства составных частей клетки. Клетки и ткани . Клетки. Методы изучения клеток. Энергия. Движение молекул. Скорость диффузии. Обмен материалами между клеткой и окружающей средой. Ткани. Ткани животных. Ткани растений. Системы органов. План строения тела и симметрии. Обмен веществ в клетке . Химические реакции. Катализ. Ферменты. Свойства ферментов. Локализация ферментов в клетке. Механизм действия ферментов. Факторы, влияющие на активность ферментов. Дыхание и энергетические отношения. Окисление молочной кислоты. Окисление янтарной кислоты. Цикл лимонной кислоты. Окисление жирных кислот. Гликолиз. Пентозофосфатный путь. Окисление аминокислот. Система переноса электронов. Динамическое состояние компонентов клетки. Процессы биосинтеза. Специальные типы обмена веществ. Биолюминсценция.

III . Мир живых организмов. Растения.

IV . Мир живых организмов. Животные

Низшие беспозвоночные . Основы классификации животных. Тип простейшие. Тип губки. Кишечнополостные и гребневики. Тип плоские черви. Системный уровень организации. Высшие беспозвоночные. Проблемы, связанные с жизнью на суше. Кольчатые черви. Членистоногие. Общее строение тела членистоногих. Классы членистоногих. Эндокринная регуляция линьки у ракообразных. Метаморфоз насекомых. Полет насекомых. Общественные насекомые. Поведение членистоногих. Моллюски. Иглокожие. Тип полухордовые. Тип хордовые . Оболочники. Бесчерепные. Позвоночные. Круглоротые. Хрящевые рыбы. Костные рыбы. Земноводные, или амфибии. Лягушка. Пресмыкающиеся, или рептилии. Птицы. Млекопитающие.

V . Строение тела

Кровь. Плазма крови. Эритроциты. Гемоглобин и перенос кислорода. Жизненный цикл эритроцитов. Перенос кислорода у других животных. Лейкоциты. Защитные функции лейкоцитов. Жизненный цикл лейкоцитов. Тромбоциты. Свертывание крови. Болезни крови. Группы крови. Переливание крови. Система кровообращения . Кровеносные сосуды. Сердце. Сокращение сердца. Узловая ткань. Сердечный цикл. Тоны и шумы сердца. Электрические явления, связанные с сокращением сердца. Приспособление работы сердца к физической нагрузке. Пути циркуляции крови в организме. Кровообращение плода и изменения, наступающие после рождения. Скорость течения крови. Кровяное давление. Заболевания сердца и сосудов. Лимфатическая система. Кровообращение у других животных. Дыхание и газообмен . Прямое и непрямое дыхание. Строение органов дыхания у человека. Механика процесса дыхания. Количество воздуха, обмениваемого при дыхании. Состав альвеолярного воздуха. Газообмен в легких перенос кислорода кровью. Перенос углекислоты кровью. Асфиксия. Регуляция дыхания. Происхождение и эволюция легких. Дыхательные приспособления у других животных. Пищеварение . Ротовая полость. Глотка. Микроскопическая анатомия пищеварительного тракта. Пищевод. Желудок. Тонкая кишка. Печень. Поджелудочная железа. Всасывание пищи. Толстая кишка и прямая кишка. Заболевания пищеварительного тракта. Химия пищеварения. Механизмы стимуляции пищеварительных желез. Пищеварительные системы других животных. Обмен веществ и питание . Основной обмен. Вещества, служащие источниками энергии. Обмен углеводов, жиров и белков. Другие компоненты пищевого рациона. Витамины. Жирорастворимые витамины. Водорастворимые витамины. Антиметаболиты. Пищевой рацион. Выделение . Почти и мочевыводящие пути. Образование мочи. Регуляторная функция почек. Вещества, содержащиеся в моче. Заболевания почек. Выделительные приспособления у других животных. Кожа, кости и мышцы - органы механической защиты и локомоции. Кожа. Скелет. Типы передвижения. Скелетные мышцы. Типы мышечного сокращения. Биохимия мышечного сокращения. Сердечная мышцы и гладкие мышцы. Мышцы низших животных.Нервная система . Нейроны. Нервный импульс. Мембранная теория проведения возбуждения. Передача в синапсе. Центральная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Электрическая активность мозга. Сон. Психические болезни и неврозы. Периферическая нервная система. Рефлексы и рефлекторные дуги. Мышление, память и научение. Вегетативная нервная система. Нервная система низших животных.Специализированные рецепторы - органы чувств . Процесс восприятия раздражения. Ощущения. Локализация раздражений. Кожная, кинестетическая и висцеральная чувствительность. Химические чувства - вкус и обоняние. Зрение. Глаз человека. Химии зрения. Дефекты зрения. Ухо. Чувство равновесия. Эндокринная система . Эндокринные железы. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Островки Лангерганса. Надпочечники. Гипофиз. Семенники. Яичники. Эстральный и менструальный циклы. Плацента. Другие эндокринные железы. Взаимодействия эндокринных желез. Феромоны. Инфекционные болезни, иммунитет и аллергия . Каким образом микроорганизмы вызывают болезнь? Защитные средства организма. Иммунологические реакции. Иммунологическая толерантность. Повышенная чувствительность. Антибиотики. Пути распространения микроорганизмов. Некоторые распространенные инфекционные болезни.

VI . Процессы, связанные с размножением

Размножение. Бесполое размножение. Половое размножение у животных. Размножение у человека. Зародышевые оболочки. Плацента. Роды. Питание грудного ребенка. Эмбриональное развитие . Типы яиц. Дробление и гаструляция. Образование мезодермы. Развитие нервной системы. Развитие формы тела. Развитие сердца. Развитие пищеварительного тракта. Развитие почки. Регуляция процессов развития. Уродства и аномалии развития. Возникновение близнецов. Изменения, связанные с окончание внутриутробной жизни. Хромосомная теория наследственности . Развитие генетики. Хромосомы и гены. Митоз. Мейоз. Сперматогенез. Овогенез. Гены и аллели. Моногибридное скрещивание. Фенотип и генотип. Вероятностные отношения. Неполное доминирование. Определение генотипов. Законы Менделя. Взаимодействие генов. Множественные факторы. Множественные аллели. Сцепление и перекрест. Генетическое определение пола. Сцепленные с полом и зависимые от пола признаки. Инбридинг и аутбридинг. Структура и функции генов. Молекулярная структура хромосом. ДНК как передатчик генетической информации. Химический состав ДНК. Модель ДНК, предложенная Уотсоном и Криком. Что такое ген? Генетический код. Синтез ДНК. Репликация. Транскрипция кода - синтез информационной РНК. Типы РНК: информационная, рибосомная и транспортная РНК. Синтез специфической полипептидной цепи. Связь между генами и ферментами. Гены и дифференцировка. Управление синтезом белков; концепция оперона. Изменение генов - мутация. Летальные гены. Пенетрантность и экспрессивность. Наследственность человека. Вероятностные законы. Генетика популяций. Цитогенетика человека. Наследование физических признаков. Наследование умственных способностей. Наследственность и среда. Изучение близнецов. Евгеника.

VII . Эволюция

Основы и теории эволюции . История развития эволюционных концепций. Теория естественного отбора. Популяции и генофонды. Дифференциальное воспроизведение. Мутации - сырой материал для эволюции. Сбалансированный полиморфизм. Адаптивная радиация. Видообразование. Происхождение видов путем гибридизации. Прямолинейная эволюция. Происхождение жизни. Основные законы эволюции.Палеонтологические доказательства эволюции . Палеонтология. Геохронологическая таблица. Ранние геологические эры. Палеозойская эра. Мезозойская эра. Кайнозойская эра. Живые доказательства эволюции . Данные систематики. Данные морфологии. Данные сравнительной физиологии и биохимии. Данные сравнительной эмбриологии. Данные генетики. Данные биогеографии. Биогеографические области. Эволюция человека . Приматы. Ископаемые приматы. Человекообезьяны. Ископаемые обезьянолюди. Ископаемые представители рода. Ископаемые и живые представители вида. Развитие культуры. Современные человеческие расы.

План подготовки учащихся к олимпиадам муниципального уровня по биологии.

Направления деятельности

Мероприятия

Календарные сроки

Ответственные

Отбор учащихся.

Наблюдение, анализ письменных работ, первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности.

сентябрь

Учитель биологии,

Теоретическая подготовка.

    Знакомство с заданиями.

Правила оформления. Обзор литературных источников.

2. Химический состав и строение клеток.

3. Многообразие живых организмов. Систематика. Признаки царств.

4. Общая характеристика царств Растения, Грибы, Бактерии.

5. Общая характеристика царства Животные.

6. Характеристика систем органов человека.

7. Теоретические основы общей биологии.

8.Разбор прошлогодних олимпиадных заданий. Консультация.

9.Работа с дополнительной литературой. Составление письменных конспектов.

10. Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет.

3 нед. октября

4 неделя октября

1 неделя ноября

2 неделя ноября

2 нед. января

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

библиотекарь, учащийся

учащийся, учитель биологии, учитель информатики.

Практическая подготовка – формирование умений.

1. Практические занятия по формированию навыков работы со специальным оборудованием (микроскоп, бинокулярная лупа), определения и узнавания видов животных и растений, изготовления микропрепаратов, срезов, препарирования, составления и оформления биологических коллекций и т.д.

2.Решение задач по цитологии.

3.Решение задач по генетике.

4.Разбор практических заданий прошлогодних олимпиад.

5. Разбор практических заданий различного уровня по теме «Человек и его здоровье».

6.Разбор практических заданий по темам «Растения» и «Животные».

3-4 нед. января

1 нед. февраля

2 нед. февраля

3-4 нед. февраля

1-2 нед. марта

3-4 нед. марта

Учитель биологии,

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Самоподготовка.

1.Решение олимпиадных заданий прошлых лет различного уровня сложности.

2.Решение практических заданий различного уровня сложности прошлогодних олимпиад.

3. Развитие логического и интеллектуального мышления через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности.

4. Консультации по наиболее трудным вопросам.

1-2 нед. апреля

3-4 нед. апреля

1-2 нед. мая

Апрель-май

Учащийся

Учащийся

Учащийся, учитель информатики.

Учитель биологии, учащийся.

Примерные задания при подготовке к олимпиадам.

Например . Обычно плодовые деревья стараются вырастить так, чтобы у них была большая крона: чем она больше, тем больше урожай. Однако сразу возникает проблема: широко раскинувшиеся ветви не выдерживают тяжести плодов и ломаются. Чтобы этого не произошло, ставят различные подпорки. Но это, в свою очередь, осложняет доступ к деревьям и почве под ними, подпорки могут повредить кору, да и сама их установка требует немалых затрат времени и материальных ресурсов. Как быть?

Задачи конструирования предполагают создание такой конструкции биологической системы, которая позволяет улучшить требуемый параметр этой системы при заданном принципе ее действия. Зона поиска в этом случае уже, и процесс решения можно начинать с применения системных методов поиска, например построения "дерева целей".

Например. Произрастающим в пустынях растениям приходится добывать воду в буквальном смысле по каплям. Предложите способ, с помощью которого растения пустынь могут собирать влагу из воздуха.

Изобретательские задачи могут быть сформулированы в общем виде следующим образом: "Дана биологическая система для выполнения некоторой функции; эту систему надо усовершенствовать, но при улучшении ее параметра А ухудшается параметр Б. Как быть?" Эти задачи целесообразно решать с помощью методов логического поиска, например алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ).

Например. Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму, возвращающуюся с охоты. Дожидаться, пока она приблизится - опасно, а вдруг это чужой взрослый медведь. Он ведь и обидеть может. Как быть медвежатам?

Исследовательская задача - включает некое явление, которое необходимо объяснить, выявить причины или спрогнозировать результат. Перед учащимся стоит вопрос: "Почему? Как происходит?"

Например. Отправляясь на охоту, медведица оставляет своих медвежат одних. А при ее возвращении медвежата ведут себя очень странно: едва завидев приближающуюся маму, они залезают на тонкие деревца. Почему?

Например. Предполагается, что очаг инфекционного заболевания домашних животных находится в окрестностях города. Как определить точный ареал инфекции?

Например . Известно, что в пещерных водоемах обитают слепые рыбы. Как ориентируются слепые рыбы в таких условиях?

В горах, если собаки-спасатели находят замерзшего, то две из них ложатся по бокам потерпевшего, а остальные стремглав несутся к людям и ведут их к найденному путнику. Если собаки находят человека, засыпанного лавиной, то пытаются отрыть, освободить его, если же это не удается, то вызывают на помощь людей. Своей мировой славой сенбернары обязаны, прежде всего, собаке Барри, которая спасла 40 человек. Как собаки находят людей?

Всероссийская олимпиада школьников по биологии рассчитана на учащихся 6– 11 классов. Первые соревнования проводились в отдельных школах и городах. Начиная с 1950 года биологическую олимпиаду стал организовывать биолого-почвенный факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Победителями олимпиады были такие известные биологи, как, например, А. С. Кондрашов и Е. В. Кунин. Первая Всероссийская олимпиада школьников по биологии, согласно приказу Министерства просвещения РСФСР, прошла в 1979 году в Барнауле.

Корпорация «Российский учебник» продолжает публикацию методических рекомендаций для учителей по подготовке к олимпиадам. Своим личным опытом воспитания юных биологов поделилась учитель биологии школы Летово Алина Корбут.

Практика и вузовские учебники для школьников

– Уже на школьном этапе олимпиады по биологии школьного учебника не хватит . Необходимо знание дополнительного материала. Обольщаться, что этот материал школьники найдут самостоятельно – не стоит. Даже самым умным и талантливым нужна навигация в море информации. Поэтому опытный учитель всегда подскажет, какая дополнительная литература будет здесь полезна. Какой курс генетики, например. И это будет скорее всего компиляция из нескольких научных книг, частично из учебников, частично из задачников, из которых хороший преподаватель может составить методический материал для курса.

Чтобы подготовить учеников к успешному выступлению на олимпиаде регионального уровня и выше, нужно обязательно проводить с ними практические занятия. Как правило, на практическом туре выступают хуже, чем на теоретическом, даже школьники с высоким уровнем подготовки. Это говорит о том, что в большинстве школ недостаточное внимание уделяется отработке учащимися практических навыков. Так, на олимпиаде требуется идентифицировать срезы тканей и органов животных и растений, кости человека, определять насекомых хотя бы до отряда, пользоваться дихотомическими ключами для определения разных организмов, проводить качественные реакции на различные вещества, измерять кинетику ферментов, осуществлять простейшую статистическую обработку результатов.

В Москве рекомендуется участвовать в курсах и практикумах по подготовке к олимпиаде, которые организует Центр педагогического мастерства (ЦПМ). Как правило, на них приглашаются школьники, успешно выступившие на региональном этапе и выше.

Когда речь заходит о подготовке к олимпиаде, то здесь надо понимать, что у соревнований разного уровня требования к подготовке отличаются. Но даже на олимпиадах достаточно высокого уровня, например, регионального, информация в основном взята из вузовских учебников. По сравнению со Всероссийской олимпиадой школьников по биологии, олимпиады первого уровня, например, «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы», конечно, проверяют дополнительные знания, но внепрограммный материал нужно будет применить на практике для решения каких-то задач. Таким образом эти дополнительные знания будут творчески осмыслены.

Не надо заставлять читать ребенка весь вузовский учебник целиком. Да он этого и не будет делать. Нужно выбрать только важную информацию. Практически во всех областях биологии так и происходит. Часто школьники опираются только на конспект лекций определенного преподавателя. Потому что каждый преподаватель, который готовит ребенка к олимпиаде, читает какой-нибудь курс, и он компилирует все, что потребуется для подготовки к олимпиаде. И дети в этом случае тоже могут не пользоваться учебниками.

Для того, чтобы подготовиться к олимпиаде любого уровня, нужно войти в ее архив , который поможет проанализировать требования данной олимпиады и сделать выводы о том, куда двигаться дальше.

Далее я обычно делала так: приезжала на биологический факультет и скупала в университетской лавке половину книг. Это были вузовские учебники, учебники для аспирантов, студентов, школьников. Выбор диктовался только тематикой, которая меня интересовала.

Учебники, чтобы заинтересовать школьников, должны быть такими, чтобы их можно было читать для удовольствия. В них должно быть больше описаний экспериментов, потому что биология – экспериментальная наука. Учащиеся сами должны проводить на уроках опыты. Человек, который никогда не смотрел в микроскоп, едва ли может хорошо разбираться в биологии.

Книга в помощь

Всероссийская олимпиада школьников по биологии, в отличие от конкурсов, рефератов или исследовательских работ, охватывает более широкий круг биологических дисциплин и способствует формированию широкой биологической эрудиции. Олимпиада проверяет способности и умения учащихся решать различные биологические проблемы, проводить эксперименты.

Конкурсные мероприятия проводятся по олимпиадным заданиям, разработанным с учетом методических рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии олимпиады .

Все этапы олимпиады могут проводиться в два тура – теоретический и практический. Однако проведение практического тура на школьном и муниципальном этапе не является обязательным.

Теоретический тур определяет уровень подготовки участников с помощью тестовых заданий нескольких типов: «Выбор одного ответа из четырех», «Выбор нескольких ответов (от нуля до пяти) из пяти», «Определение правильности утверждений», «Задания на соотнесение».

Цель практического тура – определение уровня подготовки к осуществлению практической деятельности в области биологии. Учащиеся должны показать навыки работы с микроскопом, морфологического описания растений, приготовления микропрепаратов, проведения простейших экспериментальных исследований.

Конечно, уровень подготовки учащихся разных классов различается, поэтому число этапов практического тура может быть разным. Так, девятиклассники обычно соревнуются в умении проводить биологические исследования в трех обязательных кабинетах: «Морфология растений», «Зоология беспозвоночных» и «Гистология. Ткани и стадии эмбриогенеза». Учащиеся 10 и 11 классов обязаны продемонстрировать умения проводить исследования в кабинете «Анатомия растений». Также им могут быть предложены задания в кабинетах «Зоология позвоночных», «Физиология растений», «Цитология», «Анатомия и физиология человека», «Микробиология». Задания в кабинетах «Биохимия» или «Молекулярная биология», а для учащихся 11 классов еще и «Генетика».

Идея этого раздела, уважаемый читатель, весьма оригинальна. Я помню, насколько значимыми были для меня советы Вячеслава Минина и Дмитрия Ефимова (ныне кандидата биологических наук) на заключительном этапе Всероссийской олимпиады, ведь они тогда уже учились в одиннадцатом и десятом классах! Потом я заметила, какое сильное влияние оказывают старшие опытные участники на начинающих неоперившихся юниоров.

Я считаю этот момент наиважнейшим в нашей работе - момент преемственности. Для себя я определяю это как «импритинг» - юные птенцы слышат песню взрослых птиц, и их «колена» становятся такими же четкими и уверенными. Мои старшие ученики (иногда того не подозревая) воспитывают младших, являются примером для подражания. Многие крылатые слова и выражения, советы и легенды передаются олимпиадниками «из поколения в поколения».

Послание новым олимпиадникам от Кутихина Антона, выпускника 2008 года, победителя областного этапа Всероссийской олимпиады по биологии 2008 года.

Советы олимпиадных динозавров или Мост между прошлым и будущим

От авторов:
Несколько лет назад (а кажется, только вчера), когда мы даже еще не успели почувствовать вкус мяса мезозойского периода, пробил час X. Всевышний Создатель (в лице всеми нами любимой и уважаемой Натальи Павловны) вызвала нас в свои, прямо скажем, небольшие, но такие уютные чертоги, и сообщила нам крайне приятное известие. Во-первых, нам отныне разрешалось (о, святые суслики!) ПОСЕЩАТЬ ЭТУ ТАИНСТВЕННУЮ КОМНАТУ В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ ДНЯ (а ежели понадобится, то и ночи). Во-вторых, мы переходили на индивидуальный график охоты и травоедения. В-третьих, мы так и не узнали, что же за зверь – «зимняя сессия» - ожидает нас каждый год перед самым праздником (наверное, он здорово обозлился).

С чем же это было связано? Все объяснилось очень просто - юным динозаврикам предстояла самая ответственная миссия, возможная в нашем Лицейском биогеоценозе - защищать его честь. И не где-нибудь, а во вражеском лагере! (то бишь, в соседнем биогеоценозе, известном под названием «84»).
Наморщив чешую на лбах, обнажив клыки и закусив чьими-то лежавшими рядом удилами, мы принялись за подготовку к столь ответственному мероприятию!

И так весь триас, юру и мел… (т.е. 9-ый, 10-ый, 11-ый классы)

Теперь мы охотимся в других местах (а куда попадают старые динозавры на пенсии, сами потом узнаете). Но мы видели подрастающую нам достойную смену. Хоть и была она совсем зеленой и неокрепшей, но, тем не менее, обладала большим потенциалом действия (да и покоя, в общем-то, тоже). И вот, в очередной раз, наморщив лобную чешую, из которой уже к этому времени песок сыпался, мы решили написать вам, наши преемники, весточку - прочертить мост между прошлым и будущим.

Посвящается всему хорошему, что связано с олимпиадами по биологии Prof.Dr.Med. Anton Kutichin (ну ладно, так и быть, для вас я всего-навсего Профессор) and MC DIABLO (в миру просто Максимус)
МОЛОДЫМ ДИНОЗАВРИКАМ, ПИШУЩИМ СВОЮ ПЕРВУЮ ОЛИМПИАДУ.

Посмотрите на количество оставшегося до олимпиады времени и на имеющиеся в вашем распоряжении ресурсы. Соответственно, определите себе индивидуальный объем информации, которую вам необходимо осиливать за один день. К примеру, до олимпиады месяц (!!!) Здесь может быть два варианта:
Читать какие-либо новые книги. Если вы считаете, что ваши зубы явно недостаточно остры для хорошей охоты, то этот вариант будет для вас наилучшим.

Поднимать старые (принцип мобилизации). Если на ваших зубах пожелтела эмаль, то ее надо отбелить. «Вспомнить все» - принцип, который может очень хорошо закрепить ваши знания. Результат будет того стоить.

На наш взгляд, для успеха достаточно досконально знать:

I. Трехтомник Г. Билича. Он вас не укусит, а лишь заползет в ваши мозговые извилины и весьма уютно там устроится. Мой темп - 100-150 страниц в день (эквивалентно 3-4 часам). Итого по 5 дней на ботанику и зоологию и 8 дней на анатомию. Да, если встретите ошибки, то это В. Крыжановский;

II. А. Рувинский. Общая биология. Не стесняйтесь читать школьные учебники! На самом деле он достаточно серьезный, но при этом легкий для восприятия. Темп - 100 страниц в день (тоже около 3 часов), но, если легко идет, то можно и до 150-200 поднимать, особенно во второй половине учебника. Итого 3-4 дня.

III. Книга, перед которой я просто преклоняюсь. Б. Медников (ну да, Наталья Павловна, а вы что думали?). «Формы и уровни жизни». Истинно олимпиадная книжка. Многообразие растений и животных вы лучше не найдете нигде. И очень много данных, которые есть на олимпиадах и которые можно найти только там. К прочтению обязательна. Темп - 100 страниц в день, 4 дня. Обратить особое внимание.

IV. Ботаника для учителя в двух томах. Обитает в храме Натальи Павловны. Вот не помню, сколько там страниц, но темп обычный. Прочитайте, поможет поднять ботанику - самую противную область биологии (Максим этого не видел).

V. Микробиология. Пяткин. Если есть у кого-то связи в медакадемии - достаньте обязательно! Прочитаете и получите иммунитет к микробиологии на всех олимпиадах, вплоть до России.

VI. Все ваши конспекты по лицейской биологии и спецкурсам. Они будут пополняться. По конспекту в день.

VII. Барабанная дробь - Вилли-Детье! (это такая толстая коричневая пухлая в центре шкафа стоит) Моя личная олимпиадная Библия на пару с Б. Медниковым. Книга архисложная для первой олимпиады. Но в ней есть то, чего нет нигде.

X. Грин-Стаут-Тейлор. Трехтомник. Прочитайте, по уровню сложности примерно равен Вилли-Детье.
Дополнительные области знания, на которые стоит обратить внимание:
Биофизика и биохимия. Конспект по биохимии у вас будет в меловом периоде, биофизика штука противная, но хотя бы в общих чертах знать надо.

Ученые и терминология. Культура медицины и биологии, потом пригодится очень и очень сильно. И на олимпиадах вопросы и задания на это есть стабильно. Терминологию знать на ять обязательно. Конечно, список может расширяться. Но это база, которая вам поможет достойно писать любые олимпиады, вплоть до России.

2. Обязательно посещайте все подготовки. Цена каждой из них очень велика, так как там вы непосредственно занимаетесь самими олимпиадами. Если получится, уговорите Наталью Павловну начать с областных, а то она питает слабость к всероссийским (их долго разбирать).

3. Есть неплохой сайт www.rusolimp.ru . Там находится несколько олимпиад по биологии разных уровней - от района до России. Скачайте, прорешайте.

Лирическое отступление: не ленитесь после каждой прорешанной олимпиады смотреть процент правильно выполненных вопросов в каждом задании и в среднем по олимпиаде. Так интересней, ведь олимпиада, как ей и положено, это вид спорта, только интеллектуального. Олимпиад решайте как можно больше.

4. Делитесь знаниями между собой, мы все одна команда - Лицей.

5. Очень важно быть в тонусе на самой олимпиаде. От этого зависит очень много, поверьте. Выспитесь (убил бы людей, придумавших писать олимпиады в 10 утра), перекусите, зарядитесь хорошей музыкой, приведите себя в состояние полной боевой готовности. Ничего не бойтесь, теперь вам осталось только показать ваш высокий класс.

6. Вы все успеете. Каждый вопрос рассматривайте в отдельности, если чувствуете, что можете нащупать в обозримом будущем дорогу к ответу - думайте. Если мыслей нет совсем (а такое бывает, увы, нередко) - отложите вопрос, не забивайте свой мозг. Потом к нему вернетесь. На худой конец, 25% у вас никто не отнимет.

7. Когда думаете над вопросом, сразу определяйте для себя область знания, то, где вы об этом читали, знакомую информацию. Можно провести терминологический ряд (если речь идет о незнакомом/малознакомом термине, разбейте его на терминоэлементы и прокручивайте в памяти, думая, где они могли вам встретиться и что это может быть), можно визуально вспомнить конспект, можно мысленно составить себе возможную картину смысла вопроса. Много чего можно. Обобщите все это и смело включайте логику, вы на верном пути.

8. Если почувствуете, что мозг «забился», то отдохните минут этак десять. На посторонние темы при этом лучше не думать, но вот оценить обстановку вполне можно. Этот отдых абсолютно нормален. Потом принимайтесь за олимпиаду заново и с обновленными силами.

9. Задания можете выполнять в любом порядке, это индивидуально. Правда, есть тонкости их оценивания, но такое ощущение, что они разные на каждой олимпиаде. Если вам они известны, то это очень хорошо.

10. Совет имени Натальи Павловны: после того, как напишете олимпиаду, расслабьтесь, возьмите финальную паузу, отдохните. Время это обычно позволяет. Представьте, что вы Наталья Павловна, и проверьте свою олимпиаду. Помогает.

Ну вот, и подошел к концу наш краткий курс юного динозаврика. После первой олимпиады вы станете молодым динозавром. Пройдете ювенильный период. Надеемся, что эти советы помогут вам достойно справиться с вашим первым испытанием. Если возникли какие-то вопросы, всегда будем рады вам помочь.

Per aspera ad astra, sapere aude! Удачи!
С огромным уважением, старые динозавры.

Правила Анастасии Окуневой (дважды призера заключительного этапа Всероссийской олимпиады) в чем то перекликаются с выше изложенным, я ценю их за краткость и конкретность.

  1. Обязательно выспись. На олимпиаду как на праздник надо идти бодрым, красивым и уверенным в себе.
  2. Шпаргалок не бери. Победи достойно.
  3. Одевайся теплее – не лето.
  4. Получил задание – спокойно. Не суетись. Просмотри все листы от начала до конца. Оцени время написания.
  5. Выбери ответы, на твой взгляд самые правильные, отметь их карандашом. Закрой глаза, отвлекись немного, потом выполни задание на чистовик.
  6. Никогда не оставляй вопрос без ответа, даже если ни одно слово тебе в нем не знакомо. Такие вопросы нужны для проверки силы твоего характера. Не поддавайся.
  7. Повторите все лабораторные работы и практические задания, которые имеются в учебниках по биологии, не исключено, что что-то похожее встретите и на лабораторном практикуме.
  8. После выполнения последнего задания встань, разомнись, выйди прогуляться (на любой олимпиаде это допустимо). После возвращения представь, что ты Наталья Павловна и попробуй проверить свою работу как ученическую.
  9. После олимпиады встречаемся в лицее «выпустить пар».
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: