Экскурсия по достопримечательностям культуры Ле Мана. Что посетить - музеи, храмы, дворцы. Шампанское на подиуме

Название этого города на слуху у каждого, кто хоть немного интересуется автомобильным спортом. «24 часа Ле-Мана» - знаменитейшая гонка на выносливость, самая старая из всех, проводится здесь с 1923 г. Но Ле-Ман - это не только автомобили. Это ещё и крупнейший город Франции со славным историческим прошлым. Здесь сохранились уникальные постройки галло-римской эпохи, подобных которым нет во всей стране, интересный Старый город, древние здания и лабиринт старых городских стен.

Как добраться до Ле-Мана

Аэропорт Ле-Мана расположен прямо за трассой Сарта, совсем рядом с городом. Поездом TGV можно доехать до Ле-Мана из Лиона, Нанта, Ренна и Парижа. Также из столицы в Ле-Ман ходят автобусы.

Поиск авиабилетов в город Париж (ближайший а/п к Ле-Ману)

Немного истории

Основали город галлы, со времён которых здесь остались куски городских стен 3 века. В 11 веке Ле-Ман захватил Вильгельм Завоеватель, а в Средневековье город был столицей графства и относился к английским владениям. Здесь был похоронен первый король из династии Плантагенетов, и здесь же родился Генрих II Плантагенет.

Развлечения и достопримечательности Ле-Мана

Многих туристов Ле-Ман удивляет своим богатым галло-римским наследием. Туристический офис расположен на расстоянии небольшой пешей прогулки от импозантной площади Республики, на улице л’Этуаль. Здесь можно, в том числе, купить билеты для посещения гоночных трасс в дни проведения чемпионатов.

Гонки в Ле-Ман

Главная архитектурная и историческая достопримечательность Ле-Мана - собор Св. Юлиана, который начали строить ещё в галло-римские времена. На базе старой постройки позднее возвели готическую и даже не одну. Сегодня самые старые из сохранившихся соборных построек датируются 11 веком. И хотя снаружи собор выглядит несколько неестественно в силу приближающегося к нему вплотную урбанистического пейзажа, внутри можно полюбоваться потрясающей красоты витражами, не уступающими оным в Шартрском соборе. Кроме того, очень привлекательна резная дверь южного входа и фрески в интерьере.

3 вещи, которые нужно сделать в Ле-Мане:

#Проехать по тоннелю, который соединяет площадь Якобинцев с мостом Иссуа, увидеть любопытную подсветку и интригующий монумент, поставленный здесь пионеру авиации, Уилбуру Райту.
  1. Увидеть Менир - большую скалу из песчаника, которая стоит у берега реки. Этот камень стоит тут уже 5 тыс. лет и видел ещё кельтов.
  2. Побывать на Ночи химер.

Если спуститься по лестнице от собора, вы окажетесь в Старом городе, а точнее - прямо на рыночной площади (рынок проходит по пятницам). Этот район отлично сохранился, здесь можно вдоволь налюбоваться узкими улицами и красивыми домами с палисадниками, посидеть в аутентичных ресторанчиках и заглянуть в сувенирные лавочки. Прелесть Старого Ле-Мана в том, что он не упоминается в туристических справочниках, так что большинство приезжих и знать не знают о его существовании. Поэтому здесь даже в сезон немноголюдно. Целенаправленно обойти Старый город можно за час-полтора, а неспешно - провести здесь полдня.

Летом в Старом городе можно побывать на завораживающем бесплатном аттракционе - Ночи химер. После того, как садится солнце, здесь устраивают световое шоу: на старые римские и соборные стены проецируют красочные и разнообразные изображения ангелов, святых, фантастических тварей и так далее.

Близ старого входа в собор находится цистерцианский монастырь л’Эпо, который был основан в первой половине 13 века супругой короля Ричарда Львиное Сердце, Беренгарией. Королева жила здесь после смерти мужа и похоронена тут же. Аббатство перестраивалось в 15 веке и с тех пор дошло до наших дней в почти неизменённом виде.

Наиболее древняя постройка на территории города - галло-римские стены 3 века, общая протяжённость которых составляет около 1 300 м. Здесь сохранилась даже дюжина башен с геометрическим чёрно-белым рисунком. А прежние римские термы на нынешней улице Ростова, которые датируются тем же временным периодом, были открыты только в 1980 г. Сейчас посетители могут походить по ним с экскурсией и осмотреть выставку, организованную Высшей школой изящных искусств.

Прогулки по Ле-Ману

Церковь Нотр-Дам-дю-Пре была выстроена на месте, где похоронен Святой Юлиан, но затем полностью реконструирована в 11 и 12 веках. Здесь особый интерес представляют прекрасные витражи 20 века, которые заменили оригинальные, уничтоженные во время Второй мировой войны. Привлекателен и церковный садик. А другая церковь Богоматери, Нотр-Дам-де-ля-Кутюр, представляет собой в архитектурном смысле столь любимую туристами классическую готику. Основанная в 6 веке бывшая монастырская церковь сохранила и витражи, и резные каменные украшения, и саван Святого Бернарда 9 века, и впечатляющую крипту.

В сентябре на улице Освобождения проходит Луковая ярмарка. В это время в Ле-Мане можно попробовать луковый суп, луковый тарт, луковый хлеб и луковое много что ещё.

В Ле-Мане на самом деле не одна, а несколько гоночных трасс. Главная - трасса Сарт, которая и используется для проведения «24 часов». Часть трассы составляют общественные шоссе, так что, когда соревнования не проводятся, любой может проехаться по кусочку знаменитого маршрута (достаточно ехать из Ле-Мана на юг, по направлению к Туру). А на короткой трассе Бугатти проходит чемпионат МотоGP и различные французские клубные состязания.

В грандиозном киношедевре «Мужчина и женщина» герой Трентиньяна попадает в аварию именно в ходе гонки «24 часа Ле-Мана».

Знаменит город и своими тематическими развлекательными парками. В аквацентре «Атлантида» взрослых и детей ждет множество бассейнов и горок, тобогганы, джакузи, сауны и пляж. В «Папеа-сити» - антураж Дикого Запада и множество американских горок, а также небольшая ферма с животными, катание на лодках в парковом озере и модельная железная дорога.

В городе есть несколько музеев, достаточно интересных. В автомузее Сарта, что на краю трасс Бугатти и Сарта, можно осмотреть обширную коллекцию транспортных средств. Здесь отражена самая ранняя история мотогонок, есть коллекция из 150 авто начала 19 века и гоночные машины знаменитейших пилотов прошлого и настоящего. В числе развлечений, предлагаемых музеем, - симулятор скоростного трека. Зелёный музей со множеством экспозиций, посвящённых натуральной истории, владеет 2 тыс. экспонатов животных. А в музее воды можно увидеть большие аквариумы и модели экосистем местных рек.

Музей Тессе - едва ли не самый известный в городе; он занимает бывший епископский дворец. В музее выставлены картины и артефакты времён Древнего Египта, а также панель гробницы Жоффрея Плантагенета 12 века. А в музее королевы Беренгарии, который расположен в одноимённом особняке и двух примыкающих к нему средневековых зданиях, хранится впечатляющая коллекция предметов искусства: картин, керамики, стеклодувных изделий и мебели.

Окрестности Ле-Мана

Местоположение Ле-Мана в долине Луары делает его отличной базой для того, чтобы исследовать различные небольшие городки и деревни вокруг. Отсюда удобно съездить на день в Анже, Сомюр или Тур .

Примерно в 40 км строго на юг от Ле-Мана расположен замок Ле Люд - одна из бесспорных жемчужин в короне замков Луары. Это невысокий ренессансный дворец, удивительно аккуратный, симметричный и чёткий. Он был построен в 10-11 веках, сперва из дерева. Сначала замком владели графы Анжуйские, затем, в 15 веке, его получил маршал Рец, который помог отбить Ле Люд у англичан. Во время Французской революции замок был уничтожен почти целиком, но в 19 веке наследники последней хозяйки, маркизы де Вьевиль, приступили к реставрации. Сегодня замком по-прежнему владеют потомки этой фамилии, но осмотреть его туристы могут.

В эти выходные прошли 83-е по счету , которые проходят с 1923 года. В этом городе для проведения 24 часовых гонок часть дорожной сети превращается в спортивный трек, где гонщики целые сутки борются за победу. Давайте вспомним самые лучшие моменты из предыдущих 82 гонок.

10) Автомобиль взлетает в воздух - 1999 год

Этот был один из самых запоминающих моментов, когда весь мир узнал, как важна прижимная сила в спортивных мощных автомобилях. Вполне возможно, если бы не этот случай, то команда стала бы чемпионом в гонке 1999 года. Но, к сожалению, Немецкий гонщик стал героем по другой причине.

9) Автомобили Dodge Viper становились победителями Ле-Мана три года подряд (1998, 1999, 2000 года)

На гонках Ле-Мана больше всего . Именно поэтому когда на подиум попадает автомобили Японского или , то это событие привлекает огромное внимание публики.

Но когда Американский автомобиль три года подряд становится победителем гонок, то это уже сенсация. Так в 1998, 1999 и 2000 годах первое место в соревнованиях занимал спорткар Dodge Viper V10. Это было так удивительно, как и технологии двигателя, этого автомобиля.

8) Попытка продолжить гонку, несмотря на аварию (2012 год)

Сатоши Мотояма после удара в стену на своем , не хотел сходить с трассы и долго пытался что-то предпринять для того чтобы продолжить участие в соревнованиях на своем необычном спорткаре. К сожалению повреждения машины, были серьезными, и гонщику пришлось все-таки покинуть трек.

7) Рекорд скорости Пежо в 1988 году


Roger Dorchy на спорткаре Welter/Meunier WM P88 Peugeot в 1988 году во время гонок установил рекорд скорости, разогнавшись до 405 км/час.

Это был великий момент в Ле-Мане. Это был в мире в те годы. С тех пор мир скучает без таких мощных машин Французской марки. Но этот рекорд скорости помнит половина мира, и, наверное, именно поэтому продолжает покупать автомобили Пежо.

6) Первый гонщик Ле-Мана завершивший гонку один


Британский гонщик Эдвард Рамсден Холл Ле-Мана в 1936 году управлял 4,5 литровым

Bentley в Ле-Мане. Но эти соревнования были отменены из-за начала Мировой войны. Продолжить этот отмененный этап гонок удалось только в 1950 году.

Гонщик продолжил гонку на обтекаемом Бентли в гордом одиночестве. Водитель все 24 часа выдержал за рулем.

5) Ауди в 2011 году

Посмотрев победу , многим может показаться, что это скучно после очень частых побед этой команды в соревнованиях. Впервые в 24-часовых гонках команда Ауди стартовала в 1999 году. Но, несмотря на поздний дебют, Ауди уже смогла завоевать огромное количество титулов.

Именно только поэтому марка Ауди заслуживает всяческого уважения в автомире.

4) Появление на гонках Porsche 917 в 1969 году


Porsche становилось победителем Ле-Мана больше чем Ауди и любой другой автомобиль другой марки. Все началось в 1967 году, когда компания Порше решила впервые принять участие в соревнованиях на выносливость. Дебют в гонках начался с модели Порше 917, которая сначала перед гонкой не прошла проверку инспекторов на соответствие установленным техническим требованиям для участия в соревнованиях. Но механики решили проблему с помощью пивных ящиков.

С тех пор автомобили Порше стали фаворитами в легендарных гонках.

3) В 1980 году победителем гонок становится автомобиль Rondeau, произведенной частной мастерской


Как вы думаете, каковы были шансы на победу у гонщика этого ? Против Порше и других легендарных монстров Ле-Мана шансы автомобиля, который построен частной компанией, равнялись нулю. Но этот самодельный автомобиль в 1980 году удивил весь мир, выиграв гонку.

2) Ford GT в 1966-1969 году доказал Ferrari, что Итальянские спорткары не могут вечно оставаться первыми


Компания Форд создала удивительный спорткар GT, который смог превзойти легендарный автомобиль . Именно с тех лет мир и узнал, что сумасшедшие суперкары могут делать не только в Италии.

1) Победа McLaren в 1995 году


Победа в 1995 году в гонках Ле-Мана вошла в историю автоспорта из-за того что в гонках победил спортивный прототип. Примечательно, что это был дебют в соревнованиях, и с первой попытке компания McLaren вписала себя в историю победителей легендарных автогонок.

Красивый старинный город Ле Ман серьезно пострадал в годы Столетней войны. Он неоднократно разрушался, а во второй половине 19 века долгое время оставался под гнетом немецких оккупантов. Уникальные исторические и архитектурные памятники, которым удалось пережить все невзгоды, сегодня являются главным богатством города. Несмотря на то, что у многих путешественников Ле Ман ассоциируется, в первую очередь, с автогонками, город известен и своими многочисленными достопримечательностями.

Символом города считается собор Сент-Жюльен (Saint-Julien). Согласно историческим данным, первая церковь на его месте располагалась еще в 6 веке. Строительство собора, который гости города могут посетить сегодня, началось в 1060 году и длилось почти четыре сотни лет. На территории церкви похоронены члены королевской семьи, а непосредственно в ее стенах располагается гробница Св. Юлиана Ле Манского. Местные жители и сейчас считают его своим покровителем, поклониться святыне пребывают гости из самых разных уголков планеты.

После осмотра прекрасного религиозного памятника стоит отправиться в Музей Беренгарии (Musee de la Reine Berengere). Здание, в котором располагается музей, также представляет большую архитектурную ценность и датируется 15 столетием. Открытие музея состоялось в 1924 году, с тех пор его коллекция стремительно расширяется и пополняется все новыми артефактами. Сегодня в залах представлены коллекции исторических экспонатов, а также археологических находок, найденных в окрестностях города. Стоит отметить, что горожане являются непосредственными участниками создания музея. Буквально каждый считает своим долгом внести лепту в поддержание культурного памятника. Копирайт www.сайт

Интересным заведением является и Музей Тессе (Musee Tesse), который находится рядом с площадью Якобинцев (Jacobins). Он обязательно понравится тем, кто неравнодушен к живописи. В музее представлены работы известных французских и итальянских художников, часто в нем проходят выставки современных живописцев. Важным культурным объектом является аббатство Нотр-Дам-де-л"Эпо (L"Abbaye de l"Epau). Недавно архитектурный памятник начала 13 века был полностью отреставрирован, сегодня он является постоянным местом проведения концертов классической музыки и различных фестивалей. Среди прочих экскурсионных объектов, которые будут интересны гостям города, стоит отметить церковь Св. Жанны д"Арк. С этим ярким архитектурным памятником 11 века также связано немало интересных историй.

Великолепным памятником природы является парк Arche de la Nature, который чем-то напоминает сказочную ферму - и это ощущение прикосновения к волшебству не покидает посетителей ни на минуту. Именно из-за этой сказочно-пасторальной атмосферы многие туристы и посещают парк. Впрочем, здесь и располагается маленькая ферма, где можно взглянуть на домашних животных (лошадей, коз, коров), а также прекрасный сад с благоухающими растениями. Другой интересной природной достопримечательностью в Ле Мане является сад Jardin des Plantes, украшением которого являются не только прекрасные цветы и композиции из них, но и мастерски выполненные скульптуры.

Для туристов, увлекающихся эволюцией и биоразнообразием, будет интересно посетить Musee Vert, где можно узнать массу интересных сведений об этом. Посетителей ожидает просмотр красочного фильма и разглядывание коллекции чучел и скелетов животных. Для тех, кто приехал в Ле Ман ради знаменитых автогонок, следует совместить посещение ралли с визитом в Musee des 24 Heures du Mans, где туристы смогут посмотреть на культовые автомобили, которые в разное время занимали почётные места на автогонках. Впрочем, понравится в музее и тем, кто в город приехал не только ради автогонок - в особенности, это касается детей, которые с восторгом воспринимают каждый экспонат.

Ниже вы можете выбрать одну из экскурсий по Ле-Ману и окрестностям от частных гидов - местных знатоков региона.

Saint-Julien или же Кафедральный собор Сент-Жюльен является кафедрой епископа города Ле Ман, который ввел христианство в области примерно в начале 4-го века. Этот собор будет прекрасным дополнением в вашем списке желаемых к посещению достопримечательностей.

Самая первая церковь, которая заложила начало строительства собора, появилась еще в VI в. Храм, который дошел до наших времен начал возводиться приблизительно в 1060 году при епископе Вульгрине. Строительство полностью было завершено только в 1430 году. Трансепт и башни были возведены к 1096 году. Удивительный готический хор завершили только в 1220 году, который был предназначен для размещения мощей святого Юлиана. Вполне возможно, что именно большой хор с апсидой и корпусами с пятью алтарями является одним из самых ранних примеров строения, который позже стал стандартом для крупных церквей по всей северной Европе.

Собор занимает северо-восточную часть Старого города (известный как Вье-Ман), большая его площадь на вершине небольшого хребта преобладает мощеными улицам. К собору примыкает реликвия доисторической эпохи с западной стороны – это менгир, который имеет высоту 4,55 метров. Здесь же находится гробница святого Юлиана Ле Манского. Летописец Альдрик (IX в.) в своих «Деяниях епископов» пишет о том, что этот святой был учеником самого Христа. Также здесь похоронен Карл Анжуйский - король Неаполя и брат Людовика Святого Французского.

Собор, который сочетает в себе романский неф и готический хор, отличается своей невероятно богатой коллекцией витражей.
Неф в Ле-Мане насчитывает в своей коллекции около 20 витражей из середины 12-го века. Западные витражи, достаточно большие в своих размерах, изображают сцены жизни вышеупомянутого святого Юлиана Ле-Мана, примерная дата их создания - 1155 год. В западной части предела нефа расположен витраж "Вознесения". Его дата создания приурочена к 1120 году, что делает этот витраж одним из самых старейших сохранившихся во Франции. Высота башни составляет 64 метра и является самой высокой постройкой этого города.

В отличие от романского стиля программы остекления, верхняя часть хора во многом остается нетронутой и представляет собой очень разнообразные сцены из Ветхого и Нового Заветов и жизни святых. Эти витражи отличаются отсутствием согласованной программы распределения предметов и некоторые эпизоды повторяются в разных окнах. Витражи представлены в разных художественных стилях.

Длинной в 57 метров тянется главный неф собора, высота его составляет 24 метра; длина же трансепта - 52 метра, а высота - 34 метра. Эта разница возникла по причине того, что неф и трансепт строились в разные эпохи, неф - в романскую, а трансепт - в готическую.

Возведение хора началось с того, что в 1217 году глава собора получил разрешение снести часть галло-римских городских стен четвертого века, которые блокировали дальнейшее расширение на восток (любые изменения в городские постойки в средневековой Франции требовали разрешений царя). Работы по увеличению восточной части начались сразу и новый хор был открыт 24 апреля 1254.

После завершения строения хора, следующим приоритетом было восстановление трансепты для того, чтобы связать новые готические элементы с романским нефом, однако эта работа была отложена из-за отсутствия средств. Строение южного трансепта было начато в 1380 и завершено в 1392 году с помощью средств, пожертвованных королем Карлом VI. Работы с северной частью начались в 1403 году, но были отложены из-за возобновления Столетней войны и не продолжались до 1430. В 1500 году планируемое увеличение высоты трансепты было отклонено из соображений экономии.

В современные годы в 2003 году была проведена генеральная чистка собора от различных загрязнений.
Это место будет интересно всем, кто интересуется религией или же не ровно дышит к церквям. Вы обязательно почувствуете ту атмосферу, которая обитает в Соборе Сент-Жюльен.

Русская история «24 часов Ле-Мана» в ХХ-м веке достаточно коротка, но отнюдь не так безрадостна, как может показаться. Так в 1931 году наш соотечественник, русский эмигрант Борис Ивановский, после революции уехавший из России и выступавший уже под знаменами Франции, занял в легендарном марафоне второе место. Французский россиянин (хотя команда под его фамилией была заявлена под французским триколором, на гонку он вышел под русским флагом), на счету которого уже была победа в 24-часовой гонке в Спа в 1928 году, стартовал в Ле-Мане в паре с французом Анри Штоффелем за рулем огромного 7-литрового Mercedes-Benz SSK - самого мощного (более 250 л.с.), но и самого тяжелого (около 1700 кг) автомобиля, представленного в той гонке.

В «Ле-Мане» 1931 г. Ивановский и Штоффель выступали под №1, однако на финише их тяжелый и мощный Mercedes-Benz SSK c 7-литровым мотором оказался лишь вторым, уступив куда более скромной, легкой и экономичной Alfa Romeo 8C2300

Хотя на финише «24 часов Ле-Мана» Борис и Анри все же уступили куда более скромной 2,3-литровой Alfa Romeo 8C2300 лорда Хоу и Генри Бэкина, тем не менее это второе место в абсолютном зачете Ле-Мана, наряду с триумфом в Спа и победой на Гран При Северной Ирландии в 1929 году, стало одним из самых значимых событий в карьере Ивановского. В принципе, исходя из современных методов классификации можно даже сказать, что Ивановский и Штоффель выиграли тогда «Ле-Ман» в классе автомобилей с объемом двигателя 5001-8000 куб. см. К сожалению, о дальнейшей судьбе самого Бориса известно очень мало, вернее, почти ничего: через пару лет после старта в Ле-Мане Ивановский бесследно растворился в туманном лихолетье предвоенной Европы. А наша страна на долгие годы утратила всякую связь со знаменитым марафоном.

Борис Ивановский (слева) и Анри Штоффель принимают поздравления со вторым местом после финиша суточного марафона. Ле-Ман, 14 июня 1931 г

Следующая возможность пробиться в Ле-Ман с собственным автомобилем появилась у нас лишь в 2000-2001 годах. Тогда по заказу первого российского пилота «Формулы-3000» Виктора Маслова группа инженеров команды «Арден-Россия» во главе с Ником Васом, ранее участвовавшим в работах над знаменитыми Jaguar XJR, разработала проект российского спортпрототипа самого престижного в то время гоночного класса LMP900. Однако денег на постройку этой машины Маслову в России тогда найти так и не удалось, и проект остался реализованным лишь на бумаге. Тем не менее у самого Виктора шанс стать первым россиянином в Ле-Мане все-таки оставался.

В конце 90-х пилот «Арден-России» Виктор Маслов стал одним из инициаторов создания первого русского прототипа для «Ле-Мана»

В конце 2001 года знаменитая британская фирма Дэйва Ричардса Prodrive заключила контракт с Ferrari на участие нескольких «гарцующих жеребцов» 550 Maranello класса GTS в «24 часах Ле-Мана». Причем один из экипажей планировали набрать из пилотов, представлявших исключительно Восточную Европу. Свое согласие на выступления в «восточной связке» дал Томаш Энге (в то время – главная надежда чешского автоспорта), туда же пригласили и Маслова. Чтобы войти в экипаж Prodrive, Виктору нужно было собрать лишь 100 тысяч фунтов - мелочь по современным меркам Ле-Мана. Да и в те времена – сумма вполне приемлемая. Увы, но и этих денег в России не нашлось, так что дебют россиян в Ле-Мане третьего тысячелетия состоялся лишь двумя годами позднее, когда покорять кольцо Сарте отправились Алексей Васильев и Николай Фоменко, а год спустя к ним присоединился Сергей Злобин.

Проект открытого прототипа LMP900 Ника Васа остался не реализованным: найти необходимые инвестиции в России Маслову так и не удалось

Всего за последнее 10 лет в «24 часах Ле-Мана» приняли участие более десятка наших пилотов, а в прошлом году российская «конюшня» SMP Racing с Виктором Шайтаром и Алексеем Басовым даже выиграла в младшем классе LMGTE Am. В нынешнем сезоне за победу в Ле-Мане поборются пятеро россиян, причем впервые все они будут стартовать на спортпрототипах класса LMP2.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: